Гар?мо?ни?за?ция со?дер?жа?ния учеб?ных про?грамм в трех звень?ях си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния «шко?ла — вуз — по?сле?ди?п?лом?ное обу?че?ние» — до?с?та?точ?но тру?до?ем?кая за?да?ча, ре?ше?ние ко?то?рой мож?но уп?ро?стить, ес?ли учесть за?пад?ный опыт.

Рас?про?стра?не?ние об?ра?зо?ва?тель?ных тех?но?ло?гий, ос?но?ван?ных на при?ме?не?нии об?ще?до?с?туп?ных (Internet) и кор?по?ра?тив?ных ин?фор?ма?ци?он?ных си?с?тем, вле?чет за со?бой ра?ди?каль?ные пе?ре?ме?ны в са?мих этих ин?ф?ра?стру?к?ту?рах. Ав?то?ра?ми про?ек?та стан?дар?та IEEE P1484.1/D11 «Learning Technology Systems Architecture» (ISO/IEC JTC1 SC36, [1]) про?ве?ден ана?лиз со?в?ре?мен?ных об?ра?зо?ва?тель?ных ин?ф?ра?стру?к?тур с опо?рой на ме?то?до?ло?гию от?кры?тых си?с?тем. Пред?ло?жен?ную в этом до?ку?мен?те пя?ти?уров?не?вую эта?лон?ную мо?дель ар?хи?те?к?ту?ры си?с?тем об?ра?зо?ва?тель?ных тех?но?ло?гий (СОТ) мож?но ис?поль?зо?вать, в ча?ст?но?сти, для то?го, что?бы по?ме?с?тить про?б?ле?ма?ти?ку раз?ви?тия ИТ-об?ра?зо?ва?ния в бо?лее об?щий кон?текст раз?ви?тия СОТ.

Ме?то?ды и тех?но?ло?гии обу?че?ния, быв?шие пре?ж?де до?с?то?я?ни?ем оп?ре?де?лен?ных про?фес?си?о?наль?ных кла?нов (ме?то?ды ди?с?тан?ци?он?но?го обу?че?ния, тех?но?ло?гии вир?ту?аль?ной ре?аль?но?сти, ме?то?ды ра?бо?ты с рас?пре?де?лен?ны?ми ин?фор?ма?ци?он?ны?ми ре?сур?са?ми и т.п.) по?лу?ча?ют рас?про?стра?не?ние в мас?со?вых об?ра?зо?ва?тель?ных си?с?те?мах. Не все мо?де?ли при?жи?ва?ют?ся, но в це?лом кон?цеп?ция «об?ра?зо?ва?ния в те?че?ние всей жиз?ни» уже не вы?гля?дит уто?пи?че?ской — ее суть со?сто?ит в при?об?ре?те?нии уме?ния учить?ся и стре?м?ле?нии к са?мо?об?ра?зо?ва?нию, а ис?поль?зо?ва?ние ИТ в учеб?ном про?цес?се под?ра?зу?ме?ва?ет вы?со?кий уро?вень мо?ти?ва?ции уча?щих?ся.

Рас?сма?т?ри?вая си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния в ка?че?ст?ве клю?че?вых объ?е?к?тов ре?форм об?ра?зо?ва?тель?ных ин?ф?ра?стру?к?тур раз?ных стран, сто?ит уде?лить осо?бое вни?ма?ние «пе?ре?да?точ?ным функ?ци?ям» ме?ж?ду уров?ня?ми си?с?тем об?ра?зо?ва?ния, в зна?чи?тель?ной ме?ре оп?ре?де?ля?ю?щим по?тен?ци?ал раз?ви?тия этих си?с?тем.

Аби?ту?ри?ент как объ?ект мар?ке?тин?га

На вхо?де си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния — по?ток аби?ту?ри?ен?тов, ко?то?рые в на?шей стра?не со?ста?в?ля?ют весь?ма при?чуд?ли?вую со?во?куп?ность боль?ших и ма?лых «це?ле?вых ау?ди?то?рий». Ис?поль?зо?ва?ние здесь тер?ми?на из ле?к?си?ко?на мар?ке?то?ло?гов ка?жет?ся оп?рав?дан?ным: рос?сий?ские ву?зы в ус?ло?ви?ях «де?мо?гра?фи?че?ской ямы» бли?жай?ших лет и пла?ни?ру?е?мо?го пе?ре?хо?да к 2010 го?ду на двух?уров?не?вую си?с?те?му вы?с?ше?го об?ра?зо?ва?ния (ба?ка?лавр/ма?гистр) ока?зы?ва?ют?ся пе?ред не?об?хо?ди?мо?стью ос?во?е?ния эф?фе?к?тив?ных ме?то?дов мар?ке?тин?га сво?их об?ра?зо?ва?тель?ных ус?луг, и сфе?ра ИТ-об?ра?зо?ва?ния не со?ста?в?ля?ет ис?клю?че?ния.

При?ход ин?фор?ма?ти?ки в со?вет?ские шко?лы в се?ре?ди?не 80-х го?дов со?з?дал, по все?об?ще?му при?зна?нию, не?об?хо?ди?мые пред?по?сыл?ки для фор?ми?ро?ва?ния не?сколь?ких по?ко?ле?ний ИТ-про?фес?си?о?на?лов. На?чаль?ный, «без?ма?шин?ный» этап вве?де?ния это?го учеб?но?го пред?ме?та в школь?ные про?грам?мы длил?ся в раз?лич?ных ре?ги?о?нах стра?ны от 5 до 15 лет, что са?мо по се?бе ста?ло уни?каль?ным экс?пе?ри?мен?том в ис?то?рии об?ра?зо?ва?ния. Экс?пе?ри?мент мож?но счи?тать удав?шим?ся. До?ми?нан?той это?го «ро?ман?ти?че?ско?го» эта?па ос?та?ва?лись учеб?ные про?грам?мы, со?з?дан?ные на ос?но?ве кон?цеп?ции ака?де?ми?ка Ан?д?рея Ер?шо?ва («про?грам?ми?ро?ва?ние — вто?рая гра?мот?ность»), а ис?поль?зо?ва?ние весь?ма раз?но?шер?ст?но?го ин?ст?ру?мен?та?рия при?ве?ло к по?я?в?ле?нию мно?го?чис?лен?ных «юных про?грам?ми?стов-умель?цев», чьи ин?те?ре?сы ох?ва?ты?ва?ли ши?ро?кий спектр за?дач как си?с?тем?но?го, так и при?клад?но?го про?грам?ми?ро?ва?ния. Опа?се?ния экс?пер?тов, ко?то?рые осу?ж?да?ли при?ме?не?ние Бей?си?ка как «пер?во?го язы?ка» для ос?во?е?ния ос?нов про?грам?ми?ро?ва?ния, не оп?рав?да?лись. Аби?ту?ри?ен?ты си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния, для ко?то?рых ПК — пре?ж?де все?го ин?ст?ру?мент про?грам?ми?ста, со?ста?в?ля?ют и се?го?д?ня ус?той?чи?вую, зна?чи?тель?ную по чис?лен?но?сти ау?ди?то?рию. Они счи?та?ют, что имен?но про?грам?ми?ро?ва?ние учит уме?нию по?ста?вить за?да?чу, най?ти и очер?тить про?б?ле?му, тре?бу?ю?щую ре?ше?ния, вер?но рас?пре?де?лить ре?сур?сы.

С на?ча?ла 90-х го?дов ИТ-фа?куль?те?ты оте?че?ст?вен?ных ву?зов ока?за?лись в не?обыч?ной си?ту?а?ции. С од?ной сто?ро?ны, они не рас?по?ла?га?ли дан?ны?ми фор?маль?ной ат?те?ста?ции аби?ту?ри?ен?тов по ин?фор?ма?ти?ке: ни вы?пу?ск?ные, ни всту?пи?тель?ные эк?за?ме?ны по это?му пред?ме?ту ши?ро?ко?го рас?про?стра?не?ния не по?лу?чи?ли. С дру?гой сто?ро?ны, они по?лу?чи?ли ста?биль?ный по?ток аби?ту?ри?ен?тов, мо?ти?ва?ция ко?то?рых к про?дол?же?нию об?ра?зо?ва?ния с лих?вой ком?пен?си?ро?ва?ла от?сут?ст?вие у них ме?то?ди?че?ски пол?но?цен?ной ос?но?вы для про?дол?же?ния изу?че?ния ИТ-ди?с?ци?п?лин.

Аби?ту?ри?ент ве?ка ны?неш?не?го по?лу?ча?ет в свое рас?по?ря?же?ние со?в?ре?мен?ный ПК и об?на?ру?жи?ва?ет, что «улич?ный» ры?нок про?грамм?но?го обес?пе?че?ния пред?ста?в?лен сот?ня?ми до?с?туп?ных по це?не ко?пий ин?ст?ру?мен?таль?ных про?грамм са?мо?го раз?лич?но?го на?зна?че?ния. Ини?ци?а?тив?ный и праг?ма?тич?ный стар?ше?класс?ник вы?стра?и?ва?ет на до?маш?нем ком?пь?ю?те?ре кон?фи?гу?ра?цию, от?ве?ча?ю?щую его пред?ста?в?ле?ни?ям о до?су?ге и о про?фес?си?о?наль?ной карь?е?ре. В ре?зуль?та?те це?ле?вые ау?ди?то?рии аби?ту?ри?ен?тов си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния дро?бят?ся, воз?ни?ка?ют мно?го?чис?лен?ные не?фор?маль?ные со?об?ще?ст?ва со сво?и?ми сай?та?ми, фо?ру?ма?ми и ча?та?ми.

В это же вре?мя пре?по?да?ва?те?ли ин?фор?ма?ти?ки в шко?лах в со?от?вет?ст?вии с дей?ст?ву?ю?щи?ми учеб?ны?ми про?грам?ма?ми пред?ла?га?ют ак?ти?ви?стам этих со?об?ществ ве?ге?та?ри?ан?скую ди?е?ту «офис?но?го» соф?та. Пре?по?да?ва?тель, ра?бо?та?ю?щий с зав?т?раш?ни?ми аби?ту?ри?ен?та?ми, ока?зы?ва?ет?ся пе?ред не?об?хо?ди?мо?стью ос?ва?и?вать про?ект?ные ме?то?ды учеб?ной де?я?тель?но?сти. Тер?мин этот хо?ро?шо зна?ком учи?те?лям с 20-х го?дов, суть его оче?вид?на. Ка?ко?ва на?пра?в?лен?ность этой де?я?тель?но?сти?

В про?ек?те фе?де?раль?но?го стан?дар?та для об?ра?зо?ва?тель?ной об?ла?с?ти «Ин?фор?ма?ти?ка и ин?фор?ма?ци?он?но-ком?му?ни?ка?ци?он?ные тех?но?ло?гии (Ии?ИТ)», дей?ст?вие ко?то?ро?го ох?ва?ты?ва?ет уров?ни ос?нов?но?го и пол?но?го об?ще?го сре?д?не?го об?ра?зо?ва?ния (5-11 клас?сы), вве?де?но по?ня?тие «об?ра?зо?ва?тель?ных об?ла?с?тей при?ори?тет?но?го ос?во?е?ния». Ав?то?ры до?ку?мен?та [2] оп?ре?де?ля?ют это по?ня?тие сле?ду?ю?щим об?ра?зом: «Пред?мет?ные об?ла?с?ти, в рам?ках ко?то?рых наи?бо?лее ус?пеш?но мож?но ре?а?ли?зо?вать... те?мы раз?де?ла об?ра?зо?ва?тель?но?го стан?дар?та по Ии?ИТ». Ре?а?ли?за?ция здесь под?ра?зу?ме?ва?ет про?ек?ты, вы?пол?ня?е?мые школь?ни?ка?ми с по?мо?щью про?стей?ших СОТ — как пра?ви?ло, все тех же офис?ных при?ло?же?ний. Со?дер?жа?ние про?ек?тов же?ст?ко при?вя?за?но к со?дер?жа?нию учеб?ных ди?с?ци?п?лин. Ра?бо?та над та?ки?ми про?ек?та?ми с точ?ки зре?ния ини?ци?а?тив?но?го уче?ни?ка мо?жет до?воль?но бы?ст?ро по?те?рять для не?го при?вле?ка?тель?ность, ос?та?ва?ясь все?го лишь «еще од?ним до?маш?ним за?да?ни?ем» или «скуч?ной ла?бо?ра?тор?кой». Есть ли для та?ко?го уче?ни?ка аль?тер?на?тив?ный сце?на?рий ис?поль?зо?ва?ния ИТ? Вспом?ним об упо?мя?ну?тых не?фор?маль?ных со?об?ще?ст?вах школь?ни?ков; их уча?ст?ни?ков, объ?е?ди?нен?ных Се?тью, ста?но?вит?ся все боль?ше. Сов?ре?мен?ные тех?но?ло?гии про?грам?ми?ро?ва?ния и про?ек?ти?ро?ва?ния при?ло?же?ний по срав?не?нию с вре?ме?на?ми школь?ной три?а?ды 80-х «Па?с?каль — Бей?сик — Ас?семб?лер» об?ре?ли раз?но?об?ра?зие. Про?е?к?ты, вы?пол?нен?ные стар?ше?класс?ни?ка?ми в ус?ло?ви?ях ори?ен?та?ции на спе?ци?фи?ку той или иной ИТ-про?фес?сии, по?з?во?ля?ют им к мо?мен?ту по?сту?п?ле?ния в вуз прой?ти «шко?лу мо?ло?до?го ин?те?гра?то?ра». Вза?и?мо?дей?ст?вие пре?по?да?ва?те?лей про?филь?ных спец?кур?сов с кол?ле?га?ми из ИТ-биз?не?са и ву?зов при фор?ми?ро?ва?нии «порт?фе?ля сце?на?ри?ев» для та?ких про?ек?тов впол?не осу?ще?ст?ви?мо. Ран?няя про?фес?си?о?наль?ная ори?ен?та?ция в со?че?та?нии с опе?ра?тив?ным от?сле?жи?ва?ни?ем тен?ден?ций на рын?ке тру?да ста?но?вит?ся ма?ги?ст?раль?ным на?пра?в?ле?ни?ем раз?ви?тия ИТ-об?ра?зо?ва?ния.

«Карь?ер?ные кла?сте?ры»

В со?став про?ек?та стан?дар?та Ии?ИТ вхо?дит и до?ку?мент, оп?ре?де?ля?ю?щий спе?ци?фи?ку про?филь?но?го обу?че?ния в 10-11 клас?сах. Та?кую мо?дель об?ра?зо?ва?ния пред?ло?же?но ре?а?ли?зо?вать в Рос?сии уже в бли?жай?шие го?ды. В до?ку?мен?те, ос?та?ю?щем?ся по?ка про?ек?том (www.informika.ru), со?сре?до?то?че?ны ха?ра?к?те?ри?сти?ки той пе?ре?да?точ?ной функ?ции в зве?не «шко?ла — вуз», ко?то?рая бу?дет во мно?гом оп?ре?де?лять эф?фе?к?тив?ность всех звень?ев оте?че?ст?вен?но?го ИТ-об?ра?зо?ва?ния. По?с?коль?ку ап?ро?ба?ция раз?ра?бо?тан?ных под про?ект стан?дар?та учеб?ных про?грамм еще не на?чи?на?лась, пред?ста?в?ля?ет ин?те?рес опыт ре?а?ли?за?ции ана?ло?гич?но?го про?ек?та в США.

Про?ект «Карь?ер?ные кла?сте?ры» (Career Clusters, www.careerclusters.org) ини?ци?и?ро?ван фе?де?раль?ным де?пар?та?мен?том об?ра?зо?ва?ния США в 2000-2001 го?дах. Его цель — при?ве?де?ние си?с?те?мы про?филь?но?го об?ра?зо?ва?ния уча?щих?ся стар?ших клас?сов школ и кол?лед?жей в со?от?вет?ст?вие со стру?к?ту?рой рын?ка тру?да в стра?не. Со?с?тав 16 учеб?ных про?фи?лей («кла?сте?ров») оп?ре?де?лен с уче?том су?ще?ст?ву?ю?щих ста?ти?сти?че?ских клас?си?фи?ка?то?ров, а ре?а?ли?за?ция от?дель?ных учеб?ных про?грамм по?ру?че?на как экс?перт?ным груп?пам в от?дель?ных шта?тах, так и про?фес?си?о?наль?ным от?рас?ле?вым ас?со?ци?а?ци?ям.

Ра?моч?ная мо?дель ка?ж?до?го кла?сте?ра вклю?ча?ет: яд?ро (Cluster Foundation), со?дер?жа?ние ко?то?ро?го оп?ре?де?ля?ет?ся об?ще?об?ра?зо?ва?тель?ны?ми и тех?но?ло?ги?че?ски?ми ин?ва?ри?ан?та?ми; ва?ри?а?тив?ные тра?е?к?то?рии (Cluster Pathways), оп?ре?де?ля?ю?щие со?став учеб?ных мо?ду?лей для из?бран?но?го шко?лой про?фи?ля по не?сколь?ким уров?ням под?го?тов?ки; про?фи?ли про?фес?сий (Career Specialties), спе?ци?фи?ка ко?то?рых ох?ва?че?на со?дер?жа?ни?ем учеб?ной про?грам?мы кла?сте?ра. Ос?во?е?ние ба?зо?вых по?ня?тий и ме?то?дов при?ме?не?ния ИТ вклю?че?но ав?то?ра?ми про?ек?та в яд?ро мо?де?ли ка?ж?до?го кла?сте?ра. Пре?дус?мо?т?ре?на воз?мож?ность сер?ти?фи?ка?ции вы?пу?ск?ни?ков лю?бо?го из кла?сте?ров по ма?те?ри?а?лу учеб?но?го кур?са уже в 9-10 клас?сах. Си?с?те?ма кри?те?ри?ев и ме?то?дов ат?те?ста?ции уча?щих?ся по?стро?е?на по ана?ло?гии с кор?по?ра?тив?ны?ми учеб?ны?ми кур?са?ми, что де?ла?ет воз?мож?ным при?ме?не?ние СОТ (та?ких, как Microsoft Class Server).

В кла?сте?ре «ИТ» оп?ре?де?ле?ны че?ты?ре ва?ри?а?тив?ные тра?е?к?то?рии изу?че?ния ма?те?ри?а?ла — «Се?те?вые ИТ», «Тех?но?ло?гии про?грам?ми?ро?ва?ния», «ИТ-ме?недж?мент» и «Тех?но?ло?гии муль?ти?ме?диа (вклю?чая Web-тех?но?ло?гии)». Уча?ст?ни?ки про?ек?та, пред?ста?в?ля?ю?щие ин?те?ре?сы ИТ-ком?па?ний, под?го?то?ви?ли ме?то?ди?че?ские ма?те?ри?а?лы, по?з?во?ля?ю?щие уча?щим?ся 11-12 клас?сов и кол?лед?жей со сро?ка?ми обу?че?ния от двух до че?ты?рех лет про?хо?дить сер?ти?фи?ка?цию в кор?по?ра?тив?ных учеб?ных цен?т?рах.

В экс?пе?ри?мен?те уча?ст?ву?ют сот?ни школ и кол?лед?жей из две?на?д?ца?ти шта?тов; сре?ди уча?ст?ни?ков кон?сор?ци?у?ма, со?з?дан?но?го для ре?а?ли?за?ции про?ек?та, — та?кие ком?па?нии, как IBM, Intel, Macromedia, Microsoft, Novell, Oracle и SAP.

Учи?ты?вая ди?на?мич?ность про?цес?сов, про?ис?хо?дя?щих на рын?ке тру?да в сфе?ре ИТ, ини?ци?а?то?ры про?ек?та при?да?ют осо?бое зна?че?ние со?хра?не?нию не?об?хо?ди?мо?го рит?ма об?но?в?ле?ния со?дер?жа?ния и со?ста?ва ва?ри?а?тив?ных тра?е?к?то?рий в кла?сте?ре. По их мне?нию, ре?гу?ляр?ная ре?ви?зия учеб?но?го ма?те?ри?а?ла долж?на про?ис?хо?дить ка?ж?дые три-че?ты?ре го?да. Пред?ла?га?ет?ся ото?бра?жать со?став кла?сте?ров и стру?к?ту?ру их на?пол?не?ния на ста?ти?сти?че?ские клас?си?фи?ка?то?ры за?ня?тий Bureau of Labor Statistics (BLS) и Statistical Occupation Classification (SOC), а так?же на клас?си?фи?ка?тор спе?ци?аль?но?стей вы?с?ше?го об?ра?зо?ва?ния Classification of Instructional Programs (CIP 2000).

Ба?ка?лав?ри?ат и ма?ги?ст?ра?ту?ра в ИТ-об?ра?зо?ва?нии

В си?с?те?ме об?ра?зо?ва?тель?ных стан?дар?тов для спе?ци?аль?но?стей рос?сий?ской вы?с?шей шко?лы се?го?д?ня мож?но вы?де?лить бо?лее 60 спе?ци?аль?но?стей, со?ста?в?ля?ю?щих си?с?те?му ИТ-об?ра?зо?ва?ния. Для не?ко?то?рых из них («яд?ро») под?го?то?в?ле?ны двух?уров?не?вые учеб?ные пла?ны, стру?к?ту?ра ко?то?рых от?ве?ча?ет тре?бо?ва?ни?ям Бо?лон?ской де?к?ла?ра?ции (Таб?ли?ца 1). В то же вре?мя бо?лее 80% спе?ци?аль?но?стей ори?ен?ти?ро?ва?ны на пя?ти?лет?нюю мо?дель под?го?тов?ки спе?ци?а?ли?стов как для сфе?ры про?из?вод?ст?ва средств ком?пь?ю?тер?ной и ком?му?ни?ка?ци?он?ной тех?ни?ки, так и для экс?плу?а?та?ции этих средств и си?с?тем на их ос?но?ве. Сре?ди них при?сут?ст?ву?ют дуб?ли?ру?ю?щие друг дру?га, чрез?мер?но уз?кие в со?в?ре?мен?ных ус?ло?ви?ях и ус?та?рев?шие про?фи?ли.

В опи?са?ни?ях спе?ци?аль?но?стей «яд?ра» пред?ло?же?ны так?же ва?ри?ан?ты пе?ре?хо?дов ме?ж?ду уров?ня?ми ба?ка?лав?ри?а?та и ма?ги?ст?ра?ту?ры, об?ра?зу?ю?щие на пер?вый взгляд до?с?та?точ?но ши?ро?кий «ве?ер воз?мож?но?стей» (Таб?ли?ца 2). Од?на?ко изу?че?ние стру?к?ту?ры это?го ве?е?ра сви?де?тель?ст?ву?ет о том, что раз?ра?ба?ты?вал?ся он с ак?цен?том на ин?же?нер?ную про?б?ле?ма?ти?ку вы?чис?ли?тель?ной тех?ни?ки, без уче?та тен?ден?ций раз?ви?тия рын?ка спро?са для ИТ-ин?ду?ст?рии в це?лом.

В США с 1980 го?да дей?ст?ву?ет клас?си?фи?ка?тор спе?ци?аль?но?стей вы?с?ше?го об?ра?зо?ва?ния Сlassification of Instructional Programs, раз?ра?бо?тан?ный На?ци?о?наль?ным цен?т?ром об?ра?зо?ва?тель?ной ста?ти?сти?ки. Со?дер?жа?ние клас?си?фи?ка?то?ра пе?ре?сма?т?ри?ва?лось в 1985-м, 1990-м и 2000 го?дах. В дей?ст?ву?ю?щем ва?ри?ан?те клас?си?фи?ка?то?ра, CIP 2000, про?ве?де?на гар?мо?ни?за?ция; ка?ж?дой из спе?ци?аль?но?стей по?ста?в?лен со?от?вет?ст?вующий код из клас?си?фи?ка?то?ра за?ня?тий BLS. Ана?лиз со?от?вет?ст?вий CIP-BLS по?з?во?ля?ет сде?лать сле?ду?ю?щие вы?во?ды:

  • наи?боль?шим раз?но?об?ра?зи?ем об?ла?да?ет груп?па спе?ци?аль?но?стей «ИТ-ме?недж?мент», в ко?то?рой 5 из 13 спе?ци?аль?но?стей вне?се?ны в клас?си?фи?ка?тор в 2000 го?ду;
  • наи?бо?лее ди?на?мич?ны по со?дер?жа?нию груп?пы спе?ци?аль?но?стей «Тех?но?ло?гии про?грам?ми?ро?ва?ния» (де?та?ли?за?ция по 8 на?пра?в?ле?ни?ям) и «Ад?ми?ни?ст?ри?ро?ва?ние кор?по?ра?тив?ных ин?фор?ма?ци?он?ных си?с?тем» (де?та?ли?за?ция по 6 на?пра?в?ле?ни?ям);
  • об?но?в?ле?ние спе?ци?аль?но?стей про?хо?дит ин?тен?сив?но: 23 спе?ци?аль?но?сти из 40 вве?де?ны в пе?ре?чень в 2000 го?ду;
  • для 19 спе?ци?аль?но?стей учеб?ные про?грам?мы ог?ра?ни?чи?ва?ют?ся пер?вым уров?нем вы?с?ше?го об?ра?зо?ва?ния (ба?ка?лав?ри?ат).

В про?цес?се ин?те?гра?ции си?с?тем ИТ-об?ра?зо?ва?ния стран Ев?ро?со?ю?за ре?а?ли?зо?ван про?ект Career Space (www.career-space.com), одо?б?рен?ный Ев?ро?пей?ской ко?мис?си?ей в 2001 го?ду. Для ре?а?ли?за?ции про?ек?та был со?з?дан кон?сор?ци?ум из один?на?д?ца?ти на?ци?о?наль?ных и транс?на?ци?о?наль?ных кор?по?ра?ций. Роль ко?ор?ди?на?то?ра бы?ла по?ру?че?на ас?со?ци?а?ции European Information and Communications Technology Industry Association (EICTIA); опе?ра?тив?ное уп?ра?в?ле?ние про?ек?том про?во?ди?лось кон?сал?тин?го?вой ком?па?ни?ей International Cooperation Europe. В ана?ли?зе су?ще?ст?ву?ю?щих учеб?ных про?грамм и ра?бо?те над про?ек?та?ми про?фес?си?о?наль?ных про?фи?лей (Generic Skills Profiles) рын?ка тру?да стран ЕС при?ни?ма?ли уча?стие экс?пер?ты ко?ми?те?та по стан?дар?ти?за?ции CEN/ISSS, со?ю?за ев?ро?пей?ских про?фес?си?о?наль?ных ИТ-со?об?ществ Eurel и на?ци?о?наль?ный центр про?фес?си?о?наль?ной под?го?тов?ки в сфе?ре ИТ eskills NTO (Ве?ли?ко?б?ри?та?ния). Ме?то?ди?ка от?бо?ра про?фес?си?о?наль?ных про?фи?лей ба?зи?ро?ва?лась на про?гно?зах для рын?ка тру?да в сфе?ре ИТ, под?го?то?в?лен?ных на?ци?о?наль?ны?ми ста?ти?сти?че?ски?ми служ?ба?ми и Ста?ти?сти?че?ским уп?ра?в?ле?ни?ем ЕС.

На пер?вом эта?пе ре?а?ли?за?ции про?ек?та Career Space был про?ве?ден ау?дит со?дер?жа?ния учеб?ных про?грамм два?д?ца?ти ве?ду?щих уни?вер?си?те?тов стран Ев?ро?со?ю?за. Для 13 про?фес?сий (ка?ж?дая из них бы?ла пред?ва?ри?тель?но опи?са?на в фор?ма?те про?фес?си?о?наль?но?го про?фи?ля) бы?ли по?лу?че?ны экс?перт?ные оцен?ки со?от?вет?ст?вия со?дер?жа?ния учеб?ных про?грамм этим про?фи?лям.

Ини?ци?а?то?ры про?ек?та Career Space кон?ста?ти?ро?ва?ли «ор?га?ни?за?ци?он?но-ме?то?ди?че?ский про?вал» ев?ро?пей?ских ву?зов в ре?ше?нии за?да?чи раз?ви?тия ря?да вос?тре?бо?ван?ных спе?ци?аль?но?стей, сре?ди ко?то?рых бы?ли осо?бо вы?де?ле?ны три — «Кон?сал?тинг в сфе?ре ИТ», «Тех?но?ло?гии си?с?тем?ной ин?те?гра?ции» и «Ра?ди?о?тех?ни?ка». Кро?ме то?го, по ре?зуль?та?там ау?ди?та бы?ло при?ня?то ре?ше?ние о раз?ра?бот?ке еще од?ной груп?пы про?фес?си?о?наль?ных про?фи?лей, учеб?ные про?грам?мы для ко?то?рых не?об?хо?ди?мо со?з?да?вать в уни?вер?си?те?тах пра?к?ти?че?ски «с ну?ля»: ис?сле?до?ва?ния в сфе?ре ИТ; мар?ке?тинг в сфе?ре ИТ; ме?недж?мент в сфе?ре ИТ; уп?ра?в?ле?ние ИТ-про?ек?та?ми; ра?бо?та с кли?ен?том в сфе?ре ИТ.

На вто?ром эта?пе к уча?стию в объ?е?ди?нен?ной ра?бо?чей груп?пе по раз?ра?бот?ке ре?ко?мен?да?ций, по?лу?чив?ших на?зва?ние «Ос?нов?ные на?пра?в?ле?ния раз?ра?бот?ки учеб?ных про?грамм для си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния» (Curriculum Development Guidelines), бы?ли при?гла?ше?ны пред?ста?ви?те?ли ря?да ев?ро?пей?ских ву?зов. Ав?то?ры ре?ко?мен?да?ций под?чер?ки?ва?ют, что оче?ред?ной за?да?чей ста?но?вит?ся ра?ди?каль?ная ре?ви?зия со?дер?жа?ния учеб?ных про?грамм по ИиИТ и ме?то?дов учеб?ной де?я?тель?но?сти для сред?них школ и кол?лед?жей (с ис?поль?зо?ва?ни?ем, в ча?ст?но?сти, опы?та си?с?те?мы сре?д?не?го об?ра?зо?ва?ния Гер?ма?нии). В ре?ко?мен?да?ци?ях от?ме?ча?ет?ся так?же, что учеб?ные про?грам?мы для ИТ-об?ра?зо?ва?ния мо?гут иметь сле?ду?ю?щую «эта?лон?ную» стру?к?ту?ру: тео?ре?ти?че?ские кур?сы — до 30%; спец?кур?сы по тех?но?ло?ги?че?ским ди?с?ци?п?ли?нам — до 30%; ин?тег?ри?ро?ван?ные спец?кур?сы по ме?то?дам раз?ра?бот?ки при?ло?же?ний — до 25%; ос?во?е?ние ос?нов ме?недж?мен?та и пред?при?ни?ма?тель?ст?ва — до 15%.

На за?клю?чи?тель?ном эта?пе про?ек?та (2003 год) экс?перт?ная груп?па под?го?то?ви?ла пред?ло?же?ния по ме?то?до?ло?гии мо?ни?то?рин?га рын?ка тру?да в сфе?ре ИТ. Ак?ту?аль?ность гар?мо?ни?за?ции ста?ти?сти?ки вы?с?ше?го об?ра?зо?ва?ния и рын?ка тру?да в этой сфе?ре бы?ла, в ча?ст?но?сти, обос?но?ва?на сле?ду?ю?щим фа?к?том: по дан?ным от?че?та Ста?ти?сти?че?ско?го уп?ра?в?ле?ния ЕС, в 2001 го?ду в стра?нах Ев?ро?со?ю?за око?ло 28% про?фес?си?о?на?лов, за?ня?тых в сфе?ре вы?со?ких тех?но?ло?гий, име?ли вы?с?шее об?ра?зо?ва?ние, а еще 47% — сре?д?нее спе?ци?аль?ное об?ра?зо?ва?ние [4].

Со?по?ста?в?ле?ние со?во?куп?но?сти про?фес?си?о?наль?ных про?фи?лей, пред?ло?жен?ных в про?ек?те Career Space, с про?фи?ля?ми ста?ти?сти?че?ско?го клас?си?фи?ка?то?ра за?ня?тий SOC 90 (Ве?ли?ко?б?ри?та?ния) сви?де?тель?ст?ву?ет о том, что про?стое ото?бра?же?ние про?фи?лей ИТ-об?ра?зо?ва?ния на стру?к?ту?ру рын?ка тру?да (в от?ли?чие от си?ту?а?ции в США) ока?зы?ва?ет?ся не?воз?мож?ным.

Ре?зю?ме

В США и ЕС се?го?д?ня ре?а?ли?зу?ют?ся це?ло?ст?ные дол?го?сроч?ные про?грам?мы мо?дер?ни?за?ции ИТ-об?ра?зо?ва?ния («шко?ла — вуз — по?сле?ди?п?лом?ное об?ра?зо?ва?ние») с опо?рой на ин?тен?сив?ное ис?поль?зо?ва?ние СОТ. С уче?том это?го опы?та и при ус?ло?вии раз?ви?тия в ве?ду?щих ву?зах Рос?сии «ло?ка?ли?зо?ван?ной», учи?ты?ва?ю?щей рос?сий?ские ус?ло?вия мо?де?ли ИТ-ба?ка?лав?ри?а?та, оте?че?ст?вен?ные экс?пер?ты мо?гут раз?ра?бо?тать ме?то?до?ло?гию пе?ре?хо?да к мо?де?ли вы?с?ше?го ИТ-об?ра?зо?ва?ния, оп?ре?де?лен?ной Бо?лон?ской де?к?ла?ра?ци?ей. Дву?ху?ров?не?вая мо?дель учеб?но?го пла?на для си?с?те?мы ИТ-об?ра?зо?ва?ния мо?жет быть при?ве?де?на в со?от?вет?ст?вие с ра?моч?ны?ми тре?бо?ва?ни?я?ми уров?ня МСКО 5А при ус?ло?вии, что рос?сий?ские экс?пер?ты из про?фес?си?о?наль?ных ас?со?ци?а?ций (АП?КИТ, АДЭ и др.) ис?поль?зу?ют опыт про?ек?та Career Space. Учи?ты?вая рас?ту?щий спрос на про?фес?си?о?на?лов сре?д?не?го зве?на, мож?но ожи?дать, что кор?по?ра?тив?ный се?к?тор ИТ-ин?ду?ст?рии в Рос?сии про?явит ин?те?рес к воз?ро?ж?де?нию си?с?те?мы про?фес?си?о?наль?ной ори?ен?та?ции в шко?лах и про?филь?ной си?с?те?мы сре?д?не?го про?фес?си?о?наль?но?го об?ра?зо?ва?ния (МСКО 4).

Ли?те?ра?ту?ра

  1. IEEE P1484.1/D11, 2002-11-28 Draft Standard for Learning Technology — Learning Technology Systems Architecture (LTSA).
  2. «Ве?ст?ник об?ра?зо?ва?ния Рос?сии», № 12, 2004.
  3. Committee on Workforce Needs in Information Technology Report (USA), 2001.
  4. J. Lienhardt, High-tech industries in the EU. Statistics in focus, EuroStat Publication, 10.03.2003.

Але?к?сандр Ги?гла?вый (giglavy@lit.msu.ru) — на?уч?ный ди?ре?к?тор Ли?цея ин?фор?ма?ци?он?ных тех?но?ло?гий № 1533 (Мо?ск?ва).