Утвержденная Правительством РФ Концепция развития ИТ до 2010 года устанавливает курс на превращение России в высокотехнологичную державу. Ежегодный рост национальной ИТ-отрасли запланирован на уровне 30%, что рассматривается как основной катализатор роста всех важнейших отраслей экономики. В связи с этим подготовка высокопрофессиональных кадров, способных развивать и эффективно использовать ИТ, становится стратегически важной задачей.

Для подготовки кадров профессионалов необходима востребованная наукой и практикой национальная система ИТ-образования. Столь сложная образовательная система создается поэтапно. На первом этапе, занявшем четыре года, была обоснована необходимость открытия нового образовательного направления в системе высшего образования РФ [1], утверждены стандарты ИТ-бакалавра и ИТ-магистра как государственные требования [2] и создано направление 511900 «Информационные технологии», утвержденное Министерством образования. Кроме этого, организована экспериментальная отработка стандартов ИТ-бакалавра на базе МГУ, СПбГУ, ННГУ, МИЭМ, ЛЭТИ и МАТИ, а также были разработаны и усовершенствованы методические решения по дополнительному ИТ-образованию, непрофильному ИТ-образованию, подготовке ИТ-менеджеров (MBI) и преподавательских кадров [3]. На втором этапе, который начался в 2005 году, акцент делается на создании основных механизмов и технологий системы ИТ-образования, в частности, инициации процесса консорциумной стандартизации для создания и непрерывного поддержания в актуальном состоянии стандартов ИТ-образования нового поколения (на базе ресурса www.it-edu.ru); проведении ежегодных международных научно-практических конференций по ИТ-образованию (первая конференция состоялась в конце сентября 2005 года). В рамках этого этапа планируется создание системы подготовки преподавательских кадров для направления «Информационные технологии» (первый учебный центр — «ННГУ-Интел») и развертывание издательского объединения, призванного интегрировать усилия по формированию современной библиотеки учебников для ИТ-образования. Немаловажная роль отводится созданию профессиональной ассоциации в ИТ-области, которая займется решением всего спектра проблем ИТ-обучения — от разработки образовательных стандартов и организации конференций до аттестации образовательных программ и учреждений.

Задачи и процессы системы ИТ-образования

С учетом роли ИТ для науки, практики и образования при разработке направления «Информационные технологии» ставились следующие основные задачи [4]:

  • создание целостной учебно-методической базы подготовки ИТ-профессионалов с высшим образованием и обеспечение соответствия базовой подготовки ИТ-бакалавров международным рекомендациям по объему знаний, в частности — определенным в документе Computing Curricula 2001;
  • сохранение традиций российского университетского образования при углубленной, целенаправленной математической подготовке, составляющей основу качества профессионального ИТ-образования,
  • обеспечение интеграции российского ИТ-образования в международную образовательную систему и выхода на международный рынок образовательных услуг;
  • обеспечение подготовки высокопрофессиональных научных и преподавательских кадров на основе магистерского обучения по всем важнейшим научным и прикладным направлениям ИТ-дисциплины,
  • создание процесса стандартизации на основе открытости и консенсуса в профессиональной среде;
  • формирование учебно-методической, научной, организационной и информационной инфраструктуры для функционирования и развития системы ИТ-образования (организация учебно-методической деятельности, научно-практических конференций, формирование системы подготовки преподавательских кадров, создание информационных ресурсов и изданий по тематике ИТ-образования и пр.).

В качестве основных видов высшего профессионального ИТ-образования определены: подготовка ИТ-бакалавров и ИТ-магистров, непрофильное ИТ-образование, подготовка к дополнительной квалификации в области ИТ и обучение ИТ-управленцев (MBI).

Таким образом, кроме образовательных программ на степень бакалавра и магистра в состав подразделов системы высшего ИТ-образования включены ИТ-обучение ( «Информатика») по основным образовательным программам непрофильных направлений и специальностей, а также два вида дополнительного образования для получения дополнительной квалификации. Первый — это подготовка ИТ-специалистов на основе сопутствующего базового образования, а второй — подготовка менеджеров высшего и среднего звена в области ИТ.

Включение в состав основных видов ИТ-образования подготовки ИТ-менеджеров (MBI) обусловлено острой нехваткой высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями, навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой — в областях стратегического планирования, бюджетирования, управления качеством продуктов и сервисов, проектами, персоналом, инвестициями, рисками и пр.

Методические основы ИТ-образования

Отметим основные принципы, принятые при разработке образовательных стандартов и программ ИТ-образования:

  • соответствие объема профессиональных знаний международным рекомендациям, определенным в СС2001, с целью интеграции в международную образовательную систему и упрощения внешней сертификации учебных программ российских университетов;
  • углубленная целенаправленная математическая подготовка с акцентировкой на изучении дискретной математики, математической логики и математических методов, непосредственно используемых при формировании научно-методических основ ИТ-области.

В стандарт подготовки бакалавра включено порядка 500 часов различных практикумов, способствующих развитию профессиональных умений и навыков владения современными ИТ. При разработке математической части учебной программы выдерживались следующие соотношения почасовой нагрузки между группами математических дисциплин: дискретная математика и математическая логика — 600 часов, классическая математика — 900 часов, математические методы — 300 часов. Общепрофессинальная часть программы формировалась на основе объема знаний, определенного в документе СС2001, причем объем трудозатрат примерно соответствует таковому для математических дисциплин.

В перечень аннотированных магистерских программ (который не считается исчерпывающим) включены 24 программы. На магистерское обучение возложена ответственность за профессиональное профилирование по всему фронту научных ИТ-направлений. Общий объем программы составил около 4 тыс. часов, из которых на научную работу, в том числе над магистерской диссертацией, отводится 2 тыс. часов. В учебной составляющей выделены два основных компонента, «Современные информационные технологии» и «Специальные дисциплины», объемом по 600-650 часов. Первый из них, наряду с компонентом «Научно-методические и математические основы информационных технологий», нацелен на предоставление углубленных знаний по важнейшим направлениям ИТ. Второй компонент обеспечивает профилирование по выбранной магистром специализации. К официальному обучению магистров ИТ планируется приступить в текущем году.

К непрофильному ИТ-образованию относится подготовка специалистов любого отличного от ИТ профиля (например, инженеров, экономистов, лингвистов, химиков, физиков, биологов, врачей и др.). Оно предназначено для обучения основам ИТ и навыкам использования современных ИТ с учетом потребностей конкретной области деятельности. Для направлений и специальностей, нуждающихся в достаточно серьезной ИТ-подготовке (например, инженерного профиля), раздел образовательного стандарта «Информатика» («Информационные технологии») разрабатывается на основе следующих принципов:

  • требования к минимальному объему знаний по разделу «Информатика» («Информационные технологии») формируются на основе раздела общепрофессиональных дисциплин (ОПД) направления «Информационные технологии»;
  • обучение программированию на конкретном языке (языках) программирования вместе с поддерживающими практикумами, а также практикумами по ИТ, необходимыми для формирования профессионального профиля выпускника, включается в компонент раздела «Информатика» («Информационные технологии»). Это позволит получить максимальную отдачу от сложившейся в каждом вузе практики обучения программированию и ИТ;
  • объем регламентируемой стандартом учебной нагрузки для раздела «Информатика» («Информационные технологии») составляет примерно 60% общей учебной нагрузки для данного раздела.

Такой подход обеспечивает целостность требований к объему знаний, обеспечиваемых ИТ-образованием для широкого спектра профессиональных специализаций, и позволяет использовать невостребованных «непрофильников» для работы в ИТ-отрасли после получения ими дополнительного профессионального ИТ-образования. Наиболее емкими по объему учебных часов являются программы дополнительного образования, нацеленные на получение дополнительной квалификации, по окончании которых выпускники получают дипломы государственного образца. Нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации составляет не менее 800 часов аудиторных занятий.

В частности, автор разработал и внедряет на практике концепцию дуальных программ дополнительного образования, реализуемых университетами совместно с учебными индустриальными центрами. Сейчас осуществляется подготовка по программам «Защита информации и сетевая безопасность», «Администрирование информационных систем и сетей», «Разработка корпоративных приложений».

Эти программы разработаны факультетом ВМК МГУ совместно с Сетевой академией Ланит и рассчитаны на четыре семестра (с вечерней формой обучения). Студенты, выполнившие учебный план и успешно сдавшие выпускные и сертификационные экзамены и тесты, получают диплом государственного образца о присвоении дополнительной квалификации «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий», а также сертификаты международного образца в соответствии с выбранной специализацией.

Программы подготовки ИТ-менеджеров ориентированы на обучение менеджеров высшего и среднего звена решению управленческих задач в области ИТ для крупных организаций и предприятий. Актуальность разработки и реализации таких программ обусловлена отсутствием в России достаточного числа высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями, а также жизненным циклом информационных систем крупных предприятий. Программа подготовки ИТ-менеджеров разработана факультетом ВМК совместно с экономическим факультетом МГУ. Учебный процесс по программам подготовки ИТ-менеджеров планируется начать с 2006 года.

Системообразующие механизмы и процессы ИТ-образования

Для эффективного функционирования и развития системы ИТ-образования необходимо создать системообразующие механизмы. Таковыми являются процесс консорциумной стандартизации в области ИТ-образовании и ежегодные научно-практические конференции по ИТ-образованию.

Эффективность системы ИТ-образования в значительной мере зависит от качества образовательных стандартов, динамичности их развития и поддержки в актуальном состоянии. Существующая система стандартизации в образовании не обеспечивает динамичности и открытости процесса разработки образовательных стандартов. В связи с этим Научно-методический совет (НМС) по информатике при Министерстве образования и науки внедряет новый подход к стандартизации в сфере образования, основанный на использовании принципов консорциумной стандартизации. На данном этапе этот подход реализуется на основе ресурса www.it-edu.ru.

Другой важнейший механизм развития системы ИТ-образования — ежегодные научно-практические конференции по ИТ-образованию. Их концепция разработана НМС и впервые была реализована в 2005 году при проведении международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование».

Литература
  1. Сухомлин Владимир. Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ // Открытые системы. — 2002. — №3.
  2. В. А. Сухомлин, В. В. Сухомлин. Концепция нового образовательного направления // Открытые системы. — 2003. — №2.
  3. Сухомлин Владимир. Концепция и принципы разработки образовательных профессиональных программ дополнительного ИТ-образования // Открытые системы. — 2004. — №2.
  4. Сухомлин Владимир. Построение открытой национальной системы ИТ-образования // Открытые системы. — 2004. — №8.

Владимир Сухомлин (www.sukhomlin.ru) — профессор факультета ВМиК МГУ им. Ломоносова (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями