Контроль и мониторинг необходимы для понимания того, в каком состоянии находится проект, и какие корректирующие действия могут быть предприняты, если ход выполнения проекта существенно отклоняется от плана.

Часть 5. Мониторинг и контроль проекта*

Основой всех действий по мониторингу является документированный план проекта. Прогресс в ходе проекта обычно определяется сравнением реально полученных результатов (рабочие продукты, задачи, трудозатраты, стоимость) с планируемыми величинами на заранее установленных этапах или уровнях контроля в соответствии с графиком проекта или структурой работ.

Эта область процессов включает в себя:

  • мониторинг параметров планирования;
  • мониторинг обязательств участников;
  • мониторинг проектных рисков;
  • мониторинг управления данными;
  • мониторинг вовлечения заинтересованных сторон;
  • проведение анализа хода выполнения проекта;
  • проведение анализа выполнения этапов проекта;
  • анализ проблем;
  • принятие корректирующих действий;
  • выполнение корректирующих действий.

Общая схема мониторинга и контроля проекта показана на рис. 1.

Мониторинг

Параметры планирования проекта обычно являются наиболее типичными показателями прогресса в выполнении проекта. К ним относятся график, стоимость, трудозатраты, характеристики рабочих продуктов и задач (размер, сложность, функциональность и т.д.), ресурсы (производственные помещения, компьютеры, периферийное оборудование, программное обеспечение для проектирования, изготовления и тестирования, сети, средства обеспечения безопасности, персонал, процессы), знания и навыки персонала. Модель CMMI рекомендует документировать не только действительные значения параметров, но и относящуюся к ним контекстную информацию, которая может облегчить понимание полученных данных.

Суть мониторинга параметров заключается в следующем:

  • измерение действительных значений параметров планирования проекта;
  • сравнение действительных значений с оценками, на которых основан план;
  • определение значительных отклонений (отклонение от плановых значений считается значительным, если без принятия соответствующих корректирующих мер оно может привести к недостижению целей проекта).

Например, мониторинг стоимости и трудозатрат включает: периодические измерения фактических трудозатрат, стоимости и людских ресурсов; сравнение фактических трудозатрат, стоимости, использованных людских ресурсов, обучения с предыдущими оценками и бюджетом проекта; определение значительных отклонений от бюджета проекта.

Все значительные отклонения от параметров планирования должны документироваться.

Мониторинг обязательств участников и других заинтересованных сторон включает: регулярный анализ обязательств участников — как внутренних, так и внешних; выявление обязательств, которые не были выполнены или которые находятся под угрозой невыполнения; документирование результатов анализа.

Мониторинг проектных рисков включает: периодический анализ и документирование проектных рисков в контексте текущего статуса проекта и возникших в ходе его выполнения дополнительных обстоятельств; введение необходимых изменений в документирование рисков при поступлении дополнительной информации; информирование о текущем статусе рисков (изменения в вероятности проявления риска, появление новых рисков, изменение приоритетов рисков) всех заинтересованных сторон.

Одним из элементов планирования проекта является управление данными. Поскольку эта деятельность предусмотрена планом, должен осуществляться мониторинг управления данными, который включает: периодический анализ работ по управлению данными, предусмотренных проектным планом; идентификацию и документирование значительных проблем и их возможного воздействия на ход выполнения проекта; документирование результатов анализа.

При планировании проекта определяются заинтересованные стороны (участники проекта и другие лица, заинтересованные в успехе проекта). Мониторинг вовлечения заинтересованных сторон включает: периодический анализ статуса реального вовлечения указанных лиц; идентификацию и документирование значительных проблем и их возможного воздействия на ход выполнения проекта; документирование статуса вовлечения заинтересованных сторон.

Рекомендуемые рабочие продукты — результаты данного этапа: записи о результатах мониторинга.

Анализ выполнения

Цель проведения анализа хода выполнения проекта — предоставить заинтересованным сторонам информацию. Такого рода анализ может носить неформальный характер и может быть установлен в явном виде в плане проекта.

Анализ хода выполнения проекта может осуществляться в ходе систематических встреч членов проектной команды, на совещаниях с участием других инженерных и поддерживающих групп, на совещаниях с руководством. В проведении такого анализа могут участвовать клиенты, конечные пользователи и поставщики.

Анализ хода выполнения проекта включает:

  • регулярное информирование заинтересованных сторон о статусе порученных работ и рабочих продуктов (в число заинтересованных сторон входят руководство, члены проектной команды, клиенты, конечные пользователи, поставщики);
  • рассмотрение результатов сбора и анализа метрик, которые используются для управления и контроля проекта;
  • идентификацию и документирование проблем и значительных отклонений от плана;
  • документирование запросов на изменения и проблем, обнаруженных в любом из рабочих продуктов и процессов;
  • документирование результатов анализа;
  • прослеживание запросов на изменение и отчетов о проблемах до их закрытия.

Анализ выполнения этапов проекта планируется заранее и обычно носит формальный характер. Анализ такого рода проводится для всех значительных событий проектного графика, таких как завершение этапов, достижение значительных результатов. В проведении анализа могут принимать участие руководство, клиенты, конечные пользователи, члены проектной команды и другие заинтересованные лица внутри организации.

Анализ выполнения этапов проекта включает:

  • обязательства участников, актуальность плана, состояние работ, проектные риски;
  • идентификацию и документирование проблем и их возможного воздействия на ход выполнения проекта;
  • документирование результатов анализа, предписанных действий и принятых решений;
  • прослеживание предписанных действий до их завершения.

Рекомендуемые рабочие продукты — результаты анализа хода выполнения проекта и анализа выполнения этапов проекта: документированные результаты анализа.

Анализ проблем и корректирующие действия

Цель этапа анализа проблем — собрать и проанализировать проблемы и определить, какие корректирующие действия следует предпринять для их разрешения.

Проблемы и вопросы, требующие решения, обычно выявляются в ходе проведения анализа и при выполнении процессов. Необходимо фиксировать: проблемы и несоответствия, обнаруженные в процессе валидации и верификации; значительные отклонения параметров планирования проекта от их оценок; невыполненные обязательства (как внутренние, так и внешние); значительные изменения в статусе рисков; проблемы доступа к данным, сбора данных, конфиденциальности и безопасности данных; проблемы, связанные с вовлечением заинтересованных лиц.

Проблемы могут носить разный характер. В тех случаях когда проблема, оставленная без разрешения, может служить препятствием к достижению поставленных в проекте целей, требуются корректирующие действия. Поэтому анализ проблем включает определение тех вопросов, по которым требуются корректирующие действия.

Рекомендуемые рабочие продукты — результаты этапа анализа проблем: перечень проблем, требующих принятия корректирующих действий.

Корректирующие действия — это действия по устранению выявленного несоответствия или действия, выполнение которых способствует разрешению или устранению проблемы. К их числу относятся: модификация или корректировка задания на работу; модификация или корректировка требований; пересмотр оценок и планов; уточнение и новое согласование ролей и обязанностей участников проекта; введение дополнительных ресурсов; изменение процессов; ревизия проектных рисков.

Корректирующие действия, как и любые изменения обязательств, следует обсудить и согласовать с заинтересованными сторонами.

Рекомендуемые рабочие продукты — результаты данного этапа: план корректирующих действий.

Мониторинг корректирующих действий проводится вплоть до их окончательного завершения. По завершении корректирующего действия необходимо проанализировать полученные результаты и оценить эффективность принятых мер. Если наблюдаются отклонения от ожидаемых или планируемых результатов, следует определить и документировать действия, направленные на устранение этих отклонений.

Рекомендуемые рабочие продукты — результаты данного этапа: результаты корректирующих действий.

Литература
  1. CMMI-SE/SW Version 1.1,Staged Representation, Technical Report CMU/SEI-2002-TR-012, SEI.
  2. CMMI-SE/SW Version 1.1, Continuous Representation, Technical Report CMU/SEI-2002-TR-012, SEI.
  3. Boris Mutafelija, Harvey Stromberg, Systematic Process Improvement Using ISO 9001:2000 and CMMI. SEI, 2003.
  4. Interpreting Capability Maturity Model Integration (CMMI) for Service Organizations. Technical Note CMU/SEI-2003-TN-005, 2003.
  5. CMMI Interpretive Guidance Project. Special Report CMU/SEI-2003-SR-007.
  6. Bruce Allgood, Mile Phillips, CMMI v.1.1 Tutorial. SEI, 2002.

Кирилл Мильман (kmilman@regent.ru)— руководитель службы управления качеством холдинговой компании «Регент», Семен Мильман (smilman@ibs.ru)— директор по качеству Центра аутосорсинга Datafort группы компаний IBS.


*Продолжение. См. начало в выпусках журнала «Открытые системы», 2005, № 5-6, 7-8, 9; 2006, №01.