Для существования в современной сетевой бизнес-среде необходимы адекватные средства построения единого информационного пространства. На решение этой задачи направлена комплексная стратегия повышения эффективности процессов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность и качество продукции, за счет сквозной информационной поддержки ее жизненного цикла.

Современная бизнес-среда базируется на кооперации и специализации. Участниками бизнес-среды могут стать компании, расположенные в любой точке мира, наилучшим образом удовлетворяющие тендерным условиям. Отношения между бизнес-партнерами начинают складываться с момента зарождения идеи о целесообразности вывода на рынок нового продукта и строятся на принципах ролевого участия, что предполагает:

  • совместную работу бизнес-партнеров в рамках проекта на всех его этапах;
  • одинаковое понимание целей всеми участниками проекта, а именно достижение заданных показателей: стоимость, внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR), эффективность (Net Present Value, NPV), возврат инвестиций (Return On Investment, ROI) и др.;
  • разделение финансовых доходов и рисков между бизнес-партнерами пропорционально доли их участия вне зависимости от того, кто является владельцем торгового знака (генеральный подрядчик), а кто отвечает за продажу и послепродажную поддержку или осуществляет поставку агрегатов, сборочных единиц (поставщики первого, второго, третьего уровней); партнерство с разделением рисков не распространяется только на субконтракторов.

Такая идеология породила новую организационную форму выполнения крупномасштабных и наукоемких проектов, связанных с созданием многономенклатурной продукции, которая получила название «виртуального предприятия» [1]. Географически удаленные друг от друга компании, связанные общими бизнес-процессами, объединяются в некие организационные структуры на период реализации проекта, осуществляя взаимодействие в рамках рабочих и проектных групп.

Согласно концептуальным положениям CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support), реальные бизнес-процессы отображаются на виртуальную информационную среду, в которой определение продукта представлено в виде полного электронного описания изделия, а среда его создания и среда эксплуатации в виде систем моделирования процессов и их реализации [2]. Все три составляющие (определение продукта, среды его создания и среды эксплуатации) не только взаимосвязаны, но и непрерывно развиваются на всем протяжении жизненного цикла продукта.

Следует подчеркнуть, окончательное решение о целесообразности и возможности вывода на рынок продукта с планируемыми показателями принимается по результатам выполнения венчурной стадии проекта. Моделирование самого изделия, среды и процессов, происходящих с изделием в процессе его разработки, производства и эксплуатации, позволяет проанализировать множество различных вариантов конструкции изделия, разные технологии изготовления и способы производства, технического обслуживания, логистического обеспечения; более того, удается заменить натурные испытания изделия моделированием его поведения, промоделировать процесс его эксплуатации и т.д. Тем самым обеспечивается реализация принципа управления проектом по стоимости и выбор наиболее оптимального проектного решения.

Адекватные средства реализации единого информационного пространства в рамках виртуального предприятия, как минимум, должны обеспечивать:

  • совместимость различных вычислительных платформ и программных решений;
  • единую систему представления данных;
  • интеграцию данных, делающую возможной их совместное и многократное использование в реальном масштабе времени;
  • юридическую достоверность и защищенность данных;
  • регламентирование процедур обработки, хранения и передачи данных.

По данным Gartner Research [3], сегодня многие ИТ-компании предлагают свои решения, в той или иной мере реализующие виртуальную информационную среду PLM-решения. Однако PLM-решения различных производителей, представляющие собой наборы инструментальных средств создания интегрированных информационных сред, в разной степени реализуют концепцию CALS и удовлетворяют заложенным в ней основным принципам и базовым технологиям информационной поддержки жизненного цикла изделий. Часто обеспечивается лишь «островная» автоматизация со свойственными ей недостатками.

Компании, специализирующиеся на ERP-системах, напротив, стараются предлагать PLM-решения, охватывающие практически все этапы жизненного цикла изделий (конструирование, технологическое проектирование, производство, распределение, сервис и техобслуживание, продажи и маркетинг), аккумулируя не только системы CAD/CAE/CAM и PDM, но и ERP, CRM, SCM, TQM (Total Quality Management) и др.

Перед предприятиями стоит проблема принятия стратегического решения по выбору между набором точечных «лучших в своем роде» приложений и интегрированным продуктом от одного производителя. Большинство аналитиков склоняются в пользу интегрированных продуктов. При этом, однако надо четче оценивать возможности конкретной системы, например, применение некоторых из них ограничено сложностью проектируемых изделий и затруднительно для предприятий ряда отраслей [3-5].

iBaan for PLM

Решения iBaan (iBaan for PLM, Enterprise, CRM, SCM, TQM, Enterprise Enabling Technologies) стремятся к охвату всего жизненного цикла изделия и позволяют информационно связать различные системы и создать интегрированное информационное пространство. Особую роль здесь играет Web-технологии, позволяющие управлять межкорпоративными бизнес-процессами, а также реализация концепции CPC (Collaborative Product Commerce), позволяющая интегрировать приложения других производителей.

Продукт iBaan for PLM предназначен для создания на предприятиях авиакосмической промышленности, судостроения, станкостроения, автомобилестроения корпоративных информационных систем, обеспечивает поддержку полного электронного описания изделия (совокупность конструктивных, технологических, производственных, логистических, эксплуатационных данных и цифровых данных о качестве изделия). При этом решаются задачи, определяющие экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятий: сокращение затрат; повышение рентабельности, доходов; сокращение времени выхода новых изделий на рынок; сокращение потерь, связанных с принятием неоптимальных решений; повышение качества изделий.

Продукт представляет собой интегрированный набор программных модулей, в совокупности обеспечивающих заказчикам сквозное решение для реализации взаимодействия между практически неограниченным числом конструкторов, технологов, производственников и других участников бизнес-процесса на всем протяжении жизненного цикла изделия. В состав iBaan for PLM входят (рис. 1):

  • система управления данными об изделии — iBaan PDM;
  • системы анализа данных, поддержки принятия решений и подготовки отчетов — iBaan Lifecycle Analyzer, iBaan Lifecycle Reporter;
  • средства, позволяющие реализовать сотрудничество между бизнес-партнерами в расширенном окружении виртуального предприятия и совместное использование ими информации, относящейся к изделию, — iBaan Product Packager, iBaan PartnerNet, iBaan Enterprise Content Management;
  • интерфейс с MS Office и MS Project;
  • интерфейсы с системами автоматизированного проектирования;
  • интерфейс с iBaan ERP;
  • средство организации обмена данными между iBaan PDM и специфическими приложениями (системы CAD/CAM/CAE, системы управления проектами), интеграция с которыми отсутствует.
Рис. 1. Структура iBaan for PLM
Управление данными об изделии

iBaan PDM представляет собой основу информационной поддержки жизненного цикла изделий. Перечислим основные функции этого компонента.

  • Управление документами (хранение, безопасность, иерархические и неиерархические связи между документами, группирование в папки, твердые копии документов и др.).
  • Управление данными об изделии. В электронном хранилище данных накапливается и обрабатывается информация, составляющая электронное описание изделия (данные о составе изделия, его структуре и вариантах конфигурации; геометрические модели и чертежи, хранящиеся в различных форматах; технические характеристики изделия и др.).
  • Управление изменения и версиями. Реализован контроль над версиями (изделий и их компонентов, документов, файлов, папок и др.), хранение и доступ к информации о предыдущих версиях, многоуровневая проверка связей, предусмотрена возможность отмены действий по записи и извлечению данных из хранилища.
  • Управление конфигурацией изделия. Предусмотрено применение альтернативных (по дате и версии) компонентов изделий и др.
  • Управление потоками работ. Реализована возможность создания бизнес-процессов управления конструкторскими разработками и внесением изменений в проект: графическое представление последовательных и параллельных работ; гибкая структура потока работ; шаблоны потока работ; назначение одного или группы исполнителей работ; возможность автоматического выполнения отдельных работ; закрепление конкретных документов, деталей, сборочных единиц за отдельной работой; лист заданий с указанием приоритета выполнения работ и рассылка извещений о событиях по электронной почте; рассмотрение и утверждение работ; контроль за выполнением потока работ и т.д.
  • Запросы и отчеты. Предоставляется возможность контекстного поиска информации и поиска по атрибутам и специфическим категориям, различные сортировки данных; сохранение результатов запроса для дальнейшего использования; формирование и получение твердых копий отчетов.
  • Администрирование. Интегрированный контроль иерархических связей между объектами, устаревших и совпадающих объектов, ревизий. Создание, модификация и удаление шаблонов объектов (документы, папки, бизнес-процессы, детали).
  • Назначение пользователей и групп пользователей. Разграничение прав пользователей, гибкое изменение прав пользователей (как в рамках проекта, так и отдельного бизнес процесса). Использование масок для автоматической идентификации объектов.
  • Пользовательский интерфейс. Дружественный графический интерфейс пользователя позволяет обеспечить легкую навигацию, настройку и доступ пользователей к данным электронного хранилища (совместное использование изменяемых данных об изделии различными специалистами, в соответствии c выполняемыми ими функциями). Предусмотрено несколько типов рабочих пространств, в которых происходит реализация основных функций PDM. Работа авторизованного пользователя осуществляется в одном из рабочих пространств. Состав информации, представленной в рабочем пространстве, может быть персонализирован. Наличие встроенного средства просмотра документов, моделей и чертежей деталей и др., а также возможность использования
    Рис. 2. Архитектура iBaan PDM
    внешних приложений для визуализации данных.

iBaanPDM имеет трехуровневую архитектуру (рис. 2): сервер баз данных и сервер хранилища данных (Vault); PDM-сервер (IIS, MTS); PDM-клиенты (CFE).

Анализ данных и поддержка принятия решений

iBaan Lifecycle Analyzer обеспечивает поддержку принятия решений на основе анализа данных, имеющих отношение к проектированию и производству изделия. В продукте реализовано восстановление информации о разных изделиях (деталях) из iBaanERP для их сравнения и визуального представления различий. Это бывает полезно в случае анализа влияния распоряжения о конструкторских изменениях, реализуемого в iBaanPDM, на существующую уже в iBaanERP структуру изделия. Сравнение спецификаций изделий можно выполнить, когда оба изделия находятся в одной и той же системе (iBaanERP или iBaan PDM), или когда одно изделие находится в iBaan PDM, а другое — в iBaanERP. Сравнение спецификаций изделий осуществляется, как правило, в случае подготовки проектных изменений, когда влияние изменения проектных данных неочевидно. Основываясь на результатах проведенного анализа, может быть принято более обоснованное решение относительно содержания и времени внесения изменений в конструкцию изделия. Кроме того, можно обеспечить доступ к реальным данным о складских запасах деталей.

iBaan Lifecycle Reporter предоставляет возможность генерации различных документов, содержащих информацию, имеющую отношение к проектированию и производству изделия.

Средства для совместной работы

iBaan Product Packager и iBaan PartnerNet способствуют более эффективному сотрудничеству партнеров (заказчиков, поставщиков, субподрядчиков, производителей и др.), управляя передачей данных об изделии на всем протяжении его жизненного цикла. В условиях кооперации данные об изделии (чертежи, спецификации, различные документы и пр.) могут быть совместно использованы как авторизованными сотрудниками (пользователями, предопределенными в проектах PDM) в соответствии с их правами доступа, так и разными бизнес-партнерами в рамках виртуального предприятия.

Функция импорта позволяет получать данные об изделии из разных источников и импортировать их в iBaan PDM, предварительно осуществив процесс верификации. Функция экспорта осуществляет упаковку данных (структура изделия, документы, ссылочные документы и папки) и передачу метаданных в формате XML. iBaan Product Packager отвечает за отправку информации в требуемом формате одному или нескольким бизнес-партнерам, используя почту, рассылку уведомлений с указанием места размещения в сети пакета с данными или iBaan PartnerNet.

В iBaan PartnerNet экспорт данных осуществляется в форме публикаций, в состав которой могут входить данные из системы PDM (в виде пакетов, предварительно подготовленных в iBaan Product Packager), а также файлы и сопроводительная информация. Предусмотрена вторичная рассылка публикаций с возможностью добавления данных и расширения списка адресатов, фильтрация и архивирование публикаций. Аналогично, бизнес-партнер может импортировать пакет данных об изделии для использования в качестве исходной информации для заявки для предложения (Request For Proposals, RFP) или запроса на использование ресурсов (Request For Quote, RFQ). Выделенные проектно-ориентированные Web-области, которые контролируются PDM, обеспечивают безопасность совместно используемых данных об изделии; передача данных осуществляется с использованием протокола SSL.

iBaan ECM служит для управления документами, потоками работ и контроля изменений. Управление изменениями предполагает хранение наряду со старыми версиями и новых версий документов, а также хранение предыстории изменений каждого документа. Управление потоком работ позволяет автоматизировать бизнес процессы, включая ERP-объекты и связанные с ними документы. Интеграция с iBaan PDM обеспечивает доступ к хранилищу данных об изделиях и связанных с ними документов. iBaan ECM интегрируется также с приложениями MS Office, используя систему запросов для поиска документов. Предусмотрена также возможность связывания документов, включая отсканированные твердые копии документов, с любыми объектами ERP, управление ими, а также добавление электронной подписи авторизованных лиц на электронных документах.

Средства интеграции систем и приложений

Интеграция с MS Office и MS Project позволяет осуществлять обмен информацией между iBaan PDM и офисными приложениями. Функции управления документами реализуются непосредственно в среде MS Office, а все поддерживаемые файлы могут быть записаны в базу данных с автоматическим обновлением связей между различными типами документов. Открытие файлов в соответствующем приложении MS Office осуществляется путем формирования запроса для выбора требуемых данных из базы данных PDM. Запросы могут быть сохранены и повторно использованы. Интеграция между iBaan PDM и офисными приложениями обеспечивает не только редактирование файлов в соответствующем приложении, но и разграничение прав доступа пользователей к файлам.

В iBaan обеспечивается синхронизация изменений, произведенных конструктором с помощью CAD в моделях и чертежах изделия, с базой данных iBaan PDM, что устраняет дублированиt. Механизм управления изменениями и версиями предусматривает создание копии выбранной версии данных об изделии и изменение статуса данных при извлечении их из хранилища, что ограничивает доступ (например, только просмотр данных) других пользователей к этой версии до завершения процесса внесения конструкторских изменений. После утверждения конструкторских изменений данные заносятся в хранилище, формируя новую версию. Статус предыдущей и новой версии данных изменяется, и обе становятся доступными для пользователей.

Интеграция iBaan PDM с BaanIV/iBaan ERP реализована для подсистем «Производство», «Проект», «Сервис» и «Конфигуратор». Применение таблично заданного двунаправленного механизма передачи данных обеспечивает возможность обмена производственными и типовыми спецификациями изделия, данными о покупных, альтернативных, обслуживаемых деталях, бюджетах элементов и работ и пр.

В iBaanPDM создаются и поддерживаются структуры проектов, включая распределенную структуру работ (WBS), рабочий пакет (WP), проекты изделий и деталей. Предусмотрено взаимно однозначное соответствие между проектами Baan и проектами iBaanPDM.

iBaan for PLM в России

Начатая российским правительством работа по структурному реформированию предприятий военно-промышленного комплекса имеет целью создание крупных проектно-производственных вертикально-интегрированных структур, в рамках которых могут быть созданы коллаборации предприятий с четко выраженными ролевыми функциями при одновременном обеспечении качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Тем самым, складываются условия для создания на предприятиях ВПК полнофункциональных корпоративных интегрированных информационных систем, обеспечивающих поддержку всего жизненного цикла изделий. В связи с этим, возникает задача проведения реинжиниринга основных и вспомогательных бизнес-процессов сотен предприятий, решение которой может стать довольно сложным, если не использовать уже имеющийся опыт современной организации бизнес-процессов.

Литература
  1. Александр Левин, Евгений Судов, CALS - сопровождение жизненного цикла. // Открытые системы, 2001, № 3.
  2. NATO CALS Handbook, 2000.
  3. Markets, M-19-4411, M. Halpern, K. Brant. Gartner Research, 20 March 2003.
  4. Vendor Profile SAP PLM. AMR Research Vendor Profile, 2002.
  5. Jack Maynard, Research Director, Collaborative Business Solutions, Aberdeen Group, 2002 10 June.

Борис Рапопорт (brapopor@integrators.ru) — генеральный директор ГК «Альфа Интегратор — BAAN Евразия» (Москва).


Комплексная стратегия повышения эффективности процессов, влияющих на конкурентоспособность и качество продукции, за счет сквозной информационной поддержки ее жизненного цикла. PLM-решения позволяют создавать корпоративные информационные системы виртуального предприятия.

***

Компания Baan наряду с Airbus Industrie, Boeing, BAE Systems, военными ведомствами ряда западных стран и другими организациями участвует в проекте PLCS (Product Life Сycle Support), в рамках которого разрабатывается модель данных виртуального предприятия, включающего всех участников жизненного цикла продукта.

***

PLM-решения зачастую отождествляют с реализацией интегрированной информационной среды для конструкторско-технологической подготовки производства изделий. В частности, это связано с тем, что решения от компаний, выросших на базе систем автоматизированного проектирования, помимо CAD/CAM/CAE и PDM, включают интерфейсы к одной или нескольким альтернативным системам, а также интерфейс с ERP-системой.

***

Интеграция с системами автоматизированного проектирования (Solid Works, Solid Edge, Pro/ENGINEER, Unigraphics, AutoCAD, CATIA) предоставляет возможность конструкторам, не покидая привычного окружения, обращаться к основным функциям iBaan PDM. Конструктор может выбирать состав и форматы представления данных об изделии для хранения в базе данных PDM.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями