При обучении специальностям, связанным с естественными, гуманитарными науками или медициной, обычно не возникает вопросов, нужно ли получать фундаментальное образование. Однако для ИТ на этот вопрос сегодня нет готового ответа. Смогут ли завтрашние выпускники отечественных вузов на равных общаться с западными ИТ-специалистами? Как вообще наша система образования соотносится с западной? Обсуждение многочисленных проблем из области ИТ-образования можно найти в статьях данного выпуска журнала.

Особенность современного мира состоит в том, что в нем циклически возникают технологические волны. Каждая из них требует специалистов определенной квалификации. Одна за другой эти волны накатывают и уходят, но как человеку, на период профессиональной деятельности которого выпадет не одна такая волна, адаптироваться к ним и выбрать наилучшую стратегию? Сегодня наступил момент, когда в области ИТ необходимо начать строить новую серьезную научную базу, которая могла бы стать основой для практических исследований на ближайшие десятилетия. Научный потенциал, созданный за предыдущие годы, исчерпан и, в результате, в ИТ-образовании за три десятилетия мы еще не приблизились к уровню культуры присущему, например, создателям мостов, самолетов или зданий.

В этом выпуске читатель не найдет разбора преимуществ учебных центров или вузов, предлагающих сегодня натаскать слушателей на конкретные продукты и технологии. В конце концов, каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться. Перед нами не стоит задача быть третейским судьей в споре, кто преподает лучше. В информационных технологиях велик темп обновления как в использовании новейших аппаратных и программных средств, так и в новых применениях, следовательно, прежде всего, важно изучение основ, а не конкретных продуктов. Надо учиться серфингу не в конкретной волне, а постоянно совершенствовать свои знания в области сохранения равновесия на поверхности жидкой среды. Захлебывается и тонет не тот, кто погрузился, а тот, кто остался под водой.

В статьях данного номера содержатся лестные слова в адрес традиционной отечественной системы образования, в которой, в отличие от зарубежных учебных программ, предлагается более фундаментальный характер обучения, в частности, более углубленная и целенаправленная математическая подготовка, позволившая нашим программистам успешно решать сегодня сложные, нестандартные ИТ-задачи, например, на рынке офшорных разработок. Однако нельзя же вечно почивать на лаврах преимуществ советской системы образования. В свое время, поторопившись с закрытием программы создания собственных отечественных суперкомпьютеров, сегодня наша страна покупает супервычислители у Индии, и, может статься, что скоро будет учиться программированию у Китая. Как отмечают наши авторы, чтобы этого не произошло, надо перестроить систему ИТ-образования, возможно, в соответствии с Computing Curricula 2001, перейти на двухступенчатую структуру обучения «бакалавр/магистр» или, как обычно, предложить что-то свое, помня, однако, что в каждом решении содержатся все предыдущие. У каждой сферы деятельности свой Путь, но когда-нибудь он будет пройден, а потому надо начинать новый.

Однако, что лучше — проучиться четыре года и пойти работать или потратить еще два года, чтобы стать магистром? Во втором случае есть явная упущенная выгода — за два года можно найти работу и получить лучшую профессиональную подготовку в узкой, но востребованной области. Однако, согласно восточной мудрости, думающий на год сажает хлеб, на десять лет — дерево, на всю жизнь — воспитывает человека. С другой стороны, очевидно — многие руководители компаний ищут сегодня специалистов, которые могут писать код на конкретных языках с использованием конкретных инструментальных средств, рассчитанных на решение краткосрочных задач. Им не нужны программные инженеры, способные разрабатывать программное обеспечение с помощью наилучших практических решений на долговременную перспективу. Более того, компании предполагают, что их сотрудники уволятся через год — два и им не удастся воспользоваться преимуществами от долговременных знаний в области программной инженерии. Так образуется порочный круг. Разработчики регулярно меняют место работы, потому что компании не вкладывают средств в обучение, а компании практически не вкладывают никаких средств в предотвращение текучести кадров, потому что разработчики регулярно меняют место работы.

Изменять других и давать советы — дело неблагодарное. Другим такие изменения не нужны. Каждый профессионал должен найти свой способ учиться, одному он может подходить, другому нет, но все должны искать свой Путь. Есть только один способ достижения совершенства — действовать, и настоящий ИТ-профессионал отлично знает, что всегда имеет смысл пересаживаться на студенческую скамью, потому что время изменяется, а технологические волны имеют обыкновение периодически откатываться.