История развития социума учит, что в борьбе за влияние на потребителей побеждает обычно тот, кто реально или виртуально оказывается ближе к массам, давая или обещая им то, что они в данный момент считают для себя нужным. Аналогичная ситуация наблюдается и в ИТ-индустрии, например, шаг навстречу массе пользователей персональных компьютеров позволил Microsoft стать тем, чем она есть сегодня, а снобизм по отношению ко всему, что выходит за рамки относительно узкого корпоративного мира, наоборот, поколебал в свое время устои IBM. Опять же, именно акцент на потребительский рынок (игровые приставки, бытовые модемы, копировальные и печатающие устройства) позволяет MIPS Technologies выживать на непростом рынке микропроцессоров.

Сегодня ИТ-игроки разыгрывают новую карту первенства, но уже на поле решений для малых и средних предприятий, все сильнее опирающихся в своем бизнесе на достижения высоких технологий. Действительно, если еще совсем недавно цепочка бизнес-процессов имела вид: «клиенты — компания — ИТ», то сегодня — это «клиенты — ИТ — компания». Однако, для завоевания прочных позиций на рынке SMB, как отмечается в одной из статей данного выпуска журнала, посвященного виртуализации, поставщикам решений требуется решить противоречивую задачу. С одной стороны, для этого рынка требуются относительно недорогие решения, но с функциональностью корпоративных приложений, а с другой, здесь необходимо ни много ни мало «резвое» (agility) исполнение проектов, причем при сугубо индивидуальном подходе и предсказуемости результатов. Как ни парадоксально, но, по мнению наших авторов, виртуализация позволяет добиться этих двух целей одновременно.

В свое время Теодор Рузвельт сказал: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть», однако виртуализация позволяет существенно расширить этот исторический постулат. Действительно, известно, что, в зависимости от требуемого уровня надежности и допустимых рисков, один и тот же бизнес-процесс можно реализовать по-разному, например, для кипячения воды можно использовать костер или газовую плиту, чайник со свистком или кипятильник с автоматическим отключением после выполнения задачи, а виртуализация как раз и позволяет найти и применить разные технологии для решения задач конкретных масштабов. Как точно замечено одним из авторов журнала, сегодня уже не следует толковать слово «виртуальный» согласно русскоязычным словарям как «несуществующий, но возможный», а следует вернуться к его изначальному латинскому смыслу — «пребывание в формально непризнанном состоянии».

Виртуализация, применительно к таким осязаемым вещам как диски, процессоры, сети, сегодня становится реальностью и одна из причин этого явления — человеческий фактор. Отдельные превосходные ИТ-технологии (СУБД, сеть, приложение) часто работают отлично, а конечной услуги бизнесу не предоставляется. Движки (ИТ-технологии) сегодня хороши, но своих Шумахеров на всех них не хватает — вмешательство человека все больше замедляет работу ИТ-инфраструктур. Виртуализация и консолидация позволяют организовать общение ПО и оборудования, быстро получить вычислительные мощности, ранее недоступные бизнесу из-за своей высокой стоимости, а это означает оперативное реагирование на новые благоприятные возможности для бизнеса и концентрацию ресурсов на нужном направлении. Немаловажен и чисто утилитарный аспект — появляется возможность оплачивать компьютерные ресурсы как коммунальные услуги, избегая неизбежных в корпоративных проектах серьезных предварительных капиталовложений или долгосрочных обязательств оплаты по фиксированным ценам. Примечательно, что виртуализация может принести пользу компании любого размера, надо лишь помнить, что речь идет не только об аппаратуре и ПО, но и об услугах и организации.

Благодаря конвергенции с grid виртуализация способна сегодня выйти за исторические рамки одной компании — взаимно дополняя друг друга, обе технологии позволяют создавать виртуальные центры обработки данных. Как следует из статей журнала, подходы к разработке подобных центров у разных производителей отличаются, но у всех обязательно речь идет о ранее недоступной компьютерной индустрии интегральности. Не случайно, по мнению аналитиков, решить эту задачу по силам только крупнейшим игрокам ИТ-рынка.

Виртуальные центры обработки данных первого поколения пока представляет собой интеграцию уже существующего программного инструментария с известными аппаратными платформами, что позволяет реально строить относительно гомогенные инфраструктуры и речь еще не идет о замене мощных многопроцессорных серверов. Однако, чтобы застать будущее в живых, надо стараться сделать его настоящим, как это, кстати, произошло с grid, первое упоминание о котором, применительно к ИТ-индустрии, относится еще к 1982 году — именно так, а точнее — GriD Compass — называлась модель ноутбука, активно использовавшаяся тогда в NASA.