В декабре прошлого года на конференции международной Ассоциации информационных систем активно обсуждались кризис американской системы подготовки специалистов в области информационных систем и способы уменьшения угрозы офшоринга. Почему в США падает престиж изучения ИТ?

Внимание участников конференции ICIS 2004, организованной международной Ассоциацией информационных систем, привлекло заседание круглого стола на тему «Кризис в американской системе подготовки специалистов в области информационных систем: какие изменения позволят уменьшить угрозу офшоринга?» Ассоциация информационных систем (Association for Information Systems, www.aisnet.org) — авторитетная организация, объединяющая 4300 членов из 80 стран, среди которых — специалисты по исследованиям и обучению ИТ в образовательных заведениях разного профиля — университетах, школах бизнеса, технологических колледжах, институтах информации и т.д.

Если учесть, что на конференции было около 1300 участников, вопросы, вызвавшие повышенный интерес при обсуждении, можно считать актуальными для академического информационного сообщества в целом. Почему в США падает престиж изучения ИТ? Действительно ли все дело во влиянии офшора? Это тем более интересно, что в российских университетах наборы на факультеты профиля computer science пока достаточно устойчивы.

Считается, что начало дискуссии положила публикация в мае 2003 года статьи Николаса Карра «ИТ не имеет значения» (Nicholas Carr, IT Doesn?t Matter. Harvard Business Review). По мнению автора, современные ИТ стали настолько обычными, стандартными и всеобщими, что говорить о целесообразности инвестиций в них для достижения конкурентного преимущества уже бессмысленно. Всем экономическим агентам доступны любые существующие информационные инструменты, поэтому последние уже не могут восприниматься как приоритетные средства, обеспечивающие прогресс организаций. «Технологически» данное утверждение можно считать правдоподобным, но «экономически» оно не выдерживает критики: одинаковых экономических агентов не бывает, а эффективность их доступа к общедоступным инструментам весьма различна.

Дискуссию продолжило эссе, которое в CIO Magazine опубликовал известный специалист в области стратегии технологий и бизнеса Дон Тапскот. В эссе, которое озаглавлено «Механизм, обеспечивающий успех: лучшие компании реализуют лучшие бизнес-модели, поскольку имеют лучшие ИТ-стратегии» (Don Tapscott, The Engine That Drives Success: The Best Companies Have The Best Business Models Because They Have The Best IT Strategies), Тапскот отметил, что при наличии плохой бизнес-модели компания, скорее всего, проиграет — вне зависимости от того, использует она ИТ или нет. Напротив, предприятия, применяющие прогрессивные бизнес-модели на основе ИТ, чаще всего оказываются очень успешными. В доказательство своих слов Тапскот упоминает множество известных имен — Amazon.com, PepsiCo, Cisco, FedEx, GE, Starbucks и др.

На конференции ICIS 2004 был представлен американо-испанский доклад «Имеют ли еще значение информационные системы? Уроки для формирующейся дисциплины» (Does Information Systems Still Matter? Lessons for a Maturing Discipline), развивающий пессимистическое представление о падении привлекательности специализации в области ИТ. Приводя собственные оценки сокращения числа студентов, специализирующихся в области информационных систем (примерно на 50% за последние три года, то есть до уровня 1995 года), авторы доклада предлагают рассмотреть не только само падение, но и предшествовавший ему быстрый рост числа студентов. По их словам, конец XX века ознаменовался в США активным внедрением ERP-систем, проблемой 2000 года и необходимостью обеспечивать поддержку быстро растущей аудитории пользователей Internet. В начале XXI века их влияние существенно снизилось. Получается, что падение спроса на ИТ-знания и на специалистов по информационным системам вполне логично.

Офшорный аутсорсинг — мифы и реалии

Журнал CIO Magazine оценивает прошлогодний объем американских офшорных ИТ-услуг в 16 млрд долл. и прогнозирует их рост к 2007 году до 46 млрд долл. Эта перспектива впечатляет, но необходимо обратить внимание и на другие рыночные процессы. Во-первых, цены на ИТ-услуги в Индии заметно растут. Можно найти специалистов, например, в Китае, но и это не навсегда — высокий спрос и там приводит к постепенному росту цен. Во-вторых, в США увеличивается число компаний, специализирующихся на офшорных услугах, а главные офшорные офисы перемещаются именно в США. В-третьих, в США уже есть примеры заключения контрактов на услуги программистов по расценкам Индии.

Видимо, получение офшорных привилегий не имеет долгосрочной перспективы и с учетом рыночных и институциональных факторов — выравнивания цен, введения национальных стандартов и т.п. По завершении текущего переходного периода, подразумевающего миграцию к новому уровню обеспеченности информационными ресурсами и услугами, роль офшорного аутсорсинга станет вполне разумной. Соответственно, выйдет на устойчивый уровень потребность в национальных ИТ-специалистах. Она будет определяться не столько развитостью офшорного рынка услуг, сколько реальным спросом на национальном рынке информационных услуг и, что особенно важно для России, содержанием учебных программ и курсов.

Это отмечали и некоторые участники дискуссии на ICIS 2004: вновь заполнить аудитории студентами, специализирующимися на информационных системах, позволит изменение структуры предоставляемых им знаний в пользу обеспечения выпускникам больших возможностей для участия в процессе добавления стоимости. Рынок демонстрирует снижение интереса к высококвалифицированным — и очень дорогим — специалистам, способным создавать новые языки, системы программирования или операционные системы. Однако существует повышенный спрос на тех, кто умеет обеспечивать работу приложений, поддерживать функционирование сложных базовых программных комплексов (операционные системы, СУБД и т.п.) или способен разрабатывать, настраивать и поддерживать работу пакетов конкретного функционального назначения.

Сегодня основную роль на рынке телекоммуникаций играют не разработчики аппаратно-программных компонентов, а поставщики услуг связи. Ведущие ИТ-компании, безусловно, учитывают эту фундаментальную тенденцию и в последнее время значительно расширили круг поставляемых на рынок продуктов за счет бизнес-приложений и консультационных услуг.

Уроки для обучающих

Для российского экономического образования вопрос о том, чему учить экономистов в области использования информационных ресурсов, всегда был актуален. Сегодня очевидно, что обучение студентов-экономистов надо вести с акцентом не на информационные технологии, а на информационные системы, уделяя основное внимание бизнес-приложениям. Для этого необходимо предусмотреть соответствующие ресурсы в учебных планах, но важность таких изменений явно недооценивается: вопрос о том, какие знания действительно нужны экономистам, пока остается без ответа.

Российские программы в этой области следуют утвержденной в 2000 году министерской программе и грешат патологической перегруженностью технологическими курсами. Соответственно выглядят и российские учебники по экономической информатике. Определенная независимость методической политики МГУ позволила создать учебник, в большей степени ориентированный на экономические приложения и экономику информационных систем (Лугачев М.И., Анно Е.И., Когаловский М.Р., Липунцов Ю.П., Скрипкин К.Г., Смирнов С.Н., Смирнова Е.Е. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем». — М.: Инфра-М, 2005).

Какими должны быть структура и сущность обучения в этой области? В структуре высшего образования США значительное место занимает бизнес-образование, которое сегодня набирает вес и в России. Хотя студенты экономических факультетов и бизнес-школ США получают близкие по объему знания в области информационных систем, главными потребителями этих знаний считаются все-таки бизнесмены.

В 2002 году был опубликован своеобразный меморандум 40 ведущих профессоров США, специализирующихся в области информационных систем, под названием «Что должен знать каждый обучающийся бизнесу студент об информационных системах?» (What Every Business Student Needs To Know About Information Systems). Основываясь на подходе американских коллег, мы сочли возможным предложить свой вариант структуры обучения в области информационных систем студентов экономических специальностей и бизнес-школ.

В нем сохранился без изменений лишь раздел об этике и праве использования информационных систем, поскольку в этой области западная школа имеет богатый опыт и методические преимущества. Самой активной переработке подверглись разделы об экономике и управлении информационными системами; мы опирались на опыт кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ, накопленный в процессе продолжительного сотрудничества с компаниями ТНК-BP и «СУАЛ-холдинг» при выполнении ИТ-проектов. Базовые ИТ обсуждаются с единых позиций, комплексно и более широко, чем в сложившейся практике обучения, но в обзорном стиле. Преследуется цель не столько дать студентам конкретные технические знания и навыки, сколько способствовать развитию их кругозора, формированию общего представления о состоянии и перспективных направлениях развития важнейших технологий, об их взаимовлиянии и конвергенции.

Как нам обустроить образование экономистов в области информационных систем

Прежде всего, необходимо договориться об обязательном базовом технологическом модуле обучения, его содержании и структуре. Уровень подготовки студентов определяется наличием тех или иных специалистов, так что будущих экономистов зачастую усердно учат подготавливать и редактировать тексты, сообщают им кое-что об электронных таблицах и дают кое-какое представление о базах данных. Очевидно, что содержание и структура базового модуля, как и правила его развития должны быть узаконены введением соответствующего стандарта. В последующем аналогичные стандарты необходимо ввести в наиболее активно развивающихся прикладных дисциплинах (в экономике, управлении, медицине и т.д.).

Необходимо более глубоко и активно использовать термин «информатика». Уместно обратить внимание на следующее определение: «Информатика — это наука об информационных процессах и связанных с ними явлениях в обществе, природе и человеческой деятельности» (Nygaard K. An Emergency Toolkit. Ciborra C. The Labirinths of Information. — Oxford University Press, 2002). В этой связи помимо экономической информатики полное право на существование имеют, например, медицинская и военная информатика, представляющие собой гигантский срез приложений информационных систем. В развитых странах набирают внушительную силу системы класса e-governement. Представляется, что с помощью термина «информатика» можно учесть специфику всех существующих отраслей знаний и практической деятельности.

Подготовка специалистов в области применения информационных систем должна вестись с обязательным участием преподавателей и студентов в исследовательской работе. Данная отрасль знаний изменяется настолько быстро, что учить и учиться только по учебникам нельзя.

В заголовке упоминавшегося доклада 40 американских профессоров информационные системы названы «формирующейся» (maturing) дисциплиной. Доля в ВНП отраслей, создающих информационные системы и информационные технологии, несравнимо выше в США, чем в ЕС, не говоря уже о России. Это означает, что и в сферах, обслуживающих такие отрасли (в частности, высшем образовании в области информационных систем), США имеют преимущество перед европейскими странами. И если дисциплина информационных систем считается не вполне сформировавшейся даже в США, нам тем более стоит подумать о правильном выстраивании учебного процесса в этой области.

Михаил Лугачев (mil@econ.msu.ru) — заведующий кафедрой экономической информатики экономического факультета МГУ (Москва).


Структура обучения в области ИТ студентов экономических специальностей

Введение в предмет

Информатика как наука об информационных процессах и системах, экономическая информатика и ее содержание. Природа и взаимодействие технологии, людей и организационных компонентов. Различия данных, информации и знаний. Общее и различное в ИТ и информационных системах. Суть информационных систем как сочетания технологии, процессов и управления. Информационные и бизнес-процессы. Организация как система обработки информации, созданная для уменьшения неопределенности среды. Элементы системного мышления: границы, внешняя среда, цель, обратная связь, декомпозиция и агрегирование. Важность интеграции. Интеграция технологий, приложений и решений. Классификация информационных систем.

Зачем это нужно

Влияние информационных систем и ИТ на конкурентоспособность организации. Использование ИС для автоматизации, интеграции, изучения организации, реинжиниринга и разработки стратегии. Связь инвестиций в информационную систему и ИТ и стратегические планы компании. Как информационная система может обеспечивать и ограничивать развитие организации. Связь конкурентоспособности со сменой технологий и инновациями.

ИТ — важнейший компонент информационных систем

А. Основные компоненты ИТ. Аппаратно-программная часть, телекоммуникации, данные, языки программирования, стандарты и логика их взаимодействия. Устройство современного компьютера. Назначение системного и прикладного программного обеспечения. Назначение и принципы организации компьютерных сетей. Internet, роль этой среды в современных организациях и жизнедеятельности общества. Концепции интеграции и масштабируемости, роль стандартов. Суть открытых информационных систем. Компьютерная безопасность и методы ее обеспечения.

Б. Важность баз данных для современных организаций. Место баз данных в общей структуре информационных систем. Основные принципы технологий баз данных и перспективные направления их развития. Суть, роль и значение интегрированных баз данных. Концепция и средства обеспечения целостности данных. Назначение СУБД и принципы их функционирования. Суть и назначение хранилищ данных.

В. Роль Internet, Web и сетевых технологий в современных организациях. Принципы организации Сети. Концепции, компоненты, возможности и тенденции сетевого функционирования. Различия Internet, intranet и extranet. Основы электронного бизнеса и его влияние на изменение организаций и рынков. Организационные последствия повсеместного проникновения Internet. Развитие беспроводных технологий. Последствия проблемы частной информации при общедоступности Сети. Свойства Всемирной паутины как информационной системы, функционирующей в среде Internet. Предпосылки создания новых Web-технологий и их важнейшие возможности.

Что такое бизнес-приложения

Как информационные системы обеспечивают деятельность организации. Понятие бизнес-приложений: ERP, SCM, CRM, DSS и др. Важность внутриорганизационных бизнес-процессов и связанной с ними роли ERP. Важность внеорганизационных процессов и связанной с ними роли ИС, таких как SCM, CRM. Круг задач, решаемых системами класса DSS, важность ИТ-поддержки аналитической работы. Типовые задачи и способы их решения средствами OLAP и Data Mining. Различные типы информационных систем, поддерживающих процессы операционного, управленческого и стратегического уровня. Основные задачи автоматизации документооборота.

Экономика информационных систем

А. Вклад информационных систем в создание стоимости. Уникальность экономики информации и информационных систем. Сервис ИТ как единственный конечный продукт службы информационных систем в организации. Цепочка влияния эффективного сервиса ИТ на результат бизнес-процесса и акционерную стоимость организации. Цепочка добавления стоимости, основные и вспомогательные процессы. Информационная безопасность в контексте создания стоимости с использованием информационной системы; связанные с этим затраты и риски.

Б. Затраты на информационные системы и ИТ и способы их измерения. Структуры затрат на информационный продукт. Проблемы обоснования инвестиций в инфраструктуру. Концепция ТСО для инвестиций в ИТ. Механизм учета затрат на сервисы ИТ.

В. Информационная экономика и ее отличия от предшествующих экономических механизмов и структур. Основы информационной экономики. Уникальные черты экономики информации: сетевой эффект, изменения и ценообразование для информационных продуктов, «привязка к продукту», положительная обратная связь. Механизмы передачи знаний фундаментальной науки массовому производству и необходимые для этого экономические структуры.

Управление информационными системами

А. Задачи, функции и уровни управления информационными системами. Основные задачи управления информационными системами. Функции и основные варианты функциональной организации службы информационных систем. Ограничения функциональной организации и возможности процессного подхода к их преодолению. Уровни управления службой информационных систем и их различия. Основные задачи и сложность решения проблем, связанных с обеспечением безопасности информационных систем и их компонентов.

Б. Задачи управления сервисами ИТ. Сервис ИТ как объект управления. Процессы сопровождения сервисов ИТ. Процессы предоставления сервисов ИТ. Роль экономического анализа в процессах управления сервисами ИТ.

В. Роль системы руководства службой информационных систем. Перспективная и текущая роль управления информационными системами. Процессы управления созданием стоимости средствами ИТ. Проблемы ИТ-аутсорсинга, управления контрактами и отношениями с внешними поставщиками услуг. Уникальные проблемы управления информационными системами в распределенных организациях.

Жизненный цикл информационных систем

Общее понятие о жизненном цикле информационных систем и стандарты на его определение. Как организации приобретают, внедряют и развивают информационные системы. Принципы управления сложными проектами, связанными с ИТ. Трудности проектирования и создания информационных систем, сила и слабость альтернативного (без применения информационных систем) развития организации. Особенности развития программного обеспечения собственными силами, с помощью отечественных и офшорных производителей, и приобретения «коробочных» систем. Формулировка и оценка постановки задачи по созданию информационных систем. Сложности внедрения и полного использования потенциала установленной информационной системы.

Этика и право при использовании информационных систем

Этические и правовые проблемы, возникающие при использовании организацией информационной системы. Этические сложности, связанные с частной информацией, интеллектуальной собственностью и доступностью данных. Природа компьютерной преступности. Основные нормативные акты, принятые для разрешения конфликтов в области информационных систем.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями