Что общего между ИТ-конфигурацией и хамелеоном? Относительно недавно сформировавшаяся концепция адаптивных систем, способных приспосабливаться к изменениям во внешней среде эксплуатации, наглядно демонстрирует — многое. Зародившиеся еще в недрах мэйнфреймов технологии повышения устойчивости компьютерных систем, сегодня снова оказались в центре внимания. Диалектическая спираль сделала еще один полный оборот. Ведущие игроки компьютерного рынка рассматривают адаптивные системы как фактор дальнейшего развития ИТ.

Если в эпоху мэйнфреймов их конструкторы больше были озабочены повышением надежности отдельной системы, то сегодня задача состоит в обеспечении автономного функционирования распределенных гетерогенных конфигураций, способных не только справляться с аппаратными сбоями, но и самостоятельно оптимально распределять имеющиеся ресурсы, предсказывать моменты увеличения нагрузки, осуществлять безболезненное масштабирование и т.п.

Действительно, ИТ-сообществу есть над чем задуматься. Если полезная загрузка мэйнфрейма составляла 70%, то для современных Unix-систем она уменьшилась уже до 15%, а для решений на базе Windows NT оказалась и того меньше — 5%. Сообщается также, что около 40% всех инвестиций уходит на то, чтобы заставить работать вместе разные технологии. При этом изменяющиеся внешние условия оставляют все меньше шансов оптимально решать эти проблемы старыми методами. Так, распространение Internet привело к созданию условий для резких бросков нагрузки на серверы, а ненадежность современных Web-решений ведет к частым нарушениям работоспособности ИТ-конфигураций.

Между тем, заказчики все чаще требуют гарантированного соблюдения всех пунктов SLA (service level agreement — «соглашение об уровне обслуживания»). Все это происходит на фоне увеличения сложности, которая уже сама по себе становится проблемой. Скажем, расширение сети требует новых инструментов для ее управления, более квалифицированных администраторов, что, однако совсем не гарантирует от ошибок. В результате растет стоимость решений — даже несмотря на то, что цена отдельных компонентов (сервер, сетевое оборудование и т.д.) уменьшается. Кроме того, от ИТ-инфраструктуры требуется возможность оперативного переконфигурирования, которое невозможно при нынешней организации работ, когда все подобные решения принимает человек-администратор.

В поисках подсказки компьютерное сообщество обратилось к Природе, преуспевшей в создании разного рода «хамелеонов», мгновенно реагирующих на изменения окружающей среды и выживающих благодаря наличию у них подобных способностей к адаптации. Например, Природа одарила человека изрядными ресурсами для автоматической адаптации к среде (рис. 1). Около 20% объема мозга используется в фоновом режиме для выполнения функций адаптации, не отвлекая индивида от текущих задач. Между тем, в современных ИТ-системах только 5% оборудования ориентировано на решение задач адаптивного управления и обеспечение непрерывного функционирования.

ИТ-индустрия внимательно изучает концепцию «адаптивных» конфигураций. Ожидается, что подобные решения, построенные с учетом требований адаптивности и предоставляющие свои ресурсы «по требованию» (on demand), помогут справиться с классическими проблемами — улучшить показатель возврата на инвестиции (return on investment, ROI), уменьшить общую стоимость владения (total cost of ownership, TCO) и улучшить качество обслуживания (quality of service, QoS).

Четыре «само»

Рис. 2. Четыре кита адаптивных систем

Адаптивная система держится на четырех «китах» (рис. 2): самоконфигурирование, самолечение, самозащита и самооптимизация.

Самоконфигурирование — адаптация компонентов системы к изменениям ИТ-конфигурации (автоматическое подключение новых серверов, модернизация программного обеспечения и т.п.). Самолечение — диагностика неисправностей, устранение их последствий, локализация ошибок, изоляция сбойных узлов, подключение избыточных модулей. Самозащита — предотвращение сбоев в системе в результате нарушения работы программного обеспечения и целостности данных. Самооптимизация — рациональное использование имеющихся ресурсов без вмешательства человека.

При этом в отличие от эпохи мэйнфреймов, ознаменовавшей собой появление прообразов адаптивных систем, сегодня для создания действительно адаптивного комплекса недостаточно только аппаратных решений. Согласно опросу, проведенному IBM, из тысячи крупных компаний из 20 различных отраслей 58% не имеют представления о формализации их собственных бизнес-процессов, а представители 40% из них утверждают, что автоматизация у них проходит стихийно и хаотически, инициируемая лишь силами отдельных энтузиастов. И это в то время, когда ИТ-подразделения этих самых компаний ежегодно тратят 750 млрд. долл. на программное обеспечение, но при этом лишь 450 млн. долл. направляется на документирование и формализацию бизнес-процессов. Между тем, нормальная жизнь адаптивных систем невозможна без организационных изменений в компании, затрагивающих все стороны ее деятельности.

Архитектура на базе цикла адаптивного управления

В основе архитектуры адаптивной системы лежит цикл адаптивного управления (autonomic control loop). Он объединяет все устройства и подсистемы, которые, в свою очередь, сами могут иметь те или иные средства автономной работы — встроенные на уровне аппаратуры или микрокода или представляющие собой комплект дополнительных средств (например, скрипты и демоны, осуществляющие мониторинг серверов кластера). В общем случае цикл адаптивного управления включает четыре компонента (рис. 3):

  • монитор - сбор, агрегирование и фильтрация информации, поступающей от каждого элемента системы;
  • анализатор - моделирование сложных ситуаций с целью предсказания дальнейшего поведения системы;
  • планировщик - структурирование воздействий, необходимых для достижения поставленных задач в соответствии с принятыми политиками реагирования;
  • локомотив - контроль за работой планировщика с отслеживанием изменений в реальном времени.

Обмениваясь асинхронными сообщениями, все четыре названных компонента образуют единый цикл управления функциональностью адаптивной системы, координируя усилия всех систем в соответствии с действующими политиками функционирования адаптивной конфигурации. (Скажем, планировщик может запросить блок мониторинга собирать больше или меньше информации.)

Для работы цикла используются различные методики (например, модели предсказания). При этом следует обходиться без применения каких-либо специальных протоколов или инструментальных технологий, поскольку циклу адаптивного управления надо работать со множеством разнообразных систем, с отраслевыми стандартами (SNMP, Java Management Extensions, Distributed Management Task Force, Common Information Model и т.п.), с интерфейсами от конкретных поставщиков, а также с технологиями, которые появятся в будущем. Например, на данный момент для сенсорного и управляющего блоков может использоваться технология Web-служб. В какой-то степени многие компоненты цикла уже имеются в существующих решениях, однако применительно к адаптивной системе цикл управления должен иметь универсальную структуру, позволяющую одинаково хорошо работать на разных уровнях ИТ-конфигурации.

«Вдохновение» для работы цикл управления адаптивной системы черпает из базы знаний (рис. 3), включающей, в частности, политики, позволяющие в конкретной ситуации выбрать из альтернативных вариантов наилучший сценарий достижения соответствующей бизнес-цели. Главная цель политик — обеспечить выполнение всех пунктов SLA. Политики могут формулироваться различным образом. Скажем: «Для достижения требований SLA время реагирования ни при каких обстоятельствах не должно быть больше 2 секунд». В задачу политик входит также разрешение статических и динамических конфликтов.

Инструменты для формулирования политик также могут быть разными. Например, определения в соответствии с нотациями IETF предписывают выполнять перечень шагов, спецификации British-based Ponder представляют политики в виде списка правил, которые надо выполнить при изменении условий, а система WS-Policy предлагает представлять политики в виде набора атомарных утверждений. В IBM Research развернут проект создания Emerging Technology Toolkit (ETTK), цель которого — виртуализация мониторинга и регулирования процессов, происходящих в компонентах ИТ-инфраструктуры. ETTK представляет собой инструментарий проектирования, разработки и выполнения функций аварийного реагирования для адаптивных систем, grid-сред и Web-служб. ETTK позволяет, в частности, задавать политики поведения системы. В его состав входят Web-службы, образцы программ, утилиты и специфический инструментарий (ReGS Autonomic Logging, XML Parser, UDDI-клиент и т.п.), необходимый для создания адаптивных систем. Текущая открытая версия ETTK 1.1.1 содержит демонстрационные примеры WS-Policy, Self-Healing/Optimizing Autonomic Computing и комплект инструментов Autonomic Computing Toolset, Common Base Event Data Format, Web Services Integration, Web Services Failure Recovery, IBM Grid Toolbox, WS-Reliable Messaging, JMX Bridge и Apache AXIS.

Политики — это «сгусток» лучшего опыта, накопленного ИТ-сообществом, своего рода вариант библиотеки IT Infrastructure Library [1, 2]. Применительно к подходу IBM для формирования и выбора политик работы адаптивных систем может использоваться IBM IT Process Model — корпоративный «диалект» ITIL (рис. 4). Политики, подготовленные экспертами в соответствии с требованиями ITIL, ставятся на вооружение адаптивных систем по аналогии с комплектом инструкций для оператора атомной электростанции. Правда, прежде чем, следуя согласно традиционному подходу, оператор найдет нужную инструкцию и применит ее, пройдет время, которое может оказаться слишком дорогим. Для адаптивных систем подобной проблемы быть не должно: при возникновении внештатной ситуации мгновенно выбирается и реализуется оптимальная политика.

Конкретные механизмы и детали ИТ-процессов по управлению изменениями или задачами зависят от конкретной платформы. Однако в ITIL предусмотрена общая классификация по четырем основным функциям (блоки, помеченные на рис. 4 разными цветами): сбор информации, анализ, создание плана действий, и выполнение, что в точности соответствует четырем компонентам цикла адаптивного управления.

Адаптивные системы с позиции IBM

Первые упоминания о концепции адаптивных систем прозвучали из уст специалистов IBM еще в 2001 году как продолжение известной инициативы eLiza, продемонстрировавшей принципиальную возможность создания таких систем, но вместе с тем, показавшей, что данная задача выходит за рамки только создания соответствующей аппаратуры и требует консолидации усилий всего ИТ-рынка. Сегодня в IBM говорят об архитектуре, основанной на цикле адаптивного управления и новых ключевых технологиях, использующих открытые стандарты, а также о масштабируемых инструментах для адаптивных систем.

Итак, задача создания адаптивных систем имеет несколько уровней.

На первом уровне реализации концепции адаптивных систем предполагается снабдить все продукты IBM средствами адаптивной работы, одновременно продолжив широкое обсуждение с клиентами путей реализации концепции адаптивных систем. Полностью адаптивных систем пока нет ни у кого; более того, в одиночку создать такую систему вряд ли удастся. Однако уже имеются системы, частично отвечающие предъявленным требованиям; так, в сервере z900 eServers есть свойства самоуправления, в частности, система автоматического распределения ресурсов (Intelligent Resource Director, IRD).

На втором уровне реализации планируется сформировать функционально полный набор стандартных протоколов и форматов, необходимых для построения адаптивной системы.

Третий уровень предполагает решение комплекса вопросов, связанных с созданием систем на базе адаптивных систем, например, конфигураций, предоставляющих ИТ-услуги по запросу, а также grid.

Первый уровень

Некоторые функции адаптивных систем уже включены в современные решения от IBM, например, в серверы встраиваются технологии автономной работы, апробированные для мэйнфреймов: динамическое конфигурирование и перераспределение избыточных компонентов. Здесь же можно упомянуть программное обеспечение промежуточного слоя, позволяющее по сети предоставлять услуги адаптивного управления: eWLM (Enterprise WorkLoad Management) или средства eAutomation для обмена информацией о состоянии аппаратуры.

Перечень конкретных решений IBM применительно к адаптивным системам представлен на рис. 5. Можно выделить, например, Tivoli Intelligent Orchestrator — инструментарий, помогающий пользователям выполнять их собственные программы. Применяя технологию компании Think Dynamics, Intelligent Orchestrator управляет загрузкой серверов, основываясь на данных анализа сетевого трафика. Инструменты от Rational также начинают сегодня играть серьезную роль при проектировании и управлении системами. В области СУБД корпорация предлагает продукт DB2 Information Integrator, призванный интегрировать различные источники бизнес-данных, обеспечивая федеративный доступ к информации [3], да и сама СУБД DB2 за последнее время сильно изменилась в сторону автоматизации и уменьшения степени влияния человеческого фактора [4].

Рис. 5. б) Решения для автоматизации управления
Второй уровень

Мониторинг состояния, организация обмена сообщениями, миграция на свободные ресурсы и другие функции не могут быть реализованы без понятных всем компонентам ИТ-конфигурации интерфейсов. В свете работ над адаптивными системами в IBM выделяют восемь основных блоков стандартов (таблица 1).

Третий уровень

ИТ-индустрия вступила в эпоху On Demand. Бизнес готов оплачивать ровно столько ресурсов, сколько ему необходимо. Лишние ресурсы — это замороженные (и потерянные, учитывая быстрое моральное старение оборудования) инвестиции. Недостаточные ресурсы — упущенная выгода. Для создания адекватной этим требованиям инфраструктуры требуется сплав возможностей интеграции и виртуализации .

Итак, какой пул решений предлагает сегодня IBM для построения конфигураций, работающих по запросу и реализующих концепцию адаптивных систем.

iSeries Enterprise Edition включает OS/400, WebSphere Application Server, Tivoli Storage Manager, Lotus Sametime и Quickplace, Integrated xSeries Adaptor, Standby процессор для Linux и представляет собой средства обеспечения среды On/Off Capacity on Demand. Сюда входит самооптимизирующаяся СУБД UDB DB2, динамические логические разделы, самозащита на основе Enterprise Identity Mapping, интегрированные средства самоконфигурирования, автоматические средства балансировки нагрузки и измерения производительности, интегрированный и самоконфигурируемый сервер WebSphere Application, встроенный IBM HTTP Server (на основе Apache), управление памятью, кэширование дисков для сред с транзакциями большого объема.

Оптимизирующий комплект для zSeries включает Workload Manger, Intelligent Resource Director, Tivoli Monitoring for Web Infrastructure, WebSphere Application Server, z/OS. На данный момент WebSphere для zSeries и z/OS обеспечивают качество обслуживания на уровне мэйнфреймов: управление нагрузкой для ОС z/OS с грануляцией средствами Workload Manager и динамическим перераспределением ресурсов; автоматизированные средства устранения неисправностей для отдельного сервера или кластера Parallel Sysplex; средства обеспечения безопасности (аппаратная криптография, цифровая подпись, инструменты управления корпоративной безопасностью); управление производительностью средствами Tivoli Monitoring.

Инструментарий управления ресурсами, включающий Tivoli Identity Manager, Tivoli Access Manager, Directory integrator, pSeries, xSeries (Blade-серверы) и позволяющий автоматически идентифицировать потоки бизнес-процессов, обрабатывать профили ИТ-ресурсов и обеспечивающий постоянный доступ к бизнес-ресурсам через масштабируемые порталы.

Средства управления Web-серверами: IBM Director, Remote Deployment Manager, Blade Center, система хранения FAStT900, WebSphere Application Server, Tivoli Storage Manager, Tivoli Monitoring Family, DB2. Среди некоторых функций этих программных продуктов: автоматическое предоставление стека аппаратных и программных ресурсов для выполнения ИТ операций; оптимизация производительности (конфигурирование Web-серверов для задач пользователей); балансировка нагрузки; мониторинг работоспособности приложений; защита данных для обеспечения непрерывности бизнеса.

Системы хранения: Tivoli Storage Resource Manager, TotalStorage Enterprise Storage Server осуществляют мониторинг (прогнозирование потребностей в памяти, поиск затребованных ресурсов памяти), гарантируют доступность ключевых приложений и данных, оптимизируют процедуры использования памяти и упрощают администрирование за счет автоматизации процессов предоставления ресурсов.

Средства управления состоянием: Tivoli Monitoring, Tivoli Monitoring for Transaction Performance, Tivoli Monitoring for WebSphere Infrastructure, Tivoli Business Systems Manager, Tivoli Enterprise Console обеспечивают конфигурирование Web-серверов (балансировка нагрузки, оценка работоспособности приложений, защита данных, разрешение проблем в режиме реального времени в соответствии с приоритетами бизнеса), мониторинг работоспособности жизненно важных систем и Web-среды, локализацию проблем и инициацию процедур самовосстановления, измерения времени отклика и производительности Web-приложений, а также гарантирование доступности критически важной для бизнеса информации.

Системы управления безопасным доступом: Tivoli Risk Manager, Tivoli NetView, Tivoli Enterprise console, pSeries, Blade Center решают вопросы прогнозирования необходимости оперативного вмешательства в процесс управления, централизованной идентификации и управления доступом, а также защиты от атак.

Для серверов линейки eServer предусмотрена технология Capacity Upgrade on Demand (CUoD), позволяющая постепенно наращивать ресурсы по мере необходимости, квантами по два процессора и 4 Гбайт оперативной памяти, причем без их предварительной закупки. Для Unix-серверов pSeries данная возможность предусмотрена для моделей p650, p670 и p690. Предполагается также снабдить Tivoli возможностями динамической реконфигурации сетей, компьютерных систем и хранилищ данных для обеспечения непрерывного и полностью обеспеченного ресурсами функционирования бизнес-приложений. Для этого, как уже отмечалось, этот инструментарий управления должен быть наделен свойством адаптивности: приоритеты и задачи бизнеса должны быть сформулированы в виде политик, а для получения информации о всех подсистемах, конфигурирования и управления «на лету» требуется взаимопонимание, основанное на использовании открытых стандартов. Аналогичная работа IBM проводится и по отношению к WebSphere, где формат XML Metadata Interchange активно используется для обмена моделями (т.е. описаниями программной и системной конфигурации, а также бизнес-процессов) и данными.

Ключевая роль отводится средствам, призванным облегчить передачу бизнес-приложений на аутсорсинг. Активное использование технологий моделирования и соответствующих инструментов, рекомендованных OMG для реализации архитектуры Model Driven Architecture, свидетельствует, что этот подход становится краеугольным камнем стратегии IBM в области разработки программного обеспечения как механизм консолидации.

ИТ в эпоху «демократизации»

Сегодня еще рано говорить о выходе на рынок решений, полностью удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к адаптивным системам и способных работать в любых прикладных областях. Предстоит еще большая работа по популяризации и осмыслению концепции как со стороны клиентов, так и со стороны основных игроков ИТ-рынка, особенно учитывая инертность бизнеса и огромные инвестиции в оборудование и программное обеспечение. Сдвиг в управлении ИТ-конфигурацией от авторитарного человека к демократичным технологиям возможен только при условии коллективных усилий всех игроков рынка. Успех продвижения адаптивных систем состоит во взаимопроникновении ИТ и бизнеса. ИТ должны способствовать процессу полной формализации бизнес-процессов, а бизнес — более четко ориентировать новые технологии на решение насущных прикладных задач.

Корпоративный рынок требует уменьшения расходов на ИТ, упрощения управления конфигурациями, более быстрого возврата инвестиций, высокой готовности и производительности. Концепция адаптивных систем отвечает всем этим задачам, но предлагает не только создавать новые технологии или выводить на рынок конкретные продукты, а эволюционно сдвинуть парадигму управления и построения ИТ-конфигураций (рис. 6). Более того, такие конфигурации не будут ориентироваться на решение конкретных специфических задач, требуя от персонала выполнения узкоспециализированных функций по управлению компьютерными системами. Напротив, они создадут условия для управления реальными бизнес-процессами, но при этом будут требовать больше знаний о бизнесе.

Движение к адаптивным системам, как предполагают в IBM, должно идти по нескольким направлениям. Совместная работа с клиентами и партнерами над методологией повышения уровня адаптивности существующих продуктов должна иметь своим итогом практические рекомендации для различных секторов экономики. Должны быть созданы технологии, которые станут основой для новых продуктов; существующие технологии следует преобразовать в сторону их большей адаптивности. Необходимо разработать и продвигать стандарты адаптивных систем обнаружения неисправностей (например, формат Common Base Event); именно стандарты станут основой для успеха концепции адаптивных систем.

IBM предлагает перенести акцент с аппаратуры на комплексное использование всех ресурсов, собранных в адаптивную конфигурацию, призванную решать конкретную задачу пользователя при гарантированном соблюдении необходимого уровня услуг. В какой-то мере на локальном уровне системы z900/990, а также серверы iSeries уже отвечают требованиям адаптивности, однако цель до достижения уровня надежности всей конфигурации, превышающего надежность отдельных компонентов, еще далеко. Еще предстоит распространить концепцию адаптивных систем на все гетерогенные ИТ-конфигурации, включая клиентские рабочие станции, системы хранения, серверы приложений и баз данных.

Переход к адаптивным конфигурациям не может быть единовременным решением по принципу «взять и заменить». Приложения и сервис — необходимые части нового ИТ-ландшафта. Сегодня адаптивные системы — это направление движения, а не мудрая закупка оборудования и программного обеспечения от определенного — пусть даже самого передового — производителя.

Литература
  1. Наталья Дубова, Вся мудрость ИТ-сообщества. // Открытые системы, 2001, № 3.
  2. Наталья Дубова, ITSM - новая идеология управления ИТ. // Открытые системы, 2000, № 10.
  3. Дэвид Гир, Федеративный доступ к базам данных. // Открытые системы, 2003, № 6.
  4. Волкер Маркл, Гай Лохман, Виджайшанкар Раман. LEO: самонастраивающийся оптимизатор запросов для DB2. Открытые системы, 2003, № 4.

Восемь признаков адаптивной системы
  1. Самосознание. Все компоненты системы должны "ощущать" (идентифицировать) себя в составе единой конфигурации. Данное осознание проявляется на всех уровнях адаптивной системы, аналогично мозгу человека, получающего исчерпывающую информацию о всех частях тела, их текущем состоянии, имеющихся связях с другими системами и т.п.
  2. Способность к переконфигурированию. Под воздействием внешних (возможно, даже непредсказуемых) условий адаптивная система должна уметь самостоятельно изменяться.
  3. "Непоседливость". Адаптивная система всегда ищет способы оптимизации своей работы, которая направлена на решение конкретных бизнес-задач.
  4. Способность к самолечению. Адаптивная компьютерная система должна выполнять действия, направленные на поправку своего здоровья, - по аналогии с человеком, принимающим таблетку при головной боли. Иными словами, она диагностирует поломку, запускает программы восстановления работоспособности "заболевших" компонентов и перераспределяет оставшиеся ресурсы для сохранения общей работоспособности "организма".
  5. Инстинкт самосохранения. Виртуальный мир не менее опасен, чем реальный, поэтому адаптивная система должна уметь сама заботиться о своей безопасности, как это, например, делают биологические системы, выделяя угрозу и предпринимая меры защиты, адекватные своим возможностям и поставленной задаче.
  6. Умение жить "в обществе". Способность следить за своим окружением и вести себя адекватно обстановке: искать и генерировать правила наилучшего взаимодействия с соседними системами, брать взаймы простаивающие ресурсы, отдавать свои при необходимости и т.п.
  7. Коммуникабельность. Адаптивная система не должна замыкаться в себе, она не живет в изолированном мире. Сохраняя независимость в вопросах собственного управления, она вынуждена функционировать в гетерогенном мире и "говорить" с ним на языке открытых стандартов.
  8. Доброжелательность, позволяющая автономной системе за своей внешней простотой скрывать внутреннюю сложность.
Один в поле не воин

Очень немногие игроки ИТ-рынка способны самостоятельно реализовать концепцию адаптивных систем. Но даже и они стараются привлечь к данной работе широкие круги компьютерной общественности. Далее перечислены проекты, выполняемые вне стен лабораторий IBM и предназначенные для включения в копилку адаптивных систем.

Калифорнийский университет в Беркли. OceanStore — глобальное долговременное хранилище данных, предоставляющая доступ миллионам пользователей. Представляет собой инфраструктуру, в которую может быть включен любой компьютер; пользователям необходимо только подписаться на сервис OceanStore. Recovery-Oriented Computing — проект по разработке технологий построения тесно связанных Internet-служб. Акцент делается не на попытках избежать сбоев, а на средствах восстановления работоспособности после аварий.

Университет Карнеги-Меллона. Self-securing Storage & Devices — проект создания самозащищаемой памяти, обеспечивающей живучесть устройств хранения данных и восстановление данных даже при неработоспособности клиентской операционной системы. При работе такая система создает очередную версию данных, сохраняя все предыдущие, что позволяет восстановить всю историю работы.

Колумбийский университет. Autonomizing Legacy Systems — до момента создания полностью адаптивных систем, способных самовосстанавливаться и самостоятельность оптимизировать свою работу предлагается интегрировать существующие системы с промежуточным решением, обладающим свойствами адаптивности. Данный подход позволит перенести на новый уровень унаследованные системы и приложения, которые уже невозможно переписать заново или хотя бы просто перекомпилировать.

Корнельский университет. Astrolabe — системы, собирающие данные в одном месте часто оказываются ограниченными и страдают от сбоев в одной точке, поэтому предлагаются средства автоматического мониторинга, конфигурирования и управления адаптивным процессом. Инструментарий Astrolabe контролирует создание виртуальных иерархических баз данных, отслеживающих основные изменения в информации.

Институт технологий в Джорджии. Qfabric — система управления уровнем обслуживания распределенных приложений, гарантирующая предоставление им всех необходимых ресурсов. Обеспечивает распределение ресурсов через интерфейсы, позволяющие приложениям указать желаемый уровень QoS или контролировать соблюдение текущего уровня. Весь процесс распределения ресурсов может контролироваться самим приложением, чтобы впоследствии иметь возможность составлять оптимальный график распределения ресурсов.