Про?цесс ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем за?ча?с?тую ста?но?вит?ся слиш?ком слож?ным и не?обо?з?ри?мо длин?ным. Рас?ска?жем, как ре?а?ли?зу?ют?ся по?доб?ные про?ек?ты на ос?но?ве мно?го?этап?но?го, по?ша?го?во?го под?хо?да.

Ти?пич?ной фор?мой ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем яв?ля?ет?ся так на?зы?ва?е?мая «ве?би?фи?ка?ция» (webification) — про?ник?но?ве?ние Web-тех?но?ло?гий во все сфе?ры со?в?ре?мен?но?го биз?не?са. При ис?поль?зо?ва?нии та?ко?го сце?на?рия ком?па?ния стре?мит?ся пред?ла?гать про?ду?к?ты и ус?лу?ги че?рез Internet, для че?го со?з?да?ет кли?ент?ский Web-ин?тер?фейс и ин?тег?ри?ру?ет его со сво?и?ми ба?зо?вы?ми унас?ле?до?ван?ны?ми си?с?те?ма?ми.

Бо?лее слож?ный сце?на?рий EI пре?д?у?сма?т?ри?ва?ет ин?те?гра?цию кор?по?ра?тив?ных при?ло?же?ний. В этом слу?чае ком?па?ния свя?зы?ва?ет друг с дру?гом ра?нее ав?то?ном?ные и изо?ли?ро?ван?ные си?с?те?мы, при?да?вая им до?пол?ни?тель?ную мощь и по?вы?шая их эф?фе?к?тив?ность. Мож?но, на?при?мер, ин?тег?ри?ро?вать си?с?те?му уп?ра?в?ле?ния вза?и?мо?от?но?ше?ни?я?ми с кли?ен?та?ми, контакт-центр и унас?ле?до?ван?ную си?с?те?му ве?де?ния кли?ент?ских учет?ных за?пи?сей с тем, что?бы ор?га?ни?за?ция по?лу?чи?ла кон?со?ли?ди?ро?ван?ное пред?ста?в?ле?ние о кли?ен?тах.

Все боль?шую по?пу?ляр?ность при?об?ре?та?ет сце?на?рий EI, пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щий ин?те?гра?цию ти?па B2B — его на?зы?ва?ют так?же рас?ши?рен?ной кор?по?ра?тив?ной мо?де?лью. Он ис?поль?зу?ет?ся, ко?гда ор?га?ни?за?ция ин?тег?ри?ру?ет соб?ст?вен?ные биз?нес-про?цес?сы с про?цес?са?ми де?ло?вых парт?не?ров, стре?мясь по?вы?сить эф?фе?к?тив?ность це?поч?ки вза?и?мо?дей?ст?вия.

Впро?чем, не?за?ви?си?мо от сте?пе?ни со?от?вет?ст?вия ти?по?вым ва?ри?ан?там, все со?в?ре?мен?ные ре?ше?ния элек?трон?но?го биз?не?са под?ра?зу?ме?ва?ют при ре?а?ли?за?ции про?це?ду?ры EI ин?те?гра?цию Web-си?с?тем друг с дру?гом, а так?же с раз?но?тип?ны?ми про?ме?жу?точ?ны?ми и ба?зо?вы?ми унас?ле?до?ван?ны?ми си?с?те?ма?ми са?мой ор?га?ни?за?ции, ее бизнес парт?не?ров или по?став?щи?ков ус?луг. В ИТ-от?рас?ли хо?ро?шо из?вест?ны ос?нов?ные про?цес?сы под?дер?жа?ния жиз?нен?но?го ци?к?ла но?вых си?с?тем (в ча?ст?но?сти, клас?си?че?ская «во?до?пад?ная» мо?дель и ме?тод про?то?ти?пов), но стру?к?ту?ри?ро?ван?ные под?хо?ды, ко?то?рые мо?гут най?ти при?ме?не?ние при не?об?хо?ди?мо?сти ин?тен?сив?ной ин?те?гра?ции при?ло?же?ний, за?дей?ст?ву?ют?ся очень ред?ко. А без хо?ро?шо стру?к?ту?ри?ро?ван?но?го си?с?тем?но?го под?хо?да про?ек?ты EI ста?но?вят?ся че?рес?чур ри?с?ко?ван?ны?ми, не?пред?ска?зу?е?мы?ми и да?же опас?ны?ми.

Пред?ла?га?е?мую ме?то?до?ло?гию ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем (enterprise integration methodology, EIM) мож?но рас?сма?т?ри?вать как пра?к?ти?че?ское ру?ко?вод?ст?во по ре?а?ли?за?ции EI-про?ек?тов.

Пред?ста?в?ле?ние о EIM

Сде?ла?ем од?но важ?ное до?пу?ще?ние: вы?с?шее ру?ко?вод?ст?во уже одо?б?ри?ло ар?гу?мен?ты в поль?зу ре?а?ли?за?ции про?ек?та (с точ?ки зре?ния его поль?зы для биз?не?са). Ес?ли в ва?шем слу?чае это?го еще не про?изош?ло, ре?шить дан?ный во?п?рос не?об?хо?ди?мо в пер?во?оче?ред?ном по?ряд?ке.

На рис. 1 обсуждаемая ме?то?до?ло?гия пред?ста?в?ле?на в гра?фи?че?ском ви?де. Три кон?цен?т?ри?че?ские ок?руж?но?сти от?ра?жа?ют клю?че?вые ас?пе?к?ты уп?ра?в?ле?ния EI-про?ек?том:

  • вну?т?рен?няя ок?руж?ность — про?це?ду?ра, ко?то?рую нуж?но со?блю?дать для ре?ше?ния за?да?чи EI;
  • сред?няя ок?руж?ность — ре?зуль?та?ты, по?лу?ча?е?мые в рам?ках вы?пол?не?ния этой про?це?ду?ры;
  • внеш?няя ок?руж?ность — ри?с?ки, ко?то?ры?ми не?об?хо?ди?мо уп?ра?в?лять в хо?де ре?а?ли?за?ции про?ек?та для его ус?пеш?но?го за?вер?ше?ния.

Пять се?к?то?ров вну?т?ри ок?руж?но?стей со?от?вет?ст?ву?ют эта?пам EI-про?ек?та. Се?к?тор 1, к при?ме?ру, под?ра?зу?ме?ва?ет «ос?мыс?ле?ние сквоз?но?го ха?ра?к?те?ра биз?нес-про?цес?са». А те?перь бо?лее под?роб?но рас?смо?т?рим ка?ж?дый из этих эта?пов. Для де?мон?ст?ра?ции при?ме?не?ния под?хо?да EIM мы возь?мем за ос?но?ву ре?ше?ние B2B.

Ос?мыс?ле?ние сквоз?но?го ха?ра?к?те?ра биз?нес-про?цес?сов

По?ми?мо изу?че?ния биз?нес-про?цес?сов вну?т?ри фир?мы, при ко?то?ром учи?ты?ва?ют?ся осо?бен?но?сти мо?де?ли ор?га?ни?за?ции де?ло?во?го вза?и?мо?дей?ст?вия (опи?сы?ва?ю?щей ры?ноч?ные B2B-про?стран?ст?ва, ра?бо?ту бир?же?вых и тор?го?вых цен?т?ров), сю?да не?об?хо?ди?мо вклю?чить биз?нес-про?цес?сы, ха?ра?к?те?ри?зу?ю?щие вза?и?мо?от?но?ше?ния ме?ж?ду ор?га?ни?за?ци?ей и ее де?ло?вы?ми парт?не?ра?ми. Ком?па?нии обыч?но на?зы?ва?ют это ин?те?гра?ци?ей биз?нес-про?цес?сов.

При?мер

На рын?ке, где ра?бо?та?ет По?с?тав?щик B, пер?вые кли?ен?ты тор?го?вой B2B-си?с?те?мы по?сте?пен?но на?чи?на?ют по?жи?нать пло?ды пре?и?му?ществ де?ло?во?го со?т?руд?ни?че?ст?ва. На рис. 2 пред?ста?в?лен элек?трон?ный тор?го?вый центр, в ин?те?ра?к?тив?ном ре?жи?ме при?ни?ма?ю?щий от кли?ен?тов тен?де?ры, пе?ре?да?ю?щий их по?тен?ци?аль?ным по?став?щи?кам (ком?па?ни?ям ти?па По?с?тав?щи?ка B), а за?тем воз?вра?ща?ю?щий це?но?вые пред?ло?же?ния кли?ен?там.

По?доб?но мно?гим ком?па?ни?ям, ко?то?рые вни?ма?тель?но сле?ди?ли за ра?бо?той пер?вых кли?ен?тов дан?ной си?с?те?мы, По?с?тав?щик B при?ни?ма?ет стра?те?ги?че?ское ре?ше?ние при?со?е?ди?нить?ся к тор?го?во?му цен?т?ру, рас?ши?рив, та?ким об?ра?зом, свое про?ник?но?ве?ние на ры?нок и уве?ли?чив кли?ент?скую ба?зу. Те?перь По?с?тав?щик B ре?ша?ет, как луч?ше ин?тег?ри?ро?вать свои биз?нес-про?цес?сы и ин?фор?ма?ци?он?ные си?с?те?мы с си?с?те?ма?ми элек?трон?но?го тор?го?во?го цен?т?ра.

По?лу?че?ние за?яв?ки че?рез элек?трон?ный тор?го?вый центр и объ?я?в?ле?ние цен — биз?нес-сце?на?рий, име?ю?щий кри?ти?че?ски важ?ное для По?с?тав?щи?ка B зна?че?ние. С его точ?ки зре?ния, дан?ный сце?на?рий вклю?ча?ет в се?бя сле?ду?ю?щие биз?нес-про?цес?сы:

  • по?лу?че?ние за?яв?ки че?рез тор?го?вый центр;
  • про?вер?ка до?с?туп?но?сти то?ва?ров, за?пра?ши?ва?е?мых кли?ен?том;
  • про?вер?ка ис?то?рии вза?и?мо?от?но?ше?ний с кли?ен?том — в ча?ст?но?сти, его кре?дит?ной ис?то?рии;
  • оп?ре?де?ле?ние воз?мож?ных сро?ков до?с?тав?ки то?ва?ра в ука?зан?ное кли?ен?том ме?с?то;
  • рас?чет цен с уче?том всех кли?ент?ских ски?док;
  • воз?врат це?но?во?го пред?ло?же?ния в тор?го?вый центр.

Не про?пу?с?ти?те этот этап!

Не?до?ста?точ?но чет?ко пред?ста?в?ляя сквоз?ной ха?ра?к?тер биз?нес-про?цес?сов для все?го име?ю?ще?го?ся на?бо?ра биз?нес-сце?на?ри?ев, вы не смо?же?те пра?виль?но оп?ре?де?лить по?треб?но?сти биз?не?са в ин?те?гра?ции. В ко?неч?ном сче?те, не?до?с?та?ток по?ни?ма?ния выль?ет?ся в ин?тег?ри?ро?ван?ное ре?ше?ние, не от?ра?жа?ю?щее в пол?ной ме?ре всех осо?бен?но?стей биз?нес-про?цес?сов, ко?то?рые не?об?хо?ди?мо под?дер?жи?вать.

Рекомендации

  • Обес?печь?те при?вле?че?ние всех за?ин?те?ре?со?ван?ных сто?рон, про?ве?ди?те не?об?хо?ди?мые кон?суль?та?ции; по?с?ле это?го нуж?но на?ла?дить вза?и?мо?дей?ст?вие с биз?нес-парт?не?ра?ми.
  • Убе?ди?тесь в том, что сквоз?ной биз?нес-про?цесс ох?ва?чен ва?ми пол?но?стью (вклю?чая уп?ра?в?ле?ние ис?клю?чи?тель?ны?ми си?ту?а?ци?я?ми и не?ре?гу?ляр?ны?ми биз?нес-сце?на?ри?я?ми ор?га?ни?за?ции).
  • Во мно?гих вер?ти?каль?ных про?мыш?лен?ных се?к?то?рах рын?ка ре?ше?ние за?да?чи стан?дар?ти?за?ции биз?нес-про?цес?сов воз?ла?га?ет?ся на кон?сор?ци?у?мы. Вме?сто ре?а?ли?за?ции спе?ци?фич?ных для ва?шей ор?га?ни?за?ции про?цес?сов мож?но рас?смо?т?реть воз?мож?ность ис?поль?зо?ва?ния биз?нес-про?цес?сов, ос?но?ван?ных на от?кры?тых стан?дар?тах — на?при?мер, Electronic Business XML (ebXML), Open Trading Protocol, BizTalk и RosettaNet. Под?держ?ка та?ких стан?дар?тов уп?ро?стит ра?бо?ту с де?ло?вы?ми парт?не?ра?ми.
  • Оп?ре?де?ли?те об?щие се?ман?ти?че?ские со?г?ла?ше?ния ме?ж?ду ос?нов?ны?ми под?раз?де?ле?ни?я?ми ор?га?ни?за?ции и ее внеш?ни?ми биз?нес-парт?не?ра?ми. На?при?мер, тер?мин «да?та по?став?ки» мо?жет ин?тер?пре?ти?ро?вать?ся по-раз?но?му: как да?та об?ра?бот?ки за?ка?за скла?дом, на?зна?чен?ная кли?ен?том да?та до?с?тав?ки или фа?к?ти?че?ская да?та до?с?тав?ки за?ка?за кли?ен?ту.
  • Из?бе?гай?те об?щих оши?бок, ха?ра?к?тер?ных для пе?ре?строй?ки биз?нес-про?цес?сов: рас?сма?т?ри?вай?те биз?нес-про?цес?сы с точ?ки зре?ния то?го, ка?ки?ми они долж?ны быть, а не ка?ки?ми яв?ля?ют?ся в на?сто?я?щий мо?мент.

Оп?ре?де?ле?ние со?от?вет?ст?вия ме?ж?ду про?цес?са?ми и ком?по?нен?та?ми

Про?ра?бо?тав сквоз?ные биз?нес-про?цес?сы, свя?зан?ные с от?дель?ны?ми биз?нес-сце?на?ри?я?ми, мож?но при?сту?пить к оп?ре?де?ле?нию со?от?вет?ст?вия ме?ж?ду со?став?ны?ми ча?с?тя?ми про?цес?сов и раз?ны?ми ком?по?нен?та?ми ин?те?гра?ции, в том чис?ле с унас?ле?до?ван?ны?ми си?с?те?ма?ми, ко?то?рые обыч?но со?ста?в?ля?ют ос?но?ву ИТ-ар?хи?те?к?ту?ры ор?га?ни?за?ции. Очень ча?с?то на этом эта?пе об?на?ру?жи?ва?ют?ся про?бе?лы, из-за ко?то?рых ока?зы?ва?ет?ся не?воз?мож?но ото?бра?зить со?став?ные ча?с?ти биз?нес-про?цес?сов на унас?ле?до?ван?ные си?с?те?мы.

Та?кие про?бе?лы по?ро?ж?да?ют не?об?хо?ди?мость «руч?но?го» вме?ша?тель?ст?ва в ка?кие-то про?цес?сы или фор?ми?ро?ва?ния об?ла?с?тей, для ко?то?рых по?тре?бу?ет?ся со?з?да?ние до?пол?ни?тель?ной функ?ци?о?наль?но?сти — пу?тем вне?дре?ния но?вых ИТ-си?с?тем ли?бо рас?ши?ре?ния унас?ле?до?ван?ных. Это очень важ?но, по?сколь?ку ес?ли ре?а?ли?за?ция про?ек?та на?чи?на?ет?ся с уче?том биз?нес-про?цес?сов, ин?те?гра?ци?он?ные по?то?ки ме?ж?ду ИТ-си?с?те?ма?ми бу?дут со?от?вет?ст?во?вать схе?ме ве?де?ния биз?не?са.

При?мер

В таб?ли?це по?ка?за?но, ка?ким об?ра?зом По?с?тав?щик B оп?ре?де?ля?ет со?от?вет?ст?вие ме?ж?ду ра?нее опи?сан?ным биз?нес-про?цес?сом и соб?ст?вен?ны?ми унас?ле?до?ван?ны?ми си?с?те?ма?ми, а так?же си?с?те?ма?ми его де?ло?вых парт?не?ров. Это по?з?во?ля?ет вы?явить про?бе?лы, тре?бу?ю?щие вы?пол?не?ния про?цес?сов «вруч?ную» или ис?поль?зо?ва?ния функ?ци?о?наль?но?сти до?пол?ни?тель?ных ИТ-си?с?тем.

Как и во мно?гих дру?гих ор?га?ни?за?ци?ях, в кон?крет?ной ком?па?нии вы?пол?не?ние дан?но?го биз?нес-про?цес?са свя?за?но с ра?бо?той спе?ци?а?ли?зи?ро?ван?ных ав?то?ном?ных си?с?тем. Ко?ор?ди?на?ция их вза?и?мо?дей?ст?вия осу?ще?ст?в?ля?ет?ся «вруч?ную»: поль?зо?ва?те?ли вво?дят не?об?хо?ди?мую ин?фор?ма?цию и са?мо?сто?я?тель?но ана?ли?зи?ру?ют ре?зуль?та?ты. К со?жа?ле?нию, лю?бые дей?ст?вия, вы?пол?ня?е?мые «вруч?ную», при?во?дят к по?я?в?ле?нию оши?бок и за?дер?жек. А это оз?на?ча?ет, что на фор?ми?ро?ва?ние це?но?во?го пред?ло?же?ния (с мо?мен?та по?лу?че?ния при?гла?ше?ния на уча?стие в тен?де?ре) мо?жет уй?ти не?сколь?ко дней. Ис?хо?дя из схе?мы со?от?вет?ст?вия, По?с?тав?щик B оп?ре?де?ля?ет по?треб?ность в но?вых ком?по?нен?тах для ин?те?гра?ции:

  • ин?тер?фейс тор?го?во?го цен?т?ра слу?жит для по?лу?че?ния ин?фор?ма?ции о тен?де?рах и пред?ста?в?ле?ния сво?их це?но?вых пред?ло?же?ний в элек?трон?ном ви?де;
  • ме?ха?низм уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот ну?жен для ав?то?ма?ти?че?ско?го уп?ра?в?ле?ния по?с?ле?до?ва?тель?но?стью опе?ра?ций при под?го?тов?ке це?но?вых пред?ло?же?ний — вклю?чая за?про?сы к си?с?те?мам ITS, CAS и LADS;
  • ин?тер?фейс ин?те?гра?ции с ITS по?з?во?ля?ет ме?ха?низ?му уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот про?ве?рять до?с?туп?ность то?ва?ров;
  • ин?тер?фейс ин?те?гра?ции с CAS по?мо?га?ет ме?ха?низ?му уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот вы?пол?нять ряд за?про?сов для по?лу?че?ния ин?фор?ма?ции о кли?ен?тах;
  • ин?тер?фейс ин?те?гра?ции с LADS в со?от?вет?ст?вии с со?г?ла?ше?ни?ем, за?клю?чен?ным с Транс?порт?ной ком?па?ни?ей C, ис?поль?зу?ет?ся для ор?га?ни?за?ции элек?трон?но?го вза?и?мо?дей?ст?вия ме?ж?ду LADS и По?с?тав?щи?ком B.

Не про?пу?с?ти?те этот этап!

Без со?по?с?та?в?ле?ния с биз?нес-про?цес?са?ми вы ри?с?ку?е?те вы?ра?бо?тать ин?те?гра?ци?он?ное ре?ше?ние, ко?то?рое не в пол?ной ме?ре бу?дет со?от?вет?ст?во?вать на?ла?жен?ной схе?ме ве?де?ния биз?не?са. Не?эф?фе?к?тив?ность тех?ни?че?ской ре?а?ли?за?ции биз?нес-про?цес?сов на?не?сет серь?ез?ный ущерб ва?шей ор?га?ни?за?ции, при?ве?дет к со?кра?ще?нию обо?ро?та и кли?ент?ской ба?зы, вы?зо?вет не?до?воль?ст?во со?т?руд?ни?ков и уве?ли?че?ние на?клад?ных рас?хо?дов.

Рекомендации

  • Рас?смо?т?ри?те ин?те?гра?цию под?про?е?к?тов, пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щих пе?ре?ра?бот?ку, мо?дер?ни?за?цию или за?ме?ну унас?ле?до?ван?ных си?с?тем, ко?то?рые не удо?в?ле?тво?ря?ют тре?бо?ва?ни?ям биз?нес-про?цес?сов.
  • Ар?хи?те?к?ту?ры мно?гих унас?ле?до?ван?ных си?с?тем из?на?чаль?но пред?по?ла?га?ют ав?то?ном?ную ра?бо?ту. Сле?до?ва?тель?но, вам при?дет?ся раз?ра?бо?тать ин?тер?фей?сы для ин?те?гра?ции этих средств с дру?ги?ми си?с?те?ма?ми. Для ком?п?лекс?ных при?ло?же?ний мно?гие по?став?щи?ки ус?луг EI пред?ла?га?ют спе?ци?аль?ные «адап?те?ры», но они за?ча?с?тую ра?бо?та?ют толь?ко с по?пу?ляр?ны?ми па?ке?та?ми, име?ют ог?ра?ни?чен?ную функ?ци?о?наль?ность, а их ис?поль?зо?ва?ние со?пря?же?но с весь?ма су?ще?ст?вен?ны?ми до?пол?ни?тель?ны?ми рас?хо?да?ми.
  • Ме?ха?низм уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот — клю?че?вой ком?по?нент, свя?зы?ва?ю?щий биз?нес-про?цес?сы во?еди?но. Не?об?хо?ди?мость вы?пол?не?ния ра?бот «вруч?ную» (на?при?мер, по?втор?ный ввод ин?фор?ма?ции) при?во?дит к ошиб?кам и за?держ?кам. Нуж?но кри?ти?че?ски оце?нить вре?мя за?паз?ды?ва?ния по?то?ка ра?бот, по?сколь?ку есть риск, что ва?ша ор?га?ни?за?ция не смо?жет ра?бо?тать че?рез Internet с при?е?м?ле?мой ско?ро?стью. Чем боль?ше ав?то?ма?ти?зи?ро?ва?но уп?ра?в?ле?ние по?то?ка?ми ра?бот, тем луч?ше.
  • Воз?мож?но?сти сквоз?но?го биз?нес-про?цес?са ог?ра?ни?че?ны воз?мож?но?стя?ми его са?мо?го сла?бо?го зве?на. Осо?бое вни?ма?ние сле?ду?ет уде?лять не столь?ко вы?со?ко?му бы?ст?ро?дей?ст?вию от?дель?ных про?цес?сов, ко?то?рые впол?не мо?гут со?че?тать?ся с низ?ко?ско?ро?ст?ны?ми эле?мен?та?ми, сколь?ко об?щей со?г?ла?со?ван?но?сти про?из?во?ди?тель?но?сти всех про?цес?сов.

Фор?му?ли?ров?ка тре?бо?ва?ний

На?ко?нец вы за?ло?жи?ли ос?но?ву, ко?то?рая по?з?во?лит сфор?му?ли?ро?вать тре?бо?ва?ния к ин?те?гра?ции в мас?шта?бе все?го ре?ше?ния. Схе?ма со?от?вет?ст?вия, по?лу?чен?ная на пре?ды?ду?щем эта?пе, обес?пе?чи?ва?ет иден?ти?фи?ка?цию трех ос?нов?ных ти?пов ин?те?гра?ци?он?ных ком?по?нен?тов:

  • унас?ле?до?ван?ные си?с?те?мы, ко?то?рые не?об?хо?ди?мо ин?тег?ри?ро?вать;
  • про?цес?сы, вы?пол?ня?е?мые вруч?ную, ав?то?ма?ти?за?ция ко?то?рых по?вле?чет за со?бой раз?ра?бот?ку но?вых ИТ-си?с?тем;
  • про?цес?сы, вы?пол?ня?е?мые вруч?ную, ав?то?ма?ти?за?ция ко?то?рых по?вле?чет за со?бой рас?ши?ре?ние унас?ле?до?ван?ных си?с?тем.

Тре?бо?ва?ния к этим ин?те?гра?ци?он?ным ком?по?нен?там не?об?хо?ди?мо уточ?нить. Во врез?ке «Кон?т?роль?ный спи?сок: Тре?бо?ва?ния к ин?те?гра?ции» пе?ре?чис?ле?ны и кон?кре?ти?зи?ро?ва?ны не?ко?то?рые об?щие ти?пы тре?бо?ва?ний к ин?те?гра?ции. Этот спи?сок мо?жет по?слу?жить по?лез?ной ос?но?вой для оп?ре?де?ле?ния спе?ци?фи?ка?ций тре?бо?ва?ний.

При?мер

Рас?смо?т?рим оп?ре?де?ле?ние тре?бо?ва?ний к ин?те?гра?ции не?ко?то?рых ком?по?нен?тов, вы?яв?лен?ных По?с?тав?щи?ком B на эта?пе со?по?с?та?в?ле?ния.

Ин?тер?фейс тор?го?во?го цен?т?ра дол?жен:

  • под?дер?жи?вать стан?дар?ты на ба?зе XML, в ча?ст?но?сти те из них, ко?то?рые ис?поль?зу?ют?ся в элек?трон?ном тор?го?вом цен?т?ре и в тех?но?ло?гии ebXML;
  • обес?пе?чи?вать пе?ре?сыл?ку за?я?вок и це?но?вых пред?ло?же?ний че?рез Internet по про?то?ко?лу HTTP или HTTPS;
  • под?дер?жи?вать пе?ре?сыл?ку за?я?вок и це?но?вых пред?ло?же?ний в ви?де не?за?шиф?ро?ван?ных ли?бо за?шиф?ро?ван?ных до?ку?мен?тов;
  • под?дер?жи?вать стан?дар?ты ин?ф?ра?стру?к?ту?ры от?кры?тых клю?чей (PKI) и циф?ро?вые сер?ти?фи?ка?ты;
  • под?дер?жи?вать по?лу?че?ние по край?ней ме?ре 50 за?я?вок в ми?ну?ту.

Ме?ха?низм уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот дол?жен:

  • обес?пе?чи?вать ав?то?ма?ти?за?цию про?цес?са под?го?тов?ки це?но?вых пред?ло?же?ний пу?тем не?по?сред?ст?вен?но?го об?ра?ще?ния с за?про?са?ми к си?с?те?мам ITS, CAS и LADS в ре?жи?ме ре?аль?но?го вре?ме?ни;
  • обес?пе?чи?вать пе?ре?оп?ре?де?ле?ние про?цес?сов для адап?та?ции к вне?се?нию из?ме?не?ний в по?с?ле?до?ва?тель?ность вы?пол?ня?е?мых дей?ст?вий, к по?я?в?ле?нию но?вых биз?нес-пра?вил и ИТ-си?с?тем;
  • под?дер?жи?вать пе?ре?сыл?ку по элек?трон?ной поч?те уве?до?м?ле?ний, ин?фор?ми?ру?ю?щих от?вет?ст?вен?ных со?т?руд?ни?ков о не?об?хо?ди?мо?сти руч?но?го вме?ша?тель?ст?ва (на?при?мер, для под?твер?жде?ния скид?ки, вы?пол?не?ния дей?ст?вий, свя?зан?ных с пло?хой кре?дит?ной ис?то?ри?ей, ут?вер?жде?ния це?но?вых пред?ло?же?ний);
  • пре?до?с?та?вить пор?тал на ба?зе Web, на ко?то?ром со?т?руд?ни?ки смо?гут от?сле?жи?вать со?сто?я?ние за?яв?ки и под?го?тов?ки це?но?вых пред?ло?же?ний;
  • обес?пе?чить в лю?бой мо?мент од?но?вре?мен?ную под?держ?ку до 2 тыс. не?за?ви?си?мых ак?тив?ных це?но?вых пред?ло?же?ний.

Ин?тер?фейс ин?те?гра?ции с ITS дол?жен под?дер?жи?вать об?ра?бот?ку за?про?сов о до?с?туп?но?сти то?ва?ра на скла?де в ре?жи?ме ре?аль?но?го вре?ме?ни. Вре?мя от?кли?ка на лю?бой за?прос не долж?но пре?вы?шать 2 с.

Не про?пу?с?ти?те этот этап!

При от?сут?ст?вии чет?ко?го пол?но?го на?бо?ра тре?бо?ва?ний к ин?те?гра?ции, вы?бран?ная ва?ми ар?хи?те?к?ту?ра ин?те?гра?ции, ока?жет?ся не?под?хо?дя?щей или бу?дет ре?а?ги?ро?вать на про?ис?хо?дя?щее не?аде?к?ват?но. Все это при?ве?дет к не?со?от?вет?ст?вию ме?ж?ду ре?аль?ны?ми по?треб?но?стя?ми ва?шей ор?га?ни?за?ции и тем, что вы по?лу?чи?те на де?ле.

Рекомендации

  • В сце?на?ри?ях, пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щих под?дер?жа?ние вза?и?мо?дей?ст?вия с не?сколь?ки?ми биз?нес-парт?не?ра?ми, име?ет смысл ис?поль?зо?вать XML — стан?дарт де-фа?к?то для ор?га?ни?за?ции об?ме?на до?ку?мен?та?ми.
  • Ес?ли ре?ше?но ис?поль?зо?вать су?ще?ст?ву?ю?щие стан?дар?ты (на?при?мер, ebXML или RosettaNet), тре?бо?ва?ния к ва?шим дан?ным и про?то?ко?лу ус?та?но?в?ле?ния свя?зи бо?лее-ме?нее по?нят?ны. А по?сколь?ку но?вых тре?бо?ва?ний изо?бре?тать не при?дет?ся, за?да?ча уп?ро?стит?ся.
  • Ес?ли пла?ни?ру?ет?ся за?ку?пить ком?п?лекс?ное ре?ше?ние EI, как де?ла?ет боль?шин?ст?во ор?га?ни?за?ций, не?об?хо?ди?мо за?ра?нее сфор?му?ли?ро?вать чет?кий на?бор тре?бо?ва?ний. Пред?ла?га?е?мые ре?ше?ния нуж?но срав?ни?вать не про?сто с уче?том их по?ло?жи?тель?ных и от?ри?ца?тель?ных сто?рон, под?дер?жи?ва?е?мой ими функ?ци?о?наль?но?сти, а ис?хо?дя из то?го, в ка?кой сте?пе?ни они от?ве?ча?ют по?треб?но?стям ва?ше?го биз?не?са.
  • Не на?до тра?тить мно?го вре?ме?ни на слиш?ком под?роб?ную де?та?ли?за?цию тре?бо?ва?ний. Со?с?ре?до?точь?те ос?нов?ное вни?ма?ние на до?пол?ни?тель?ных воз?мож?но?стях и клю?че?вых по?треб?но?стях, а не на том, что не?пло?хо бы?ло бы иметь.
  • Ис?поль?зуй?те про?мыш?лен?ные сред?ст?ва и ме?то?ди?ки те?с?ти?ро?ва?ния, сле?ди?те за тен?ден?ци?я?ми раз?ви?тия от?рас?ли. В этом слу?чае ва?ши тре?бо?ва?ния к ин?те?гра?ции все?гда бу?дут ак?ту?аль?ны?ми.

Про?е?к?ти?ро?ва?ние ар?хи?те?к?ту?ры

На ос?но?ва?нии тре?бо?ва?ний к ин?те?гра?ции ар?хи?те?к?тор ре?ше?ния со?з?да?ет пред?ста?в?ле?ние об ар?хи?те?к?ту?ре, в ко?то?ром учи?ты?ва?ет?ся тех?ни?че?ский про?ект ре?ше?ния в це?лом. Сов?ре?мен?но?му ар?хи?те?к?то?ру ну?жен пол?но?функ?ци?о?наль?ный на?бор ин?ст?ру?мен?таль?ных средств, под?дер?жи?ва?ю?щих тех?но?ло?гии ин?те?гра?ции. Толь?ко по?с?ле это?го он мо?жет при?сту?пать к про?ек?ти?ро?ва?нию ар?хи?те?к?ту?ры.

Пре?ж?де в ин?те?гра?ци?он?ных про?ек?тах тра?ди?ци?он?но ис?поль?зо?ва?лась ар?хи?те?к?ту?ра ти?па «точ?ка-точ?ка», в рам?ках ко?то?рой од?на си?с?те?ма на?пря?мую свя?зы?ва?лась с дру?гой. Од?на?ко по?доб?ные ар?хи?те?к?ту?ры не яв?ля?ют?ся мас?шта?би?ру?е?мы?ми. По ме?ре уве?ли?че?ния ко?ли?че?ст?ва то?чек слож?ность ин?те?гра?ции воз?рас?та?ет, а уча?ст?ни?кам про?ек?та при?хо?дит?ся при?ла?гать все боль?ше уси?лий, что?бы до?бить?ся так на?зы?ва?е?мой «ин?те?гра?ции по прин?ци?пу спа?гет?ти».

При ис?поль?зо?ва?нии сце?на?рия «биз?нес-биз?нес», при ко?то?ром сот?ни по?став?щи?ков мо?гут под?дер?жи?вать сот?ни де?ло?вых кон?та?к?тов, по?стро?е?ние ар?хи?те?к?тур ти?па «точ?ка-точ?ка» в прин?ци?пе не?осу?ще?ст?ви?мо. Хо?тя ин?те?гра?ция ти?па «точ?ка-точ?ка» по-преж?не?му ак?ту?аль?на при под?держ?ке кор?по?ра?тив?ных при?ло?же?ний, ве?де?ние элек?трон?но?го биз?не?са тре?бу?ет ар?хи?те?к?тур, обес?пе?чи?ва?ю?щих бо?лее вы?со?кую мас?шта?би?ру?е?мость (по?стро?ен?ных на ба?зе бро?ке?ров, бирж или тор?го?вых цен?т?ров). Эти ар?хи?те?к?ту?ры ис?поль?зу?ют для ин?те?гра?ции по?сред?ни?ков, на ко?то?рых воз?ла?га?ет?ся за?да?ча пре?об?ра?зо?ва?ния дан?ных и ор?га?ни?за?ции об?ме?на ин?фор?ма?ци?ей. Они ис?поль?зу?ют стан?дар?ти?зи?ро?ван?ные дан?ные и об?ще?при?ня?тые фор?ма?ты об?ме?на ин?фор?ма?ци?ей (имен?но этим объ?яс?ня?ет?ся стре?ми?тель?ное рас?про?стра?не?ние тех?но?ло?гий на ба?зе XML).

В лю?бом слу?чае ар?хи?те?к?ту?ра долж?на об?ла?дать ря?дом спе?ци?фи?че?ских свойств, ко?то?рые пе?ре?чис?ле?ны во врез?ке «Ха?ра?к?тер?ные чер?ты ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции».

При?мер

На рис. 3 пред?ста?в?ле?на ар?хи?те?к?ту?ра ин?те?гра?ции, пред?ло?жен?ная по?став?щи?ку B. В ней от?ра?жен ряд ха?ра?к?те?ри?стик, при?су?щих ве?ду?щим со?в?ре?мен?ным ре?ше?ни?ям клас?са «биз?нес-биз?нес». Крат?ко рас?смо?т?рим ос?нов?ные ком?по?нен?ты ар?хи?те?к?ту?ры.

  • Кли?ент тор?го?вой си?с?те?мы под?клю?ча?ет?ся к сер?ве?ру B2B (ин?те?ра?к?тив?но?му тор?го?во?му цен?т?ру) для по?лу?че?ния за?яв?ки и вы?ста?в?ле?ния сво?их це?но?вых пред?ло?же?ний. Он под?дер?жи?ва?ет связь и с дру?ги?ми сер?ве?ра?ми B2B, с ко?то?ры?ми По?с?тав?щик B, воз?мож?но, бу?дет иметь де?ло в бу?ду?щем.
  • Ме?ха?низм уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот по?з?во?ля?ет По?с?тав?щи?ку B оп?ре?де?лить биз?нес-пра?ви?ла, опи?сы?ва?ю?щие по?ря?док об?ра?бот?ки за?яв?ки. Ис?поль?зуя гра?фи?че?ский ин?тер?фейс внеш?ней ча?с?ти ме?ха?низ?ма, ад?ми?ни?ст?ра?тор ре?ги?ст?ри?ру?ет при?сут?ст?вие си?с?тем ITS, CAS и LADS и оп?ре?де?ля?ет ти?пы со?об?ще?ний, ко?то?рые бу?дет по?лу?чать ка?ж?дая из них. На?при?мер, си?с?те?ма ITS ста?нет при?ни?мать со?об?ще?ния За?про?сов о до?с?туп?но?сти то?ва?ров, а си?с?те?ма CAS - со?об?ще?ния Про?вер?ки ис?то?рии вза?и?мо?от?но?ше?ний кли?ен?та.
  • Плат?фор?ма пе?ре?да?чи со?об?ще?ний пред?ста?в?ля?ет со?бой ба?зо?вое ПО, обес?пе?чи?ва?ю?щее до?с?тав?ку со?об?ще?ний от ме?ха?низ?ма уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот к си?с?те?мам ITS, CAS и LADS. Кон?ст?ру?к?тор?ское ре?ше?ние ори?ен?ти?ро?ва?но на об?ра?бот?ку оче?ре?дей. От?дель?ные си?с?те?мы вы?сту?па?ют в ро?ли под?пи?с?чи?ков, ко?то?рые из?вле?ка?ют со?об?ще?ния из на?бо?ра оче?ре?дей за?я?вок.
  • Ме?ха?низм пре?об?ра?зо?ва?ния осу?ще?ст?в?ля?ет транс?фор?ма?цию дан?ных из од?но?го фор?ма?та в дру?гой. К при?ме?ру, ес?ли си?с?те?ма LADS, при?над?ле?жа?щая Транс?порт?ной ком?па?нии C, яв?ля?ет?ся ре?ше?ни?ем SAP, ме?ха?низм пре?об?ра?зо?ва?ния пе?ре?ве?дет дан?ные из фор?ма?та iDoc в тот фор?мат, ко?то?рый смо?жет по?нять си?с?те?ма По?с?тав?щи?ка B.
  • Адап?тер ITS из?вле?ка?ет со?об?ще?ния из оче?ре?ди за?я?вок, пе?ре?да?ет их си?с?те?ме ITS, об?ра?ба?ты?ва?ет от?вет ITS и пе?ре?сы?ла?ет воз?вра?ща?е?мое со?об?ще?ние ме?ха?низ?му уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот.
  • Упа?ков?щик CAS вы?пол?ня?ет функ?ции си?с?те?мы CAS, ко?то?рые ра?нее бы?ли до?с?туп?ны толь?ко ав?то?ном?но?му при?ло?же?нию.
  • Кли?ент?ский адап?тер CAS из?вле?ка?ет со?об?ще?ния из оче?ре?ди за?я?вок и пе?ре?да?ет их упа?ков?щи?ку CAS, об?ра?ба?ты?ва?ет от?ве?ты си?с?те?мы CAS и пе?ре?сы?ла?ет воз?вра?ща?е?мое со?об?ще?ние ме?ха?низ?му уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот.
  • Кон?фи?гу?ра?ция адап?те?ра LADS на?стра?и?ва?ет?ся для при?е?ма и от?прав?ки со?об?ще?ний че?рез Internet в фор?ма?те XML. По?с?коль?ку си?с?те?ма LADS яв?ля?ет?ся ком?п?лекс?ным при?ло?же?ни?ем об?ще?го на?зна?че?ния, элек?трон?ный тор?го?вый центр пре?до?с?та?в?ля?ет адап?тер LADS сво?им кли?ен?там. То же де?ла?ет?ся и для адап?те?ра ITS. Но для ус?та?нов?ки адап?те?ра LADS По?с?тав?щик B дол?жен по?лу?чить раз?ре?ше?ние Транс?порт?ной ком?па?нии C. Она да?ет со?г?ла?сие, рас?счи?ты?вая на ук?ре?п?ле?ние де?ло?вых от?но?ше?ний ме?ж?ду дву?мя ор?га?ни?за?ци?я?ми.

Не про?пу?с?ти?те этот этап!

При от?сут?ст?вии пред?ста?в?ле?ния об ар?хи?те?к?ту?ре ин?те?гра?ции про?ект EI, в ко?неч?ном сче?те, об?ре?чен. Не?об?хо?ди?мо тща?тель?но про?ду?мать во?п?ро?сы, свя?зан?ные с по?стро?е?ни?ем ар?хи?те?к?ту?ры, и ис?поль?зо?вать ре?зуль?та?ты ана?ли?за осу?ще?ст?ви?мо?сти про?ек?та для сни?же?ния тех?ни?че?ских ри?с?ков. В про?тив?ном слу?чае про?цесс ин?те?гра?ции ос?та?но?вит?ся из-за тех?ни?че?ских тру?д?но?стей.

Рекомендации

  • При про?ек?ти?ро?ва?нии ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции не?об?хо?ди?мо учи?ты?вать во?п?ро?сы ин?те?ро?пе?ра?бель?но?сти, по?э?то?му сла?бо свя?зан?ные от?кры?тые ар?хи?те?к?ту?ры все?гда пред?поч?ти?тель?нее за?кры?тых стан?дар?тов.
  • Ин?ст?ру?мен?таль?ные сред?ст?ва EI ве?ду?щих про?из?во?ди?те?лей от?ли?ча?ют?ся слож?но?стью и до?с?та?точ?но ши?ро?кой функ?ци?о?наль?но?стью, но не сто?ит рас?счи?ты?вать, что уда?ст?ся ог?ра?ни?чить?ся за?куп?кой стан?дарт?но?го ва?ри?ан?та ПО. Ин?ст?ру?мен?таль?ные сред?ст?ва — это од?но, а ра?бо?та?ю?щие ре?ше?ния — со?в?сем дру?гое.
  • Го?то?вые адап?те?ры по?ста?в?ля?ют?ся, как пра?ви?ло, толь?ко для наи?бо?лее по?пу?ляр?ных при?ло?же?ний. В ос?таль?ных слу?ча?ях вам, ско?рее все?го, при?дет?ся со?з?да?вать адап?те?ры соб?ст?вен?ны?ми си?ла?ми с ис?поль?зо?ва?ни?ем пред?ла?га?е?мо?го про?из?во?ди?те?лем на?бо?ра про?грамм для раз?ра?бот?чи?ка.
  • В круп?ных слож?ных си?с?те?мах, играющих кри?ти?че?ски важ?ную роль для ус?пеш?но?го ве?де?ния биз?не?са, по?ста?рай?тесь из?бе?гать «про?ни?ка?ю?щей» ин?те?гра?ции, ко?то?рая за?тра?ги?ва?ет код унас?ле?до?ван?ных си?с?тем.
  • При пе?ре?во?де дан?ных из од?но?го фор?ма?та в дру?гой поль?зуй?тесь ус?лу?га?ми по?сред?ни?ков (в ча?ст?но?сти, бро?ке?ров). Име?ет смысл ог?ра?ни?чить?ся ми?ни?маль?ным на?бо?ром стан?дар?тов. Это по?з?во?лит из?бе?жать ос?лож?не?ний, обу?сло?в?лен?ных не?об?хо?ди?мо?стью под?держ?ки мно?же?ст?ва фор?ма?тов дан?ных и пре?об?ра?зо?ва?ния ин?фор?ма?ции из од?но?го фор?ма?та в дру?гой.
  • Для обес?пе?че?ния вы?со?кой на?деж?но?сти и ус?той?чи?во?сти ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции ре?зер?ви?руй?те ре?сур?сы ап?па?рат?но?го и про?грамм?но?го обес?пе?че?ния и ис?поль?зуй?те сред?ст?ва вос?ста?но?в?ле?ния ра?бо?то?спо?соб?но?сти по?с?ле сбо?ев. До?бей?тесь, что?бы ва?ши де?ло?вые парт?не?ры по?с?ле?до?ва?ли ва?ше?му при?ме?ру и обес?пе?чи?ли ус?той?чи?вость вы?пол?не?ния всех сквоз?ных биз?нес-про?цес?сов.
  • Web-служ?бы — весь?ма мно?го?обе?ща?ю?щая тех?но?ло?гия ин?те?гра?ции, но она по?ка не об?ла?да?ет до?с?та?точ?ной зре?ло?стью. По-преж?не?му ак?ту?аль?ны во?п?ро?сы обес?пе?че?ния пра?к?ти?че?ской без?о?пас?но?сти и тре?бу?е?мой про?из?во?ди?тель?но?сти, по?э?то?му пе?ред при?ня?ти?ем ре?ше?ния тща?тель?но взвесь?те все «за» и «про?тив».

Пла?ни?ро?ва?ние ин?те?гра?ции

Пос?ле по?стро?е?ния ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции не?об?хо?ди?мо раз?ра?бо?тать под?роб?ный план дей?ст?вий по вне?дре?нию ар?хи?те?к?ту?ры, пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щий кон?т?роль за хо?дом ре?а?ли?за?ции про?ек?та. Пла?ни?ро?ва?ние EI обыч?но за?тра?ги?ва?ет сле?ду?ю?щие ас?пе?к?ты.

Рам?ки про?ек?та:

  • раз?де?ли?те про?ект на под?про?е?к?ты, ка?ж?дый из ко?то?рых от?но?сит?ся к од?но?му уп?ра?в?ля?е?мо?му ком?по?нен?ту об?ще?го ин?те?гра?ци?он?но?го ре?ше?ния;
  • оце?ни?те ре?сур?сы и сто?и?мость про?ек?та, ис?хо?дя из слож?но?сти его ин?те?гра?ции, сто?и?мо?сти тех?но?ло?гий, ти?па не?об?хо?ди?мых ра?бот и тре?бу?е?мо?го опы?та.

Обес?пе?че?ние про?ек?та ре?сур?са?ми:

  • нуж?но при?об?ре?тать тре?бу?е?мые ин?ст?ру?мен?таль?ные сред?ст?ва и тех?но?ло?гии ин?те?гра?ции у про?из?во?ди?те?лей или спе?ци?а?ли?стов по ин?те?гра?ции;
  • весь?ма же?ла?тель?но при?вле?кать кон?суль?тан?тов, об?ла?да?ю?щих не?об?хо?ди?мы?ми зна?ни?я?ми и на?вы?ка?ми, и под?пи?сы?вать с ни?ми со?от?вет?ст?ву?ю?щие со?г?ла?ше?ния. Кро?ме то?го, нуж?но раз?ра?бо?тать про?грам?мы обу?че?ния для под?держ?ки про?ек?та и под?го?тов?ки спе?ци?а?ли?стов вну?т?ри ком?па?нии.

Про?е?к?ти?ро?ва?ние ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции и вне?дре?ние:

  • нуж?но оп?ре?де?лить ви?ды ра?бот по ин?те?гра?ции в ка?ж?дом кон?крет?ном про?ек?те — на?при?мер, со?з?да?ние и пред?ста?в?ле?ние ин?тер?фей?сов си?с?тем, раз?ра?бот?ка адап?те?ров и ин?ф?ра?стру?к?ту?ры для ор?га?ни?за?ции об?ме?на со?об?ще?ни?я?ми, вне?дре?ние ме?ха?низ?ма уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот;
  • тре?бу?ет?ся оп?ре?де?лить ме?ро?при?я?тия по до?ра?бот?ке унас?ле?до?ван?ных си?с?тем, ко?то?рые долж?ны пред?ше?ст?во?вать ин?те?гра?ции, — на?при?мер, мо?дер?ни?за?ция унас?ле?до?ван?ных си?с?тем с уче?том осо?бен?но?стей си?с?тем?ных ин?тер?фей?сов, обес?пе?че?ние вза?и?мо?дей?ст?вия с адап?те?ра?ми;
  • не?об?хо?ди?мы под?роб?ный ана?лиз биз?нес-про?цес?сов и мо?де?ли?ро?ва?ние. Тре?бу?ет?ся вы?ра?бот?ка со?г?ла?ше?ний, учи?ты?ва?ю?щих спе?ци?фи?че?скую при?ро?ду вза?и?мо?дей?ст?вия сто?рон, во?вле?чен?ных в про?цесс;
  • нуж?но де?та?ли?зи?ро?вать ин?тер?фей?сы и фор?ма?ты дан?ных (на?при?мер, XML DTD), ко?то?рые бу?дут ис?поль?зо?вать?ся при на?ла?жи?ва?нии вну?т?рен?не?го вза?и?мо?дей?ст?вия и вза?и?мо?дей?ст?вия раз?ных ор?га?ни?за?ций.

Те?с?ти?ро?ва?ние:

  • по?лу?че?ние и со?з?да?ние те?с?то?вых на?бо?ров дан?ных, точ?но от?ра?жа?ю?щих ха?ра?к?тер ис?поль?зу?е?мой на пра?к?ти?ке ин?фор?ма?ции;
  • со?з?да?ние ав?то?ном?ных тест-пла?нов, опи?сы?ва?ю?щих по?ря?док ис?пы?та?ния от?дель?ных ин?те?гра?ци?он?ных ком?по?нен?тов пе?ред пе?ре?хо?дом к сквоз?но?му те?с?ти?ро?ва?нию;
  • раз?ра?бот?ка сквоз?но?го тест-пла?на, по?з?во?ля?ю?ще?го оце?нить под?держ?ку сквоз?ных биз?нес-про?цес?сов в рам?ках все?го ре?ше?ния;
  • пла?ни?ро?ва?ние про?из?во?ди?тель?но?сти и те?с?ти?ро?ва?ние в пре?дель?ных ре?жи?мах для свое?вре?мен?но?го вы?яв?ле?ния «уз?ких мест» про?ек?та;
  • фор?ми?ро?ва?ние со?г?ла?со?ван?но?го тест-пла?на и про?вер?ка со?от?вет?ст?вия стан?дар?там с ис?поль?зо?ва?ни?ем ус?луг не?за?ви?си?мых ком?па?ний или вну?т?ри?кор?по?ра?тив?ной груп?пы кон?т?ро?ля за ка?че?ст?вом;
  • те?с?ти?ро?ва?ние не?пре?рыв?но?сти ве?де?ния биз?не?са в це?лях оцен?ки эф?фе?к?тив?но?сти про?ек?тов и пла?нов, пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щих обес?пе?че?ние без?ос?та?но?воч?ной ра?бо?ты;
  • пла?ни?ро?ва?ние и ко?ор?ди?на?ция ма?кет?но?го и пред?ва?ри?тель?но?го те?с?ти?ро?ва?ния, а так?же при?е?мо-сда?точ?ных ис?пы?та?ний с при?вле?че?ни?ем поль?зо?ва?те?лей и внеш?них де?ло?вых парт?не?ров.

Раз?вер?ты?ва?ние и об?кат?ка:

  • раз?ра?бо?тай?те план уп?ра?в?ле?ния ре?а?ли?за?ци?ей от?дель?ных под?про?е?к?тов, учи?ты?ва?ю?щий сро?ки и со?г?ла?со?ван?ность их ре?а?ли?за?ции, а так?же ог?ра?ни?че?ния, ко?то?рые при?су?щи ра?бо?те под?раз?де?ле?ний са?мой ор?га?ни?за?ции и ее биз?нес-парт?не?ров;
  • со?з?дай?те план пе?ре?ход?но?го пе?ри?о?да, рег?ла?мен?ти?ру?ю?щий пе?ре?вод ор?га?ни?за?ции со ста?рых тех?но?ло?гий ра?бо?ты на но?вое ин?тег?ри?ро?ван?ное ре?ше?ние;
  • по?с?ле?до?ва?тель?но от?ка?зы?вай?тесь от ус?та?рев?ших си?с?тем. Раз?ра?бо?тай?те план воз?вра?та к пре?ды?ду?ще?му со?сто?я?нию, ес?ли пе?ре?ход от ста?рой си?с?те?мы к но?вой за?вер?шит?ся не?уда?чей;
  • про?ду?май?те план обу?че?ния поль?зо?ва?те?лей си?с?те?мы.

Не за?будь?те, что по?с?ле об?кат?ки и раз?вер?ты?ва?ния на?чи?на?ет?ся фа?за тех?ни?че?ской под?держ?ки. Но?вые тре?бо?ва?ния к ве?де?нию биз?не?са не?из?беж?но за?ста?вят вас вно?сить из?ме?не?ния в ар?хи?те?к?ту?ру ин?те?гра?ции, раз?ра?бот?ка ко?то?рой толь?ко что за?кон?чи?лась.

Не про?пу?с?ти?те этот этап!

Без тща?тель?но?го пла?ни?ро?ва?ния ин?те?гра?ции вне?дре?ние про?ек?та бу?дет про?те?кать ха?о?тич?но, по?я?вят?ся не?пред?ви?ден?ные ра?бо?ты. Ожи?да?ния, ото?рван?ные от ре?аль?но?сти, при?ве?дут к не?со?блю?де?нию сро?ков ре?а?ли?за?ции про?ек?та. Ил?лю?зия кон?т?ро?ля очень бы?ст?ро сой?дет на нет, и все ме?ро?при?я?тия нач?нут вы?пол?нять?ся в по?жар?ном по?ряд?ке.

Рекомендации

  • Не пы?тай?тесь ре?а?ли?зо?вать круп?ный EI-про?ект сра?зу. Раз?бей?те его на под?про?е?к?ты, от?ра?жа?ю?щие от?но?си?тель?но не?за?ви?си?мые под?мно?же?ст?ва ин?те?гра?ци?он?но?го ре?ше?ния, и за?ни?май?тесь вне?дре?ни?ем со?от?вет?ст?ву?ю?щих ком?по?нен?тов по?сте?пен?но.
  • Вы?пол?не?ние ра?бот в об?ла?с?тях с вы?со?кой сте?пе?нью ри?с?ка, как пра?ви?ло, со?пря?же?но с ро?с?том не?оп?ре?де?лен?но?сти. Не?об?хо?ди?мо опе?ра?тив?но вы?яв?лять об?ла?с?ти ин?те?гра?ции с по?вы?шен?ным уров?нем ри?с?ка и до?би?вать?ся сни?же?ния ве?ро?ят?но?сти по?терь за счет ис?поль?зо?ва?ния про?то?ти?пов, те?с?ти?ро?ва?ния осу?ще?ст?ви?мо?сти со?з?да?ния тех или иных ком?по?нен?тов.
  • Раз?ра?бот?ка кли?ент?ских адап?те?ров и про?ни?ка?ю?щая ин?те?гра?ция вле?кут за со?бой до?пол?ни?тель?ные слож?но?сти и уси?ле?ние ри?с?ка.
  • В со?в?ре?мен?ных ком?мер?че?ских ус?ло?ви?ях у ор?га?ни?за?ций по?я?в?ля?ет?ся воз?мож?ность ве?де?ния пе?ре?го?во?ров с про?из?во?ди?те?ля?ми и по?став?щи?ка?ми ус?луг си?с?тем?ной ин?те?гра?ции, ко?то?рые бе?рут на се?бя все ри?с?ки и от?вет?ст?вен?ность за ре?а?ли?за?цию про?ек?та.
  • Спе?ци?а?ли?сты, об?ла?да?ю?щие бо?га?тым опы?том ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем, встре?ча?ют?ся ред?ко, по?э?то?му при не?об?хо?ди?мо?сти име?ет смысл при?вле?кать внеш?них кон?суль?тан?тов. Все кон?суль?тан?ты долж?ны ра?бо?тать в тес?ном вза?и?мо?дей?ст?вии с со?т?руд?ни?ка?ми ком?па?нии.
  • Нель?зя не?до?оце?ни?вать важ?ность те?с?ти?ро?ва?ния. На дан?ный про?цесс, как пра?ви?ло, при?хо?дят?ся 30—40% от об?ще?го объ?е?ма уси?лий на ре?а?ли?за?цию про?ек?та EI.

Мно?гие ком?па?нии ра?но или позд?но стал?ки?ва?ют?ся с во?п?ро?са?ми ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем. Не?об?хо?ди?мость «рас?пу?тать» биз?нес-про?цес?сы, за?тра?ги?ва?ю?щие раз?ные под?раз?де?ле?ния, оце?нить и обос?но?вать по?треб?ность сра?зу в не?сколь?ких ин?фор?ма?ци?он?ных си?с?те?мах, про?ве?с?ти ис?сле?до?ва?ния, вы?хо?дя?щие за тра?ди?ци?он?ные рам?ки де?я?тель?но?сти ор?га?ни?за?ции и пре?д?у?сма?т?ри?ва?ю?щие со?т?руд?ни?че?ст?во с внеш?ни?ми парт?не?ра?ми, — все это при?во?дит к по?вы?ше?нию слож?но?сти и уров?ня ри?с?ка про?ек?та. Опи?сан?ный на?ми под?ход EIM да?ет ме?то?ди?ку ре?ше?ния та?ких во?п?ро?сов, ко?то?рая спо?соб?на по?мочь при ре?а?ли?за?ции слож?ных про?ек?тов. Ис?поль?зо?ва?ние по?доб?ных си?с?тем?ных под?хо?дов по?з?во?лит до?бить?ся же?ла?е?мых ре?зуль?та?тов.

Уинг Лэм (wing.lam@u21global.com)— про?фес?сор-адъ?юнкт ин?фор?ма?ци?он?ных си?с?тем объ?е?ди?не?ния Universitas 21 Global. Вен?ки Шан?ка?ра?ра?ман (venky@iss.nus.edu.sg)— пре?по?да?ва?тель ин?сти?ту?та си?с?те?мо?тех?ни?ки при На?ци?о?наль?ном уни?вер?си?те?те Син?га?пу?ра.


Ха?ра?к?тер?ные чер?ты ар?хи?те?к?ту?ры ин?те?гра?ции

От?кры?тость. Ар?хи?те?к?ту?ра ин?те?гра?ции долж?на быть от?кры?той. То?г?да ва?ша ор?га?ни?за?ция смо?жет лег?ко ин?тег?ри?ро?вать с ней дру?гие си?с?те?мы. Имен?но этим объ?яс?ня?ет?ся ог?ром?ный ин?те?рес к тех?но?ло?гии XML и стре?ми?тель?ный рост ее по?пу?ляр?но?сти в про?шлом го?ду (хо?тя тех?но?ло?гии язы?ков раз?мет?ки су?ще?ст?ву?ют уже мно?го лет). От?кры?тость тре?бу?ет сла?бо?го свя?зы?ва?ния си?с?тем, бла?го?да?ря ко?то?ро?му ор?га?ни?за?ция су?ме?ет встра?и?вать в ар?хи?те?к?ту?ру от?дель?ные си?с?те?мы и ис?клю?чать их без ка?ких-ли?бо ос?лож?не?ний.

Гиб?кость. Же?ст?кая кон?ку?рен?ция в сфе?ре элек?трон?но?го биз?не?са тре?бу?ет от ор?га?ни?за?ций опе?ра?тив?но?го пред?ло?же?ния но?вых ус?луг. Ар?хи?те?к?ту?ра ин?те?гра?ции долж?на быть до?с?та?точ?но гиб?кой, что?бы обес?пе?чить свое?вре?мен?ную ре?ак?цию на из?ме?не?ния в биз?нес-про?цес?сах ор?га?ни?за?ции и, со?от?вет?ст?вен?но, тре?бо?ва?ний к ин?те?гра?ции (в ча?ст?но?сти, на не?об?хо?ди?мость по?лу?че?ния ин?фор?ма?ции де?ло?во?го ха?ра?к?те?ра у но?во?го по?став?щи?ка элек?трон?ных ус?луг).

На?деж?ность. Поль?зо?ва?те?ли си?с?тем элек?трон?но?го биз?не?са хо?тят иметь воз?мож?ность вы?пол?не?ния не?об?хо?ди?мых опе?ра?ций в те?че?ние 24 часов в сутки 7 дней в не?де?лю. По?с?тав?щи?ки все ча?ще встра?и?ва?ют в свои ин?ст?ру?мен?таль?ные сред?ст?ва спе?ци?аль?ные ме?ха?низ?мы, обес?пе?чи?ва?ю?щие вос?ста?но?в?ле?ние по?с?ле сбо?ев, ре?зер?ви?ро?ва?ние мощ?но?стей и ав?то?ма?ти?че?ское по?вто?ре?ние не?вы?пол?нен?ных дей?ст?вий.

Бе?зо?пас?ность. С уче?том от?кры?то?сти Internet во?п?ро?сам без?о?пас?но?сти элек?трон?но?го биз?не?са по-преж?не?му уде?ля?ет?ся са?мое серь?ез?ное вни?ма?ние. Си?ту?а?ции, при ко?то?рых кри?ти?че?ски важ?ная ин?фор?ма?ция пе?ре?да?ет?ся ме?ж?ду дву?мя ин?тег?ри?ру?е?мы?ми точ?ка?ми, мо?гут по?тре?бо?вать при?ня?тия до?пол?ни?тель?ных мер за?щи?ты. Ес?ли ин?фор?ма?ция пе?ре?сы?ла?ет?ся че?рез Internet (на?при?мер, от од?но?го биз?нес-парт?не?ра к дру?го?му или от ком?мер?че?ской ор?га?ни?за?ции к кли?ен?ту), обя?за?тель?ным тре?бо?ва?ни?ем ста?но?вит?ся ис?поль?зо?ва?ние та?ких тех?но?ло?гий, как Secure Sockets Layer (SSL), и циф?ро?вых сер?ти?фи?ка?тов.

Осу?ще?ст?ви?мость. Ар?хи?те?к?ту?ра ин?те?гра?ции мо?жет хо?ро?шо «вы?гля?деть» на бу?ма?ге, но для про?вер?ки вы?дви?ну?тых пред?по?ло?же?ний не?об?хо?дим тща?тель?ный ана?лиз осу?ще?ст?ви?мо?сти про?ек?та. На?при?мер, при ре?а?ли?за?ции ин?те?гра?ци?он?ных про?ек?тов ча?с?то воз?ни?ка?ют слож?но?сти, обу?сло?в?лен?ные низ?кой ско?ро?стью об?ме?на ин?фор?ма?ци?ей ме?ж?ду ин?тег?ри?ру?е?мы?ми ком?по?нен?та?ми. В хо?де про?вер?ки осу?ще?ст?ви?мо?сти про?ек?та име?ет смысл по?стро?ить те?с?то?вую сре?ду, вклю?ча?ю?щую в се?бя сред?ст?ва мо?де?ли?ро?ва?ния ма?к?си?маль?ной на?груз?ки и кон?т?ро?ля за бы?ст?ро?дей?ст?ви?ем. С их по?мо?щью мож?но оце?нить про?из?во?ди?тель?ность, до?с?ти?га?е?мую при ис?поль?зо?ва?нии вы?бран?но?го под?хо?да.

Прин?ци?пи?аль?ное от?ли?чие про?ек?тов EI от про?ек?тов раз?ра?бот?ки тра?ди?ци?он?ных си?с?тем обу?сло?в?ле?но слож?но?стью ин?те?гра?ци?он?ной ар?хи?те?к?ту?ры и кон?цен?т?ра?ци?ей ис?пол?ни?те?лей на ре?ше?нии тех?ни?че?ских во?п?ро?сов. К сча?стью, сей?час про?из?во?ди?те?ли на?це?ле?ны на ин?те?гра?цию, не?по?сред?ст?вен?но свя?зан?ную с ре?ше?ни?ем пра?к?ти?че?ских за?дач. Про?ду?к?ты EI ве?ду?щих ком?па?ний — Vitrea, Webmethods, Biztalk и Tibco — обыч?но уже со?дер?жат не?об?хо?ди?мые ме?ха?низ?мы уп?ра?в?ле?ния по?то?ка?ми ра?бот, сред?ст?ва пре?об?ра?зо?ва?ния дан?ных, про?ме?жу?точ?ное ПО и адап?те?ры для по?пу?ляр?ных па?ке?тов про?грамм.


До?пол?ни?тель?ная ин?фор?ма?ция

Об?ласть ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных си?с?тем раз?ви?ва?ет?ся очень бы?ст?ро. Но?вые пер?спе?к?ти?вы, ар?хи?те?к?ту?ры, ин?ст?ру?мен?таль?ные сред?ст?ва и тех?но?ло?гии ин?те?гра?ции по?я?в?ля?ют?ся ка?ж?дые не?сколь?ко ме?ся?цев. Мы ре?ко?мен?ду?ем по?се?тить ряд Web-сай?тов, на ко?то?рых мож?но по?черп?нуть до?пол?ни?тель?ные све?де?ния о но?вей?ших раз?ра?бот?ках в об?ла?с?ти EI :

  • Business Integration Journal (www.bijonline.com) — мно?же?ст?во ста?тей и до?ку?мен?тов, по?свя?щен?ных раз?лич?ным ас?пе?к?там EI, очень хо?ро?шо рас?смо?т?ре?ны во?п?ро?сы уп?ра?в?ле?ния и по?стро?е?ния ар?хи?те?к?ту?ры;
  • Intelligent Integration (www.intelligenteai.com) — ко?рот?кие ста?тьи о тен?ден?ци?ях раз?ви?тия об?ла?с?ти EI, но?вых ин?ст?ру?мен?таль?ных сред?ст?вах и тех?но?ло?ги?ях ин?те?гра?ции кор?по?ра?тив?ных при?ло?же?ний;
  • CIO Magazine Online (www.cio.com) — стра?те?ги?че?ские во?п?ро?сы пла?ни?ро?ва?ния и ре?а?ли?за?ции про?ек?тов EI;
  • The EAI Industry Consortium (www.eaiindustry.org) — опи?са?ние стан?дар?тов и ру?ко?водств, обоб?ще?ние пе?ре?до?во?го опы?та в об?ла?с?ти EI.