Бизнес-модели, основанные на ПО с открытым кодом (open source software — OSS), благодаря свойственным ему ускоренным темпам технического совершенствования открывают перспективы роста перед начинающими компаниями и мелкими производителями. OSS хорошо подходит желающим отказаться от собственнической модели и использовать открытый код в качестве орудия конкурентной борьбы с лидерами в определенной области.

Молниеносный захват рынка на ранних этапах его существования, одна из разновидностей классической стратегии привлечения клиентов за счет продажи товара в убыток, сам по себе в конечном счете приносит деньги производителям, доминирующим на очень крупных рынках. Лидерам рынков собственнического ПО, особенно в секторах операционных систем и инфраструктурного промежуточного ПО, обычно принадлежит 50-70% от общего объема продаж и свыше 90% от всей прибыли. Для игроков второго эшелона эти факторы могут послужить мотивом к совершению переворота. Кроме того, они привлекают новых игроков в переломные моменты развития технологий, сулящие ускорение роста оборота и чрезвычайно высокую рентабельность тем, кто в конечном счете станет победителями. С точки зрения разработки и стоимости OSS имеет преимущества перед собственническими решениями. Студенты компьютерных факультетов имеют возможность изучать OSS, черпать знания из исходных текстов и экспериментировать с ними. Молодые программисты также завоевывают известность за счет своих вкладов в OSS-проекты.

Открытый код уже одержал ряд важных побед над сильнейшими из производителей собственнического ПО. В частности, Web-сервер Apache намного опережает аналогичные продукты компаний iPlanet и Microsoft по доле рынка, благодаря своей низкой стоимости, независимости от поставщиков, наличию множества имеющих опыт его администрирования пользователей и поддержке разработчиков. Linux обошел по объемам поставок все остальные виды Unix для платформы Intel, влючая долгое время удерживавшую лидерство SCO. СУБД с открытым кодом занимают крепкие позиции на рынках ОС с открытым кодом и популярных Internet-решений младшего класса. В этом же секторе IBM WebSphere Standard Edition и серверы Web-приложений компаний BEA и iPlanet вытесняются Enhydra, расширениями Apache и Zope, особенно популярными среди начинающих компаний и в развивающихся странах. Угроза собственническому ПО исходит от преимуществ OSS, аналогичных преимуществам Internet, т. е. открытости, свободы адаптации и т.д.

OSS уже занимает крепкие позиции или набирает очки в секторе операционных систем, инфраструктуры Web, серверов Web-приложений, СУБД для малых предприятий и отделов, основанных на Web баз данных с динамической генерацией Web-страниц, технических и встроенных вычислительных систем, а также ПО для серверных устройств.

Учитывая эти достижения, OSS ставит под угрозу фирмы, основным источником доходов которых является плата за клиентский доступ и лицензионные сборы за собственническое ПО. Открытый код переносит на программное обеспечение действующую на рынке оборудования бизнес-модель устаревания и превращения в товар массового потребления - модель, к которой трудно адаптироваться традиционному поставщику ПО, особенно лидеру.

Многие из производителей, использующих бизнес-модели открытого кода, с самого начала развивались не как поставщики традиционного ПО. Наблюдая рост доли рынка OSS и крепость его позиций на стратегических Internet-рынках, поставщики традиционного ПО идентифицируют для себя угрозы со стороны открытого кода и возможности, представляемые новыми бизнес-моделями. Естественно, поставщики традиционного ПО имеют возможность перенять эти бизнес-модели целиком или частично, в зависимости от ассортимента своей продукции. Но даже и в этом случае открытый код представляет собой ощутимую и весьма реальную угрозу привычным схемам ведения бизнеса.

Существует четыре основных угрозы со стороны открытого кода.

? Ценовое давление. Поскольку лицензии открытого кода, по сути, требуют бесплатной дистрибуции ПО и его модификаций, цены на схожие традиционные продукты необходимо снижать, чтобы не уступать OSS и бороться с утратой доли рынка. Например, SCO не может брать по 2000 долл. за Unix для платформы Intel, в то время как Linux доступен бесплатно, а Microsoft монополизирует сектор настольных систем. Традиционные производители могут, однако, частично возместить себе потери, делая свои программные продукты более качественными по сравнению с OSS, и взимая за это дополнительные деньги.

? Достаточно хорошая функциональность. «Достаточно хорошие» программы (но не лучшие) могут частично потеснить продукты поставщиков традиционного ПО, которые слишком часто бывают ориентированными на массовый рынок. Более сложная (и дорогая) функциональность на ранних этапах своего развития всегда ориентирована на относительно небольшую группу пользователей-специалистов. Но даже действующим на этом рынке производителям все же нужно четко понимать, что рынок высокоразвитого ПО будет расширяться и углубляться. Если развитая функциональность не сумеет привлечь более широкий круг пользователей, заказчики, естественно, будут приобретать альтернативы с открытым кодом, пусть и менее развитые. На очень крупных массовых рынках доминирующие поставщики OSS кроме наращивания объемов поставок имеют массу возможностей для роста за счет реализации дополнительных стратегий в области продуктов и услуг. Размер массового рынка сам по себе обеспечивает снижение цен за счет высоких объемов поставок, что позволяет конечным победителям получать ощутимые прибыли даже при незначительном увеличении стоимости своей продукции.

В некоторых случаях OSS может даже обойти по функциональности традиционные продукты. Например, Apache стал первым из Web-серверов, в котором появилась популярная среди провайдеров Internet функция IP-aliasing, позволяющая размещать на одной системе по нескольку доменных имен Internet.

? «Эффекты сети», обусловленные знанием и изучением ПО и инструментальных средств массового использования. Расходы на обучение пользователей новой технологии составляют значительную часть от общей стоимости владения, превыщающую цену на сам программный продукт. Компания с большой базой пользователей, знакомых с продуктом и сопровождающими его инструментальными средствами, может использовать это знакомство, выпуская новые версии или выходя на смежные рынки. Этот вид эффектов сети может варьироваться в зависимости от типа пользователя - разработчики ПО используют API, системные администраторы - определенные средства администрирования, пользователи работают с графическими пользовательскими интерфейсами, а руководители устанавливают отношения с поставщиками. Сформировавшись, эта сеть партнеров и пользователей решений с открытым кодом уже не разрушается, и позволяет решать маркетинговые проблемы более мелкого порядка вроде приобретения приверженцев и лояльности заказчиков.

? Давление стандартизации. Последняя угроза со стороны движения открытого кода - это его инструментальные средства и культура, которая считает своим врагом всевозможные технологические барьеры, воздвигнутые производителями традиционного ПО.

Производители систем и традиционного ПО разрабатывают стратегии открытого кода

Производители платформ применяют четыре основных метода борьбы с экспансией открытого кода.

  • «Лобовая» конкуренция (Microsoft и Sun).
  • Поставки как собственнического ПО, так и ПО с открытым кодом (IBM и Compaq).
  • Признание ПО с открытым кодом там, где оно овладело массовым рынком (Linux и Apache), игнорирование OSS или конкурентная борьба с ним на других сегментах. Эта стратегия влечет за собой взятие на вооружение некоторых бизнес-моделей OSS (Compaq, IBM и Oracle).
  • Переход на платформу с открытым кодом и получение прибыли за счет иных областей (Netscape, SGI, Transmeta).

«Лобовая» конкуренция. Microsoft поставляла свой HTTP-сервер Internet Information Server (IIS) в составе Windows NT Server не только ради нанесения контрудара в ответ на успех сервера Netscape, но также и ради конкуренции с Apache. Удобная форма поставки, интеграция со стеком решений Microsoft и «бесплатность» сделали IIS более привлекательным, чем Netscape, и в результате Microsoft нарастила свою долю рынка. Однако поскольку IIS не имел преимуществ OSS, он не смог обойти Apache, который продолжал отбирать рынок у остальных Web-серверов. По данным Netcraft, IIS занимает сейчас второе, весьма отстоящее от первого, место.

Естественно, деятельность Microsoft также можно охарактеризовать, как классическую стратегию расширения сферы безраздельного владения за счет привязки нового продукта к уже созданной монополии и захвата в ее тиски нового, зарождающегося сектора.

Некоторые из традиционных поставщиков Unix также открывают доступ к исходным текстам своих продуктов. В частности, этот подход, как ответ на рост популярности Linux, использовала Sun. Тем самым она пыталась сохранить жизнеспособность своего сообщества разработчиков и заинтересованность в Solaris у высших учебных заведений. SCO тоже открыла доступ к своим исходным текстам, и тоже в основном для сообщества разработчиков. Несмотря на очевидную позитивность этих мер, ни Sun, ни SCO полностью на открытый код не перешли, и ни та ни другая не сохранила таких преимуществ открытого кода, как свобода копирования и распространения. Тем не менее инициативы Sun, похоже, оказалось достаточно для поддержания лояльности сообщества разработчиков ПО для Solaris.

Поставки как собственнического ПО, так и ПО с открытым кодом. И IBM, и Compaq позиционируют Linux, как Unix-систему младшего класса, которой не хватает функций готовности и масштабируемости корпоративного уровня, имеющихся в AIX и Tru64 Unix, соответственно.

VA Linux Systems поставляет и СУБД с открытым кодом MySQL, и СУБД Oracle, позиционируя их аналогичным образом.

Признание ПО с открытым кодом там, где оно заняло массовый рынок, игнорирование OSS или конкурентная борьба с ним других сегментов. Эта стратегия влечет за собой взятие на вооружение некоторых бизнес-моделей OSS. И IBM, и Oracle переносят свое промежуточное ПО на Linux. IBM применяет агрессивный подход, перенося в Linux все свое ключевое промежуточное ПО, которое могло бы найти применение на данном рынке. Oracle также переносит в Linux свой пакет СУБД, но не целиком, так как Linux, по мнению компании, пока еще не является крупномасштабной корпоративной системой. Оба этих производителя видят возможность получения выгоды за счет выпуска своего высокоразвитого ПО для платформы, считающейся воплощением идеи OSS. Их основные конкуренты, продолжающие продавать системное ПО под частной маркой, впоследствии будут испытывать из-за этого трудности.

SCO активно осваивает бизнес Linux-услуг, используя свой опыт в области Unix. Разработчики ПО для SCO Unix вносят наибольший вклад в развитие Linux. Unix-продукты SCO основаны на платформе Intel, не популярны у разработчиков Internet-приложений, базируются на закрытой архитектурной модели и собственнической бизнес-модели. Перспективы роста для SCO лежат в промежуточном ПО, подобном Tarantella, и в Linux-услугах.

? Переход на платформу с открытым кодом и получение прибыли за счет иных областей. SGI активно переносит в сферу Linux свой опыт в области оборудования и графики, надеясь таким образом привлечь широкий круг пользователей, занимающихся развертыванием и разработкой Linux-приложений. SGI сосредоточила усилия на аппаратном обеспечении, технической поддержке и услугах.

Об авторе

Пьеру Фрике можно написать по адресу pfricke@dhbrown.com.


Copyright D.H. Brown Associates, Inc., 2000. Tech trends Newsletter (www.dhbrown.com), July/August 2000, Pierre Fricke, OSS: Threats and Opportunities. Перевод статьи печатается с разрешения компании D.H. Brown Associates.