В 2010 году образование в области ИТ станет более специализированным. Университеты начнут вводить в свои учебные курсы программы, посвященные массовому распространению продуктов, а особое внимание будет уделяться деловым навыкам и искусству общения.

Предположим, вы только что поступили в высшее учебное заведение и хотите получить специальность, так или иначе связанную с информационными технологиями. На что вам следует потратить время и энергию, чтобы к моменту окончания института, то есть к 2010 году, добиться максимального успеха? Сложно сказать, не так ли? Тогда представьте, насколько трудно приходится сотрудникам вузов, пытающимся предсказать развитие ситуации, подобрать материалы и разработать программы обучения по специальностям, которые будут востребованы в 2010 году. А еще представьте, какой может оказаться цена их ошибки.

Большинство вузов хотят выяснить, что происходит, прежде чем пойти на серьезный риск изменения учебных программ. По прошествии времени учебные заведения, конечно, адаптируют эти программы с учетом технических и бизнес-требований компаний к своим сотрудникам и корпоративных планов исследований. Но, если вспомнить об инертности сферы образования, приходится признать: пройдут годы, прежде чем в учебных программах будут отражены фундаментальные изменения в отрасли. Обратите внимание, насколько слабо ИТ-отрасль отреагировала на изменение структуры рынка, вызванное массовым закрытием Internet-компаний. Многие университеты предложили новые программы, посвященные электронной коммерции, по прошествии значительного времени после этих событий.

Если проанализировать сложившуюся ситуацию и проследить тенденции развития рынка технологий, можно понять, чего следует ожидать от образования в области ИТ в 2010 году. Специализированные образовательные программы будут полностью отражать изменения в глобальном сообществе ИТ. Университеты начнут вводить учебные дисциплины, связанные с превращением ИТ-продуктов в товары массового потребления. Технологии удаленного обучения станут более совершенными и будут активно использоваться. Наконец, все больше внимания будет уделяться навыкам ведения бизнеса и искусству общения.

В 2010 году информационные технологии будут иметь для мировой экономики не меньшее, а может, и большее значение, чем и сейчас. И задача, которую придется решать всем, кто так или иначе связан с обучением ИТ (школы, университеты и компании), заключается в поддержке актуальности и полезности получаемых знаний.

Специализация

Основная идея специализации состоит в следующем: страны будут инвестировать в то, что в условиях глобальной экономики дает им естественные конкурентные преимущества. Поскольку все больше американских компаний передают свои операции на независимое сопровождение, такие государства, как Индия и Китай, активно реализуют собственные преимущества — наличие низкооплачиваемых, дисциплинированных и неплохо образованных работников. Они предлагают надежную инфраструктуру, позволяющую готовить специалистов для центров телефонного обслуживания, поддержки и разработки ПО.

В США на такие должности начального уровня, как правило, принимают людей с относительно низкой квалификацией и не имеющих опыта работы. При этом компании находят источники более дешевой рабочей силы, обращаясь в офшорные фирмы.

По иронии судьбы, спрос на ИТ-специалистов, работающих по офшорным контрактам, приводит к увеличению их заработной платы. Как следствие, правительства некоторых стран, в частности Индии и Китая, вкладывают большие средства в образование с целью увеличить число таких специалистов и сохранить собственные конкурентные преимущества как источника дешевой рабочей силы. Как ожидается, к 2010 году государства, «специализирующиеся» на офшорной деятельности, значительно расширят свои возможности обучения множества ИТ-специалистов начального уровня.

Далеко не все фирмы могут себе позволить накладные расходы и поддержку инфраструктуры, которые необходимы для передачи в офшор операций, выполняемых профессионалами начального уровня, поэтому в США сохранится (пусть и небольшой) спрос на таких специалистов. Однако с ростом предложения падает цена. Для выпускников колледжей, стремящихся к карьерному росту и претендующих на достаточно высокую оплату своего труда, подобные должности интереса не представляют. В 2010 году для США будет выгодно, чтобы программы местных колледжей и институтов позволяли готовить достаточное число более «узких» специалистов, согласных занимать должности начального уровня в сфере ИТ.

С уменьшением числа рабочих мест начального уровня американцам, не имеющим технического образования, будет все труднее добиваться высокооплачиваемых постов и строить карьеру в сфере ИТ без дополнительного обучения. У местных колледжей появится больше стимулов стать своего рода «учебными полигонами» для подготовки специалистов на должности начального уровня. В результате на такую работу будут претендовать преимущественно выпускники местных колледжей и профессиональных училищ, а не высших учебных заведений.

У других государств есть конкурентные преимущества, обусловленные тем, что их национальные корпорации являются лидерами в определенных технических отраслях. Швеция и Финляндия, например, выигрывают от присутствия, соответственно, Ericsson и Nokia на рынке мобильных устройств. Немаловажное значение имеет и особая популярность беспроводной связи в Скандинавских странах. К 2010 году эти государства, а также Германия и Южная Корея превратят свои университеты в центры мирового уровня, занимающиеся подготовкой специалистов для исследований и разработок в сфере мобильной связи, а также соответствующих педагогических кадров. Аналогично, Швейцария и Великобритания предложат ведущие университетские программы по информационным технологиям для отрасли здравоохранения, а такие города, как Сингапур и Гонконг, — программы изучения информационных технологий для цепочек поставок и логистики.

Самые целеустремленные студенты, желающие специализироваться в области ИТ, будут искать по всему миру университеты, учебные программы которых наилучшим образом освещают конкретные технологии. Однако, вполне возможно, им не придется ехать, скажем, в Израиль для обучения по программе, посвященной защите ИТ и считающейся лучшей в мире.

К 2010 году возникнет еще одно явление: успехи тех или иных ИТ-специалистов будут влиять на образование. Ряд компаний из списка Fortune 500 уже пользуются услугами десятков директоров информационных служб и вице-президентов, специализирующихся на определенных технологических областях, таких как защита, инфраструктура, корпоративные вычисления и инжиниринг. Мир ИТ стал настолько сложным, что «широкое» классическое образование утрачивает ценность для фирм, нуждающихся в специфических, достаточно «узких» специалистах и предъявляющих к ним особые требования.

В 2010 году будет сложно устроиться на работу, имея лишь знания по специальности «программный инженер». Компании станут стремиться принимать на работу программных инженеров, которые разбираются, например, в специфике обрабатывающей или нефтеперерабатывающей отрасли и понимают ее уникальные требования. Университеты будут все больше и больше поддерживать необходимую для той или иной отрасли специализацию за счет разработки совместных программ либо четко сфокусированных усилий факультетов. Отдельным сотрудникам факультетов придется отказаться от личных научных или учебных интересов в пользу создания более симбиотических программ, позволяющих попасть в рейтинг учебных курсов мирового класса по конкретной технологии для определенной отраслевой ниши (например, факультет, специализирующийся на информационных технологиях для отрасли розничной торговли).

Массовый товар

Многие руководители компаний поговаривают о том, что аппаратное и программное обеспечение становится продуктом массового потребления. Возможно, к 2010 это действительно произойдет, и в сфере ИТ-образования возникнет ряд интересных задач. Нередко производители программного обеспечения предлагают продукты, которые, по существу, являются «программными фабриками». Такие «фабрики» стандартизуют создание ПО, его повторное использование и обеспечение гарантий качества, поэтому программистам больше не нужны глубокие знания для серьезных успехов в работе. Зачастую предлагаются и продукты (например, приложения планирования корпоративных ресурсов или SAS), призванные избавить специалистов по ИТ от тех сложностей управления, с которыми им сейчас приходится сталкиваться.

Технологическая специализация — не за горами. Некоторые специалисты по ИТ уже сейчас считают себя скорее архитекторами сетей Cisco, нежели обычными инженерами, скорее программистами .NET, нежели просто разработчиками ПО, скорее гуру в области обеспечения надежности на уровне Six Sigma, нежели менеджерами либо инженерами по качеству. К 2010 году тенденция к специализации учебных курсов и их ориентации на конкретные продукты будет становиться все более выраженной по мере того, как университеты и студенты начнут стремиться к знаниям, выходящим за рамки общих сведений.

Признанные учебные заведения, специализирующиеся на ИТ, будут сопротивляться «массовости». Они по-прежнему будут считать своей главной задачей подготовку специалистов, которые станут лидерами развития технологий завтрашнего дня. Однако распространение очень мощных инструментов для создания ПО, инжиниринга и управления будут и дальше подталкивать ведущие колледжи и университеты к тому, чтобы выделиться на фоне других хороших учебных заведений, предлагающих серьезную практику работы с конкретными инструментальными средствами и продуктами.

Обучение

К 2010 году самой серьезной проблемой станет выбор способа обучения. Ведущие университеты, скорее всего, изменятся не так уж и сильно, но интенсивная международная конкуренция со стороны специализированных университетов и появление совершенных технологий удаленного обучения навсегда изменят методы «борьбы» за студентов и профессоров. Сейчас у студентов, как правило, нет свободы выбора. Университеты сами определяют, какой профессор будет проводить обучение, и студенты не могут выбрать преподавателя, ориентируясь на его квалификацию и актуальность читаемого им курса. К 2010 году студенты станут участвовать в международных конкурсах за право участия в виртуальных семинарах известнейших профессоров. Университеты же будут действовать как центры объединения специалистов, предлагающих знания по конкретным специальностям, и контролировать качество преподавания.

Инструментальные средства организации виртуальных конференций уже сейчас имеют, по меркам корпоративного мира, достаточно высокое качество. К 2010 году инструментальные средства хостинга и производства станут настолько совершенными, что работа в синхронной или асинхронной среде обучения мало чем будет отличаться от реального присутствия, а порой будет даже более качественной. Перевод с разных языков в режиме реального времени сделает виртуальные среды доступными для студентов со всего мира, а механизмы удаленной связи позволят манипулировать объектами в лаборатории из любой точки земли. Эти инструменты обеспечат более мощные возможности при организации виртуальных учебных классов, создадут эффект присутствия на уровне визуальных и тактильных ощущений. Благодаря тем же технологиям профессора сохранят контроль за презентациями и возможность управления информационным наполнением, но все же могут возникнуть конфликты между преподавателями и слушателями, поскольку каждая из сторон будет пытаться управлять обучающей средой.

В 2010 году мы станем свидетелями начала конца традиционной модели университета. Знаменитые и востребованные профессора перестанут быть «собственностью» одного университета и начнут предлагать свои учебные курсы другим учебным заведениям. Сейчас, как правило, они оказываются весьма консервативными, когда речь идет о таких возможностях, но к 2010 году издательства будут «предлагать» профессоров вместе с их книгами.

Бизнес и общение

Опросы руководителей компаний показывают, что деловая хватка и талант к общению - редкие качества у специалистов по ИТ. К 2010 году эти технологии станут использоваться повсеместно, а уровень конкуренции серьезно возрастет. В результате предпочтение будет отдаваться специалистам, способным понять и сформулировать ценность ИТ для бизнеса.

По мере обновления традиционных программ на степень бакалавра станет очевидно, что учебные заведения должны сосредоточить усилия на подготовке специалистов по ИТ-стратегиям, осознающих и умеющих объяснить другим бизнес-аспекты технологии и технологию бизнеса. Другими словами, они станут готовить будущих директоров информационных служб. При этом факультеты информатики, скорее всего, будут по-прежнему упорно стремиться к тому, чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов по технологиям, на самом деле не понимающих деловой стороны своей профессии. Новая структура сферы образования встряхнет мир информатики, и студенты начнут отказываться от традиционных курсов, предлагаемых такими факультетами. Они захотят формировать собственные учебные программы, дающие не только знание технологий, но и навыки ведения бизнеса.

К 2010 году образование изменится настолько, что станут возможными такие ситуации. Представьте, что занимающаяся информационными технологиями студентка младшего курса живет в Малайзии, но поступила в австралийский университет, где студентам старших курсов предлагают нужную ей учебную программу. Последняя разработана независимым профессором из Женевы, распространяется через французский издательский дом, а патент на нее принадлежит американской компании. После второй лекции студентка решает, что профессор — заносчивый болван. Тогда она меняет свое место в учебной группе и архивы курса, предлагаемые интерактивно через eBay, на преподаваемый в Калифорнии курс по ИТ для винодельческой промышленности. Он разработан в Чили группой из 12 профессоров, проживающих по всему миру.

Честно говоря, о таких возможностях говорят еще с середины 80-х, но в 2010 году, в условиях слияния технологии и экономики, это может стать более чем реальным.

Джозеф Уильямс (josephwi@microsoft.com) - менеджер по практике Worldwide Solutions Architecture Group консалтингового подразделения Microsoft. В статье изложено его личное мнение, которое может не совпадать с официальной точкой зрения Microsoft.


Joseph Williams, IT Education: More Specialized in 2010, IEEE IT Pro, November/December 2004. IEEE Computer Society, 2004, All rights reserved. Reprinted with permission