Почему так много шума по поводу Internet-проектов? Да просто все хотят погреться вокруг реальных, а больше виртуальных (т. е., в противоречие прямому переводу с английского, вымышленных) проектах. В пресловутые времена застоя бытовал анекдот. Вопрос - «Правда ли, что при коммунизме товары и продукты можно будет заказывать по телефону?» Ответ: «Правда, только получать их придется по телевизору». Если заменить «телефон» на «Internet», выйдет замечательная иллюстрация отечественного лихолетья под знаком E.

Как-то довелось присутствовать на презентации компании NetBridge. Речь шла о сайтах list, boom, mirumir и др. И что же там прозвучало рефреном: «Успех наших проектов полностью зависит от профессионалов, которых удается привлечь». Успех сайта mirumir — от художников, рисующих открытки, успех list — от редакторов и журналистов. Получается, что, вопреки заявлениям PR-служб о революционизирующей роли Web, речь идет всего лишь еще об одном средстве доставки товара потребителю, скажем, газет и журналов. Что-то типа газетного киоска, расположенного, правда, на бойком месте, с шустрым молодым киоскером, мимо которого ежедневно «проходят» заведомо заинтересованные покупатели.

Все это относится к сайтам, предлагающим осязаемые товары. А как обстоят дела с Web-сайтами, декларирующими рекламу как основной источник своих доходов. Их популярность, выражаемая количеством посещений и качеством целевой аудитории, зависит, прежде всего, от профессионализма технических сотрудников и творческих работников, решающих проблему содержания или, как модно сегодня говорить, контента. Была популярна печатная версия газеты «АБВ» — будет пользоваться спросом и сайт, для создания которого привлечена та же команда. Была убогая газета — никакие уловки не помогут.

Но если Web-проекты в подавляющем большинстве своем еще не дотягивают до компаний, работающих на традиционных полях бизнеса, журналистики, дизайна и т.п., то из чего же тогда вырос ажиотаж вокруг всего, что пишется через «e-»? Прежде всего, из желания испить из чаши инвестиций, главным образом, североамериканских. По данным Busines Week, в 1999 году в США доля разработок и исследований, проводимых за счет венчурного капитала, впервые превысила долю фундаментальных и прикладных разработок вместе взятых. Если в 1998 году на фундаментальные исследования в США расходовалось около 10 млрд. долл., на прикладные 35 млрд. долл., а венчурные капиталисты вложили в разработки только 18 млрд., то через год ситуация изменилась коренным образом: доля венчурного капитала составила почти

50 млрд. долл., финансирование фундаментальных исследований не изменилось, а на прикладные разработки ушло 38 млрд. долл.

Итак, пока у «звезд» имеется невостребованный потенциал, позволяющий им размениваться на работу «налево» по наполнению разного рода контент-проектов, до тех пор будут существовать прибыльные порталы. А что потом? Нет виртуальной жизни без реальной.

Чтобы поправить свои дела Amazon начал торговать информацией о клиентах. Агентство новостей Press Association объявило о продаже Зеленоволосой Анановы, читающей новости на сайте Ananova.com. Причина краха очевидна: для соревнования, скажем, с CNN, нужны такие же профессионалы и аналогичная по мощности инфраструктура. Тем временем, российские сайты еще не могут справиться с пиковыми нагрузками. Но расширить каналы можно достаточно быстро (если же этого пока не происходит, то самое время задуматься, так ли уж много свободных денег в Сети?), а вот совершенствоваться содержательно — проблема. Как и в традиционных отраслях, успех все равно будет за профессионалами, а не за «крутыми» сайтами, с миру по байту собирающими себе наполнение. В Internet всегда по-настоящему ценились идеи, а не деньги. В конце концов, тот, кто купит электронный бизнес, также рассчитывает получить прибыль с покупки. Вскормленный искусственно на инвестиционных деньгах Internet-ажиотаж будет способствовать лишь торжеству посредственности.

Что случилось - почему молчат? Идет нормальная работа. И за черту никто уже не заступил! И слух о сверприбыльности Web уже не является как прежде основой маркетинга.

Дмитрий Волков, ответственный редактор журнала «Открытые системы»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями