Так же, как основу всего человеческого бытия составляют любовь и голод, так и в основе развития высоких технологий лежит любовь к совершенству ИТ — решений, направленных на утоление информационного голода. Привычная форма хранения информации — это файл или их набор. Способам организации надежных файловых систем мы и решили посвятить данный номер журнала. Так же, как и в искусстве, в ИТ истинных мастеров построения файловых систем не так уж и много, в основном, это вариации на темы наиболее удачных решений от лидеров, о которых и пойдет речь.

На первый взгляд слово «проект» не несет в себе ничего непознанного — любой менеджер волен считать проектом те процессы, которыми руководит. Однако далеко не всякая деятельность, происходящая в компании, имеет право называться проектом, который, в отличие от текущих операций, повторяющихся из раза в раз, носит временный характер и имеет своей целью создание уникального продукта или услуги. Есть специальная дисциплина — «управление проектами», описывающая понятия и методики проектной деятельности. Если есть дисциплина, то имеются и соответствующие учебные программы подготовки менеджеров по управлению проектами. Тема очередной рубрики «Академия ОС» — обзор деятельности отечественных учебных центров, предлагающих своим слушателям полюбить дисциплину управления проектами.

Каждый не раз уже сталкивался с разного рода сервисом, будь то торговое обслуживание, мобильная связь или выяснение причин неполадок кабельного телевидения. Реклама подобных услуг обычно выглядит заманчиво, однако на поверку оказывается, что, либо нужной вам модели устройства нет в наличии, либо от вас требуются дополнительные временные или материальные ресурсы для получения запрашиваемой услуги, либо поставщик не способен ответить на элементарный вопрос. Если не брать в расчет заведомо сытых бизнесменов, слабо заинтересованных в работе с клиентами, многие из нестыковок при обслуживании возникают не по злобе продавца, а из-за информационного голода — неумения обеспечить согласованное информационное обслуживание своего бизнеса. Еще вчера все в бизнесе, вроде бы, было просто и понятно, а сегодня уже нельзя обойтись без управления конфигурациями и изменениями обслуживаемой инфраструктуры. Основная цель построения всякой системы управления состоит в достижении состояния, при котором все объекты управления «накормлены» — находятся под контролем и готовы адекватно реагировать на управляющие воздействия. Компьютерное сообщество к сегодняшнему дню накопило богатый опыт по способам утоления такого голода. В рубрике «Руководителю проекта» мы разместили статью, посвященную процессам управления конфигурациями и изменениями, вокруг которых вращается сегодня вся управленческая деятельность бизнеса.

Продажа операционной системы, как самостоятельного продукта, не привязанного к конкретной аппаратной платформе — это сегодня весьма тяжелый бизнес, что в полной мере ощутили на себе, например, компании Novell и SCO. Тяжелые дни наступили и для поставщиков Linux — даже самые известные и любимые компьютерным сообществом поставщики клонов этой операционной системы были и остаются убыточными. Закончился период, когда можно было существовать за счет разогретых ожиданий инвесторов — пора выходить на самоокупаемость и начинать приносить прибыль. Даже если ОС ничего не стоит, то стоимость ее владения от этого нулевой не становится, поэтому достаточно эффективными, а, следовательно, и прибыльными, могут оказаться управляющие системы, поддерживающие каталоги для администрирования серверов и рабочих станций Linux посредством централизованно задаваемых правил и политик. Об одном из таких решений, демонстрирующем как полюбить процесс управления конфигурацией из сотен серверов и пойдет речь в рубрике «Операционные системы».

Считается, что в здоровом теле здоровый дух. На самом деле, все как раз наоборот. Так и успех предприятия зависит, прежде всего, от «здоровья» его духа — корпоративных знаний. Как следует из многочисленных бесед с лидерами ИТ-департаментов крупнейших российских компаний, сегодня руководство бизнесом, неспособное насытиться предоставляемой ему информацией, все чаще проявляет интерес к задаче упорядочения знаний компании и унификации средствами внутрикорпоративных стандартов. Отдавая дань моде или беспорядочно пытаясь утолить свой информационный голод, предприятия привлекают консультантов или разрабатывая стандарты своими силами, часто не осознавая потребности в них, и не оценивая возможных результатов.