Пару лет назад в беседе со мной менеджер одной из ведущих в России компаний — системных интеграторов посетовал — все хорошо у входивших в ту пору в моду решений класса B2*: отличный интерфейс, быстрая реакция, консолидированное и актуальное содержание, да не хватает общения. В погоне за эффективностью ИТ-решений потерялся человек, как-то забылось, что не было еще случая, чтобы даже самая совершенная технология определяла исход проекта.

Воистину, мир, который мы ищем, — не тот мир, который мы видим. Беремся за одно, получаем другое. Еще совсем недавно телекоммуникационные компании считали, что биллинг — основа бизнеса, однако, сегодня оказалось, что, нарастив клиентскую массу и приспособившись брать деньги за услуги, надо, оказывается, учиться теперь холить и лелеять абонентов. А как это сделать, когда число владельцев мобильных телефонов измеряется миллионами? Настала пора говорить не о всевозможных B2*, а о F2F (Face-to-Face) и соответствующих им технологиях. Не лучше ли, как утверждают ведущие специалисты, мнения которых относительно перспектив развития программной индустрии мы разместили в данном номере журнала, обратить свои взоры на персональный подход, довооружив программы видеотелефонами, переводчиками и другими разрушителями барьеров межличностного общения?

Сегодня на повестке дня новый лозунг, «информация — это часть бизнеса», а не «информация для бизнеса» как было еще вчера. Ценность компании состоит не только в ее знаниях, но и форме и скорости, с которой она сумеет перенести их своим клиентам. Как ИТ-компаниям подготовиться к жизни в будущем? Прежде всего, возродить традиции общения покупателя с продавцом, когда владелец маленького магазина знал в лицо всех своих клиентов. Не сомневаюсь, ИТ-компании прекрасно выполнят эту задачу, но готовы ли сами клиенты к окончательному погружению в пучину высоких технологий?

С одной стороны, сегодня у человека появилась возможность проявить себя на новом поприще ИТ-решений, например, в качестве разработчика поисковых машин; серверов приложений; Web-служб, стирающих грани между людьми и устраняющих различные языки как досадное и временно необходимое зло. Два народа, давшие величайших стилистов, — греки и французы — не изучали чужих языков. С другой стороны, человек разучился думать, читать толстые книги и журналы, а для получения требуемых данных обитатели Internet обычно бросаются в Сеть, где пытаются черпать вдохновение из далеко не лучших источников. Одним из серьезных следствий этого стало неумение индивидов публично представлять свои идеи и результаты: голос, презентация, общение с живой аудиторией, написание статей, наконец. Сегодня больше акцент приходится на конкретный синтаксис, а не на обобщение и рассмотрение проблемы по существу. Неожиданно выяснилось, что преимущество оказалось у авторов и разработчиков из глубинки, имеющих пока еще время думать, читать журналы и книги, меньше отвлекаясь в силу разных причин на малоинформативные поиски в анналах Сети. Не говоря уже о том, что в первоисточниках иногда скрываются мысли, которые можно осознать только индивидуально при личном осмыслении и которые не в состоянии заиндексировать поисковые агенты.

Технологии вокруг Сети сами по себе не ведут к повышению производительности труда — человек затрагивается либо очень слабо, либо выступает тормозом. В России высокотехнологичные решения еще незначительно влияют на национальную экономику, а Сеть важна для средних компаний, имеющих распределенную инфраструктуру — но таких очень мало. Аналогичная картина наблюдается не только у нас. Взять хотя бы корпорацию Boeing, которая еще в 1986 году, начиная работы над лайнером «777» объявляла, что все проектно-конструкторские работы и подготовка производства будет вестись исключительно на электронных моделях, без создания реальных прототипов и бумажных носителей, чертежей, калек и т.п. И что же? Да, безусловно, в корпорации сегодня работают мощные ИТ-конфигурации, своя собственная интегрированная система, увязанная со всеми системами автоматизации. Но... по-прежнему в цех поступают бумажные чертежи, с которых рабочие вручную линейкой снимают размеры, копируют и передают на разные производственные участки. Причина — недостаточная квалификация кадров. У корпорации нет проблем с технологиями — есть проблема персонала, реструктуризации которого мешают, в частности, местные власти, а переподготовка стоит больших денег, да и удержать у себя квалифицированного специалиста намного труднее.

Нельзя забывать старую истину — «социум не успевает за своими же творениями». Пузырь электронного бизнеса лопнул, оставив человека опять наедине с созданной им информацией. На первый план теперь вышли F2F, C2C (customer to customer) или что там еще?