История развития учебного центра «Академия информационных систем» в составе холдинга Stins Coman одновременно типична и оригинальна. Ее типичность обусловлена тем, что АИС прошла все традиционные этапы формирования учебной структуры в рамках компании — системного интегратора, приобретя в конце концов определенную независимость в выборе клиентов и направлений обучения. Оригинальность — в реализации этих направлений.

«Академия информационных систем» была создана в 1996 году. К этому времени компания Stins Coman начала переориентацию с производства ПК на услуги системной интеграции. По словам ректора АИС Елены Федоровой, компания обладала значительными управленческими и техническими ресурсами, мощным пулом партнеров для поддержки интеграционных проектов и возможностями консалтинга (в том числе, в части предоставления услуг по подготовке персонала, которые давали бы заказчику определенную уверенность в том, что сделанные в проект вложения будут эффективными). Так появилась идея создания учебного центра внутри холдинга, который на первых порах сосредоточился на поддержке клиентов головной компании. Именно этим определялся выбор учебных направлений: они были связаны с технологиями, используемыми Stins Coman в рамках своих проектов.

От ИТ для бизнеса к бизнесу для ИТ

В конце 90-х годов в АИС произошли изменения, типичные для большинства отечественных учебных центров, создававшихся под крылом крупных системных интеграторов. Став самостоятельным учебным центром, АИС, как и ряд других столичных центров, специализирующихся на ИТ-обучении, открыла новое направление бизнес-образования.

Это действительно можно считать тенденцией — обучение технологиям управления в той или иной форме привлекает все больше организаций, начинавших с курсов производителей оборудования и программного обеспечения. Будь то управление проектами, современные подходы к управлению ИТ-службой или полномасштабные программы MBA/MBI — пионерами в их организации являются учебные центры по ИТ. Тенденция эта объяснима: ИТ-индустрия не зря считается одной из наиболее передовых по части восприятия новых идей вообще и подходов к менеджменту в частности. Уровень автоматизации предприятий напрямую влияет на их успешность, но лишь при условии, что руководство понимает, для чего проведена эта автоматизация, и как опираться на ИТ для повышения эффективности управления. Актуальность этих вопросов стимулирует интерес традиционной аудитории АИС к управленческой тематике в обучении. Такой интерес был выявлен неожиданно: планируя стратегию развития учебного центра, его руководители стали добавлять в традиционные анкеты для слушателей вопрос об их пожеланиях относительно новых направлений обучения. И были удивлены, обнаружив, что в большей части анкет указывались темы, так или иначе связанные с управлением.

Происходит своеобразная конвергенция. Топ-менеджеры предприятий стремятся приобрести знания в области информационных систем, чтобы быть в состоянии оценить отдачу от применения ИТ. А ИТ-специалисты хотят научиться говорить на одном языке со своим бизнес-руководством, чтобы иметь возможность привести обоснованные доводы в пользу предлагаемых решений. Стремление сблизить позиции приводит одних на программы по ИТ-менеджменту, а других — на курсы по общей теории и практике управления. В АИС в 2000 году занялись поисками партнеров по организации управленческих учебных программ для руководителей и сотрудников информационных служб.

Были сформулированы базовые критерии, которым должна была удовлетворять программа по управлению для ИТ-специалистов, составляющих традиционную аудиторию АИС. Следовало учесть ментальность этой аудитории, привыкшей получать четкие ответы на вопросы. Программа должна была быть ориентирована на занятых людей: обучение предоставляется преимущественно в дистанционном режиме и реализованы специальные методики, применяющие особые средства мотивации к самостоятельным занятиям. Еще один немаловажный критерий — модульность; структура программы должна позволить слушателю выбирать оптимальное сочетание курсов, исходя из своих индивидуальных задач, средств и ожидаемых результатов. Наконец, поскольку ИТ-специалисты много работают с западными поставщиками, программа должна была в полном объеме представлять специфику мирового бизнеса, но при этом нельзя было обойтись без определенной адаптации курсов к реалиям отечественного рынка.

Сочетание всех этих факторов удалось найти в программах Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, обучение по которым в России организует Международный институт менеджмента ЛИНК. Образовательная сеть ЛИНК строится на принципах франчайзинга; учебные центры обеспечиваются технологиями проведения занятий, включая преподавательский состав, осуществляется жесткий контроль качества организации учебного процесса и контроля знаний. Учебные программы сочетают очную и дистанционную форму обучения. Студентам предоставляется все необходимое для самостоятельного освоения материала и выполнения контрольных заданий, но регулярно проводятся занятия с преподавателем для закрепления полученных знаний. Кроме того, поддерживается возможность обсуждать вопросы курса в режиме виртуальной групповой конференции или индивидуального консультирования.

АИС реализует многоуровневую структуру программ ЛИНК, обеспечивая модульный подход — от выбора отдельных курсов по различным аспектам управления до возможности пройти полный цикл МВА с получением соответствующего диплома. Два промежуточных варианта — это комплексные программы «Менеджер-профессионал» (базовая программа повышения управленческой квалификации) и «Корпоративный менеджер» (программа совершенствования квалификации руководителей среднего и высшего звена, изучивших основы менеджмента).

Программы охватывают основные области компетенции руководителей: взаимоотношения менеджера и сотрудников, управление персоналом, финансами, информацией, маркетинг, управление качеством, управление изменениями и др. Контроль знаний в виде ежемесячных работ ориентирован на то, чтобы слушатель еще в процессе обучения получал навыки применения полученной информации в своей деятельности. В контрольной работе требуется проанализировать реальную бизнес-ситуацию с точки зрения изученных концепций и моделей и предложить усовершенствования. Как отмечает Федорова, такой подход меняет стиль мышления студента. Обучение завершается экзаменами и получением международных сертификатов и дипломов в области менеджмента, а также, по желанию студентов, российских документов об образовании государственного образца.

Новое направление учебный центр опробовал на сотрудниках холдинга, начиная с президента. Эффект от этого обучения в АИС оценивают очень высоко. Главный результат — люди стали говорить на одном бизнес-языке, достигнуто общее понимание целей и путей их достижения, за счет чего появилась возможность оперативнее реагировать на происходящее, быстрее и эффективнее принимать решения. Собственный опыт позволяет АИС рекомендовать корпоративным заказчикам обучать на программах ЛИНК не одного-двух, а группу ключевых менеджеров, поскольку в этом случае результат для компании будет более весомым.

ЕЛЕНА ФЕДОРОВА: «Для многих клиентов АИС очевидно, что комплексный подход в любой области, в том числе, и в обучении своих сотрудников, дает большую отдачу»

Программы ЛИНК позволяют набрать необходимый багаж базовых знаний. Для приобретения умений и формирования навыка управленческой деятельности нужны интенсивные практические занятия. В небольшом объеме они присутствуют в структуре обучения ЛИНК, но в АИС решили обеспечить слушателей более широкими возможностями закрепления знаний и умений и выработки навыка менеджмента, организовав работу своего тренинг-центра. Программы тренингов коррелируют с программами бизнес-образования в АИС, но существуют методически автономно. Слушатели сами вольны выбирать интересующие их практические занятия из стандартного расписания тренинг-центра, включающего семинары и бизнес-тренинги по различным проблемам менеджмента, маркетинга и финансов. В разработке и организации своих программ тренинг-центр сотрудничает с Институтом менеджмента Великобритании, Международной финансовой корпорацией и Учебным центром Международной организации труда ООН.

Обучение информационной безопасности

Еще одним стратегическим направлением в АИС считают обучение информационной безопасности. Поскольку направление это развивается здесь не первый год, предлагаемая программа — одна из наиболее комплексных из представленных на столичном рынке обучения по информационной безопасности [1]. В этой программе Академия стремится интегрировать максимум возможных тем, которые могут заинтересовать руководителей служб информационной безопасности и технических специалистов. Начиная от нормативно-правовых основ обеспечения информационной безопасности и до курсов по конкретным продуктам. Так, в АИС с недавнего времени проводятся занятия по администрированию систем защиты компании «Инфосистемы Джет». Как утверждает Федорова, не остаются без внимания и такие принципиальные вещи, как формирование политики организации в области информационной безопасности. Особый акцент на эти вопросы делается в специальном курсе «Защита информации в бизнес-системах», адресованном руководителям отделов информационной безопасности.

Тем не менее, большая часть программы АИС по информационной безопасности посвящена именно техническим аспектам защиты: обеспечению безопасности сетевых инфраструктур, безопасности информационных систем на различных платформах, сетевой защите, построению систем информационной безопасности с использованием специальных средств. Среди тем тренингов и такие, которые отражают самые современные веяния, например, курс по методикам аудита информационной безопасности или практический семинар, посвященный секретам хакеров. Большинство курсов программы по безопасности — авторские.

АИС не ограничивается учебными курсами, но регулярно проводит научно-практические семинары, позволяющие сочетать образовательную деятельность, обмен опытом между специалистами и презентации новых продуктов, а также региональные конференции. К участию в них привлекаются не только компании-разработчики и заказчики решений по информационной безопасности, но и представители контролирующих органов, оказывающих непосредственное влияние на формирование государственной политики в данной области. Как отмечают в АИС, подобная конференция — то место, где можно выявить потребности рынка и наметить пути развития обучения информационной безопасности.

Корпоративный университет?

Стремление трансформироваться в своего рода «корпоративный университет» — важная тенденция в развитии крупных учебных центров, которые успели приобрести значительный опыт в поддержке разных направлений обучения и устойчивые связи с корпоративными клиентами. И самим таким центрам, и их заказчикам интереснее выстраивать долгосрочные программы сотрудничества, предлагая и пользуясь консультациями по формированию корпоративной политики повышения квалификации персонала. По словам Федоровой, для многих клиентов очевидно, что комплексный подход в любой области, в том числе, и в обучении своих сотрудников, дает большую отдачу. Компании с устоявшейся репутацией на рынке и серьезными перспективными планами развития готовы реализовывать масштабные программы подготовки и переподготовки специалистов. Так, у АИС есть несколько клиентов в банковской сфере, которые планируют расширить филиальную сеть и потому заинтересованы в формировании команды сотрудников с единым стартовым уровнем компетенции.

Для того чтобы стать таким «корпоративным университетом», центру необходимо самому обеспечивать максимум разнообразия учебных программ и, кроме того, иметь партнерские отношения с другими организациями, чтобы восполнять возможные пробелы, оставаясь для своего клиента единой точкой контакта по обучению. Поддержка широкого спектра тем и хорошие партнерские связи позволяют АИС претендовать на эту роль.

В АИС существуют четыре кафедры. На кафедре организации управления предприятием читаются курсы по стандарту ИСО 9000, бухгалтерскому учету по международным стандартам и управлению проектами. Курсы по управлению проектами опираются, в основном, на методики PMI с акцентом на менеджмент ИТ-проектов. Темы курсов: базовые знания о проектном управлении и его применении, психологические аспекты управления персоналом в проекте, управление качеством проекта и рисками, использование MS Project. Кафедра АИС по маркетингу и менеджменту объединяет программы бизнес-обучения ЛИНК и тренинг-центр. Кафедра «Экологические промышленные системы» обслуживает одно из дочерних предприятий Stins Coman, специализирующееся на проектировании установок газоочистки. Но, конечно, большая часть учебных направлений сосредоточена на кафедре информационных технологий. Здесь читаются курсы по сетевому оборудованию компаний Cisco Systems и Sun Microsystems, по IP-телефонии, структурированным кабельным системам, ОС Linux и продуктам компании SCO. В программе обозначены также тренинги по программному обеспечению IBM для платформы AS/400, технологиям Lotus, Microsoft, Novell, Oracle, инструментарию разработки Borland. Однако и в этом весьма внушительном списке практически все курсы — авторские.

Что предпочесть — авторизованные учебные программы от производителя или курсы по тем же продуктам, не имеющие формальной сертификации — один из самых спорных вопросов коммерческого ИТ-обучения. Производители и большинство ведущих учебных центров ратуют за первый вариант, гарантирующий актуальность информации, доступ к фирменным материалам, получение солидных сертификатов. Правда, сертификацию все равно придется подтверждать, сдав экзамены, а к ним можно подготовиться как самостоятельно, так и при помощи инструкторов, предлагающих собственные учебные программы. Стоить они, безусловно, будут дешевле авторизованных курсов. В АИС утверждают, что их авторы в своих курсах подчас более оперативно реагируют на новые технологические веяния, чем сами производители при подготовке авторизованных треков. По мнению Федоровой, при организации фирменных курсов производитель слабо поддерживает учебный центр, а коммерческая эффективность таких программ невелика. Поэтому в АИС пошли вторым путем, предлагая своим клиентам программы, разработанные тренерами, которые обладают большим опытом практической работы с соответствующими технологиями. Пожалуй, для роли корпоративного университета именно фактор удовлетворенности заказчика качеством учебных программ имеет первостепенное значение: руководству гораздо важнее уровень компетенции, полученный сотрудником в результате обучения, чем статус курсов, а сертификация может оказаться даже нежелательной, так как повышает рыночную стоимость специалиста и создает риск его потери.

Солидная репутация программ Академии подтверждается и тем интересом, который проявляют к ее работе представители традиционного вузовского образования. C 2002 года Академия сотрудничает с Институтом информационных систем управления Государственного университета управления по программе обучения MBI (Master of Business Information). В этой комплексной программе вопросы экономики и менеджмента сочетаются со специализацией в области управления информационными ресурсами организации и информационного бизнеса.

Осенью прошлого года было положено начало сотрудничеству между АИС и Российской экономической академией им. Плеханова по подготовке кадров в области ИТ. Две Академии совместно разработали программу «Информационные системы в бизнесе», рассчитанную на будущих экономистов, а также программы «Информационный менеджмент» и «Управление проектами» для студентов, осваивающих специальность «Менеджмент». АИС намерена развивать сотрудничество с вузами в области преподавания ИТ, поскольку налицо потребность дополнять базовое техническое образование программами по современным технологиям и реальным продуктам.

Литература
  1. Наталья Дубова, Обучение безопасности. // «Открытые системы», 2002, №7-8