Результаты международных конференций и выставок по аутсорсингу свидетельствуют, что российские компании отнюдь не затерялись в тени, отбрасываемой индийскими и ирландскими игроками рынка глобального программирования. Совершено напрасно некоторые отечественные компании опасаются принимать участие в такого рода форумах. Более того, пришло время консолидированных выступлений разработчиков из России и ближайшего зарубежья. Определенный шаг в этом направлении уже сделан: создана ассоциация разработчиков программного обеспечения (АРПО), ставящая своей целью объединить ведущих представителей отечественной программной индустрии, которые до сих пор врозь и с разной степенью успеха предлагали свои услуги международному ИТ-сообществу. Уже назрела необходимость в сильной, представительной организации с профессиональным управлением, четкой структурой, корректными этическими принципами и программой действий. К сожалению, на пути интеграции наших специалистов в мировое ИТ-пространство возникают препятствия чисто субъективного порядка. Так, не успев еще толком образоваться, АРПО подверглась критике извне и изнутри. Возможно, это и нормальный ход событий, но не надо забывать, что отечественные компании уже продемонстрировали рынку информационных технологий высокий уровень своих разработок. Однако настоящая слава — это когда имя ценится дороже, чем конкретная работа.

Трудно ожидать, что нас ждут на рынке аутсорсинга с распростертыми объятьями. Желающих предложить здесь свои услуги немало. Индийцы многочисленны, прекрасно организованны и неплохо знают европейский и американский ИТ-рынки. Опыт организации тамошних программистских коллективов, изложенный в одной из статей данного выпуска журнала, надеюсь, поможет разобраться в причинах такого положения дел.

Cовременный бизнес-процесс, распределенный по нескольким организациям, — это люди, общающиеся между собой через каналы передачи информации. Любой бизнес — это общение, но, даже когда бизнес-процесс отлажен и представлен хорошо структурированной последовательностью компьютеризованных шагов, каждый этот шаг осуществляется человеком, который, к сожалению, часто берет на себя не интеллектуальную роль, а рутинные функции интерфейса между двумя компьютерами. Необходим инструмент, способный заставить две информационные системы общаться между собой без постоянного участия человека. Таким инструментом и стали Web-службы, обеспечивающие возможность беспрепятственного общения информационных систем между собой. Важно, что сегодня есть основания для оптимизма — успех любой технологии зависит от позиции ведущих игроков ИТ-рынка и от поддержки множества небольших независимых поставщиков решений.

За Web-службы уже проголосовали как гиганты, так и карлики компьютерной индустрии. 2001 год был ознаменован публично обсуждаемой гонкой между Microsoft и Sun Microsystems к еще не вполне определенной цели, которую назвали Web Services. На самом деле сводить все, что творится в этой сфере, к противоборству двух извечных оппонентов принципиально неверно.

Сейчас с уверенностью можно констатировать только то, что ситуация, связанная с Web-службами, характеризуется крайней неопределенностью и поэтому предложить взвешенное мнение о сути этого явления еще предстоит. Требуется какое-то время, чтобы появился сухой технологический остаток, необходимый для обсуждения в том строгом виде, который принят в нашем издании. Мы постараемся сделать это в ближайших выпусках журнала, а публикуемая подборка — только первый шаг на этом пути.