УВД города Кемерово объявило о внедрении системы информационной поддержки и оперативного управления своей дежурной части. Что стоит за этим сухим сообщением?
«Нам требуется надежная система, опробованная во многих странах мира, учитывающая как отечественный, так и зарубежный опыт организации работы диспетчерских служб», — Виктор Чахлов, начальник УВД города Кемерово

Для большинства граждан знакомство с правоохранительными органами начинается со звонка в дежурную часть: налогоплательщики резонно ожидают от государства эффективной и оперативной помощи при несчастных случаях, пожарах, дорожных происшествиях, разбойных нападениях и других чрезвычайных ситуациях. Увы, говорить о реальной безопасности каждого жителя России еще слишком преждевременно. Причин тому немало: отсутствие достаточного финансирования для обеспечения потребности правоохранительных органов в современных технических средствах и компьютерных технологиях, слабый контроль правомерности и компетентности действий стражей правопорядка, неразумное поведение отдельных представителей самого населения (например, ложные звонки) и т.п. В определенной степени ситуацию может изменить развертывание Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС), консолидирующих всю оперативную информацию, позволяющих проводить постоянный мониторинг криминогенной обстановки и эффективно использовать имеющиеся силы и средства реагирования.

Проблемы и цели

Правонарушители становятся все более мобильными и изобретательными, а не всегда высокая оперативность и эффективность реагирования на противоправные действия могут создать у них ощущение безнаказанности. Невозможность быстро дозвониться в службу «02», плохая связь, долгое выяснение обстоятельств, места и характера происшествия (данные по-прежнему заносятся оператором в журнал учета вручную), медленное определение сил для направления к месту происшествия, отсутствие постоянного контроля за выполнением приказа дежурного — все это затягивает реакцию представителей государства на просьбы о помощи граждан этого государства и способно вызвать повышение социальной напряженности. Учитывая возросшие требования органов оперативного реагирования к получению своевременной, достоверной и конфиденциальной информации, реально встают задачи создания ведомственной цифровой интегрированной сети связи с возможностью быстрой передачи данных, голоса, видеоизображений между подразделениями.

В УВД города Кемерово решили начать с переднего края борьбы с правонарушениями — с организации работы дежурной части службы «02». В результате, несмотря на обычные трудности, переживаемые органами внутренних дел, кемеровской милиции при поддержке местной администрации удалось развернуть необходимые средства автоматизации и связи, способные решать задачи управления оперативной обстановкой в городе, контроля и учета обращений граждан.

Что же требуется от работы дежурной части? Прежде всего, речь должна идти об интегрированной системе поддержки действий оперативных служб на всех этапах реагирования — от принятия службой «02» звонка о происшествии до окончания оперативных мероприятий и архивирования отчета о проведенных действиях. Данная система должна быть направлена на обеспечение поддержки следующих функций:

  • автоматизации приема звонков от населения и сообщений от организаций, обслуживающих население (больницы, травмпункты, и т.п.);
  • получения информации для оценки статуса и приоритета применения сил реагирования, а также прогнозирования развития оперативной обстановки;
  • мониторинга мобильных служб, размещенных на автомашинах оперативного реагирования;
  • оценки действий дежурных и выработка рекомендаций по их дальнейшим шагам, контроль сроков реагирования и дисциплины исполнения;
  • фиксации всех действий операторов, записи переговоров, оценки времени реакции абонентов системы;
  • обеспечения взаимодействия структурных подразделений УВД;
  • формирования статистических отчетов и предоставление справочной информации, позволяющей, в частности, проводить превентивные меры по предотвращению ложных звонков службе "02" и освободить дежурного от рутинной работы.

К сожалению, в стране пока не создано полностью интегрированных решений, позволяющих предоставить оперативному дежурному всю информацию в комплексе, которые объединяли бы телефонную и оперативную радиосвязь, локальную компьютерную сеть, иерархически связанные серверы и рабочие места, средства навигации, геоинформационную систему и обеспечивали бы доступ к различным базам данных. Как правило, пока речь идет о разрозненных, закрытых решениях, исключающих интегральный подход и масштабирование, а главное, о системах, внедрение и сопровождение которых может осуществляться только разработчиками.

Некоторые зарубежные системы способны комплексно решать задачи дежурной части, однако их нельзя непосредственно перенести на отечественную землю хотя бы по трем следующим причинам:

  • требуется простое решение, способное работать на уже установленном в УВД оборудовании и при использовании линий связи низкого качества;
  • необходимо приемлемое для местных условий соотношение цена/производительность;
  • ключевым параметром является масштабирование: у региональных УВД обычно нет возможности сразу развернуть комплексную систему, предусматривающую установку не только программно-аппаратных комплексов, но и организацию коммуникаций, подготовку персонала и соответствующих помещений, решение организационных вопросов и т.п.

Но так или иначе, основным направлением развития информационных полицейских систем в мире является использование автоматизированных средств обработки и передачи информации, позволяющих, с одной стороны, повышать эффективность уже существующих учетных систем, а с другой — обеспечивающих полноту, достоверность информации и снижение объемов ручной работы. Понимание этого отражено в «Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы», которая предусматривает развитие интегрированных банков данных и создание специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем (СТРАС), в том числе, и для дежурных частей УВД.

Решение для кемеровского УВД

В силу своей специфики регион выделяется даже на фоне не совсем благополучной в криминогенном плане страны; в частности, его отличает большая территория с множеством малодоступных мест. Поставить надежный заслон преступности здесь непросто. С другой стороны, более половины всех преступлений в городе Кемерово с населением в 600 тыс. человек составляют квартирные кражи, грабежи, хулиганство, угоны автомобилей — т.е. те правонарушения, которые вполне можно погасить за счет оперативного реагирования, раскрывая преступления «по горячим следам».

В 90-х годах назрела необходимость в модернизации работы УВД города Кемерово. Было построено новое помещение вычислительного центра УВД города, куда стекается разнообразная информация по оружию, транспорту, судимостям и т.д. Проведена модернизация вычислительного центра областного УВД. Налажено информационное взаимодействие между информационными инфраструктурами областного и городского подчинения, в частности, создана единая внутренняя справочная служба УВД, и сегодня любой работник милиции может оперативно получать необходимые справки. Акцент был сделан на использование СУБД Oracle и ОС Unix для серверов, содержащих основные базы данных УВД. Однако полностью устранить разрозненность и несогласованность форматов представления информации в имеющихся локальных базах данных всех оперативных служб города тогда не удалось, что впоследствии создало дополнительные трудности для развертывания новой диспетчерской службы «02». Разработчики были вынуждены использовать данные, накопленные в базах на основе Сlipper, dBase и т.п. Аналогичные трудности возникли и со службой «01»: здесь используется собственное решение, реализованное в среде MS DOS. Технически и морально эта программа давно устарела, утеряна связь с ее разработчиками, поэтому нет возможности рационально использовать ценные данные, накопленные за годы многолетней эксплуатации: расположение гидрантов, кранов, поэтажные планы домов, описание подъездов и т.п. Использовать эту информацию в интересах всех заинтересованных оперативных служб сейчас можно только в ручном режиме.

На этом фоне родился проект, предусматривающий объединение в единую цепь реагирования всех оперативных частей, а в дальнейшем и других заинтересованных служб: «03», «01», МЧС. Обязательное условие — интеграция уже имеющихся в УВД решений, в частности, информационно-оперативной базы данных, размещенной в вычислительном центре УВД города, связанной с базой данных областного УВД.

Предложенное компанией «Сименс Бизнес Сервисез» решение представляет собой локализованный и адаптированный вариант системы ELS (Einsatz-Leit-System), разработанной концерном Siemens и компанией NOVOtec и предназначенной для управления любыми видами оперативного реагирования. Прототипы данной системы работают в центрах экстренного реагирования различного назначения Германии, Голландии, Австрии и Китая. В Италии на ее базе осуществлено оснащение дежурных частей сил карабинеров, управляющих патрульными машинами, оборудованными мобильными компьютерами со средствами GPS. Обмен данными осуществляется по каналам GSM. В этом году в 113 городах Италии будет установлено оборудование на 8 тыс. патрульных машин.

Предложенный УВД города Кемерово эквивалент ELS — «Система информационной поддержки и оперативного управления» — представляет собой базовую версию интегрированного решения для оперативного управления информационной поддержки сотрудников дежурных частей милиции, пожарной охраны, МЧС, аварийных, транспортных и диспетчерских служб.

Рис. 1. Пример экрана на АРМ оператора дежурной части УВД

Технология работы автоматизированной дежурной службы выглядит так. Для полученного оператором звонка о происшествии автоматически определяется номер телефона, с которого передается сообщение (учитывая наличие аналоговых АТС, вероятность такого определения пока составляет около 70%). Номер проверяется по телефонной базе данных, устанавливается его местоположение и указывается на электронной карте местности, которая выдается на экран оператору. На другом мониторе выводится табличная форма, уже содержащая всю необходимую информацию для регистрации происшествия. Далее дежурный может получить информацию из баз данных УВД либо по абоненту, либо по субъекту происшествия (персональная информация, сведения о наличии оружия, автомобилях, судимостях и т.д.). После заполнения поля о сути происшествия событие фиксируется в системе, а его карточка с полным описанием сигнала и месте события передается в РОВД или отделение милиции, отвечающее за указанный в сообщении абонента район; система ставит сигнал на контроль. Уже в процессе разговора оператор определяет по данным на мониторе (рис. 1) местоположение ближайшей машины милиции и может сразу, не прерывая общения с абонентом, передать команду экипажу на реагирование. Соответственно изменяется статус машины из состояния «патрулирование» в состояние «выезд на задание», что отражается цветом в общем списке зарегистрированных машин УВД. Если в течение определенного времени от машины не поступает сигнала о подтверждении выполнения задания, то меняется ее обозначение и выдается сообщение оператору, что позволяет тому вовремя реагировать на ход выполнения задания.

Для визуального контроля передвижения автомашин по маршрутам патрулирования у дежурных имеются средства навигационного мониторинга. Служебные машины оборудованы специальным навигационным спутниковым приемником, который позволяет определять координаты объекты с точностью до 10 м, радиомодемом для передачи данных и устройством для формирования сигнальной информации («тревога», «на объекте», «следую к месту события» и т.п.). Передача координат осуществляется в диапазоне свободных радиочастот, выделенных для УВД, что позволяет использовать имеющееся радиотехническое оборудование. При скорости 14,4 Кбит/с можно на одном диапазоне частот осуществлять мониторинг 150 подвижных объектов при опросе каждого через 8-12 секунд; этого пока достаточно для потребностей городского УВД. В настоящее время оператор в среднем отслеживает действия экипажей одновременно двенадцати автомобилей; интересно, что это не техническое, а организационное ограничение, определенное руководством дежурной части. Увеличение количества одновременно отслеживаемых на экране монитора автомашин до нескольких десятков психологически затрудняет работу оператора; поэтому в этом случае мониторинг из центра передается в РОВД, в которых отслеживаются свои транспортные средства, либо оператор инициирует их отслеживание, когда этого требует оперативная обстановка. Дисциплину работы определяют руководители дежурной части при проектировании системы и могут менять ее по мере необходимости. Вся актуальная информация по имеющимся ресурсам содержится либо в центральной базе данных, либо в базах данных РОВД. Для поддержания общей актуальной информации по силам и средствам УВД на территории всего города осуществляется синхронизация локальных баз данных с центральной базой, расположенной в городском УВД.

Система фиксации телефонных переговоров и локализации вызова с указанием на карте его места позволяет в процессе обработки звонка осуществлять фильтрацию ложных сообщений (например, абонент говорит, что видит драку из окна своего дома, хотя звонок поступает совсем из другого района) и отсев звонков, поступающих как сигнал по одному событию. Также предусмотрены разнообразные функции обслуживания звонков: перенаправление и постановка в ожидание; конференция и дальнейшее переключение; задержка, распределение, перезапрос, переприем, попеременная связь с абонентами.

Все переговоры автоматически регистрируются; после окончания смены формируется суточная сводка. Поскольку все переговоры и действия оператора и задействованных в реагировании сил фиксируются, эти данные можно использовать для возможного разбора правомерности или обоснованности действий оператора или нарядов. На эти цели выделен накопитель на магнитных дисках емкостью 20 Гбайт, что обеспечивает хранение всей голосовой информации за 75 суток работы дежурной части. Предусмотрен механизм сброса архива на оптический диск или ленту, который поддерживает возможность сохранять данные речевой информации в течение нескольких лет. Ежедневно начальник смены и начальник дежурной части УВД проводят проверку записи переговоров операторов и абонентов, поэтому теперь в работе дежурной части нет обезличенности: за каждым действием стоит конкретный человек, что позволяет лучше контролировать и оценивать работу.

Звонки от граждан могут поступать и обрабатываться дежурными одновременно по пяти линиям. Кроме этого, звонки могут поступать из медицинских заведений и госучреждений, обязанных сообщать о подозрительных событиях, например, из травмопунктов, где также планируется в ближайшее время установить АРМ. Все обмены информации осуществляются по имеющимся линиям связи, качество многих из которых оставляет желать лучшего (максимальная пропускная способность линий связи по городу — 14,4-33 кбит/с).

В процессе контроля и реагирования на происшествие обеспечивается возможность получения актуальной информации о типовых планах реагирования и об имеющихся ресурсах, их состоянии и местоположении. Автоматизация подготовки отчетов (например, трафик каждой машины за последний месяц) и автоматизация регистрации всех переговоров позволяют снять с оперативных дежурных большой объем рутинной работы и освободить время для анализа и принятия эффективных решений с учетом меняющейся оперативной обстановки.

Архитектура системы

ELS работает в архитектуре «клиент-сервер» (рис. 2) и для хранения данных использует СУБД ORACLE 8i. В соответствии с порядком работы в УВД сеть не имеет выхода в Internet, а соответствующие настройки Oracle позволяют обеспечить требуемую для работы степень безопасности и разграничения доступа. На более высоком уровне обмена данными с регионами может применяться криптография.

«Система позволила уменьшить среднее время обработки сигнала, повысить самоконтроль дежурного оператора и оперативность принятия решений. Изменилась и полнота отработки оперативных мероприятий по родственным событиям, например, кража, а потом драка», — Игорь Алексеев, начальник дежурной части кемеровского УВД

В зависимости от требуемого уровня надежности и объемов обрабатываемой информации в качестве серверов могут использоваться одно- или многопроцессорные серверы архитектур Intel или RISC, в том числе кластерные системы. Каждый день осуществляется резервное копирование данных с сервера. Клиентские рабочие места организуются на платформе Windows с использованием конфигураций из двух мониторов.

В системе предусматриваются основные интерфейсы с подсистемой GEOFIS (географический модуль ELS) и со всеми автоматизированными рабочими местами, подключенными посредством локальной или глобальной сети.

Подсистема GEOFIS работает с графическими данными, которые могут быть представлены в виде растровых или векторных планов. Существует, в частности, возможность оперировать данными городских и федеральных геодезических служб или цифровыми растровыми данными, предоставляемыми различными изготовителями карт. Специальные компоненты GEOFIS позволяют воспользоваться интерфейсами для обработки векторных данных. Средствами ELS и GEOFIS можно создать и определить сегменты улиц от перекрестка до перекрестка с указанием номеров домов; ввести информацию о подразделениях и службах, участвующих в процессе реагирования; определить границы административно-территориального деления обслуживаемой территории между подразделениями МВД; ввести информацию об участвующих в реагировании транспортных средствах с указанием их места дислокации; ввести информацию о специальном оборудовании; ввести информацию об объектах, необходимых для визуального отображения в процессе реагирования (например, предприятия, больницы, детские учреждения) и т.д.

В ELS возможна также реализация ряда дополнительных интерфейсов:

  • с телекоммуникационными устройствами, например, с телефонными станциями через ISDN-S; через этот интерфейс осуществляется доступ к открытой телефонной сети и стыки с дополнительными устройствами (личные телефоны, устройства срочного вызова, устройства пожарной и охранной сигнализации, а также к цифровым устройствам срочного вызова и сигнализации);
  • с охранными устройствами объявления тревоги (сообщения о пожаре, нападении, взломе и т.п.); используются интерфейсы V.24, ISDN-S и т.д.;
  • с цифровой радиосистемой, с системой записи переговоров и приема/передачи видеоизображений;
  • с системой передачи факсимильных сообщений и с электронной почтой;
  • с системой спутниковой навигации и определения местоположения подвижных объектов;
  • с внешними базами данных (например, для обращения к федеральным информационным системам, банкам информации об опасных объектах и о местах хранения опасных веществ, с системами отслеживания перевозок взрывоопасных веществ и т.д.);
  • с сетями передачи данных (Х.25, телеграфная сеть, ведомственные сети и т.д.).

В качестве устройств и подсистем, поддерживающих данные интерфейсы, могут использоваться разработки российских компаний, подключаемых к системе ELS средствами инструментария VIEW InfoTool.

Учитывая, что требования к порядку работы дежурной части постоянно меняются, в системе предусмотрены средства конфигурирования, позволяющие адаптировать ее к новым условиям и реализовывать новые возможности. Интерфейсы с базами данных, подсистемой управления телефонными вызовами и т.п. интегрируются с пакетом разработки VIEW InfoTool, выполненным на языке высокого уровня Tcl/Tk. Данный инструментарий предоставляет открытый интерфейс для реализации дополнительных приложений и модулей, с помощью которых осуществляется адаптация и настройка системы.

Служба «02» — зеркало милиции

По словам начальника кемеровского УВД полковника милиции Виктора Чахлова, внедрение «Системы информационной поддержки и оперативного управления» уже на этапе опытной эксплуатации помогло повысить раскрываемость преступлений по «горячим следам» с 54 до 67%. Количество ежесуточно регистрируемых происшествий, по которым проводится реагирование службой «02», выросло с 300 до 700 без увеличения персонального состава дежурных; условия работы сотрудников при этом улучшились.

Очень трудно переоценить важность психологического контакта с потерпевшими. После внедрения системы у оператора появилось дополнительное время на общение с абонентом, ранее расходуемое на выполнение рутинных операций по заполнению журналов и вызов группы быстрого реагирования.

Мечты и реальность

Обычно подобные позитивные отчеты вызывают целый комплекс вопросов. Что требуется для того, чтобы данная интегрированная система начала работать? Есть ли подводные камни у процесса внедрения и как их обойти? Реальна ли сегодня повсеместная реализация таких системных проектов? Насколько технически тиражируемо решение, имеются ли приемлемые варианты финансирования, какие могут возникнуть проблемы с его внедрением и эксплуатацией?

Прежде всего, отметим: со стороны руководства города и области данному проекту оказывалась большая поддержка. Дело даже не в финансовой помощи по развертыванию систем, непосредственно имеющих отношение к автоматизированному комплексу: стоимость этой части проекта составила около 50 тыс. евро, включая программное обеспечение для каждого АРМ, инструментарий разработчика, обучение. Значительное внимание уделялось построению соответствующей инфраструктуры, без которой развертывание ELS теряет смысл (связь, специальное оборудование для автомобилей, навигация, инфраструктура и т.п.).

«Проблем в городе много, и не только у милиции — деньги требуются и врачам, и учителям и на другие вопросы, — отметил глава кемеровской администрации Владимир Михайлов. — Однако если не поддерживать на высоком уровне техническое оснащение милиции, то через некоторое время мы просто не сможем бороться со многими видами преступлений. Многие вещи можно обнаружить и разоблачить только при помощи анализа разнообразной информации, быстрого и правильного реагирования, а это требует применения современных технологий».

Возможно, Кемерово — пример того, как надо финансировать органы внутренних дел не по остаточному принципу. Администрация города потратила на проект 8,5 млн. руб., причем только 10% было израсходовано на ИТ, остальное ушло на построение сопутствующей инфраструктуры. С целью снижения стоимости проекта и его адаптации к отечественным условиям максимально было использовано уже имеющееся оборудование, а к работе над системой были привлечены российские фирмы: московские компании ПРИН (системы позиционирования), «Форумтелеком» и «М-дис» (архивирование разговоров), а также местный системный интегратор — компания «Комтехносервис».

Говоря о трудностях развертывания аналогичных проектов нельзя, безусловно, не упомянуть о человеческом факторе. Не все сотрудники соблюдают инструкции, а без этого невозможна работа любой формализованной системы. Не всем дежурным нравится ситуация, когда каждое их действие протоколируется. Отсутствие на местах подготовленных кадров, а также проблема их удержания в ряде случаев может затруднить работу; свойство максимальной независимости и необслуживаемости системы здесь оказывается как нельзя кстати.

Другая проблема — сохранить накопленные базы, зачастую созданные даже без какого-либо намека на согласованность и работающие на технологиях, о которых помнят только старожилы ИТ. Отдельно стоит проблема наполнения геоинформационной системы. Если в западных системах нет проблем с приобретением сколь угодно подробных цифровых карт в стандартном формате, то в России имеется еще множество юридических и ведомственных барьеров с использованием мелкомасштабных карт.

На пути к единой службе «911»

Внедрение подобных систем — всегда инфраструктурная задача, предусматривающая не столько развертывание специализированного программного обеспечения или оборудования, но и решение сопутствующих вопросов: обеспечения связи, изменения регламента работы оперативных служб, оснащения подразделение автомобильной техникой и специальными средствами и т.п. Так произошло и в Кемерово, когда внедрение современной цифровой телефонной станции, напрямую не связанное с проектом по автоматизации дежурной части, косвенно решило проблему обеспечения возможности гражданам дозвона до службы «02» (количество обращений выросло втрое).

Ясно, что такие интегрированные системы должны строиться на базе единой технологии, позволяющей обрабатывать самую разнообразную информацию. Кроме того, система просто обязана быть недорогой. Хорошо известно, как много глобальных проектов уходило в песок или растаскивалось по многочисленным карманам, когда величина стоимости их реализации становилась лакомым куском. В результате, терялась целостность, и даже те куски автоматизации, которые удавалось развернуть, работали неэффективно. Поэтому оптимальный путь — постепенное развитие на основе небольшой и недорогой исходной конфигурации, что возможно только в том случае, если система допускает масштабируемость.

Оценив первые результаты эксплуатации системы, кемеровская администрация планирует в будущем подключить к ней другие оперативные службы РОВД, службы «01», «03»и «04». Пока же каждая из этих служб имеет свой собственный диспетчерский центр по приему звонков от граждан и собственные силы реагирования. Все эти службы самостоятельны и практически не имеют никаких коммуникационных и информационных связей друг с другом, кроме телефона. Техническое оснащение каждой из них также не всегда на должном уровне, а обработка поступающей информации производится большей частью с использованием устаревших технологий, что занимает очень много времени, снижает скорость реагирования и, как следствие, сказывается на эффективности оказания помощи гражданам и приводит к большим материальным потерям в случае серьезных аварий и катастроф.

В конечном итоге задача городской администрации — создать единую систему оперативного реагирования по типу зарубежной «911». Повсеместное использование относительно недорогих и практически безгранично расширяемых систем, построенных на базе единой технологии позволяет решать важнейшую задачу государства — обеспечение безопасности своих граждан.


Этапы выполнения проекта

Подготовка и развертывание системы в УВД города Кемерово заняли два года. За этот срок было подписано Соглашение между SBS и администрацией города о подготовке и заключении Договора на поставку технических и программных средств и о выполнении работ по созданию системы. Вышло распоряжение администрации о назначении руководителя проекта со стороны заказчика работ.

Подписанный контракт предусматривал четыре этапа проекта.

  • Этап 1. Модернизация средств связи. Поставлена цифровая телефонная станция АТС Siemens HICOM-350E с расширенным кроссовым боксом и емкостью 2048 портов. Данная станция имеет два модуля комплектов цифровых трактов для подключения к сети общего пользования и сети S2 ISDN (всего 48 комплектов для подключения цифровых линий), 7 модулей аналоговых комплектов (всего 168 аналоговых абонентских комплектов), телесервис, блоки резервного питания, 39 системных телефонных аппаратов. Проведено обучение персонала. Станция позволила заменить устаревшее оборудование, обеспечила совместную работу АРМ операторов дежурной части и служб УВД, а также создала условия для создания в дальнейшем корпоративной телефонной сети УВД.
  • Этап 2. Поставка программно-аппаратного комплекса и лицензий, рабочих мест операторов в центральной дежурной части, ввод исходных картографических и оперативных данных, отладка, адаптация, обучение личного состава, запуск в эксплуатацию. Запущена АТС, поставлено оборудование и развернут компьютерный комплекс в дежурной части УВД с подключением к станции HICOM-350 и спецоборудования. Поставлен сервер ELS, три рабочих места операторов, проведено обучение специалистов. Введены оперативные, картографические данные, информация о силах и средствах УВД, данные о взаимоотношении и взаимодействии абонентов системы. Началась опытная эксплуатация системы, в ходе которой была выполнена адаптация к уточненным требованиям руководителей дежурных смен: коррекция фильтров событий по расстановке их на контроль; фильтрация телефонов ложно звонящих абонентов; уточнение статистики для отчетов; дисциплина распределения патрулей по нарядам; исправление ошибок информационного наполнения. Система введена в опытную эксплуатацию.
  • Этап 3. Дооснащение рабочими местами центральной дежурной части, двух РОВД, отладка работы с удаленными абонентами, создание опытной зоны слежения за мобильными объектами, установлено бортовое оборудование для пяти патрульных машин. Отработано взаимодействие по цепочке: центральная дежурная часть - РОВД - подсистема контроля мобильных объектов. Проведено обучение специалистов. Система сдана в рабочую эксплуатацию.
  • Этап 4. Поставка дополнительных навигационных комплектов для служебных машин УВД. Общее количество машин, доступных к слежению, составило 41.

Средства конфигурирования и развития системы

Рис. I. Набор методов

Одна из причин неработоспособности многих систем автоматизации — зависимость от разработчика. Если, скажем, уволился программист или поставщик выставил неприемлемые условия дальнейшего сопровождения, то система обречена на прозябание. В ELS предусмотрены средства поддержки и развития системы силами самих пользователей. Прикладное программное обеспечение VIEW InfoTool, функционирующее в среде Tcl/Tk позволяет относительно просто и быстро создавать новые приложения.

Каждое приложение строиться из набора методов — программ на Tcl/Tk и функций из DLL-библиотек стандартных программ на Си: работа с базой данных телефонных номеров, работа с вызовами; описание функционирования регламента рабочих мест; предложения по распределению автомашин (рис. I) и т.п. Приложения компонуются в версии.

Рис. II. Иллюстрация процесса подготовки нового приложения (слева-направо, сверху-вниз). Задание нового класса: описание экрана; описание процедуры обращения к базе данных; описание метода поиска в выборке

Если, скажем, требуется создать новое приложение «Отчет по использованию автомашины» то администратор определяет новый класс, задает оформление экрана и составляет SQL-процедуру обращения к базе данных, содержащую статистику выездов автомашин (рис. II). Далее средствами встроенного интерпретатора происходит отладка полученного приложения.

Как показывает опыт, создание таких приложений требует минимальных навыков программирования и вполне по силам пользователям на местах. Следует заметить, что встроенные средства управления версиями позволяют всегда вернуться к работающему варианту системы в случае, если была допущена ошибка. Кроме того, это гарантирует работоспособность системы даже в случае увольнения специалистов.


Из оперативных сводок

«Экипаж, находясь на месте дислокации по плану «Перехват» получил от системы информацию о гражданах, подозреваемых в совершении грабежа на территории РОВД. По команде начальника смены, который по информации с электронной карты своего рабочего места определил их как ближайшую к происшествию патрульную машину, экипаж переместился в указанную жилую зону и задержал двух злоумышленников».

«Задействован план «Перехват» — по сигналу оператора экипаж РУВД Центрального района очень медленно выдвигался к месту дислокации. При автоматизированном контроле с монитора рабочего места оператора было зафиксировано отклонение от расчетного времени прибытия и отклонение от указанного маршрута. Вмешательство оператора на действия водителя позволили выставить экипаж на место дислокации в течение расчетных 9 минут».

«Экипаж, находясь на маршруте, задержал по команде дежурного 6 человек за хулиганство. Дежурный оператор направил данный экипаж по месту события, оценив по информации с монитора рабочего места, что он находиться в нескольких сотнях метров от происшествия».