Руководящие кадры сравнительно молодой отечественной ИТ-индустрии — практически поголовно выпускники математических, физических или инженерных факультетов. В недавнем прошлом инженеры-компьютерщики или программисты, они самостоятельно осваивали азы рыночной экономики, а затем подкрепляли собственную интуицию дипломами типа MBA. О том, что уже при получении высшего образования необходимо сочетать знания в области ИТ и бизнеса, отечественные вузы начали задумываться совсем недавно.
Виктор Никитин: «Программа подготовки ИТ-менеджеров, в равной степени понимающих проблематику построения информационных систем для бизнеса уникальна»

Проникновение ИТ в сферу организации, управления и обеспечения эффективности бизнеса, равно как и в область государственного управления, а также потребность в формировании ИТ-директоров нового уровня, владеющих не только техническими, но и экономическими знаниями, поставило на повестку дня вопрос создания новых программ для ИТ-образования. Первыми были коммерческие учебные центры по ИТ, которые стали активно осваивать тематику управления бизнесом. Но эти начинания не сняли проблему дефицита кадров, имеющих квалификацию в области организации и управления сложными информационными системами, которые действуют в бизнесе и госструктурах.

В университетах страны сейчас делаются попытки соединить экономическое направление и ИТ-дисциплины, причем обе стороны начинают движение навстречу друг другу: математические и технические факультеты вводят экономические учебные дисциплины, а студентам-экономистам предлагаются программы, связанные с экономикой информационных систем. Однако формальное сочетание этих направлений не является гарантией качественной подготовки специалистов, способных эффективно руководить ИТ-хозяйством современных компаний в интересах основного бизнеса. Для обеспечения должной квалификации выпускников необходим продуманный симбиоз экономических, технологических и управленческих знаний. Задача эффективной конвергенции столь разных учебных направлений была поставлена при формировании программы факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), созданного чуть больше двух лет назад.

Постановка задачи

Экспертная группа по определению содержания нового учебного направления бизнес-информатики объединила специалистов высшей школы и потенциальных работодателей будущих выпускников — представителей ИТ-бизнеса и институтов госуправления. Это помогло сформулировать суть новой специальности и квалификационные требования к выпускникам на основе реальных потребностей российского ИТ-рынка и его основных клиентов.

Специальность «бизнес-информатика» подразумевает подготовку специалистов, деятельность которых будет заключаться в организации, поддержке и управлении корпоративными информационными системами на разных этапах их жизненного цикла. Если учесть степень зависимости бизнеса от таких систем, станет понятно, что соответствующий специалист должен не только знать технологии, архитектуры и особенности функционирования информационных систем. Необходимо, чтобы он понимал принципы организации бизнеса, оценивал влияние ИТ на бизнес-процессы, умел экономически обосновать внедрение и проанализировать экономическую эффективность эксплуатации информационных систем. Кроме того, он должен выстраивать финансовые отношения с поставщиками и потребителями, наконец, иметь квалификацию управленца, чтобы руководить людьми в ходе реализации ИТ-проектов и организации работы ИТ-службы.

На пересечении трех областей — ИТ, экономики и права — формируется синтетическая область знаний, которая определяет содержание новой специальности. По словам декана факультета бизнес-информатики Виктора Никитина, новая программа подготовки ИТ-менеджеров, в равной степени понимающих проблематику построения информационных систем для бизнеса и принципы организации самого бизнеса, уникальна не только для российских вузов. Она не имеет аналогов и в западной системе высшего образования, где экономическими дисциплинами и основами менеджмента выпускники ИТ-специальностей овладевают, как правило, уже на этапе получения дополнительного образования в бизнес-школах.

Общая постановка задачи — подготовка ИТ-менеджеров для разных этапов жизненного цикла корпоративных информационных систем — позволила детализировать программу, от формулировки квалификационных требований к выпускникам до списка изучаемых дисциплин. На факультете реализована двухуровневая система подготовки — бакалавриат и магистратура. После четырех лет базовой подготовки и защиты диплома бакалавра можно поступить в двухгодичную магистратуру. Обеспечиваемая в ней специализация выстроена так, что каждая из предлагаемых магистерских программ соответствует определенному этапу жизненного цикла корпоративной информационной системы.

Специальная магистерская программа по моделированию и оптимизации бизнес-процессов нацелена на то, чтобы при решении этих задач ИТ-менеджер мог опираться на системные знания и навыки, а не на интуитивное понимание проблемы. Учебный план включает в себя изучение методов анализа и моделирования бизнес-процессов, технологии потоков работ для управления и интеграции бизнес-процессов, отраслевые модели бизнес-процессов, процессный подход, используемый в системах менеджмента качества и при построении систем управления ИТ, и т.д. Предметы, связанные с оптимизацией бизнес-процессов, изучаются и в других магистерских программах, что делает эту область знаний обязательным компонентом подготовки ИТ-менеджера любого профиля.

Аналогично формируются учебные магистерские программы по подготовке менеджеров для всех последующих этапов жизненного цикла информационной системы, таких как планирование и организация, проектирование и внедрение, сопровождение и эксплуатация информационных систем. Кроме того, две новые программы магистратуры посвящены отдельным областям управленческой и аналитической деятельности в области ИТ. Программа «Инновации и бизнес в сфере ИТ» подразумевает подготовку руководителей малых ИТ-предприятий и инновационных фирм, менеджеров инновационных проектов, менеджеров по продажам высокотехнологичных продуктов и систем. Программа «Информационная бизнес-аналитика» посвящена аналитическим системам, предназначенным для поддержки принятия управленческих решений. Она позволяет готовить специалистов, в компетенцию которых входят внедрение и использование приложений управления эффективностью бизнеса, средств бизнес-интеллекта и информационно-аналитических систем.

На факультете делается ставка на фундаментальность и академичность образования даже по самым актуальным направлениям. Это означает, что в каждой из программ даются общая концепция предметной области и методология решения задач, а уже на дополнительных тренингах, обеспечиваемых компаниями, изучается их реализация в конкретных продуктах.

Единство теории и практики

Эффективное взаимодействие вузов с представителями ИТ-рынка — одна из болевых точек современного отечественного ИТ-образования. Несмотря на поиски путей сближения, две стороны чаще склонны высказывать претензии в адрес друг друга, чем приходить к консенсусу. Причины для недовольства вполне объективны. Представителей бизнеса не устраивает уровень квалификации недавних студентов, на «доводку» которых уходят значительные ресурсы. Но выделение отдельных грантов на академические программы или проведение краткосрочных практик для старшекурсников в ИТ-фирмах не становится решением проблемы. Оптимальный вариант и для индустрии, и для высшей школы — непосредственное участие компаний в подготовке специалистов еще в период их обучения в вузах, и факультету бизнес-информатики ГУ-ВШЭ удалось реализовать такое сотрудничество на взаимовыгодной основе.

В магистратуре два из шести учебных дней в неделю студент занимается на факультете, а остальное время отдано практической работе в компаниях. Это не эпизодическое участие в проектах, а долгосрочная стажировка, содержание которой находится в прямой связи со специализацией магистерской программы студента. Студент волен самостоятельно выбирать место работы на период обучения в магистратуре; результаты практики должны быть отражены в диссертации, защитой которой заканчивается обучение. Но у факультета есть соглашения с рядом ведущих игроков отечественного ИТ-рынка о предоставлении возможности студентам магистратуры стажироваться в этих фирмах. Таким образом, студенты факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ имеют реальный шанс провести последние два года обучения в «боевых» условиях в таких компаниях, как Microsoft, SAP, «IDS Sheer Россия», 1С, «Крок» и др. Среди партнеров факультета числится и один из потребителей ИТ — Внешторгбанк, в ИТ-департаменте которого студенты также могут стажироваться.

Фактически, факультет бизнес-информатики перенял модель научной практики МФТИ, реализованную и на недавно созданном факультете информационных технологий Новосибирского госуниверситета. В соответствии с нею студенты старших курсов значительную часть времени отдают исследованиям и практике в научных организациях, с которыми факультеты поддерживают тесное сотрудничество. На факультете бизнес-информатики эта схема взаимодействия перенесена в новые рыночные условия и обеспечивает взаимную выгоду обеим сторонам.

Работа в ведущих ИТ-компаниях позволяет студентам сформировать действительно востребованный на рынке набор практических умений и навыков, а в перспективе — решить проблему трудоустройства. А организации, помогающие факультету готовить конкурентоспособных специалистов, экономят собственные средства. Принимая таких выпускников к себе на работу, они получают специалистов с дефицитным для нашего рынка багажом теоретических знаний и практических навыков. При этом затрачиваются существенно меньшие средства, чем те, которые понадобились бы в случае перекупки их у других компаний с последующим дообучением.

Факультет строго следит за тем, чтобы ни одному из компонентов учебного процесса в магистратуре не отдавалось предпочтения в ущерб другому. Студенты, не успевающие по основным учебным дисциплинам, лишаются возможности проходить стажировку — формально и фактически. Факультет запрещает отстающим работать в компаниях, а кроме того, нехватка систематических знаний становится серьезным препятствием для полноценной реализации стажером своих обязанностей, его профессионального роста. Компании, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы к ним приходили люди с тем багажом фундаментальных, систематизированных знаний в области ИТ-менеджмента, который пока нельзя получить в других вузах.

Широкий спектр предметов (таких как теория информационных систем, общий и стратегический менеджмент, управление проектами, психология, экономическая теория, спецдисциплины магистерских программ) должен формировать руководителей ИТ-проектов, хорошо знающих предметную область, способных оценивать экономическую целесообразность, риски и экономическую эффективность внедрения информационных систем, владеющих премудростями управления людьми. Но ограничиться лишь изучением теории на факультете студент магистратуры не может, он обязан закреплять полученные знания, участвуя в конкретных проектах.

Новый факультет создавал учебные программы в сотрудничестве с ведущими экспертами российской ИТ-индустрии и с их помощью реализует свой учебный план. Новизна предметов для отечественной высшей школы усложнила задачу поиска преподавательских кадров. Как отмечает Никитин, специалисты, владеющие предметом, заняты в бизнесе, а у вуза не хватает финансовых ресурсов, чтобы приглашать их к себе на постоянную работу. Был найден компромиссный вариант: эксперты-практики стали идеологами и постановщиками курсов в тандеме со штатными преподавателями ГУ-ВШЭ, которые привнесли свое знание методологии и организации преподавания учебных дисциплин. Сами они, осваивая новые области знаний, получили возможность профессионального роста. Представители ИТ-индустрии проводят на факультете мастер-классы и семинары по отдельным темам.

Пример глубокого сотрудничества факультета с экспертами из бизнеса — работа кафедры «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов», которую возглавляет генеральный директор компании «IDS Sheer/Логика бизнеса» Мария Каменнова. Заведующий кафедрой отвечает за идеологию магистерской программы, организацию стажировки студентов в своей фирме и привлечение собственных сотрудников к работе на факультете. Кафедрой «Стратегическое управление ИС» заведует Роман Васильев, признанный эксперт в области ИТ-консалтинга, имеющий опыт практической деятельности в ведущих российских и американских компаниях. Кроме того, несколько компаний-партнеров, например Microsoft и SAP, открыли свои базовые кафедры на факультете; ведутся переговоры и с IBM. В задачи этих кафедр входит координация усилий компаний и факультета при организации обучения студентов и вовлечении их в реальные проекты. Ни Microsoft, ни SAP нигде в мире не практикуют столь активного участия в работе высшей школы.

Две ступени к мастерству

По замыслу создателей учебного направления «бизнес-информатика», его выпускники (на молодом факультете их еще не было) будут играть роль наемных менеджеров, которые обеспечат руководство процессами и проектами в области ИТ в компаниях и госструктурах, организацию деятельности консалтинговых, проектных, внедренческих и сервисных фирм, а также создание малых предприятий сферы ИТ и руководство ими. Выпускники первой ступени (бакалавриат) позиционируются как исполнители в проектных группах, ИТ-департаментах, отделах внедрения и эксплуатации информационных систем, то есть во всех структурах, руководить которыми смогут выпускники магистратуры. Кроме того, в бакалавриате осуществляется серьезная подготовка специалистов по продажам сложных информационных систем.

В соответствии с таким позиционированием выпускников на факультете определили содержание учебных программ бакалавриата и магистратуры. Во всех программах присутствуют дисциплины по основным компонентам бизнес-информатики — ИТ, экономике и менеджменту. Плюс к тому в магистратуре усилено преподавание предметов, связанных с управлением, что и обеспечивает ту «ступеньку», которую должен преодолеть бакалавр на пути к званию ИТ-менеджера.

На младших курсах преподаются дисциплины общего плана: основы менеджмента, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, процессы и методы принятия управленческих решений, финансовый и управленческий учет. Даются знания и по более узким областям — логистике, маркетингу и управлению персоналом. В магистратуре управленческая тематика трансформируется в углубленные программы изучения стратегического анализа деятельности предприятия, технологий разработки и принятия управленческих решений, управления развитием информационных систем, системы сбалансированных показателей в менеджменте, управления качеством.

Появляются и специальные дисциплины по ИТ-управлению, которые варьируются в зависимости от выбранной магистерской программы. Например, в программе ИТ-консалтинга изучаются управление инвестициями в ИТ и организация аутсорсинга. В программе управления информационными ресурсами предприятия читаются курсы по организации ИТ-службы и управлению эксплуатацией информационных систем. Студентов вводят в проблематику различных методологий управления процессами в сферах разработки программного обеспечения (CMM/CMMI) и управления ИТ-сервисами (ITIL, COBIT).

На факультете обеспечиваются и «сквозные» дисциплины, которые преподаются на обоих уровнях, но с разной степенью детализации. Так, в бакалавриате читается курс по общим методологиям управления проектами, а в магистратуре вводится дисциплина «Управление сложными ИТ-проектами», которая рассматривает особенности руководства мультипроектами в больших коллективах с учетом специфики ИТ-отрасли. В магистратуре изучается отдельная дисциплина организации ИТ-консалтинга, по которой в бакалавриате даются лишь общие сведения.

Роль бакалавриата — заложить фундамент, на основе которого будет развиваться квалификация ИТ-менеджера. И здесь, конечно, очень важна роль математических и компьютерных дисциплин. В математической программе акцент делается на предметы, знание которых необходимо специалистам в области информационных технологий. Среди них — дискретная математика, линейная алгебра, теория вероятностей, математическая статистика и математический аппарат теории принятия решений, который будет использоваться, в частности, при изучении магистерской программы анализа бизнес-процессов. Есть и ряд математических спецкурсов, например курс теории выбора, который ведет известный ученый профессор Фуат Алескеров.

ИТ-дисциплины в бакалавриате также являются базисом для спецдисциплин, посвященных информационным технологиям более высокого уровня, которые преподаются в магистратуре. Студенты младших курсов изучают современные языки программирования, архитектуру компьютеров и корпоративных информационных систем, базы данных, операционные системы, объектно-ориентированный анализ и программирование, принципы обеспечения информационной безопасности. А в магистратуре они будут углубленно заниматься предметами, связывающими информационные технологии и задачи управления.

Набор курсов по выбору позволяет студентам бакалавриата осваивать дополнительные области ИТ. Среди них представлены технологические дисциплины (например, хранилища данных, технология экстремального программирования, архитектура высокопроизводительных систем), курсы по различным типам прикладных систем (электронный документооборот, организация коллективной работы, CRM, SCM и др.), а также курсы, посвященные специфике отраслевых информационных систем (ТЭК, связь, транспорт, производство, госуправление и др.).

Однако задача факультета бизнес-информатики — подготовить специалистов, которым не придется начинать карьеру в ИТ-бизнесе с программиста или системного администратора. Поэтому уже на младших курсах даются не только основы экономики и менеджмента, но и ряд гуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки руководителей нижнего управленческого звена.

В бакалавриате читаются курсы общей и социальной психологии, прагматики коммуникаций, этики бизнеса, культурологии и политологии. Дается серьезная правовая подготовка, включая курсы по информационному праву, правовой защите интеллектуальной собственности, правовой среде бизнеса. Эти учебные программы нацелены на то, чтобы выпускники хорошо ориентировались в юридических вопросах взаимоотношений с контрагентами, подрядчиками и выстраивания любых договорных отношений. В программу входит также курс философии. В магистратуре читается общая теория систем и системный анализ.

На факультете считают необходимым воспитывать у студентов активную жизненную позицию. На это направлены различные формы общественной жизни факультета — научно-практические семинары, проекты, кружки, походы и т.д. Поощряются любые проявления общественной инициативы.

В бакалавриате семестровый принцип организации обучения заменен на модульный. Учебный год разбит на пять модулей по семь-восемь недель каждый. Модуль завершается проверкой полученных знаний, что заставляет студентов постоянно находиться в напряженном рабочем режиме. Само обучение проходит в форме традиционных лекций и семинаров и оставляет значительное время для самостоятельной работы студентов. Активно применяется форма письменного эссе, в котором студент должен в сжатой форме изложить результаты небольшого исследования на заданную тему. В дополнение к обычным оценкам введена система кумулятивных рейтингов — накопление баллов за выполняемые работы, которые учитываются не только при начислении стипендии, но и при поступлении в магистратуру.

При очевидной практической направленности новой специальности «бизнес-информатика» на факультете выстраивается система интеграции обучения, решения задач бизнеса и научных исследований, без которых невозможно полноценное высшее образование. Исследовательские проекты, в которые вовлекаются студенты старших курсов бакалавриата, будут связаны с проблемами применения ИТ в бизнесе и смогут, как и стажировки, осуществляться по заказу партнеров факультета.

Одной из наиболее острых проблем, требующих поиска оригинальных методик, является оценка эффективности информационных систем. И хотя на факультете еще не было ни одного собственного выпуска, открыта аспирантура, где уже ведутся работы по этой теме, к которым начинают привлекать студентов старших курсов бакалавриата. В перспективе факультет рассчитывает на активизацию научных исследований и даже на создание научно-образовательного центра в альянсе с академическими организациями. Этому будет способствовать переезд в кампус в подмосковном Троицке. Там же планируется создать бизнес-инкубатор для поддержки выпускников, которые захотят по окончании обучения начать собственный инновационный бизнес.

Обмен опытом

Инициатива ГУ-ВШЭ по созданию новой специальности поддержана на государственном уровне. Учебное направление «бизнес-информатика» развивается в рамках программы «Электронная Россия», инициированы работы по созданию нового государственного образовательного стандарта. По оценкам факультета, потребность нашей страны в специалистах такой квалификации составляет 5 тыс. человек. На факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ сегодня обучаются 450 студентов.

Понятно, что для решения проблемы дефицита кадров систему обучения новой специальности необходимо тиражировать. И этот процесс начался: факультет делится с другими вузами страны своими учебными программами, методиками, принципами организации обучения и взаимодействия с ИТ-бизнесом. Обучение по новой специальности в соответствии со схемой, реализованной в ГУ-ВШЭ, началось в известной кузнице программистских кадров, Санкт-Петербургском ИТМО, и в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ. На подходе — еще девять региональных вузов. Можно рассчитывать, что представители ИТ-бизнеса в регионах поддержат это начинание с той же продуктивностью, с какой это сделали столичные компании. Действительно, такая подготовка ИТ-менеджеров поможет местным фирмам решать кадровые проблемы, а крупным производителям и интеграторам — развивать свои партнерские сети.