Компаниям-изготовителям стало выгоднее подключать к своим проектам субподрядчиков, производящих или проектирующих комплектующие изделия. Длительность жизни такой проектной группы определяется временем выполнения проекта или жизненным циклом изделия. Однако на практике оказывается, что работники такого предприятия географически удалены друг от друга, используют несовместимые платформы и программные решения — возникает необходимость в единой среде совместного ведения бизнеса, обеспечивающей одновременную работу в реальном времени, интеграцию данных в контексте больших сборок, интерфейс со средствами анализа и подготовки производства.

Понятие качества продукции стало сегодня более субъективным, а уровень качества стал определяться степенью соответствия товара набору характеристик, предъявляемых конкретным потребителем. Сегодня характерно также полномасштабное использование информационных технологий на протяжении всего жизненного цикла изделия, причем, в производственно-информационное пространство стало вовлекаться все большее количество участников. Кроме того, усилилась специализация производства. Сегодня изготовителям стало выгоднее подключать к своим проектам компании, производящие комплектующие изделия, а также конструкторские бюро в качестве субподрядчиков. Длительность жизни такой проектной группы определяется временем выполнения проекта или жизненным циклом изделия. В терминах технологий CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support — «непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия») такая структура названа «виртуальным предприятием» [1-2] и характеризуется общим информационным пространством, обеспечивающим (при соблюдении стандартов) совместное использование информации (рис. 1).

Рис.1. Виртуальное предприятие

Однако на практике оказывается, что работники такого предприятия географически удалены друг от друга, используют несовместимые платформы и программные решения. Отсюда возникает необходимость в единой среде совместного ведения бизнеса, обеспечивающей одновременную работу в реальном времени, интеграцию данных в контексте больших сборок, интерфейс со средствами анализа и подготовки производства. С точки зрения ИТ это означает поддержку совместной деятельности групп разработчиков, информационное сопровождение, управление транзакциями и т.д. Все это увязывается, например, через сервер приложений, над которым должна находиться система управления жизненным циклом изделия (PLM — product lifecycle management), в свою очередь координирующая работу модулей управления данными о продуктах (PDM — product data management), управления отношениями с клиентами (CRM — customer relationship management) и планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning) [3].

Компания SAP AG предложила интегрированное решение mySAP Product Lifecycle Management, в котором помимо компонентов платформы mySAP.com широко используется XML.

PLM от SAP

Решение mySAP PLM, координируя деятельность всего предприятия и связывая решения mySAP CRM и mySAP SCM, призвано обеспечить управление жизненным циклом изделия на всех его стадиях, начиная с момента возникновения первой идеи о продукте до его утилизации (рис. 2).

Рис. 2. mySAP Product Lifecycle Management

С точки зрения SAP, концепция PLM намного шире традиционных средств PDM, сфокусированного на производстве изделия и подразумевает поддержку пользователя или участника процесса разработки в любой точке жизненного цикла продукта, понимаемого теперь не только как произведенный товар, но и как процесс или услуга. Традиционный пакет приложений PDM сам по себе не обеспечивает решений для управления проектами, учету затрат, планированию или контролю ресурсов. mySAP PLM дает возможность интеграции с системой управления ресурсами предприятия и со всеми решениями mySAP.com, включая компоненты mySAP CRM, mySAP SCM, mySAP E-Procurement и mySAP Exchanges.

Аналитики CIMdata выделяют в жизненном цикле продукта три взаимосвязанных процесса: определение продукта, производство и поддержка его функционирования. Для систем категории cPDm (collaborative Product Definition management — «совместное управление определением продукта») важна полная координация и связь этих процессов. То, что в SAP называют PLM, включает в себя сPDm-функциональность, обеспечивая взаимосвязь трех процессов жизненного цикла. По мнению CIMdata, компания SAP является одним из ведущих поставщиков решений cPDm, рынок которых в 2000 году вырос на 62%, составив 2,86 млрд. долл., а к 2005 году вырастет до 13 млрд. долл. В своем отчете CIMdata (CIMdata, News release, 2001, February.) приводит также данные о нынешнем состоянии этого рынка. Основываясь на статистических данных по оборотам, аналитики CIMdata, основными игроками рынка cPDm называют компании SDRC, SAP, MatrixOne, PTC, UGS, IBM, Intergraph, Ariba Agile, Eigner+Partner и Smart Solutions (рис. 3).

Рис. 3. Состояние рынка решений cPDm

Все большую роль в продвижении решений SAP PLM играют партнеры. На сегодняшний день уже более 60 компаний-разработчиков и консультантов, среди которых Hewlett-Packard, IDS-Scheer, KPMG Consulting, TESIS WAMware и Unigraphics/Engineering Animation, предлагают своим клиентам решения на базе mySAP PLM.

На карте решения mySAP PLM (рис. 4) приведены шесть ключевых функциональных областей:

  • управление данными о продукте (Life Cycle Data Management);
  • управление жизненным циклом основного средства (Asset Life Cycle Management);
  • управление программами и проектами (Programm and Project Management);
  • сотрудничество на протяжении жизненного цикла продукта (Life Cycle Collaboration);
  • управление качеством (Quality Management);
  • охрана окружающей среды и труда, производственная медицина (Environmental Health and Safity).

Рис. 4. Карта решения mySAP PLM

Управление данными по продукту

Данные о продукте занимают значительную часть в общем объеме информации, используемой на протяжении жизненного цикла изделия. На основе этих данных решаются задачи производства, материально-технического снабжения, сбыта, эксплуатации и ремонта. Опыт показывает, что даже частичное электронное представление сокращает сроки производства изделия в полтора раза и приводит к уменьшению затрат на 50-80%. Согласно ключевому стандарту CALS-технологий ISO 10303 необходима гармонизация терминологии, типов, видов документов, форматов их электронного представления, протоколов работы с ними, средств защиты от несанкционированного доступа.

Для решения задач, связанных с накоплением, хранением и использованием больших объемов данных о продукте SAP PLM предлагает систему управления данными, в состав которой входит несколько компонентов.

  • Система управления документами - организация серверов-сейфов, создание версий, управление статусами, управление изменениями.
  • Управление структурой продукта - интегрированное проектирование продуктов и процессов, инструментальные средства проектирования - Engineering Workbench, встроенная визуализация и использование цифровых макетов.
  • Интеграция - готовые к использованию интерфейсы для решений в области САПР и геоинформационных систем (имеются интерфейсы с AutoCAD, Pro/Engineer, CATIA, Unigraphics, I-DEAS, SolidEdge, SolidWorks и др.).
  • Управление изменениями и конфигурацией - рекламации, уведомления, заявки/запросы на изменение (ECR/ECO - engineering change request/engineering change order), управление изменениями заказа.

Работа в такой системе позволяет в единой базе данных размещать все данные по разрабатываемым объектам, обеспечивая оперативный доступ, внесение и отслеживание изменений.

SAP одной из первой разработала прототип интерфейса для обмена данными по стандарту STEP (ISO 10303 STEP — Standard for the Exchange of Product model data). Двунаправленный интерфейс имеет двухуровневую структуру и охватывает конвертирование структуры и допустимых значений параметров. Схема предоставляемого интерфейса согласована с рядом протоколов, определенных для различных отраслей.

Управление жизненным циклом оборудования

Решение mySAP PLM помогает предприятиям при планировании, эксплуатации, техническом обслуживании и замене оборудования, обеспечивая им возможность достижения более высокого уровня контроля и точности работы оборудования. Управление жизненным циклом оборудования подразумевает целый ряд функций.

  • Управление техническими основными средствами - гибкая структура единиц оборудования с любым числом уровней иерархии, документация по основным средствам.
  • Плановое техобслуживание и ремонт оборудования - обработка данных по плановому техобслуживанию и ремонту оборудования, технологические карты. Планирование мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту может быть как простым, так и детальным. В зависимости от необходимости можно запланировать необходимые рабочие операции, расход материалов, потребность в персонале, сроки, утверждения, бюджеты и затраты. С помощью технологических карт можно спланировать объем работ и присвоить их планам предупредительного ремонта.
  • Совместная работа с деловыми партнерами - закупка услуг и деталей, Internet-каталоги деталей, размещение через Сеть заявок на сервисное обслуживание.
  • Обработка отключений работающей системы - поток процессов, список отключений, цикл обработки заказа, планирование использования основных средств, планирование маршрутов, планирование простоев.

Управление программами и проектами

Данная функциональная область предоставляет информацию для принятия стратегического решения по производимой продукции. Будучи интегрированным в mySAP Strategic Enterprise Management, управление программами позволяет оценить рентабельность проекта или производимого продукта. Предусмотрены возможности построения моделей процессов, проведения экспериментов с различными сценариями, разработки оптимальной долгосрочной стратегии. Существует также возможность анализа и уменьшения рисков.

В рамках решения mySAP PLM предлагается широкий набор функциональности, позволяющей реализовать современные методы управления проектами. Для эффективного управления проект должен быть хорошо структурирован — разбит на увязанные между собой пакеты работ. В системе проектов R/3 такая структура носит название «структурный план проекта». Для ведения проекта предоставляются инструменты Project Builder и «Календарный график проекта», позволяющие менеджеру планировать и координировать трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы на протяжении всего проекта. Календарный график включает в себя табличную и графическую область в виде диаграммы Ганта. Таким образом, при вводе детализированных данных пользователь видит картину всего проекта (рис. 5).

Рис. 5. Календарный график проекта

Интеграция с другими модулями системы SAP R/3 позволяет согласовывать планирование ресурсов с закупками, ведением запасов и планированием потребности в материалах. В сетевом графике планируются трудовые ресурсы, мощности, материалы, вспомогательные средства и услуги, необходимые для проведения проекта. Система проектов создает на этой основе заявки, резервирует необходимые материалы и автоматически контролирует доступность финансовых средств, мощностей или материалов, необходимых для проведения проекта.

Управление бюджетом контролирует утвержденный и деблокированный бюджет проекта. При вводе назначений, ориентированных на проект, система проверяет, предоставлены ли необходимые для этого средства.

Планирование мощностей контролирует необходимые мощности. С помощью графического календарного графика мощностей возможно своевременное предупреждение о несоблюдении сроков, дефиците производственных мощностей или перегрузках.

Поток операций улучшает коммуникационные потоки в крупном проекте — в частности, можно сразу же автоматически информировать отдел закупок об изменении количеств и сроков.

При проверке доступности материалов можно убедиться в наличии необходимого материала.

Анализ результатов в любой момент позволяет сравнить затраты по проекту, накопившиеся к контрольной дате с реализованной выручкой.

Поддежка взаимодействия

Поскольку 80% себестоимости продукта зависит от времени его подготовки к производству, то самый большой потенциал для сокращения затрат — это увеличение эффективности разработки. Тесная интеграция процессов проектирования, производства, сбыта и обслуживания повышает эффективность вывода нового продукта на рынок за счет обеспечения незамедлительной и непрерывной обратной связи на протяжении всех этапов разработки.

Функциональная область Life Cycle Collaboration обеспечивает среду взаимодействия, позволяющую предприятиям создавать коллаборации со своими деловыми партнерами с целью разработки более совершенных продуктов при более низких затратах и сокращении времени выхода продуктов на рынок. Кроме этого, механизмы поддержки взаимодействия позволяют предприятиям повышать эффективность разработки продуктов за счет расширения возможностей привлечения к работе внешних бизнес-партнеров своих клиентов. Life Cycle Collaboration решает ряд задач.

  • Совместное проектирование (конструирование) и управление проектами - поддержка виртуальных проектных групп, бизнес-процесса замкнутого цикла. Предоставляется доступ к информации для всех партнеров по бизнесу, независимо от наличия у них систем от SAP.
  • PLM-интеграция - открытые XML-интерфейсы для обеспечения взаимосвязей между неоднородными системами.
  • Решения в области электронных рынков.
  • Платформа для закупок и совместной деятельности через Сеть для предприятий машиностроения и для сети их партнеров, входящих в логистическую цепочку.

Управление качеством

Возросшая конкуренция привела к заметному ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции. Чтобы сохранить конкурентоспособность и вести безубыточную экономическую деятельность необходимо применять эффективные и результативные системы качества на всех уровнях жизненного цикла продукта, включающего маркетинг, проектирование и разработку технических условий, материально-техническое снабжение и закупку, разработку производственных процессов, собственно производство, контроль испытаний, сертификацию, монтаж, эксплуатацию, техобслуживание и утилизацию. По сути, речь идет о комплексной системе управления качеством.

Стандарты ISO 9000 предусматривают три модели систем обеспечения качества:

  • модель ISO-9001-94 - обеспечение качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании;
  • модель ISO-9002-94 - обеспечение качества при производстве и монтаже;
  • модель (ISO-9003-94) - обеспечение качества при окончательном контроле и испытании.

Функциональная область Quality Management, являясь по существу комплексной системой управления качеством, охватывает все стадии жизненного цикла продукта и предоставляет функциональность, обеспечивающую проверку качества в соответствии со стандартами ISO 9000:

  • обеспечение качества - инструментарий для планирования контроля;
  • управление качеством - управление процессами и их мониторинг, мобильная обработка информации, регистрация результатов контроля с оптимизацией процесса; регистрация результатов через Internet;
  • сообщения по качеству - средства доступа через Web-интерфейс, инструментарий для отдельных операций, база данных решений;
  • повышение качества - справочное руководство по управлению качеством, управление контрольной проверкой, основные показатели эффективности, имеющие отношение к качеству.

Охрана окружающей среды и техника безопасности

Компонент Environment, Health and Safety призван снизить затраты, минимизировать риски и учесть требования регулирующего законодательства, что способствует сохранению положительной репутации компании в глазах общественности, расширяет возможности по повышению квалификации персонала за счет поддержки обмена информацией в рамках всей организации. Кроме того, применение Environment, Health and Safety до 40% снижает время на заполнение бланков предписаний по технике безопасности. Environment, Health and Safety предоставляет следующую функциональность:

  • безопасность продукта - управление спецификациями (веществами), управление бланками предписаний по технике безопасности (MSDS - material safety data sheet);
  • обработка опасных материалов - управление данными предписаний по опасным материалам, контроль опасных материалов, осуществляемый в mySAP Supply Chain Management;
  • охрана труда - инспектирование на местах, оценка риска;
  • сбор и удаление отходов - утилизация опасных отходов, управление документами по утилизации отходов и документами, санкционирующими утилизацию конкретных отходов;
  • производственная медицина - протоколы санитарного надзора, медицинское обслуживание.

***

Необходимость организации бизнеса по принципам PLM осознали сегодня многие предприятия, пришедшие к выводу, что без единой информационной среды для всех участников жизненного цикла продукта сегодня не обойтись. Решения mySAP PLM взяли на вооружение такие компании, как ABB, BASF, Bayer, Bombardier Aerospace, Bosch Telecom GmbH, Coca-Cola, Exxon Mobil, Heineken, Kraft, Lockheed Martin, Mannesmann Sachs, Red Bull Sauber Petronas, Pratt & Whitney, Sagem, Samsung Display Devices, Siemens, Tetra Pak Data Systems, Volkswagen и Volvo. Единая информационная среда должна быть максимально интегрирована со средствами CAD/CAM/CAE, управления данными о продукции, управления отношениями с клиентами, планирования ресурсов предприятия с возможностью прямого доступа со стороны заказчика через корпоративную сеть и Internet. В этом смысле mySAP PLM является одним из решений, отвечающим этим требованиям и обеспечивающим интеграцию основных систем и технологий, применяемых на протяжении жизненного цикла продукта, без дублирования информации и данных, а также предоставляющим возможность точного контроля процессов разработки продукта и управления основными средствами.

Литература
  1. А.Г. Братухин, Ю. В. Давыдов, Ю.С. Елисеев и др. CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support - непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия). М.: МАИ, 2000.
  2. Александр Левин, Евгений Судов, CALS - сопровождение жизненного цикла. Открытые системы, 2001, № 3.
  3. Дмитрий Волков, Победители "Формулы". Открытые системы, 2001, № 12.

Наталья Тоскина (n.toskina@sap.com) — консультант компании SAP CIS (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями