«Я думаю, что будущее — лишь прошлое, вошедшее через другую дверь».

— Артур Уинг Пинеро (1855-1934)

Мы живем в эпоху грандиозных перемен. Порожденное ею напряжение стимулирует возникновение необходимых стратегий, которые позволяют справиться с этими переменами. Понимание истории проектов прошлого расширяет и углубляет наш опыт управления современными проектами.

В основе этой статьи лежит предположение, что основными движущими силами общественных перемен во все времена становились проекты. Чтобы проверить это предположение, проведем краткий обзор некоторых проектов древности. Это позволит определить, что делало такие проекты причинами перемен.

История слова «проект»

Уже использование самого слова «проект» уходит в древность. Вот несколько примеров, взятых из второго издания Оксфордского словаря английского языка.

  • «Проект, содержащий структуру, устав и способ руководства университета Кембриджа».
  • «Многие другие схемы и проекты остаются на набросках Парасиуса...»
  • «Все наши проекты дренажа окружающих угодий...»
  • «Мы, флорентийцы, были слишком полны великих строительных проектов, чтобы выполнять их все из камня и мрамора...»
  • «В методе проекта в науке нет ничего нового, хотя название часто вызывает нападки... История каждого великого изобретения — это история проекта».

С древности люди работали сообща над реализацией проектов. И хотя термин «управление проектом» не имел широкого использования до середины ХХ века, история этой дисциплины куда длиннее, чем история самого термина.

Известно большое количество описаний проектов прошлого, однако, в сущности, никакой литературы по предмету управления проектами длительное время не существовало. Один из первых научных трудов, который появился в 1951 году, определял проект как «предприятие, имеющее конечные цели, достижение которых необходимо для удовлетворения человеческих потребностей или желаний» [1].

Определение проекта

Профессиональное сообщество определяет проект как объединение ресурсов, собранных вместе для создания чего-либо, до сих пор не существовавшего, которое обеспечит в дальнейшем совершенствование характеристик эффективности как самой создаваемой сущности, так и реализуемых организационных стратегий. С проектом всегда связаны четыре ключевых вопроса.

  • Сколько будет стоить реализация проекта?
  • Сколько времени на это потребуется?
  • Какие характеристики эффективности обеспечат успех проекта?
  • Какую роль результаты проекта будут играть в операционном (краткосрочном) или стратегическом (долгосрочном) процветании организации?

Предварительные ответы на эти вопросы должны быть найдены владельцем проекта в процессе выбора проекта. Владельцем проекта может быть любой человек. Удачный проект приносит пользу в определенных сферах жизни общества.

  • Промышленность. Новые или усовершенствованные продукты, услуги или процессы, такие как автомобиль Ford Taurus, новое производственное предприятие по схеме Greenfield (т.е. построенное с нулевого цикла или новое предприятие — прим. ред.), новая система банковских депозитов и т.д.
  • Социальная сфера. Новые социальные программы, например, программы, направленные на правовую защиту, исторически ущемленных групп населения, программы по безработице, программы поддержки специализированных учебных заведений.
  • Экономика. Меры экономического стимулирования наподобие сокращения налогов, программы общественных работ, инвестиции в какую-либо отрасль (например, в сельское хозяйство).
  • Технологии. Продвижение результатов фундаментальных исследований в практическую сферу, обычно в расчете на внедрение в существующие или новые продукты, услуги или процессы. Есть множество тому примеров: транзистор, компьютер, электронная почта, Internet и т.д.
  • Право. Усовершенствованные или новые инициативы в области права, такие как Великая хартия вольностей, государственные конституции и т.д.
  • Политика. Выборные кампании, законодательные и другие инициативы.
  • Военная история. Военные операции, например, высадка десанта в Нормандии (так называемый День «Д», 1944 г. — Прим. ред.) или битва при Ватерлоо (1815 г.).
  • Открытия. Морские путешествия Колумба, Джеймса Кука, Магеллана, высадка человека на Луну. Проекты повсеместны — они оставили след во всех областях человеческой жизни в древнем и современном обществе. Проекты часто играли ключевую роль в инициации общественных перемен, многие из которых ощущаются до сих пор.

О происхождении дисциплины управления проектам написано мало. В 50-х годах управление проектом осуществлялось по большей части в производстве систем вооружения. Проект «Наутилус», который предусматривал создание атомных подводных лодок, — один из первых примеров осознанного применения этой дисциплины.

Военная стратегия Соединенные Штатов во время «холодной войны» предусматривала сохранение равновесия с ядерным арсеналом Советского Союза. Соответствующие программы Пентагона, предназначенные для развертывания в авиации, на морских судах, в системах команд и контроля, использовали методы управления проектами. Были внедрены первые сетевые диаграммы, названные диаграммами PERT, и методы критического пути, предоставлявшие руководителям больший контроль над сложнейшими инженерными проектами. Эти проекты с огромным количеством разнообразных заданий и многочисленными взаимосвязями зачастую требовали новых концепций управления, процессов, оборудования и организационных моделей.

Рассмотрим обзор некоторых ключевых перемен в истории, порожденных проектами; многие из них касаются разных слоев общества. Но готовы ли мы предположить, что в древности существовали «проектно-ориентированные сообщества»?

Профессор Роланд Гарейс работает над моделью проектно-ориентированного общества, а также над стратегей для дальнейшего развития подобного общества. Основной тезис его исследования таков: «Общество становится более ?проектно-ориентированным?. Проекты и программы используются как временные организации. Таким образом, проекты и программы, управление проектами и программами имеют не просто микроэкономическое, но также и макроэкономическое значение» [2].

Практика управления проектами в прошлом

Управление проектами практиковалось в древности — задолго до того, как данная дисциплина была систематизирована. Практика управления существовала еще в античные времена. Военные кампании Александра Великого, римских легионов, викингов, Ганнибала, других военных и политических лидеров, несомненно, требовали зрелого руководства и управления, а также востребовали базовую форму управления проектами.

Постройка Ноева ковчега, Великой китайской стены и Великого китайского канала, открытие Америки — всем этим необходимо было руководить и управлять. Значительную часть своих знаний о социально значимых проектах древности мы получили благодаря археологам.

Археология — это систематическое восстановление научными методами вещественных свидетельств, оставшихся от жизни людей и культуры прошлого, детальное изучение артефактов с целью обобщить наблюдения и сделать выводы. Археология оперирует косвенными доказательствами, которые не имеют прямого отношения к обсуждаемому факту, а относятся к разного рода сопутствующим обстоятельствам. Подтверждение существования методов руководства и управления в древности может быть получено непосредственно из внутренней природы вещей — существование физических или документальных доказательств чего-то, что произошло в прошлом. Важные артефакты прошлого обеспечивают «косвенные улики» того, что управление проектами существовало.

Если взять ключевые характеристики проекта и управления проектами, как они понимаются в профессиональной литературе, и проверить, согласуются ли они с проектами в древности, то косвенные доказательства укажут на использование методов управления проектами при разработке и сооружении этих артефактов в прошлом. Рассмотрим наиболее известные исторические артефакты.

Великие пирамиды

Недалеко от Каира, в Египте, стоят Великие пирамиды. Более 4000 лет назад несколько поколений египтян создавали эти непревзойденные по великолепию монументы. В статье, опубликованной в National Geographic в ноябре 2001 года, выдвигается гипотеза — пирамиды были построены не рабами. Она противоречит версии, которую представлял Геродот, греческий историк, посетивший Египет около 450 лет до н.э. По утверждению археолога Гарвардского университета Марка Ленера и директора археологического музея в Каире Заи Хавасс, приблизительно 20-30 тыс. человек — многие из них обладали высокой квалификацией — одновременно работали над пирамидами. Вот некоторые их выводы.

  • Пирамиды были общенациональным проектом.
  • Рабочие подразделялись на конкурирующие группы.
  • Мотивацией для рабочих была их глубокая религиозность, они считали, что строительство гробницы для властелина гарантировало его и одновременно их воскрешение.
  • Каждая команда рабочих отвечала за определенную часть системы пирамид; команда подразделялась на четыре или пять меньших групп.
  • Была тщательно организована не только работа, но и система жизнеобеспечения, включая место для питания и проживания рабочих, а также обслуживающих их булочников, пивоваров, мясников т.д. Было предусмотрено кладбище для рабочих.
  • Рабочие пользовались хорошим отношением со стороны населения. Их отлично кормили, они получали медицинскую помощь.

Можно ли строительство великих пирамид описать в терминах проекта? Вот некоторые его характеристики.

  • Цель (создать царские гробницы).
  • План, включающий определенные руководящие принципы, материал и инструкции по строительству.
  • Разделение работ над монументами на составляющие.
  • Высоко мотивированная и организованная рабочая сила.
  • Материально-техническое обеспечение людей, вовлеченных в строительство монументов.
  • Огромные затраты.
  • График производства строительных работ на срок около восьми лет.

Возведение пирамид по технологии, примитивной согласно современным представлениям, действительно предоставляет доказательства административных и организационных возможностей Древнего Египта.

Так, великая пирамида Хеопса включает 2,3 млн. каменных блоков, каждый весом в среднем 2,5 тонны. Добыча блоков в каменоломнях, их транспортировка на строительную площадку и установка на место, использование рабочей силы в количестве более 100 тыс. человек в течение двух десятилетий требовало мудрого планирования, организации и контроля и, несомненно, глубоко продуманных административных концепций и методов. Задачи материально-технического обеспечения, питания, транспортировки и жилья такого количества рабочих завораживают [3].

Ноев ковчег

Создание Ноева ковчега — один из наиболее известных проектов, хотя его так и не называют [4]. История Ноя и его семьи, уцелевших во время всемирного потопа, — один из центральных сюжетов Ветхого Завета.

Руководителем проекта постройки ковчега был Бог. В библии говорится, что ковчег должен был быть построен из «дерева гофер», т. е. кипарис; впрочем, то, каким материалом воспользовался Ной, до сих пор остается загадкой. По своей форме ковчег напоминал прямоугольную баржу с низкой осадкой. Согласно Библии, Ной не мог управлять судном. Он и все, кто там находился, уповали на милость Бога.

Основные элементы конструкции ковчега были таковы:

Большинство из них включало внедрение современных технических достижений в той области, в которой выполнялся проект.
  • «сделай в лодке под крышей окно в локоть»;
  • судно должно было быть покрыто смолой изнутри и снаружи;
  • по приблизительным подсчетам ковчег был 437-512 футов в длину и 75 футов в ширину;
  • ковчег обладал внутренним объемом в 1515750 кубических футов, что является эквивалентом 569 товарных вагонов;
  • была лишь одна дверь для входа в ковчег.

Историки полагают, что на постройку ковчега потребовалось около 120 человеко-лет. Считается, что последним местом его пребывания является гора Арарат. Библия дает лишь примерное описание этого места. Некоторые полагают, что ковчег пристал около 300 километров южнее Арарата.

Генрих Мореплаватель

В начале XV века принц Генрих Мореплаватель придумал и создал в Сагрише (Португалия) то, что сегодня можно было бы назвать научно-проектной лабораторией. В течение нескольких лет Генрих организовывал и управлял экспедициями, осваивая новые земли. Эти экспедиции были настоящими «проектами открытий», которые внесли большой вклад в развитие знаний о картографии, навигации и кораблестроении. Генрих требовал от своих моряков (их можно считать «руководителями проектов»), чтобы они аккуратно вели судовые журналы, составляли навигационные карты и подробно записывали все, что видели во время исследований водных просторов.

База знаний, основанная на его открытиях, помогла улучшить навигационную технику. В Сагрише и в соседнем порте Лагуше в результате экспериментов в кораблестроении был создан новый вид судна — каравелла, без которого исследовательские проекты не были бы возможны. Это легкое парусное судно предназначалось для нужд исследователей и сочетало свойства грузоперевозки и повышенную маневренность. Каравелла имела больше шансов вернуться из торговых и исследовательских путешествий. Ее небольшая осадка позволяла исследовать прибрежные воды, а также облегчала процесс выноса судна на берег для починки.

Морские капитаны, лоцманы, картографы, судостроители и ремесленники внесли свой вклад в базу знаний о водных путях, новых кораблях и новых землях. Стратегия принца Генриха привела к организации первых «проектно-ориентированных» предприятий, которые поставили географические открытия «на поток» [5].

Великие соборы

Европа преуспела в возведении мест поклонения. Между 1050 и 1350 годами в одной только Франции было построено более 500 крупных храмов, а также 1000 относительно небольших церквей, так что на каждые 200 человек приходилась церковь или часовня. Кельнский собор, который считается образцом готической архитектуры, строился несколько столетий. Фундамент был заложен в 1248 году. К 1417 году одна из башен была возведена на одну треть своей современной высоты, и ко времени Реформации крыша все еще была покрыта досками. Наконец, 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.

Вал Адриана

Многие историки считают вал Адриана самым известным римским артефактом в Англии. Император Адриан, вошедший на трон в 117 году н.э., решил, что Римская империя нуждается в надежной защите. Он приказал построить вал на северной границе. Вал длиной в восемь миль был возведен вдоль северного откоса долин рек Тайн, Иртинг и Иден, между Ньюкаслом и Карлайлом. Проект был завершен через шесть лет, в течение которых планы изменялись несколько раз. Три легиона работали от востока к западу и использовали, по оценкам, более миллиона кубометров камня. Вал был укреплен и охранялся войсками приблизительно до 400 года. На каждой миле содержал форт, кухню и бараки для гарнизона. Смотровые башни были построены вместе с 16 большими по размеру фортами, где располагалась основная часть гарнизона. Сам вал был в восемь-десять футов шириной и 15 футов высотой с защищенными парапетами высотой в шесть футов. Когда римские гарнизоны перестали использовать вал, форты заняло гражданское население.

Римляне построили и другой вал. Стена Антония в Шотландии была подобна валу Адриана, за исключением того, что состояла из дернового вала, помещенного на каменный фундамент. Перед валом был вырыт широкий ров. Стена Антония имела серию расположенных с равными интервалами фортов, отчасти подобных фортификации Римского вала. В 164 году римская армия покинула Шотландию, отводя северную границу назад к валу Адриана. Во время попытки восстановления порядка в Шотландии римские легионы заняли стену Антония, но несколько лет спустя они ее навсегда покинули.

Великий канал

Великий канал в Китае — один из старейших и длиннейших в мире, намного превосходящий Суэцкий и Панамский каналы. Его строительство началось в 486 году до н.э., во времена династии У. Он был удлинен во времена династии Ки и позднее императором Яндзи из династии Суй в течение шести лет, с 605 по 610 год н.э. Канал насчитывает 1114 миль в длину, 24 шлюза и 60 мостов. В настоящее время разрабатывается проект по удлинению Великого канала до Нингбо.

Вавилонская башня

Согласно 11 Книге Бытия, строительство велось на земле Сеннаар. Строители осмелились построить сооружение, достигающее небес, символизируя человеческую самоуверенность и гордость. Историки полагают, что миф, на котором основывается строительство башни, мог возникнуть как попытка объяснить происхождение различных языков в мире.

Подумайте, сможете ли вы вспомнить пример какого-нибудь современного строительного проекта, где недостаток общения между спонсорами проекта явился бы причиной его приостановки или даже отмены!

Санкт-Петербург

В 1703 году Петр Первый начал строительство нового города на севере, среди болот, где Нева вытекает из Ладоги. Условия строительства были бесчеловечны. Около 100 тыс. рабочих погибли в течение первого года. Буквально на глазах вырос город, где насчитывалось около 35 тыс. каменных зданий. Он стал столицей Российской империи.

Первым возведенным строением была Петропавловская крепость. Она предназначалась для защиты города от атак шведской армии и для навигации.

Санкт-Петербург стал оживленной европейской столицей, и его население достигло 150 тыс. человек.

Эрмитаж

Эрмитаж является лучшей русской галереей мирового искусства, это один из наиболее выдающихся музеев мира. Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию картин из Берлина. Сегодня в Эрмитаже представлено мировое искусство от Древнего Египта до Европы начала ХХ века. Главное здание музея — Зимний дворец, который был резиденцией русских царей. В настоящее время этот всемирно известный музей запустил несколько многомиллионных проектов, направленных на увеличение выставочной площади и удобства посетителей.

Арсенал Венеции

В 1436 году один посетитель из Испании так описывал Венецианский Арсенал: «И когда входишь в ворота, по обе стороны видишь огромную улицу с морем посередине. На одной стороне из оружейного склада открыты окна, и то же самое на другой стороне; и появилась галера, буксируемая лодкой, из одних окон подавали снасти, из других баллистику и минометы, и таким образом со всех сторон все, что требовалось. И когда галера достигла конца улицы, все люди на борту были снабжены оружием, и галера была полностью оснащена. Таким образом вышло три галеры, полностью вооруженные, между тремя и девятью часами».

За 500 лет до Генри Форда в Арсенале была применена поточная линия, нормирование труда, стандартизованные обязанности, которые в совокупности составили раннюю форму управления проектом. Функции управления, соответствующие современному определению, — планирование, организация, мотивация, мониторинг, оценка и контроль — играли ключевые роли и были реализованы в ранней форме того, что сегодня мы называем управлением проектом.

Рассмотрим также несколько исторических событий, которые с полным правом можно считать проектами.

Исход

Исход евреев из Египта, безусловно, являлся проектом. Планирование и организация путешествия — один из примеров того, как в древности организовывалась подобная деятельность.

К сожалению, нет точного свидетельства, которое подтвердило бы дату исхода. Предполагалось, что исход начался в 1400 году до н.э.; позднее, к XVIII веку, датой исхода стали считать 1290 год до н.э. Более ранняя дата происходит из двух специфических отрывков Библии, в то время как более поздняя — из общего вида Священного писания наряду с археологическими свидетельствами. Некоторые историки указывают, что помимо Библии не существует прямых исторических доказательств самого исхода. Но вряд ли можно было ожидать от убегающих рабов воздвижения монументов или записи деталей их побега. Маловероятно, что египтяне, которым не удалось предотвратить побег евреев, стали бы писать о своем поражении [6].

Не существует всеобщего признания исхода таким, каким он был описан в Библии. Ряд ученых считает, что Бытие и Исход — это произведения художественной литературы, написанные в середине первого тысячелетия. Также нет прямого археологического доказательства о пребывании детей Израиля в Египте в течение 400 лет [7].

Экспедиция Льюиса и Кларка

Экспедиция Льюиса и Кларка, несомненно, это путешествие — одно из наиболее значительных в мировой истории.

В 1803 году президент Томас Джефферсон поручил Мериветеру Льюису, своему личному секретарю и другу, и Вильяму Кларку присоединиться к экспедиции и занять руководящие роли в освоении новых земель. Конгресс Соединенных Штатов выделил на экспедицию 25 тыс. долл. В ноябре 1805 года, после 18-месячного путешествия, экспедиция достигла Тихого океана. Во время путешествия было обнаружено 178 новых видов растений и 122 новых животных, составлена карта земли. Они вернулись назад в Сент-Луис 23 сентября 1806 года. Путешествие продолжалось два года, четыре месяца и девять дней, за это время было пройдено приблизительно 8 тыс. миль.

Итоги этого проекта были громадными. Стало известно о новой земле и об индейских племенах, ее населяющих, открыты новые виды растений и животных. Новые карты, составленные по сведениям Льюиса и Кларка, стали путеводной звездой для американских поселенцев и торговцев. Экспедиция также усилила притязания США на территорию Орегона.

Морское путешествие Шеклтона

Исследователь Антарктиды Эрнест Шеклтон так и не добрался до Южного полюса — не удалось достичь цели своего проекта. Тем не менее, эта неудача меркнет перед продемонстрированным им мастерством руководства в невыносимых условиях, в которых проходила экспедиция.

Летом 1915 года судно Шеклтона оказалось затертым во льдах. В полярную зиму плавучие льдины моря Уэдделла окружили его корабль Edurance. К сентябрю того же года корпус корабля был смят, оставив Шеклтона и его команду на ледниковом плато в 1000 милях от ближайшего поселения.

Методы руководства Шеклтона, которые он использовал, ведя свою команду по непрочному льду через не нанесенные на карту воды и опасные горы к спасению, можно считать выдающимися. Шеклтон был известен своей особенной способностью слушать, давать советы, хвалить и наказывать при необходимости. Спустя приблизительно 20 месяцев пребывания в местах с исключительно негостеприимными климатическими условиями он и его команда не потеряли силы духа [8].

В современном мире есть свидетельства проектов, оказавших значительное влияние на ход мировой истории.

Панамский канал

Создание Панамского канала — шедевр инженерного искусства. Одновременно оно стало и исключительно важным историческим событием, и большой человеческой трагедией, которая равноценна войне. Это предприятие явилось крупнейшим и наиболее дорогостоящим разовым усилием, когда-либо ранее производимым в мире. Оно удерживало внимание всего мира в течение более 40 лет. Повлияло на жизнь каждого сотого человека на планете — представителей всех слоев общества и фактически всех национальностей.

В результате одна страна, Франция, была потрясена до основания. Другая, Колумбия, потеряла самые ценные владения, перешеек Панамы. Никарагуа, которая готовилась принять на себя роль шумного мирового перекрестка, оставалось лишь ждать какого-нибудь нового шанса в будущем. Родилась Республика Панама. Перед Соединенными Штатами в полном объеме открылась жизнь мирового сообщества.

В истории финансового капитализма и медицины это было событие чрезвычайной важности. Оно способствовало развитию инженерии, принципов разработки правительственных программ, трудовых отношений. Это была первая грандиозная демонстрация американской силы в начале нового столетия [9].

Излечение желтой лихорадки

Обнаружение причины и средства излечения желтой лихорадки был, несомненно, одной из главных проблем медицины XIX и XX веков. Желтая лихорадка убила тысячи людей во время эпидемий, бушевавших в тропических и прибрежных городах, особенно на Карибах. Вальтер Рид, американский военный врач, отправился в 1900 году на Кубу для исследования вспышки заболевания среди солдат Соединенных Штатов. Намеренно подвергая добровольцев укусам, он доказал, что, подобно малярии, желтая лихорадка переносилась комарами, а не людьми.

В письме Вальтера Рида к жене читаем: «Бараки Колумбии, Кесмадос, Куба, 9 декабря 1900 года. С большим удовольствием спешу сообщить тебе, что мы преуспели в вызове желтой лихорадки через укус комара. Наш первый экспериментальный случай заболевания имел место вчера вечером в 11.30, заболевание началось с неожиданной лихорадки, которая сменилась жаром. Больной был укушен 5 декабря в 11.30, и, следовательно, приступ последовал спустя три с половиной дня после укуса. Так как больной находился в нашем лагере в течение 15 дней перед заражением и не подвергался никакому иному возможному воздействию, то дело ясно как день и окончательно подтверждает наши выводы. Таким образом, всего 18 дней спустя после начала нашей экспериментальной работы мы преуспели в демонстрации распространения заболевания, так что даже самый сомневающийся и скептически настроенный человек вынужден согласиться. Порадуйся со мной, милая, так как после противоядия от дифтерии и открытия Кохом туберкулезной палочки это с научной точки зрения самая важная работа XIX века. Я не преувеличиваю и готов кричать от радости, что небеса позволили мне установить способ распространения желтой лихорадки... Майор Кин говорит, что цена этого открытия больше стоимости Испанской войны, включая потерянные жизни» [10].

Атомная бомба

Проект разработки атомной бомбы находился под руководством генерала Лесли Гровса с 17 сентября 1942 года до 31 декабря 1946 года. По словам Гровса, существовала «единая сущность», которая и являлась проектом «Манхэттен», движущей силой его успеха. О важности использования атомной бомбы как ключевого фактора стратегии США в годы Второй мировой войны было много споров. Возможно, нет лучшего примера того, как реализация определенного проекта привела к формированию центрального стандартного блока в выработке и осуществлении национальной стратегии [11].

Проект перекрытия реки Янцзы

Гигантский проект «Три ущелья» перекрытия плотиной китайской реки Янцзы стал предметом большой полемики. Проект вызвал организованное сопротивление «заинтересованных кругов». Главные проблемы, возникающие в связи с этим проектом: перемещение людей из их деревень, уничтожение уникальных археологических следов древнего Китая, а также экономический, социальный и экологический вред, наносимый проектом. Долина легендарной реки с ее живописными городками, древними храмами, ареалами живой природы и не имеющими себе равных запасами археологических сокровищ, части которых примерно 100 тыс. лет, будет затоплена запрудными водами.

Озеро, образованное дамбой, охватит около 358 миль вверх по течению. Стоимость потери исторических реликтов не подлежит оценке. Естественная катастрофа или военный план могут уничтожить дамбу.

Потенциальное экономическое, социальное, политическое, технологическое влияние, а также влияние на окружающую среду ужасают.

Военные кампании

Большинство (если не все) военные кампании имели характеристики проекта. Описанные военные проекты заслуживают внимания с точки зрения своего влияния на конкретную военную или политическую цель.

Битва при Креси состоялась в субботу 26 августа 1346 года. Эта битва была первой из ряда значительных битв, в ходе которой новая английская тактика комбинированного использования лучников и спешенных рыцарей была применена против больших масс рыцарской конницы. Французские войска, участвовавшие в битве, насчитывали приблизительно 36 тыс. человек; англичане располагали 12 тыс. человек, из которых 7 тыс. — лучники. Линия фронта была около 2 тыс. ярдов в ширину. Английская армия занимала вершину пологого гребня близ города. Каждый английский лучник имел при себе две связки стрел. Стрелы выстреливались на расстояние 250-300 ярдов. Битва началась в 16.00 и окончилась в полночь. Французы предприняли полтора десятка атак против английских рядов. Потери оценивались, по меньшей мере, в 5 тыс. человек среди французских рыцарей и генуэзских арбалетчиков. Англичане потеряли лишь 100 человек.

Битва при Креси имела значительные политические последствия в Европе. С точки зрения военного снаряжения использование английскими войсками большого лука доказало его превосходство над традиционным арбалетом и конной рыцарской стратегией французов. Битва при Креси установила верховенство большого лука на поле битвы и обеспечила Англии репутацию великой военной державы. Большой лук внес огромные перемены в характер средневековых приемов ведения войны. Он сделал Англию главной силой в Европе в XIV-XV века. Почти каждая битва выигрывалась умелым тактическим использованием многочисленных лучников и тяжело вооруженных всадников. Во многих случаях английские войска имели численное меньшинство, но были способны выиграть сражение.

Резюме

Проекты встречаются на протяжении всей истории человечества. Они производили серьезные социальные перемены или явились откликом на подобные перемены. Отметим главные характеристики подобных проектов.— Все проекты имели определенный уровень неуверенности и риска.

  • Результаты проекта имели различные уровни преимуществ для того общества, в котором осуществлялся проект.
  • Проекты финансировались как частными лицами, так и государством.
  • Результаты проектов могли быть скромными или впечатляющими.
  • Проекты либо производили изменения, либо были откликом на изменения в обществе, в котором осуществлялся проект.
  • Все они включали анализ затрат, план работ и параметры эффективности характеристик.
  • Проекты могли иметь значительный созидательный эффект, но могли и оказаться весьма разрушительными для какой-то части общества.
  • У каждого проекта был «чемпион».
  • Каждый проект создал нечто, ранее не существовавшее.
  • Финансовые расчеты встречались во всех проектах.
  • Анализ плана работ проводился во всех проектах.
  • Ожидаемые результаты проектов были согласованы с операционными и стратегическими инициативами владельцев проекта.
  • Результаты проектов предоставили новые или усовершенствованные социальные продукты, услуги и процессы.
  • Результаты проектов имели различные уровни важности для общества.
  • Результаты большинства проектов до сих пор чувствуются в современных обществах.
  • Некоторые проекты провалились и были заменены доработанными проектами, которые имели успех.
  • Проекты способствовали социальному прогрессу.
  • Некоторые проекты были направлены на уничтожение слоев общества.

Только изучая историю, мы можем понять, как изменился мир. История указывает на силы и факторы, вызывающие перемены. Обращаясь к прошлому и анализируя его, мы осознаем, как человечество выживало, используя методы управления проектами для взаимодействия с изменяющимся миром.

Знания и опыт прошлого связывает нас с настоящим — и будущим. Если мы не будем учиться на прошлом, мы обречены на повторение тех же ошибок.

Литература
  1. Davis R.C., The Fundamentals of Top Management. New York: Harper & Brothers, Publishers, 1951.
  2. Gareis R. Management in the Project-oriented Society. Proceedings of PMI Research Conference, 2002, 14-17 July 2002, Seattle Washington, USA, Project Management Institute.
  3. Claude S.G. The History of Management Thought. New Jersey: Prentice Hall, Inc., 1968.
  4. Facts On Noah?s Ark, Christian Information Ministries, 2050 N. Collins Blvd., № 100, Richardson, TX 75080.
  5. Boorstin D. The Discoverers. New York: Vintage Books, a division of Random House, 1983.
  6. D. Bratcher. The Date of the Exodus; The Historical Study of Scripture. The Christian Resource Institute.
  7. Miller K.D. Did the Exodus Never Happen? Christianity Today, Sept. 7, 1998.
  8. Margot Morrell & Stephanie Capparell, Shackleton?s Way: Leadership Lessons from the Great Antarctic Explorer. New York: Viking Press, 2001.
  9. McCullough D.G. The Path Between the Seas — The Creation of the Panama Canal, 1870-1913. New York: Simon and Schuster, 1976.
  10. Walter Reed to His Wife. The Wall Street Journal, Oct. 22, 1999.
  11. Now It Can Be Told, by Groves, Leslie R. New York: Harper, 1962.
  12. Pool R. Project Management of Noah?s Ark. Proceedings of the Project Management Institute Annual Seminars & Symposium, November 1-10, 2001, Nashville, Tenn. USA.

Дэвид Клиланд — профессор Питтсбургского университета (США), заслуженный деятель в области управления проектами.


David I. Cleland, The Societal Contributions of Project Management. Доклад, сделанный на прошедшем в июне 2003 года в Москве 17-м Международном конгрессе по управлению проектами. Информацию о Конгрессе, материалы ряда докладов можно найти в журнале «Директор информационной службы» и на сайте www.cio.ru.


Примеры проектов, изменивших ход мировой истории

  • Суэцкий канал
  • Первый трансатлантический кабель
  • Дороги Древнего Рима
  • Путешествие Джеймса Кука
  • Великая китайская стена
  • Первый паровой двигатель
  • Римский Колизей
  • Катакомбы Александрии, Египет
  • Система дамб и каналов в Голландии
  • Сибирская трансконтинентальная железная дорога
  • Железная дорога из Буэнос-Айреса в Вальпараисо