Сегодня наблюдается дефицит квалифицированных ИТ-кадров, и прогнозируется его дальнейшее увеличение. Это справедливо не только для динамично развивающейся отечественной экономики, но и для благополучного Запада, где, по ряду оценок, интерес к ИТ-специальностям начал снижаться. Осознав, что через некоторое время ситуация может стать критической, ведущие ИТ-компании перешли от деклараций о дружбе и от эпизодической помощи университетам к долгосрочному сотрудничеству с ними. Лучшие академические программы не только позволяют переносить эти инвестиции на последние этапы обучения в вузах и экономить на переподготовке кадров, но и дают возможность влиять на учебный процесс, приближать его к международным образовательным стандартам в области ИТ и к требованиям отрасли.

Школа Голубого гиганта

Основная тенденция сотрудничества ИТ-индустрии с российской образовательной системой состоит в переходе от «чисто» материальной поддержки к влиянию на качество учебного процесса. Как отмечает координатор академической инициативы IBM Катерина Фроловичева, сегодня корпорация даже не рассматривает возможность партнерства с теми вузами, которые ждут от нее лишь бесплатных поставок программного обеспечения, оборудования и предоставления грантов. В рамках программы IBM Academic Initiative, которая активно реализуется в России уже около двух лет, IBM выделяет вузам ресурсы в расчете на совершенствование их фундаментальных программ. Фроловичева подчеркивает, что речь не идет о введении в них курсов по определенным системам IBM: в условиях постоянного развития технологий они быстро теряют актуальность. Подготовка специалиста по конкретной версии WebSphere или DB2 бессмысленна, поскольку полученные навыки могут устареть к моменту его выхода на работу.

Более эффективным является включение в учебную программу спецкурсов и лабораторных работ по современным технологиям IBM. Корпорация предоставляет вузам, участвующим в академической инициативе, доступ к своему репозитарию программных продуктов, к разработанным ее специалистами учебным пособиям и к изданиям IBM Press. На основе этих материалов может быть построена технологическая составляющая программы.

По словам Фроловичевой, в вузах наиболее популярным направлением является разработка программ на основе продуктов Rational. Одним из самых успешных в компании считают курс МИЭМ по объектно-ориентированному программированию, базирующийся на учебных материалах IBM по Rational и на соответствующих программных продуктах.

Обязательным компонентом пакета предложений для вузов является обучение преподавателей. IBM организует для преподавателей курсы в своем Учебном центре и Центре инноваций. Компания рассчитывает на подтверждение того, что ее усилия потрачены не зря: в учебные планы должны включаться элементы обучения на примерах технологий IBM. По данным корпорации, в ее академической инициативе участвуют почти полсотни вузов. Примерно 4,5 тыс. студентов по всей стране обучаются с использованием материалов и программных продуктов IBM.

Компания считает оправданной и целевую подготовку специалистов для решения ее кадровых проблем. Так, совместно с МИФИ она реализует пилотный проект обучения по серверным линейкам xSeries и pSeries и программным семействам WebSphere, DB2 и Lotus. На это идут денежные средства, обычно затрачиваемые IBM на поиск специалистов с помощью рекрутинговых агентств.

Развитие академической инициативы IBM во многом связано с открытыми платформами. Компания все активнее делает на них ставку в основном бизнесе, и соответствующая тематика может вполне естественно вписаться в учебные дисциплины. IBM предлагает учебные материалы и подготовку преподавателей по ОС Linux, платформе Eclipse, CУБД Cloudscape, открытой версии сервера приложений WebSphere. Доступность этих программных платформ, формирование вокруг них сообщества разработчиков и пользователей дают вузам почти неограниченные возможности построения учебных треков на их основе. Правда, отмечают в IBM, у представителей российской высшей школы еще сохраняется психологический барьер по отношению к Open Source.

Академии для разработчиков

Академическая инициатива — неотъемлемая часть системы взаимодействия IBM с разработчиками. У программ IBM, нацеленных на разработчиков и поддержку вузов — общая целевая аудитория. Студенты, как правило, быстро начинают заниматься конкретными проектами, а профессиональному разработчику постоянно приходится обновлять свои знания. Платформа Rational SDP интенсивно развивается, а соответствующие средства Microsoft выходят на качественно новый уровень, поэтому IBM приходится бороться за настоящих и будущих разработчиков. Помимо стандартных учебных программ по Rational и Java-разработке на платформе WebSphere компания предлагает технические семинары и брифинги по этой платформе как бизнес-партнерам, так и вузовской аудитории.

Программы по Java входят в более общие технологические курсы, в частности, в курсы, посвященные средам разработки IBM или платформе Eclipse. Главным популяризатором языка Java в университетской среде является, конечно, Sun Microsystems. Сейчас действуют несколько академических программ Sun, в том числе Sun Java Academy, реализуемая только в России. В ее рамках компания поддерживает разработку вузами курсов программирования на Java и администрирования ОС Solaris, выпускает методические пособия, бесплатно обучает преподавателей и предоставляет вузам льготы на приобретение программно-аппаратного обеспечения. Sun стремилась сформировать стандарт преподавания ее базовых технологий в России, создать своего рода ликбез по Java — первую ступень обучения будущих активных участников международного Java-сообщества. И таким «стандартом» стали курсы, организованные в Internet-университете ИНТУИТ.

Возможность получить из первых рук готовую программу обучения Java ценна для российских вузов. Этому языку пока не уделяется должного внимания в отечественной системе подготовки программистов, где по-прежнему доминируют C/C++ и «еще более унаследованные» языки. Программа Sun Java Academy открыта для всех. Ее первыми участниками стали ведущие российские университеты, в том числе МГУ им. Ломоносова, МИФИ, МФТИ, петербургский ИТМО, ряд региональных вузов. Центры Sun Java Academy организованы в Москве, Киеве, Минске, Томске, Курске, Екатеринбурге и Новосибирске. Кроме того, в Центре высоких технологий в Санкт-Петербурге компания реализует программу интернатуры: студенты могут изучать ее технологии, участвуя в реальных проектах.

«Помочь будущему поколению разработчиков реализовать свой потенциал с помощью технологий Microsoft», — так определяет стратегическую задачу сотрудничества с российскими вузами менеджер по связям с университетами Microsoft Андрей Терехов. Студентам и преподавателям высшей школы необходимы возможность получения лицензионных версий самых современных продуктов компании и, главное, методическая помощь. В России реализуются те же принципы работы Microsoft с вузами, которые действуют во всем мире.

В рамках специальной программы подписки MSDN Academic Alliance факультеты-партнеры получают продукты Microsoft на самых льготных условиях. Эти продукты используются лишь в образовательных и исследовательских целях — поддержка с их помощью ИТ-инфраструктуры вузов запрещена. Программное обеспечение может устанавливаться на любом количестве компьютеров, в том числе на домашних ПК студентов и преподавателей. По словам Терехова, в программе участвуют около 200 факультетов отечественных вузов.

Еще один ключевой компонент программы Microsoft — обширный репозитарий учебных материалов Curricula Repository. В нем размещены курсы, модули учебных программ и лабораторные работы, созданные на основе технологий компании и распределенные по категориям в соответствии с международным образовательным ИТ-стандартом Computing Curricula (CC). Часть программ разработана при непосредственном участии Microsoft, а другая часть — по инициативе преподавателей университетов. Microsoft оставляет за собой право регулировать содержимое ресурса, размещать в репозитарии наиболее полезные и отвечающие определенным требованиям материалы.

Curricula Repository не только предоставляет университетским преподавателям необходимые сведения и методики, но и дает им хорошую возможность заявить о себе. По словам Терехова, в ресурс включено немало материалов, разработанных отечественными преподавателями. Microsoft поддерживает и русскоязычный, пока более скромный по объемам, аналог этого сайта.

На стыке ИТ и бизнеса

Международная программа SAP University Alliance пришла в Россию в 2004 году. Во всем мире она охватывает уже более 500 высших учебных заведений, но российских партнеров пока — лишь единицы. И дело состоит не только в том, что реализация программы в нашей стране началась недавно. «Университетский альянс» SAP нацелен, прежде всего, на формирование навыков руководства бизнесом с применением решений этой компании, в том числе на подготовку менеджеров со знанием специфики разных отраслей. SAP устанавливает отношения с теми вузами, которые имеют реальную возможность организовать такое обучение. Их преподаватели должны не только вести аудиторные занятия, но и знать контекст применения решений SAP в бизнес-процессах конкретных областей индустрии. Соответственно, одним из важнейших условий партнерства является наличие у вуза тесных связей с бизнесом и промышленностью.

Вузы, принятые в академическую программу SAP, становятся членами международного сообщества университетов. Компания обеспечивает им все условия для обмена опытом преподавания, учебными программами, результатами исследовательских проектов. Они получают доступ к глобальному репозитарию учебных курсов Innovation Watch, в котором хранятся материалы, разработанные наиболее опытными членами альянса. Такие вузы участвуют в ежегодном конгрессе SAP, на котором обсуждаются достижения и проблемы этой образовательной инициативы. SAP предоставляет им бесплатные лицензии на свое программное обеспечение, организует тренинги для преподавателей, оказывает экспертную поддержку при разработке учебных материалов, при необходимости выделяя для этого гранты. А университет обязуется не использовать свои программные решения в коммерческих целях и не проводить обучение, связанное с решениями SAP, на коммерческой основе.

Основой обучения SAP в высшей школе является специально разработанная модель виртуальной корпорации IDES (International Demonstration and Education System). Она едина для всех участников альянса, но позволяет вузам разрабатывать собственные бизнес-примеры и лабораторные работы, творчески использовать наработки других университетов. SAP учитывает сложность своих систем и их серьезные требования к ИТ-инфраструктуре, а потому старается упростить организацию обучения. Для этого служат образовательные хостинг-центры: они располагают лицензиями на решения SAP и предоставляют дистанционный доступ к ним. В результате вузы, которые не имеют ресурсов для поддержки сложной программно-аппаратной среды, не лишаются возможности обучать работе с такими решениями.

По словам руководителя программ партнерства SAP с вузами и научно-исследовательскими организациями в СНГ Виктора Таратухина, во всем мире у компании насчитывается 16 хостинг-центров. Сейчас в вычислительном центре Санкт-Петербургского государственного университета (первый в нашей стране участник «Университетского альянса» SAP) разворачивается переданное ему на безвозмездной основе оборудование IBM, на базе которого будут работать системы mySAP Business Suite.

Хостинг-центр в СПбГУ может стать и центром компетенции по решениям SAP и IBM. Этот университет имеет давние отношения с IBM (как заказчик и партнер в области образовательных программ), а теперь формирует на факультете менеджмента экспертизу по преподаванию решений SAP с использованием модели IDES. Он сможет обучать в дистанционном режиме работе с комплексными решениями SAP на аппаратно-программной платформе IBM, в том числе в рамках коммерческих программ MBA/MBI. Санкт-Петербургский университет получает уникальную возможность использовать системы SAP вместе с СУБД DB2 и управляющими решениями Tivoli, что позволит проводить исследования и оценивать эффективность такой модели.

Возможность стать хостинг-центрами есть и у других участников альянса. Например, Таратухин упоминает МИИТ, в котором обучение работе с решениями SAP в интересах РЖД проводилось еще до официального прихода «Университетского альянса» в Россию. На факультете бизнес-информатики ГУ ВШЭ компания имеет базовую кафедру. Новая специальность «бизнес-информатика» сейчас разворачивается еще в 25 российских вузах. Она очень привлекательна для SAP тем, что в процессе обучения поддерживается тесная связь между технологическим и бизнес-направлением. Кроме того, заключено соглашение с МГУ: наличие на его факультете ВМК экспертизы управления учебным процессом на основе решений SAP позволит создать хостинг-центр для других факультетов (в частности, факультета государственного управления).

Как отмечает Таратухин, «Университетский альянс» позволяет вузу построить всю цепочку знаний о решениях SAP, начиная с оптимизации бизнес-процессов (как правило, она сопровождает внедрение ERP-систем) и заканчивая особенностями технологической платформы. То, какие именно направления учебной программы и в каких объемах будут реализованы, зависит от специфики факультета. Бизнес-школы, участники программы MBA и факультеты, выпускающие менеджеров, могут не фокусироваться на технологических тонкостях модулей SAP. Однако студенты должны понимать, как реализовать те или иные бизнес-схемы с их помощью. В равной степени важно сопровождать такое обучение курсами по оптимизации бизнеса на основе формальных структур, например, решений ARIS (как делается на факультете бизнес-информатики ВШЭ, где компания IDS Sheer также имеет базовую кафедру), и бизнес-играми с примерами внедрения.

Следующий уровень изучения продуктов SAP — более подробное ознакомление с возможностями конкретных решений, в том числе с отраслевой спецификой их применения. А в связи с новыми тенденциями развития продуктов компании, появлением собственной платформы интеграции приложений NetWeaver развивается технологическая составляющая учебных программ. По словам Таратухина, в России она пока не представлена. Программы Государственного университета управления, СПбГУ, Российской экономической академии им. Плеханова и других членов «Университетского альянса» ориентированы лишь на бизнес-аспекты. Но на следующем этапе, когда к этой системе подключатся РГУ нефти и газа им. Губкина и МИФИ, планируется изучение и технологий SAP.

Мы выбираем, нас выбирают

SAP практикует индивидуальный подход к партнерству в рамках «Университетского альянса». Компания помогает вузу, намеренному стать членом альянса, определить содержание и объем его программы. При этом она удостоверяется в серьезности намерений будущего партнера, оценивает его ресурсы, проводит с преподавательским составом большую подготовительную работу. Дополнительным плюсом для участника альянса являются связи с предприятиями — клиентами SAP. Они позволяют дополнить аудиторную работу студентов с моделями виртуальных предприятий подготовкой курсовых и дипломных проектов в реальных организациях. Например, в образовательном процессе Ульяновского университета активно участвует крупный клиент SAP «Волга-Днепр». Сейчас в альянсе числятся девять российских университетов и Казахстанско-Британский технический университет.

Академические программы IBM, Microsoft и Sun Java Academy позиционируются как массовые, открытые для всех вузов. Инициатива завязывания партнерских отношений может исходить с обеих сторон. Менеджеры академических программ не скрывают заинтересованности в сотрудничестве с крупными российскими университетами, которые имеют многолетние традиции качественного образования и солидные научные школы. И такие вузы есть не только в обеих столицах. В других городах России также сформировались ведущие научные центры, например Нижегородский и Новосибирский университеты или вузы Томска (из полумиллиона жителей которого около трети составляют студенты). Партнерство с ними выгодно для ИТ-компаний и потому, что их опыт часто пытаются тиражировать другие высшие учебные заведения страны.

По сути, академические инициативы являются долгосрочными инвестициями в развитие ИТ-индустрии, но во многих случаях позволяют решать и текущие кадровые задачи компаний. Это тоже влияет на выбор участников программ. IBM, например, нет резона налаживать взаимодействие с малоизвестными учебными заведениями: их выпускники вряд ли сумеют устроиться на работу в крупных фирмах, составляющих основную клиентскую базу Голубого Гиганта. Однако для организации партнерских отношений иногда достаточно активности преподавателей-энтузиастов, наличия в вузе интересных программ и желания совершенствовать их с помощью современных технологий.

Сертификация со студенческой скамьи

Работодатели неоднозначно относятся к «фирменной» сертификации. Она приводит к повышению «стоимости» сотрудников на рынке труда, а потому может обернуться для предприятия потерей кадров. Зато сертификация является одним из критериев оценки знаний и умений новых сотрудников.

Компании начинают поддерживать обучение по сертификационным программам и предоставлять льготы при сдаче тестов в вузах, участвующих в их академических инициативах. Так, Sun предоставляет студентам скидки на сертификационные ваучеры.

В рамках образовательной программы Microsoft IT Academy университеты предлагают дополнительные учебные курсы по продуктам этой компании. Они позволяют формировать у студентов конкретные навыки и умения, готовят их к международной сертификации Microsoft Office Specialist (MOS) и Microsoft Certified Professional (MCP). Кроме того, Microsoft обеспечивает обучение и сертификацию преподавателей, которые получают возможность вести соответствующие курсы. Сейчас идет процесс перевода и публикации авторизованных курсов, которые будут использоваться в образовательном процессе как учебники. В России программа IT Academy охватывает примерно 200 вузов и средних учебных заведений. Правда, не решена проблема дороговизны сертификационных тестов для студентов.

Сертификаты IBM пока менее популярны, чем сертификаты Microsoft. Компания IBM пытается стимулировать студентов, изучающих ее технологии на основе академических программ, официально подтверждать свои знания. По словам Фроловичевой, с осени прошлого года студенты, имеющие сертификаты или хотя бы идентификационные номера участников сертификационных экзаменов, могут размещать свои резюме в базе вакансий, которой пользуются партнеры премьер-уровня и заказчики IBM. Это облегчает выпускникам поиск работы и дает партнерам возможность снизить расходы на обучение сотрудников. Преподавателям, участвующим в программе IBM Academic Initiative, и их студентам предоставляется 50-процентная скидка при сдаче сертификационных тестов по определенным технологиям. IBM планирует реализовать на базе вузов и бесплатную сертификацию по некоторым направлениям.

Иначе относится к сертификации компания SAP. Сертифицированный специалист по решениям SAP — это профессиональный консультант, услуги которого стоят очень дорого. Его сертификация подтверждает не просто знания, полученные на тренингах, но, прежде всего, опыт работы над конкретными проектами. Введение льгот для студентов, не обладающих таким опытом, в SAP считают неоправданным.

Сотрудничество

Образовательные инициативы порой объединяют интересы непримиримых конкурентов на ИТ-рынке. Есть немало примеров сотрудничества компаний, стремящихся сделать фундаментальную подготовку специалистов более эффективной. Скажем, это уже упомянутый центр компетенции SAP и IBM в СПб-ГУ (с появлением собственной интеграционной платформы NetWeaver компания SAP становится реальным конкурентом IBM). Это и работа в рамках комитета по образованию АПКИТ. В частности, усилиями специалистов из разных компаний и при финансовой поддержке вендоров переводятся на русский язык тексты международных стандартов Computing Curricula. По словам Терехова, ассоциация АПКИТ способна представлять российскую ИТ-индустрию и говорить от ее лица с высшей школой и государством, чего не могут делать отдельные компании. Основной площадкой для диалога стала организуемая АПКИТ конференция «Преподавание ИТ в России», на которой представители вузов и индустрии обмениваются опытом и идеями совершенствования отечественного ИТ-образования. Правда, до сих пор не удается привлечь к обсуждению чиновников Министерства образования РФ.

Возможно, наиболее яркий пример сотрудничества — проект «Виртуоз». Его цель состояла в объединении усилий компаний для решения одной из самых животрепещущих проблем вузовского ИТ-образования — подготовки преподавательских кадров. Она является особенно острой в региональных университетах, где программы по ИТ зачастую «держатся» лишь на нескольких хороших специалистах, и еще не сложились традиции, школа, система воспроизводства преподавательского опыта. Потеря таких людей чревата для вуза невозможностью продолжить преподавание ИТ-дисциплин на прежнем уровне.

Нижегородский филиал Intel решил собрать группу преподавателей из региональных вузов и провести их обучение современным тенденциям и технологиям программной инженерии силами компаний, реализующих эти технологии. В течение осеннего семестра 2004 года десять энтузиастов из разных городов России и Украины (участие преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска не допускалось) стажировались в лаборатории Intel в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского. Они слушали лекции специалистов Microsoft, IBM, Borland, RUSSEE и «Лаборатории Касперского», а завершилось обучение разработкой стажерами учебных курсов по программной инженерии в соответствии со стандартом Computing Curricula.

После обучения по программе «Виртуоз» преподаватели обязаны не менее двух лет работать в своих вузах. Они должны реализовать полученные знания в учебных программах и передать опыт коллегам. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги, поскольку прошел год с момента выпуска «виртуозовцев». По словам Терехова, опасения по поводу того, что вложения компаний в такое обучение не дадут эффекта, похоже, не оправдались. Участники проекта ведут активную преподавательскую и научную работу, выступают на конференциях, публикуют статьи и готовят себе смену, обучая аспирантов и студентов старших курсов. Учитывая успех первого «Виртуоза», его организаторы решились на второй.

Растить чемпионов

Есть еще один интересный аспект взаимодействия университетов и ИТ-бизнеса. Нынешние студенты почти лишены возможностей индивидуального творчества. Утеряны традиции масштабных студенческих конференций, которые давали стимул для научной работы и позволяли пополнять багаж знаний. Конкурсы и конференции, организуемые и спонсируемые компьютерными компаниями, помогают ликвидировать этот пробел.

В текущем году компания Sun во второй раз организовала конкурс проектов на Java. В прошлом году в нем участвовали около 100 индивидуальных и коллективных проектов, значительная часть которых была выполнена силами студентов.

Конкурс Java-проектов — российская инициатива компании. А теперь Sun предлагает нашим студентам, аспирантам и сотрудникам ИТ-служб вузов принять участие в своем международном конкурсе Solaris 10 University Challenge, где необходимо представить инновационный проект с использованием возможностей операционной системы Solaris10 или OpenSolaris. Аналогичный конкурс, связанный с ОС Linux, проводила IBM.

Для Microsoft главный конкурс — международный Imagine Cup. В 2006 году он пройдет в четвертый раз, и с самого начала в нем участвуют команды российских вузов. Imagine Cup включает в себя несколько категорий, большинство из которых организованы в интерактивном режиме и связаны с творческим применением технологий Microsoft. Но самая престижная, по словам Терехова, категория программных проектов — очный конкурс вузовских команд. Вначале они проходят региональные этапы, а потом их победители борются в финале за вполне солидные денежные премии.

В отличие от чемпионатов мира по программированию ACM, Imagine Cup является конкурсом «домашних заготовок». Его участники представляют проекты на заданную тему, которая всякий раз требует творческого подхода. В прошлом году она была такой: «Представьте себе мир, где технологии стирают границы между людьми». А в нынешнем году это: «Представьте себе мир, где технологии позволяют жить более здоровой жизнью». Победившая в Imagine Cup в прошлом году сборная команда МФТИ и МГУ представила сложный проект omniMusic, обеспечивающий воспроизведение музыки через Internet.

По данным Microsoft, популярность конкурса в России растет с каждым годом. Сейчас число его участников достигло нескольких сотен, а в прошлом году их было во всем мире порядка 18 тыс. Компания не оставляет победителей без внимания и по окончании конкурса. Практика показала, что лидеры Imagine Cup в дальнейшем успешно реализуют свои идеи в бизнесе, организуют собственные фирмы и, если проект оказался социально значимым, получают государственное финансирование. По словам Терехова, российские победители тоже близки к началу собственной предпринимательской деятельности. Для Microsoft это является лучшим свидетельством результативности конкурса.

Кроме того, Microsoft пытается возобновить практику межвузовских студенческих мероприятий. Конференция «Технологии Microsoft в теории и практике программирования» уже несколько лет проходит в основных университетских центрах России, собирая научные студенческие работы со всей страны. Как утверждает компания Microsoft, ее имя в названии конференции — всего лишь формальность. Она оказывает только спонсорскую поддержку, а содержание и организация конференции полностью находятся в ведении университетов.

Отдача от вложений

Ни один из ИТ-производителей не скрывает, что для развития его партнерской сети, центров разработки и представительств необходимы квалифицированные специалисты. И реализация академических программ является одним из действенных способов их обучения. Отдачей от вложений в образование становится подготовка вузами специалистов, хорошо знающих современные технологии, заинтересованных в развитии ИТ-отрасли и обладающих всеми необходимыми для этого навыками.


Образовательные программы

Академическая инициатива IBM
Microsoft в образовании
Библиотека учебных курсов MSDN AA Curricula Repository
Microsoft IT Academy
Студенческие конференции, организованные при поддержке Microsoft
Конкурс Imagine Cup
Образовательные программы Sun Microsystems
Конкурс проектов на Java