Сегодня вполне логично иметь в составе пакета программных систем для оптимизации офисных задач и совместной работы опцию для поддержки дистанционного обучения. Такое обучение помогает компаниям оптимизировать издержки на повышение уровня квалификации персонала. Однако оно невозможно без электронных инструментов, интегрированных с системами автоматизации повседневного офисного труда и упрощающих переход от учебной теории к рабочей практике.

Обучение на рабочем месте с помощью электронных курсов — в удобное время, без затрат на переезды, печатные материалы и кофе-брейки, в привычной и комфортной для пользователя среде — помогает компаниям оптимизировать издержки на повышение квалификации персонала. В условиях бесконечных слияний и поглощений быстро расширяющемуся бизнесу становятся жизненно необходимыми электронные средства обучения, а их интеграция с инструментами повседневного офисного труда упрощает переход от учебной теории к рабочей практике. В компании Lotus это поняли, когда начали развивать систему дистанционного обучения в рамках своих программных решений для поддержки совместной работы. Сегодня подразделение IBM Software Group продвигает новую концепцию обучения «по требованию» — обучение on demand.

От учебного пространства к управлению обучением

Появление в 1996 году системы дистанционного обучения Lotus LearningSpace стало результатом развития специалистами Lotus технологий обучения в онлайновом режиме, полученных при покупке двумя годами ранее компании The Human Interest Group. Изначально LearningSpace работала в среде Domino и представляла собой набор баз данных Notes для поддержки электронных курсов. Для взаимодействия пользователей друг с другом система имела встроенные возможности электронной почты и инструменты взаимного обучения.

Сегодня, после нескольких лет наращивания функционала системы и накопления опыта, связанного с проведением электронных курсов в распределенных коллективах, вышла система с новой архитектурой и принципиально новым назначением. Как следует из ее названия, в Learning Management System (LMS) воплощены возможности создания и управления инфраструктурой eLearning. Сохранив реализованную в последних версиях LearningSpace поддержку различных СУБД (Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server), а также развитые средства доставки курсов на рабочее место пользователя посредством Web-браузера, LMS предоставила множество дополнительных функций. Это позволяет позиционировать систему как полноценное решение для управления процессом обучения, причем не только виртуальным, но и традиционным.

Помимо средств формирования каталогов электронных курсов, возможностей выбора студентом содержания обучения, составления программ и доставки курсов LMS обеспечивает управление ресурсами — инструкторами, помещениями и оборудованием для проведения очных и виртуальных занятий. Управление ресурсами в LMS позволило добавить к средствам контроля пользователей за своим обучением возможности централизованного администрирования процессов составления расписания, планирования загрузки аудиторий, учебного оборудования и т.д.

LMS предоставляет инструменты управления как администратору учебного процесса, так и самому обучающемуся. Первый ведет мониторинг успеваемости студентов, с помощью механизмов каталога LDAP регистрирует новые курсы в системе и участие студентов в тех или иных курсах, отслеживает прогресс отдельных студентов, планирует загрузку учебных аудиторий и инструкторов. Студент может получать на своей персональной странице информацию от администратора о том, в каких курсах и когда он должен принять участие, иметь доступ к каталогу электронных курсов, в ходе предварительного тестирования определять свой уровень и необходимость изучения определенных разделов программы. Степень контроля над обучением отдельных пользователей варьируется в зависимости от масштабов и задач системы дистанционного обучения. Система не только поддерживает индивидуальное обучение пользователей в небольших организациях, но и позволяет реализовать единую стратегию повышения квалификации персонала.

Центральным компонентом LMS является сервер управления обучением, который контролирует работу с пользователями, отвечает за формирование каталогов курсов, управление ресурсами и планирование процесса обучения. Сервер доставки обеспечивает предоставление студентам необходимого учебного контента. Курсы могут создаваться в самой системе (с помощью встроенного инструментария) или импортироваться из внешних библиотек, поддерживающих основные стандарты описания электронных курсов SCORM и AICC. Компонент LMS под названием Offline Learning Client позволяет получить курс и изучать его в локальной среде пользователя, благодаря чему сокращается сетевой трафик.

Операционная среда для LMS не ограничивается платформой Microsoft, как было с LearningSpace. Система может быть развернута в различных ОС, включая Red Hat и SuSETLinux, IBM AIX и Sun Solaris.

LMS 1.0 стала первым продуктом в семействе Lotus, модульная архитектура которого реализована на платформе J2EE и поддерживается сервером приложений WebSphere. В середине 2003 года IBM объявила о новой стратегии в области средств совместной работы. Она подразумевает переход на интегрированную платформу Lotus Workplace, призванную объединить все разрозненные решения семейства Lotus на базе технологий J2EE с возможностью персонализированного доступа к ним с корпоративного портала, а впоследствии — с помощью специально разрабатываемой клиентской технологии.

Система LMS стала одним из первых компонентов нового рабочего места Workplace, получив интерфейсы Web-сервисов для доступа к возможностям электронного обучения с помощью портлетов. Комбинация функций LMS и портлетов получила название Workplace Collaborative Learning (WCL). Две системы с разными названиями, но изначально общей программной основой и структурой баз данных развиваются параллельно в тесной координации друг с другом. В ближайшем будущем IBM намерена оставить только один продукт, Workplace Collaborative Learning.

Последняя версия WCL включает в себя ряд усовершенствований — прежде всего, пользовательский интерфейс, отражающий суть нового рабочего места в системе дистанционного обучения. В идеологии IBM Workplace инструменты eLearning наряду со средствами электронной почты, мгновенного обмена сообщениями, организации Web-конференций, документооборота и т.д. входят в набор «кирпичиков», из которых пользователь Workplace формирует свою среду повседневной работы. Благодаря этому интерфейс WCL позволяет совмещать работу с учебными материалами с решением офисных задач, сопровождать изучение электронных курсов общением с экспертами по соответствующим вопросам, обеспечивает быструю связь с инструкторами и обсуждение проблем с коллегами по учебному процессу (рис. 1).

Рис. 1. Домашние страницы студентов в системах LMS и Workplace Collaborative Learning

Кроме интеграции средств доступа к среде обучения с инструментами совместной работы WCL реализует ряд новых возможностей управления инфраструктурой eLearning. Среди них — средства отслеживания квалификации сотрудников и инструменты моделирования учебных карт на основе анализа недостатков в их подготовке. Система позволяет увязать информацию о студенте с его функциональной ролью, которая, в свою очередь, представляется как набор квалификаций. Таким образом, организация может планировать обучение сотрудников в соответствии с их ролями в реализации бизнес-задач, анализировать пробелы в образовании, рекомендовать прохождение определенных курсов для их устранения и контролировать все эти процессы. Например, функциональная роль «программист» может подразумевать наличие квалификаций разработки на Java, моделирования и тестирования программ. Если конкретный сотрудник имеет достаточный опыт как разработчик, но низкий уровень в других квалификациях, то ему необходимо изучить вполне определенные программы, которые выберет и порекомендует система WCL.

В WCL впервые объединяются синхронный и асинхронный режимы дистанционного обучения. Прежде для реализации виртуального учебного процесса в режиме реального времени (проведения занятий инструктора с удаленными пользователями и их непосредственного общения между собой) требовался специальный продукт семейства Lotus — Live Virtual Classroom. Сегодня WCL позволяет обойтись и без него, поскольку включает в себя специальный инструментарий для разработки курсов, поддерживающий дискуссионные форумы, чаты, сеансы Web-конференций и совместное использование документов.

Учиться и работать

Десятилетняя эволюция системы дистанционного обучения Lotus отнюдь не сводилась к расширению функциональности. Трансформация LearningSpace в Learning Management System, а затем — в Workplace Collaborative Learning происходила в ответ на изменения требований организаций к решениям класса eLearning. В IBM определяют три основных этапа в изменении подходов предприятий к обучению сотрудников на базе компьютерных и сетевых технологий.

  1. «Точечные» решения — организация доступа к возможностям электронного обучения.
  2. Интеграция обучения и рабочих процессов.
  3. Обучение «по требованию», внедренное в бизнес-процессы компании.

На первом этапе компания внедряет инструменты для формирования библиотек электронных курсов, организует доставку учебного контента сотрудникам по заранее определенным программам и управление учебным процессом. Дистанционное обучение привлекает тем, что позволяет охватить учебными программами гораздо больше людей при значительно меньших затратах, чем при традиционных подходах. Однако со временем приходит понимание, что нельзя ограничиваться дистанционными тренингами: эффективные программы повышения квалификации должны сочетать в себе возможности самообразования на рабочем месте с помощью электронных курсов и традиционные занятия в группах с инструктором.

Смещение акцентов в сторону «смешанного» обучения сопровождается желанием увязать формирование учебных программ со стратегическими задачами бизнеса, ролями сотрудников в реализации этих задач и анализом их компетенций, необходимых для продуктивного выполнения своих функций. Этот этап характеризуется реализацией систем управления обучением в традиционной и дистанционной форме (такой, как Lotus LMS) в масштабах всей компании, внедрением инструментов для анализа эффективности обучения и средств интеграции среды обучения с системами, поддерживающими бизнес-процессы компании.

По оценкам специалистов московского представительства IBM, большинство российских организаций, интересующихся системами дистанционного обучения, пока находятся на начальном этапе использования электронных курсов. С их помощью решаются конкретные задачи повышения квалификации сотрудников: изучение новых программных продуктов, освоение методов работы с новыми сервисными предложениями, совершенствование менеджерских навыков. Очень немногие фирмы выстраивают стратегию обучения в интересах бизнеса и думают о ее реализации с помощью моделей смешанного обучения, интеграции учебных задач и бизнес-процессов. Тем не менее IBM уже предлагает инструменты для воплощения в жизнь третьего этапа, на котором появляется возможность дополнить формальный, строго выстроенный учебный процесс неформальным обучением. Это уже не просто освоение материала на рабочем месте, а обучение в ходе непосредственного выполнения сотрудником его функциональных обязанностей.

Согласно концепции IBM обучения «по требованию», пользователь может самостоятельно определить, исходя из своих сиюминутных задач и нужд, содержание учебного модуля, запросить и получить его на рабочем месте. Кроме того, учебные задачи могут быть интегрированы с этапами бизнес-процесса, так что, выполняя свои функции в ходе реализации данного процесса, сотрудник будет автоматически получать доступ к нужным учебным курсам. Это можно осуществить путем интеграции системы Workplace Collaborative Learning с инструментами управления бизнес-процессами WebSphere Business Integration, позволяющими смоделировать бизнес-процесс, каждый этап которого связан с предоставлением его участникам тех или иных элементов обучения.

Однако существующие способы формирования и доставки учебного контента практически не дают возможности предоставления курса, содержание которого пользователь задает сам, на основе своих текущих потребностей. Зачастую сотруднику для решения некоторой задачи необходима специфическая информация. Она, безусловно, имеется в электронных учебных материалах, но для ее поиска и извлечения понадобится просмотреть от начала и до конца весь курс (и, возможно, не один), поскольку курсы дистанционного обучения экономически выгодней создавать с ориентацией на потребности широкой аудитории. В этих условиях поиск небольших объемов информации в учебных программах будет тормозить рабочий процесс, а использование традиционных поисковых машин не позволит получить результаты в пригодной для обучения форме.

В IBM Research для решения этой проблемы разработана технология динамической сборки учебного контента (Dynamic Learning Experience, DLE), позволяющая самостоятельно составлять курсы на основе потребностей сотрудника. Он определяет параметры курса — тему, продолжительность, глубину поиска, вид носителя (текст, слайды), цель (введение в тему, разработка концепций, подготовка презентаций, изучение процедур и т.д.), уровень сложности. В соответствии с этими параметрами система собирает курс из небольших учебных объектов. Для сборки курсов «на лету» необходимы иные подходы к созданию электронных учебных материалов. Вместо объемных программ нужны компактные модули, из которых можно комбинировать курсы на разные темы. Такие модули (учебные объекты) закладываются в специальное хранилище, из которого их извлекает для формирования курса по запросу пользователя система динамической сборки DLE. Создание учебных объектов для DLE поддерживается как встроенным инструментарием разработки курсов системы WCL, так и специальными средствами создания электронных курсов IBM Content Producer и IBM Simulation Producer.

На третьем этапе развития систем eLearning обучение в организациях с использованием компьютерных технологий крепко привязано к рабочим местам пользователей и интегрировано в рабочие процессы. Оно сочетает в себе формальные, цельные учебные программы и неформальный процесс обучения путем доступа к учебным ресурсам по потребности (рис. 2).

По версии IBM, внедрение обучения в рабочий процесс — это часть концепции «обучения будущего». Вскоре в деловом мире специалисты будут непрерывно приобретать новые знания и навыки, сочетая участие в целенаправленных программах повышения квалификации с возможностями получения учебных материалов в данный момент, в данном месте и по собственному запросу. Роль «студента» в таком учебном процессе изменится, он получит стимулы и технологические инструменты для того, чтобы влиять на содержание обучения и безотлагательно получать необходимые знания. Жесткая рыночная среда потребует от компании увязывать обучение со стратегическими целями бизнеса для достижения реальной производительности труда сотрудников. Наряду с индивидуальным повышением уровня квалификации все большее значение будут получать формирование навыков работы в команде и инструменты электронного обучения групп сотрудников.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями