В [1-3] предложены методические основы ИТ-образования по всем видам обучения: подготовка бакалавров и магистров ИТ, подготовка ИТ-специалистов по программам дополнительного образования, обучение ИТ для непрофильных направлений и специальностей. Ряд предложенных методических материалов для подготовки бакалавров и магистров ИТ приняты в качестве временных государственных стандартов (временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки) на период проведения шестилетнего эксперимента с целью отработки на их основе уже окончательных версий образовательных стандартов бакалавра и магистра по направлению 511900 «Информационные технологии». Другие предложения представляют собой проекты образовательных стандартов. Разработка указанных методических материалов осуществлялась с учетом международных рекомендаций; по существу, сформирована методическая основа для нового поколения стандартов в области ИТ-образования.

К сожалению, сложившаяся практика стандартизации в образовании не позволяет в полной мере реализовать потенциал предлагаемых решений. Исчерпаны возможности императивного подхода к нормативно-методическому регламентированию подготовки кадров. С особой остротой это ощущается при воспроизводстве кадров для ИТ-отрасли, чрезвычайно востребованной и динамичной, формирующей спрос на кадры для современной экономики. Общезначимый характер ИТ-отрасли и тот факт, что от качества подготовки кадров для нее во многом зависит развитие и многих других областей знаний и видов деятельности, делают очевидной необходимость вовлечения в процесс создания образовательных стандартов главных потребителей выпускников вузов — представителей бизнеса, индустрии, научно-исследовательских центров, образовательных учреждений.

Существующая система стандартизации в образовании не обеспечивает открытости процесса разработки образовательных стандартов, интеграции усилий заинтересованных в максимальной эффективности таких стандартов субъектов и профессиональной общественности, не поддерживает демократические принципы принятия решений в области стандартизации. Ей присущи и другие недостатки:

  • статичность образовательных стандартов (периодичность обновления составляет пять лет, что для столь динамичной области, подобной ИТ, вряд ли приемлемо);
  • отсутствие эффективного механизма сопровождения, проведения изменений и обновлений нормативно-методической базы образования в период между переходами от одного поколения стандартов к другому;
  • доминирование узковедомственного подхода в разработке стандартов, изолированность этой деятельности от профессиональной общественности, а также от процессов международной стандартизации.

Это делает актуальным принципиально иной подход к стандартизации в сфере образования, основанный на использовании современных технологий стандартизации. Такой подход должен обеспечить:

  • разработку образовательных стандартов на принципах открытости и консенсуса с привлечением к этой деятельности заинтересованных в ее результатах сторон (бизнес, индустрия, наука, вузы, эксперты);
  • технологию сопровождения спецификаций стандартов, поддерживающую непрерывность их развития и поддержания в актуальном состоянии;
  • гибкость профилирования образовательных стандартов для различных вариантов их применения; в частности, это подразумевает модульность построения образовательных стандартов, их модифицируемость как на структурном уровне (например, на уровне магистерских программ), так и на уровне отдельных модулей.

Предлагаемый подход к разработке стандартов образования открывает возможность реализации следующего важного этапа в развитии профессионального ИТ-образования в России — а именно, создания открытой национальной системы ИТ-образования. Базовым механизмом построения подобной образовательной системы служит процесс консорциумной стандартизации, предоставляющий возможность построения нормативно-методической базы современного образования на принципах коллегиальности, открытости, консенсуса в широкой профессиональной среде.

Консорциумная стандартизация в ИТ-образовании

Стратегически важная задача подготовки востребованных в индустрии, бизнесе и в науке ИТ-профессионалов должна решаться на основе эффективной открытой национальной системы ИТ-образования, динамично развивающейся в ногу с мировым научным и технологическим прогрессом, опирающейся на традиции и опыт отечественной высшей школы, построенной в соответствии с международными образовательными стандартами и рекомендациями, с тенденциями развития мировой образовательной системы.

Эффективность создания и использования любой сложной системы во многом зависит от качества разработки нормативно-методической базы — в частности, от стандартов, профилей, методов тестирования и конформности стандартам и профилям. Примером, демонстрирующим роль стандартов, может служить современная практика разработки новых технологий, когда первоначально организуется деятельность по формированию соответствующей нормативно-методической базы, например, в виде индустриальных стандартов или открытых спецификаций проектируемых технологий. Такая деятельность называется процессом стандартизации; ее назначение — создание на принципах консенсуса гармонизированной системы спецификаций конкретного класса технологий, на основе которой субъекты отрасли осуществляют выпуск конечных продуктов, сервисов и систем. При таком подходе обеспечивается высокая степень открытости конечных решений, высокая степень их соответствия исходным стандартам.

Весьма эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization) [4]. Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов и уровень регламентированности процесса их сопровождения, свойственные официальным международным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов (как правило, в форме открытых спецификаций). Хорошо известны такие представители этой группы организаций-разработчиков стандартов, как IEEE, IETF, OMG, ECMA, W3C и др.

В сфере образования роль нормативно-методической базы не менее значима, чем в отраслях, связанных с высокими технологиями. Образовательные стандарты и сопутствующие им методические материалы являются основой для организации массового «производства» профессиональных кадров с контролируемым уровнем качества образования. Таким образом, образовательную деятельность следует рассматривать как сложную социокультурную технологию, для функционирования которой необходима высокая степень регламентированности (стандартизации) с предъявлением самых высоких требований к качеству нормативной базы.

Однако создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В то же время сам процесс консорциумной стандартизации достаточно адекватно можно смоделировать посредством некоторой «электронной деятельности». Для успешного воплощения на практике такого подхода необходимы: наличие профессиональной команды, поддерживающей эту деятельность и заинтересованной в ней; актуальность целей и задач самой деятельности, способствующей интегрировать широкий круг профессионалов-волонтеров; эффективная стратегия продвижения в Сети. Поэтому в качестве начального этапа перехода к консорциумной стандартизации в ИТ-образовании представляется целесообразным развертывание соответствующей деятельности, направленной на разработку спецификаций нормативно-методической базы для актуальнейшего образовательного направления — «Информационные технологии». Результаты этой деятельности (проекты образовательных стандартов, учебных программ, других методических материалов), отработанные в рамках технологического процесса консорциумной стандартизации до требуемого уровня качества и согласованности, станут предметом рассмотрения их в соответствующем учебно-методическом объединении университетов и Министерстве образования и науки РФ в качестве кандидатов для прохождения процедур формальной стандартизации.

Важной задачей такой деятельности является вовлечение в процесс стандартизации широкого круга профессиональных организаций, включая университеты, компании отрасли, академические институты, а также экспертов в области ИТ — профессоров и преподавателей университетов, крупных ученых и научных работников, лучших специалистов отрасли, профессиональных писателей и издателей научно-технической литературы, активных студентов и аспирантов. Предполагается, что такой подход позволит создать и поддерживать в актуальном состоянии на принципах открытости и консенсуса высококачественные, соответствующие требованиям науки и практики образовательные стандарты и учебные программы, составляющие основу нормативно-методической базы системы ИТ-образования.

Командой проекта, взявшей на себя технологическую и организационную поддержку данной деятельности, а также формирование начального состояния информационной базы стандартов по направлению «Информационные технологии», создан ресурс www.it-edu.ru, который поддерживает деятельность консорциума в Сети.

Основные цели деятельности е-консорциума направлены на стандартизацию основных разделов профессионального высшего ИТ-образования, включая подготовку бакалавров ИТ с учетом международных рекомендаций, определенных в Computing Curricula 2001, магистров ИТ по всему спектру важнейших научных направлений области ИТ, высокопрофессиональных кадров на основе дополнительного ИТ-образования.

На начальном этапе основными для консорциума становятся следующие задачи.

  1. Развитие проекта стандарта бакалавра ИТ, принятого в качестве временных государственных требований для проведения, начиная с 2003 года, шестилетнего эксперимента по отработке образовательного стандарта бакалавра по направлению 511900 "Информационные технологии". Разработка сопутствующих учебно-методических материалов (учебные планы, программы учебных курсов и пр.).
  2. Развитие проекта стандарта магистра ИТ, принятого в качестве временных государственных требований для проведения шестилетнего эксперимента по отработке образовательного стандарта магистра по направлению 511900 "Информационные технологии". Разработка сопутствующих учебно-методических материалов.
  3. Разработка программ магистерского обучения, соответствующих важнейшим научным направлениям области ИТ (в том числе, на основе интеграции усилий вузов и академических институтов).
  4. Разработка и развитие стандарта дополнительного ИТ-образования на дополнительную квалификацию "ИТ-специалист".
  5. Разработка программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию (в том числе, на основе интеграции усилий вузов и индустриальных учебных центров).

В перспективе работу консорциума предполагается расширить, охватив вопросы ИТ-образования в интересах других специальностей и направлений, а также школьное ИТ-образование.

Базовый процесс

Собственно формирование версий разрабатываемых технических документов или отчетов с учетом анализа замечаний и предложений от участников е-консорциума осуществляется рабочими группами, состоящими из экспертов в области ИТ-образования и других сфер деятельности, связанных с созданием и использованием современных ИТ. Задача рабочей группы — осуществление процесса стандартизации конкретного технического отчета, называемого рекомендацией. Целью этого процесса является достижение высокой степени согласованности содержания такой рекомендации в профессиональной среде. Для каждого процесса стандартизации, соответствующего разработке некоторой рекомендации, формируется своя рабочая группа (конечно, в принципе, одна группа может осуществлять реализацию более одного процесса одновременно).

Регламентированная последовательность технологических этапов, которой следуют рабочие группы в процессе разработки рекомендаций (например, проектов образовательных стандартов), составляет базовый процесс разработки рекомендации. Технологические этапы связаны с состояниями жизненного цикла рекомендации, которые идентифицируются специальными метками. Скажем, в начале процесса стандартизации рекомендация может иметь метки состояния «техническое задание» или «рабочая рекомендация», а на выходе — «проект рекомендации», «экспериментальная рекомендация», «финальная рекомендация» или «аннулируемая рекомендация».

Состав меток состояний, соответствующих этапам жизненного цикла рекомендации, и определение их семантики приведено в Таблице 1.

Таблица 1. Метки состояний жизненного цикла рекомендации

Техническое задание Отчет, разработанный рабочей группой по исходным данным заказчика проекта (например, Комитета по информатике Министерства образования и науки РФ) и согласованный с заказчиком в качестве спецификаций требований к разрабатываемой рекомендации. Консорциум публикует техническое задание для того, чтобы с ним могли ознакомиться его участники, а также все заинтересованные организации и лица, желающие принять участие в разработке соответствующей рекомендации.
Рабочая рекомендация Состояние технического отчета, при котором рабочая группа считает преждевременным вынесение его на процедуру формального согласования как внутри е-консорциума, так и с другими организациями, с которыми он сотрудничает. Рабочая рекомендация может публиковаться с целью получения замечаний и предложений по ее разработке от заинтересованных в продвижении этой рекомендации участников консорциума. Данная стадия может повторяться неоднократно (обычно используется механизм версий), пока не будет достигнут более высокий уровень консенсуса или проект не будет аннулирован.
Проект рекомендации Состояние технического отчета, при котором рабочая группа считает, что технический отчет в целом соответствует техническому заданию, и может быть запущена процедура его формального согласования как внутри е-консорциума, так и с другими организациями-партнерами. Результат передается из рабочей группы в высший орган технического управления е-консорциума для согласования и регистрации. Проект рекомендации публикуется с целью получения замечаний и предложений по данному состоянию разработки от участников консорциума. Данная стадия может повторяться неоднократно (обычно используется механизм версий), пока не будет достигнут более высокий уровень консенсуса или проект не будет аннулирован.
Экспериментальная рекомендация Тщательно проработанный проект рекомендации, удовлетворяющий требованиям технического задания, гармонизированный с другими документами и рекомендуемый для экспериментальной реализации.
Финальная рекомендация Рекомендация, характеризующаяся еще более высоким по сравнению с предшествующей стадией уровнем согласованности, учитывающая полученные в результате выполнения этапа экспериментальной отработки замечания и предложения. Считается подготовленной для внедрения в современную практику и представляется в официальные структуры для прохождения формальной процедуры утверждения в качестве государственного стандарта.
Аннулируемая рекомендация Рекомендация, которая может находиться в одном из перечисленных состояний, и относительно которой заявлено, что она больше не поддерживается консорциумом.

 

Началом деятельности е-консорциума стала загрузка в репозиторий разработанных рекомендаций и проектов рекомендаций основных стандартов ИТ-образования, а также открытие свободного доступа для ознакомления с этими документами. Следующим этапом явилось начало функционирования конференций и форумов для обсуждения рекомендаций, находящихся в репозитории. Все желающие принять участие в создании современных стандартов ИТ-образования получили возможность, используя эти средства, формировать в базе данных указанного ресурса консорциума свои замечания и предложения, относящиеся к содержанию тех или иных рекомендаций.

Параллельно с этим сформированные для каждой из рекомендаций рабочие группы экспертов осуществляют анализ предложений и замечаний, относящихся к конкретным техническим документам репозитория. Рабочие группы выполняют свою работу в соответствии с базовым процессом, принятым в качестве основной модели жизненного цикла стандартизуемых рекомендаций. Цель их деятельности — разработка рекомендаций и представление их учебно-методическому объединению университетов для одобрения в качестве проектов образовательных стандартов с последующим проведением их через формальные процедуры присвоения статуса государственных стандартов.

Работа посвящается сыну, сетевому программисту и журналисту В.В. Сухомлину, на протяжении ряда лет помогавшему автору в развитии ИТ-образования.

Литература
  1. Сухомлин В.А., Сухомлин В.В. Концепция нового образовательного направления. "Открытые системы", 2003, № 2.
  2. Сухомлин В. Программы дополнительного ИТ-образования. "Открытые системы", 2004, № 2.
  3. Сухомлин В. ИТ-образование для непрофильных специальностей, "Открытые системы". 2004, № 7.
  4. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. М: Горячая линия - Телеком, 2003.

Владимир Сухомлин (www.sukhomlin.ru) — профессор ВМК МГУ им. Ломоносова.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями