Многие из существующих дорогостоящих ИТ-конфигураций уже не способны, несмотря на все компромиссы, адекватно решать современные задачи бизнеса, хотя накопленный пул компьютерных ресурсов потенциально позволяет справиться с любой задачей. Проблема в том, чтобы научиться консолидировать и адаптивно управлять виртуальной конфигурацией, способной обеспечить решение как старых и нынешних, так и будущих задач.

Недавно аналитики Forrester Research, проведя опрос ведущих американских компаний, обнаружили, что более половины из них в ближайший год планирует начать у себя проекты по виртуализации ИТ-конфигураций. При этом, среди клиентов компаний IBM и Hewlett-Packard такую готовность выразило более 70% опрошенных и потратить на эти цели они планировали до 40% своих ИТ-бюджетов. Это означает, что в компаниях накоплены огромные ИТ-ресурсы, модернизировать их в ближайшее время ИТ-директора не собираются, а вот оптимизировать использование — пожалуй, особенно если это позволит без мучительных компромиссов (выбор оптимального соотношения между ценой и производительностью, доступностью, корпоративной политикой, наличием квалифицированных кадров и т.п.) решать поставленные бизнесом задачи. Косвенно этот вывод подтверждается и нынешней маркетинговой политикой ведущих игроков ИТ-рынка, постепенно отказывающихся от проведения шумных мероприятий, посвященных исключительно анонсам новых технологий и все больше внимания уделяющих особенностям встраивания в бизнес клиентов уже известных ИТ-решений. Такое встраивание в обязательном порядке предполагает создание условий для оперативной консолидации ресурсов для решения насущных задач бизнеса в реактивном режиме.

ИТ-консолидация

С точки зрения тактики бизнеса, ИТ-консолидация объективно требуется для снижения издержек, увеличения производительности и упрощения управления. С точки зрения стратегии, от консолидации ожидают возможностей оптимального управления процессами масштабирования ИТ-конфигураций и их адаптации в реальном времени к требованиям бизнеса. Излишне говорить, что ИТ-консолидация - это не одноразовая акция, не простое перемещение или укрупнение серверов и систем памяти, не только работа ради экономии затрат, а непрерывный процесс, направленный на объединение всех ресурсов: люди, процессы и технологии.

Сейчас на подавляющем числе предприятий имеется «зоопарк» различных версий прикладного программного обеспечения, причем, как правило, хорошо работающего только на «родном» оборудовании, что влечет за собой зоопарк вычислительного и сетевого оборудования, а также, как следствие, необходимость содержания многочисленных штатов высококвалифицированных администраторов, вынужденных сопровождать множество процессов. Излишне говорить, что масштаб каждой ИТ-конфигурации обычно рассчитывается по максимуму, на случай работы в условиях критических нагрузок, а это ведет к неизбежным простоям оборудования.

Учитывая все эти предпосылки, в HP предлагают для решения каждой конкретной бизнес-задачи предприятия или определенного пользователя формировать необходимую конфигурацию из специально организованного пула имеющихся ресурсов. Такой пул должен состоять из стандартных блоков с унифицированным доступом и средствами управления, допускающими разделение ресурсов по задачам.

Отправная точка движения по пути ИТ-консолидации — это множество имеющихся на предприятии распределенных ресурсов. Первый шаг - коллаборация — состоит в централизации программного обеспечения и развертывании систем управления корпоративного масштаба. По оценкам специалистов HP, здесь можно получить от 15% до 35% экономии затрат на ИТ-инфраструктуру. Основные инструменты, применяемые на этом шаге, известны — это OpenView, средства консолидации центров данных и поддержки непрерывности бизнеса. Можно привести целый ряд примеров работ, выполняемых HP на этом шаге. Так, оператор экспресс-доставки и логистики, компания DHL с помощью методологий консолидации вместо двадцати центров данных в США, Европе и Азии (поддерживающих работу 1400 различных приложений) создала два — в Лондоне и Праге. Была выполнена консолидация систем хранения и развернута сеть мониторинга всей инфраструктуры и наиболее важная информация о перевозках теперь поступает в центр не позднее чем через час. Эффект только за счет такой консолидации составил 10 млн евро в год.

Следующий шаг по пути ИТ-консолидации - интеграция оборудования и данных, предполагающая проведение стандартизации, оптимизации количества серверов и развертывание централизованного хранилища. В общей сложности на этом шаге также можно получить от 15% до 35% экономии. Инструменты: сети хранения корпоративного уровня; серверы с возможностью существования независимых разделов; средства консолидации баз данных, средств печати и хранения файлов за счет виртуализации. Пожалуй, самый яркий пример консолидации для этого шага — объединение инфраструктур HP и Compaq, позволившее на 29% уменьшить количество приложений, на 24% снизить расходы на ИТ и на 3 млрд долл. — общие операционные затраты.

Четвертый шаг консолидации - интеграция приложений для более рационального использования имеющихся на предприятии программ и баз данных. Учитывая, например, что при наличии зоопарка приложений неизбежно дублирование, возможный эффект от реализации этого шага ИТ-консолидации может составлять 25-75%.

Заключительный шаг ИТ-консолидации - управление утилитами, имеющее целью улучшить уровень обслуживания и повысить гибкость инфраструктуры. Ожидаемый эффект — 40%. Инструменты - HP Utility Data Center, средства управления сервисами; управление услугами по запросу.

Виртуализация в картинках

Виртуализация — основа консолидации. При этом, в HP видят ее максимально широкой, замахиваясь на уровень виртуализации центров данных, позволяющей на базе технологий grid создавать трансконтинентальные ИТ-конгломераты «все в одном». Сегодня по всему миру разбросаны центры данных, в которых имеются Web-серверы, серверы приложений и баз данных — идея виртуализация таких центров состоит в том, что по принципу матрицы создается пул сервисов, памяти, сетей, серверов и т.п. Строки этой матрицы — типы сервисов, а столбцы - физические центры данных, на оборудовании которых работают сервисы. Если пользователю, к примеру, требуется создать свой виртуальный центр данных, обладающий конкретными возможностями, то все, что он должен сделать - это через среду grid сформировать запрос к пулам ресурсов с целью поиска требуемых сервисов в зависимости от их функциональности, стоимости и требуемого уровня обслуживания. Основной инструмент, предлагаемый для этого компанией - HP Grid Interface for UDC. Как легко заметить, UDC является ключевым понятием во всех моделях виртуализации (см. рис. 1 и 2).

Рис. 2. Виртуализация сетей

Виртуализация систем хранения и сетей - это лишь предпосылка для создания виртуальных центров данных (корпоративных систем grid, Enterprise Grid), теоретически способных решать любую задачу пользователя. Как видно из рис. 3, такие центры «собираются» из ресурсов, сосредоточенных в физических центрах и главным консолидирующим элементом здесь выступает контроллер утилит, обеспечивающий объединение и разделение ресурсов, унификацию доступа к пулам сервисов, управление безопасностью и т.п.

Остается только ответить на вопрос, зачем компании HP требуется сегодня инвестировать в технологии и методологии ИТ-консолидации и виртуализации, заранее замахиваясь на конфигурации общемирового масштаба? Благосостояние ИТ-рынка завтра будет зависеть не от богатых корпоративных клиентов, а от предпочтений армии средних и мелких компаний, всерьез начинающих связывать свой бизнес с высокими технологиями. Если компания HP планирует предложить клиентам с этого рынка приемлемые по стоимости и уровню качества решения, позволяющие им осуществлять выбор без болезненных компромиссов, то технологии виртуализации и консолидации окажутся как нельзя кстати.

Литература
  1. Наталья Дубова, Учет и контроль для «коммунальных вычислений». Открытые системы, 2003, № 1.

Utility computing = виртуализация + управление

«Реализуя свою концепцию адаптивного предприятия, мы расширяем область действия виртуализации за пределы технической инфраструктуры». Суть этого утверждения специалистов HP заключена в том, что идея сборки распределенных ресурсов в централизованно управляемые пулы распространяется не только на серверы, системы хранения и ввода/вывода. Виртуализация любого вида ресурса позволяет оптимально его использовать и предоставлять по требованию, обеспечивая то, что сегодня называют адаптивностью предприятия, поскольку виртуализация ресурсов позволяет совместить два противоположных, казалось бы, требования, предъявляемых к современному предприятию. С одной стороны — требуется экономия средств, с другой — необоходимо качество, которое в английском языке называют agility и переводят как «быстрота, живость, ловкость, проворство, резвость или стремительность» (пока в русском языке еще трудно использовать любое из них по отношению к такому образованию, как предприятие). Парадоксально, но виртуализация позволяет добиться этих двух целей одновременно.

В рассуждениях об использовании ресурсов часто используют еще одно слово silo, которое за последнее время приобрело дополнительный смысл. В первом оно хорошо известно в русском языке по силосу, который в специальных башнях или ямах заготавливают как корм скоту в сельском хозяйстве. Сейчас это слово используют еще и в качестве метафоры для систем, построенных на основе накопления избыточных и неиспользуемых ресурсов. Традиционные информационные системы обычно представляют такие вот силосные устройства, в которых человеческие и технологические ресурсы каким-то образом агрегированы для выполнения приложений или бизнес-функций. Емкость таких вертикальных структур по определению избыточна (а иначе нельзя удовлетворить изменяющимся требованиям), а сами системы — переусложнены. До сих пор все ERP, CRM и Web-приложения работают в «силосном» режиме. Если все инфраструктурные ресурсы (люди, процессы технологии) будут виртуализированы и нацелены на обеспечение заданного уровня обслуживания, то появится возможность распределять ресурсы динамически, оптимально, а всю инфраструктуру сделать простой и гибкой. Кроме того, виртуализация позволяет перейти к коммунальной (utility) модели потребления или модели оплаты по мере использования (pay-per-use).

Таким образом, можно сказать, что представление HP о виртуализации отличается стремлением к расширительной трактовке, отсюда возникает необходимость ввести собственную классификацию. В представлении HP глобальная виртуализация может быть разделена на три уровня: виртуализация отдельных компонентов информационных систем, интегрированная виртуализация и, как конечная цель, — виртуализация вычислений, организованных в соответствии с концепцией utility computing (Рис.). Восхождение по этой лестнице будет осуществляться последовательно, поэтому вполне естественно, что более близкая к текущему моменту виртуализация компонентов (серверов, систем хранения, сетевых ресурсов и программного обеспечения) известна гораздо лучше и часто воспринимается как единственная. Интегрированная виртуализация преследует целью оптимизировать использование этих компонентов с тем, чтобы добиться более высокого качества обслуживания. Третьим уровнем является виртуализация центров обработки данных, обеспечивающих поддержку идей utility computing, а факторами, определяющими успех продвижения по лестнице, считают людей, процессы и технологии, причем технологии стоят лишь на третьем месте. HP рассматривает персонал в качестве одного из важнейших стратегических ресурсов, поэтому считает необходимым создавать информационные структуры, ориентированные на сервисы, поддерживающие распределение ролей и создание стимулов. Говоря о процессах, в HP утверждают, что виртуализация процессов может повысить оперативность принимаемых решений.

Несмотря на свое странное звучание, «виртуализация персонала» становится одним из наиболее критичных факторов при создании адаптивного предприятия — он подразумевает создание автономных (самоуправляемых) и распределенных подразделений, способных к распределенному принятию решений. За этими общими словами лежат вполне конкретные действия: упрощение организационной структуры предприятия, создание новых и улучшение существующих виртуальных команд, улучшение средств для коммуникации и коллаборативной работы, поддержка в мобильном режиме работников, занятых интеллектуальным трудом, и многое другое.

Но, что очень важно — требуется выполнить два условия: обеспечить виртуализованные ресурсы и уметь эффективно управлять ими. Одной виртуализации без управления недостаточно. Это стало очевидно на основании неудачного опыта децентрализации информационных систем крупных предприятий в девяностые годы прошлого века. Теперь стало ясно — успешность виртуализации в целом и информационных инфраструктур в частности, находится в прямой зависимости от средств управления и администрирования. Острота проблемы управления определяется тем, что, начиная от стратегического планирования и до текущего операционного контроля необходимо обеспечить непрерывную адаптацию информационной инфраструктуры к бизнес-процессам. Виртуализованные ресурсы могут быть адаптированы достаточно быстро, но это только техническая возможность, нужно еще уметь ею пользоваться. А это и есть проблема управления. Если ограничиться информационной инфраструктурой, то речь идет о создании адекватного управляющего программного обеспечения. Основа стратегии HP в вопросах стратегии программного обеспечения заключается в помощи пользователям в части виртуализации и управления информационными инфраструктурами. Необходимо исключить или по возможности уменьшить возникающие сложности, сделать процессы прозрачными для конечных пользователей.

В связи с этим HP рассматривает четыре технологические инициативы:

  • Построение инфраструктуры их стандартных компонентов, включая системы, работающие под управлением ОС Linux с использованием Web-служб.
  • Использование новых медийных средств, в том числе аудио, видео, современную печать и обработку изображений, в целом всего, что обладает большим потенциалом для коммуникаций. Новые медийные средства дают персоналу возможность работать без физического присутствия, но требуют качественно новых технологий управления.
  • Мобильные технологии, позволяющие расширить границы предприятия.
  • Обеспечение безопасности. Старые решения, обеспечивавшие безопасность, можно назвать точечными, управляемое распределение ресурсов между виртуальными командами внутри предприятия и партнерами вне него требуют решений по обеспечению сквозной безопасности (end-to-end security).

Переосмысление ролей виртуализации и управления позволяет переопределить, что такое utility computing. Переводя с маркетингового языка на технический, utility computing — это интеграция виртуализации и управления, слияние двух тенденций: первая - предоставление в виде сервисов виртуальных ресурсов по требованию, вторая — централизованное управление, обеспечивающее эффективность и безопасность. — Леонид Черняк