Среди многочисленной армии ERP-систем, представленных на Российском рынке имеется серия программных продуктов, предназначенных для «среднего рынка» и только для промышленных предприятий - той категории реального бизнеса, к которой относится сегодня абсолютное большинство российских предприятий. Речь идет о SyteLine Suite - группе продуктов предлагающих достаточно интересное расширение методологии управления предприятиями, соответствующее современным тенденциям рынка.

Флагманским продуктом и ядром продуктовой линейки компании Symix является интегрированная ERP-система SyteLine, «вокруг» которой концентрируется ряд приложений, предназначенных для решения более специфических задач, как правило наиболее интересных только для отдельных отраслей и/или отдельных предприятий. В зависимости от специфики бизнеса и организации технологического процесса, многие из этих приложений могут работать как в автономном режиме с последующей передачей данных в интегрированную систему, так и в режиме полной интеграции в условиях офиса. Такой подход позволяет создать настраиваемую среду бизнес-приложений с параметрами для конкретного предприятия. Кроме того, он выгоден и с точки зрения цены - нет необходимости приобретать расширения, если они не требуются.

Кроме того, такой подход позволяет реализовать с относительно небольшими затратами существенно более расширенную, по сравнению с ERP, трактовку методологии управления ресурсами предприятия, которую компания Symix назвала CSRP (customer synchronized resource planning - планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем). Возникновение и развитие этой концепции связано с важными тенденциями, появившимися в промышленности в конце 90-х годов [1]:

  • переход к гибким, легко перенастраиваемым производствам, потенциально способным производить широкую номенклатуру товаров на одном и том же оборудовании;
  • переход к конфигурируемым под требования конкретного потребителя товарам (вместо стандартных массовых продуктов);
  • широкое развитие взаимоотношений покупатель-поставщик (в том числе развитие аутсорсинга по обслуживанию сложно технических продуктов, электронной коммерции и т.д.).

Ныне известную концепцию CRM (customer relationship management - управление взаимоотношениями с заказчиками) можно считать тесно связанной с CSRP. Концепция CSRP основана на расширенной трактовке понятия «Потребности» клиентов. В отличие от обычной для MRP II - ERP трактовки данного понятия [3] как списка товаров, которые необходимо произвести и вытекающего из него списка материалов и компонентов, которые необходимо закупить для реализации процесса производства, CSRP рассматривает потребность неотрывно от жизненного цикла товара, включающего как производство так и послепродажное обслуживание, а также циклы маркетинга и разработки нового товара. Естественно на всех этапах важное внимание уделяется обслуживанию покупателей и максимальному удовлетворению их потребностей. Такой подход полностью согласуется с концепциями CRM и Supply Chain. На рис. 1 схематически представлены компоненты новой концепции производственного управления.

Рис. 1. Компоненты концепции производственного управления CSRP

Для реализации концепции CSRP потребовалось реализовать или интегрировать в SyteLine Suite достаточно много новшеств методологии производственного управления, в частности, полноценный Web-интерфейс, системы анализа данных и прогнозирования: OLAP, нейросетевой анализ, интерфейс с системами АСУТП и штрих-кодирования. В Российских условиях наибольший практический интерес вызывают две методологии - это управление конфигурируемыми спецификациями и расширенное производственное планирование и диспетчирование (APS - advanced planning and scheduling). Так как такие решения пока мало известны в России, хотя практически и востребованы, то стоит поговорить о них подробнее.

Конфигурируемые спецификации и модуль конфигуратора продукции

Важное значение для удовлетворения потребности покупателей имеет модуль конфигуратора продукции, основная задача которого - управление конфигурируемыми под каждый заказ клиента спецификациями, снимающее, в частности, проблему неуправляемого роста справочника продукции при наличии большого количества мало изменяемых товаров. Кроме того, модуль позволяет оперативно и точно оценить стоимость заказа на конкретный товар для конкретного потребителя, причем не только с учетом включения или исключения отдельных опций в товар, но и с учетом особенностей технологического процесса, специально разработанного для выполнения конкретного заказа. Немаловажно, что модуль позволяет запустить продукт в производство немедленно после завершения процесса конфигурирования, согласования спецификации и цены с заказчиком.

Вполне естественно, что менеджер, принимающий заявку, может не знать обо всех тонких технологических соотношениях между материалами и компонентами, использованными при конфигурировании заказа, и, тем более об элементах производственного процесса. Но он должен принять заказ и оценить его себестоимость как можно быстрее и, возможно, без прямой связи с центральным офисом. Системы «конфигуратора продуктов» могут помочь сделать это быстро и точно, причем с учетом всех технологических взаимосвязей, которые будут прописаны в модуле конфигуратора с помощью некоторого подобия языка программирования. Современные продукты конфигуратора позволяют учесть не просто линейные связи «если — то», но и пропорции, сложно вычисляемые с помощью статистических функций, а также сложные логические взаимосвязи.

Например, в таблице 1 показана сначала типовая спецификация продукции конфигурируемого товара (ВОМ в английской аббревиатуре), а далее — производственный ВОМ после завершения процесса конфигурирования.

Типовой ВОМ используется в процессе конфигурации продукта для формирования производственного ВОМ на основании опций компонентов, избранных клиентом.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и при разрешении «внутренних» проблем предприятия, например замены компонентов на аналогичные и определение пропорций взаимозависимых материалов. Например, продукт может включать молоко, но молоко может использоваться с различным процентом жирности. Для того чтобы довести жирность конечного продукта до нужного процента, могут использоваться специальные добавки. Такие связи могут быть существенно более сложными.

Благодаря конфигурируемым и особым спецификациям по каждому заказу клиента можно определять маршрут обработки и необходимые материалы (как покупные, так и производимые). При этом возможно отслеживание производственного планирования по заказ-нарядам, по производственному графику или по принципу «точно вовремя» (Just in Time), а также осуществлять смешанное планирование на одних и тех же производственных мощностях. Планирование производства по цеху возможно в условиях с ограниченными и неограниченными мощностями, что нечасто встречается даже в более крупных продуктах.

Такой поход требует более детального учета затрат, в том числе позволяет вести расчет себестоимости по каждому виду продукции в реальном времени, анализ издержек в реальном времени (по мере их «поглощения» производимой продукцией), многокритериальное отслеживание стоимости - по нормативной, фактической, по проекту или вне проекта. Так же возможны различные способы учета незавершенного производства.

В целом предлагаемое решение дает практические уникальные возможности при организации производства по индивидуальным заказам клиентов.

Расширенное управление производственными графиками

Реализация выбранной покупателем оригинальной конфигурации требует возможности управлять производственной технологией значительно более гибко нежели это было ранее. В частности, реализация CSRP требует перехода к созданию и модификации производственных планов непосредственно после формирования каждой новой спецификации. Такой подход не может быть реализован с помощью стандартных систем MRP-ERP - эта методология подразумевает обязательное многостадийное планирование и довольно неповоротлива [2].

Для поддержки CSRP потребовалась реализация задачи тонкого управления производственными графиками в условиях ограниченных мощностей задачи APS (Advanced planning and scheduling) расширенного управления производственными графиками или расширенного планирования и диспетчирования. Иначе говоря, составления расписаний загрузки каждого конкретного рабочего центра. Автономные решения такого класса были известны и раньше, однако впервые они были интегрированы в систему управления ресурсами предприятия компанией в продукте SyteLine. Системы типа APS позволяют решать такие задачи, как «проталкивание» срочного заказа в производственные графики, распределение заданий с учетом приоритетов и ограничений, перепланирование с использованием полноценного графического интерфейса. Благодаря принципиально новой «математике» расчет типовых задач MRP осуществляется значительно быстрее.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позволяет управлять заказами клиентов и в целом всей работой с ними на порядок «тоньше». Действительно, возможно ежечасное изменение производственного графика - при приеме каждого нового заказа можно полностью пересчитать производственную программу с учетом приоритетных стратегий предприятия, что в условиях «классической» задачи ERP относилось к категории «кошмарных снов».

Детальный анализ стоимости заказа и даже конкретных товаров в его составе стал возможен уже на этапе его оформления путем использования модуля «конфигуратора продукции», причем с учетом конкретных технологических решений, применяемых для производства каждого товара. Например, можно учесть возможные вариации спецификации изделия или технологической цепочки, что часто требуется в полиграфической и многих других отраслях промышленности. При расчете себестоимости можно даже учесть все дополнительные операции по тестированию и административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в обычных системах, где данные расходы анализируются только пост фактум. Легко также промоделировать и учесть вариации типа: «что лучше», например, произвести или купить комплектующие или узлы готового изделия?

В рамках CSRP и аналогичных ей методик важнейшее значение приобретает интеграция с системой управления ресурсами предприятия программных продуктов третьих фирм, реализующих специфические задачи управления (например, технологическим оборудованием и проектированием изделий), и расчет специфических ресурсов, характерных для конкретного предприятия.

В целом применение новых методологий управления ресурсами предприятия позволяет компании чувствовать себя более уверенно даже в условиях нестабильности рынка и быстро меняющегося макроэкономического окружения.

SyteLine - ядро производственной системы

Программное обеспечение SyteLine представляет собой типичную ERP- систему и обеспечивает в рамках общей промышленной логистики все функции управления производством/закупками/продажами/ дистрибуцией/финансами, в производственной или логистической среде одного или многих предприятий. SyteLine состоит из следующих функциональных блоков.

«Управление Цехами», «Планирование потребностей / MRP», «Заказы Клиентов», «Конфигуратор Продукции», «Управление Запасами», «Управление Техническими Изменениями», «Закупки», «Управление Проектами», «Бухгалтерский Учет и Аналитика», «Бухгалтерия Поставщиков», «Бухгалтерия Клиентов», «Интерфейс с САПР», «Основные средства», «Интерфейс с внешним пакетом», «Расчет З/П».

В системе обеспечивается режим Multi-Site, причем не только с точки зрения общей логистики, что достаточно обычно для таких продуктов, но и сточки зрения производственного кросс-планирования и автоматического размещения производственных заказов на «дочерних» предприятиях. Система имеет модуль управления персоналом и расчета зарплаты, интегрированный с SyteLine, но в условиях России, более предпочтительным является либо интеграция с имеющимся на предприятии ПО, либо использование модулей, специально разработанных другими компаниями.

Функциональные блоки продукта имеют ряд особенностей, главным образом в области управления производством, которые позволяют говорить о расширенной трактовке понятия ERP в данном продукте. Прежде всего, расширения касаются возможностей отслеживания маркетинговых параметров: обработка данных о потенциальных и реальных клиентах, работа с историческими данными по продажам, колебаниям спроса, сбор перспективной информации по ценам на сырье и материалы (прогнозные данные отдела закупок), подробная информацию по издержкам - переменным и постоянным, структурированная по каждому заказу клиента, даже по каждому товару в заказе клиента, расширенные возможности построения прогнозов по продажам, возможность выполнять автоматическую классификацию клиентов по заданным критериям, производить все необходимые анализы в оперативном режиме (при проведении каждой продажи) относительно финансовых взаимоотношений с клиентом, с учетом коммерческой и производственной ситуации на предприятии.

В области продаж, получили развитие возможности поддержки позаказного метода продаж и индивидуального обслуживания клиентов даже в условиях массового производства. Можно вести предварительные и открытые реестры заказов, которые можно модифицировать «на лету», при изменении потребности клиента уже после предварительного размещения заказа. Составление коммерческих предложений для заказчика и моделирование сроков исполнения в реальном времени; составление (конфигурирование) сложной номенклатуры готовой продукции, основанной на правилах и параметрах, определяемых самим клиентом в процессе продажи; возможность настройки технологического процесса в соответствии с заказом клиента или заказ-нарядом на производство - все это возможно при использовании модулей конфигуратора продукции и особенно гибко может быть решено при использовании APS-системы.

Сложные производственные ситуации, а также заказы клиентов в некоторых видах бизнесов могут оформляться в виде производственных проектов, по которым возможно составление бюджета, отслеживание обязательств, в том числе допускается производить контроль поступления денежных средств и сравнения с плановыми показателями, естественно допускается составление прогноза поступления денег от клиентов.

Для реализации более гибкого управления производством необходима система управления коммерческими прогнозами, уточненным производственным планом и расчётом потребностей по каждому виду готовой продукции, каждому сырьевому компоненту с обеспечением тесной связи всех компонентов производства: заказ, план производство, планы закупки-снабжения, множественные отгрузки и фактуровки, и все это в условиях отслеживания реальной стоимости по каждому заказу клиента.

Наибольшее количество нововведений SyteLine относятся к управлению производством. Среди них - возможность одновременной поддержки позаказного метода производства, массового, крупносерийного, а также опытного производства, что часто приходится реализовывать на небольших предприятиях.

Благодаря конфигурируемым спецификациям по каждому заказу клиента можно определять маршрут обработки и необходимые материалы (как покупные, так и производимые). Также можно отслеживать производственное планирование по заказ-нарядам, по производственному графику или по принципу «точно вовремя», а также смешенное планирование на одних и тех же производственных мощностях. Планирование производства по цеху возможно в условиях с ограниченными и неограниченными мощностями, что нечасто встречается даже в более крупных продуктах. Такой поход требует более детального учета затрат, в том числе позволяет вести расчет себестоимости по каждому виду продукции в реальном времени, анализ издержек в реальном времени, многокритериальное отслеживание стоимости - по нормативной, фактической, по проекту или вне проекта. Так же возможны различные способы учета незавершенного производства.

Оперативный учет ведется как по производству - выполняемые в текущий момент заказы, фактические и планируемые затраты, фактический и планируемый выпуск по заказам, загрузка оборудования (исполняемые и ожидаемые заказы), так и аналогичные разрезы по закупкам и продажам.

Дополнительные модули

Важным свойством технологии программной системы, разработанной компанией Symix, в рамках методологии CSRP, является возможность интеграции продуктов третьих фирм в единую производственную систему.

SytePower представляет собой программный модуль для анализа и принятия решений, реализующий как режим off-line так и OLAP технологии с помощью модели «многомерного куба». Модуль производит выборку нужных данных из системы SyteLine, сохраняет эти данные и предоставляет их пользователю в динамическом режиме запросов и многомерного анализа. Разработка реализована совместно с компаниями Cognos и OpenLink. Используемая метафора «куба» данных позволяет вести оперативный и стратегический анализ данных в произвольном разрезе, в режиме реального времени или в режиме периодических выборок. Стандартные модели предлагают следующие срезы анализа:

  • анализ закупочной деятельности;
  • анализ производственной деятельности;
  • анализ экономической деятельности и финансовой деятельности;
  • анализы коммерческой деятельности;
  • поддерживает большие объёмы информации;

SyteGuide разработан совместно с компанией Cobre Group, технология HelpMate которой предназначалась для создания сложных справочных систем. Модуль позволяет описать наиболее оптимальные бизнес-процессы на предприятии, задать структуру предприятия вплоть до уровня конечных пользователей с их должностными обязанностями, проводить тестирование персонала на предмет знания выполняемых ими функций. В Российских условиях наибольшее значение имеет то, что в данном продукте описана функциональность всей программной системы SyteLine, методология внедрения и структура данных, а также база подготовленных шаблонов предназначенных для ускорения внедрения интегрированных систем. Кроме того, здесь содержатся процедуры стандарта ISO 9000, примеры внедрения и процесса сертификации, объединённые с функциональностью ERP решения. В целом модуль позволяет сопровождать внедрение и развёртывание ERP системы и дает возможность уменьшить затраты на обучение группы внедрения.

Модуль Data Collection - сбор данных (интерфейс с АСУТП и считывателями штрих-кода) содержит два модуля: «Wedge Data Collection» и «Store &Forward Data Collection», которые предназначены для сбора данных в ходе транзакций по отслеживанию деятельности цехов и производственных единиц (количество выпущенных деталей, число забракованных, находящихся в процессе переработки и за предыдущий период), информации по складам и запасам (все типы движений: приход/расход) и ряда других учетных данных. Модуль «Store & Forward Data Collection» позволяет вводить данные через специализированные цеховые терминалы. Транзакции, запомненные в промежуточном контроллере, затем посылаются пакетом с учетом регламента, определенного конечным пользователем.

Модуль интерфейс EDI. Электронный документооборот в стандарте EDIFACT включает в себя интерфейс пакета SyteLine с пакетом компании RADLEY - CARAS. Этот модуль предназначен для предприятий, которые получают или передают данные для некоторых из Клиентов в стандарте EDI. Рекомендуется использовать службы SYMIX для параметризации и запуска в эксплуатацию этого модуля.

SyteService - модуль по обслуживанию собственного парка оборудования и проведения планово-профилактических работ, а также послепродажного обслуживания клиентов. Данный модуль может работать как в полностью интегрированном режиме, обеспечивая интегрированное планирование потребности в запчастях и расходных материалах, необходимых для проведения этих работ, так и в автономном режиме, поддерживая ремонтные спецификации и технологические инструкции для полевых инженеров.

4Thought - пакет для бизнес-моделирования, анализа и прогнозов, позволяющий производить анализ временных рядов и сильно «зашумленных» данных. С помощью этого продукта строятся прогнозы по продажам, конкурентным ценам и т.п. Scenario - инструмент кластерного анализа, позволяющий выделить из множества факторов, накапливаемых в результате деятельности предприятия, только те, которые оказывают наиболее значительное влияние на деятельность предприятия.

Напутствие

Итак, SyteLine Suite - это решение прежде всего для промышленных предприятий, эффективность которого подтверждена исследованиями Gartner Group и AMR. Однако это не исключает варианта применения системы для автоматизации торгово-промышленных комплексов или многопрофильных компаний, но с преобладающими производственными или специальными задачами (например типа торговли сложно-конфигурируемыми товарами, возможно даже не собственного производства). Такой довольно строгий подход к выбору потенциальных клиентов необычен на Российском рынке, так же как и предлагаемый компанией вариант внедрения «под ключ». Но как показывает практика, - это позволяет вести проекты более эффективно, особенно в области внедрения производственных и логистических подсистем, даже на довольно крупных предприятиях.

Об авторе

Мария Ильина - генеральный директор компании «Сокап». С ней можно связаться по электронной почте: csrp@socap.ru.

Семен Колыванов - независимый эксперт. С ним можно связаться по электронной почте: skol@windoms.sitek.net.

Литература

[1] Катрин Де Роза (Catherine De Rosa), Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем (CSRP): Новый Промышленный Стандарт. White Paper, Symix.

[2] С.Н. Колесников, Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами, М.: «Статус-Кво 97», 2000

[3] В.Дж. Стивенсон, Управление производством, Москва 1999, «БИНОМ»


ПРИМЕР 1. Полиграфическое предприятие, принимая заказ, учитывает следующие параметры выпускаемой книги: количество печатных листов в издании, оформление обложки, качество бумаги, цветность печати и наличие иллюстраций. Однако при одинаковых параметрах книги заказ может быть выполнен на одной из нескольких печатных машин, при этом качество печати и, соответственно, цена будут различны. Для некоторых машин возможна жесткая связь: машина - качество бумаги, что также может повлиять на стоимость, но при приеме заказа менеджер может об этом и не знать. Кроме того, на себестоимость могут влиять специальные операции по улучшению внешнего вида издания, например, окраска форзацев, а также возможные дополнительные операции и опции, такие, как, например, добавление суперобложки, специализированных вкладышей и закладок, заделка в полиэтилен одной книги или книги с внешним вкладышем и т.д.

ПРИМЕР 2. Типичным примером конфигурируемого изделия является компьютер. Здесь еще больше технологических завязок. Например, память 128 Мбайт в одних компьютерах может выглядеть только как 2х64, а в других — как 2х64 и 4х32 Мбайт. Приобретение платы со SCSI-интерфейсом скорее всего повлечет за собой приобретение жесткого диска и CD-ROM с таким же интерфейсом

ПРИМЕР 3. Себестоимость металлических конструкций для ангаров, парников и легких сборных павильонов зависит от конфигурации такого сооружения, определяемой в зависимости от набора параметров (длина, количество окон, дверей и внутренних перегородок), на основе которых рассчитывается потребность в материалах и компонентах и стоимость производственного процесса

ПРИМЕР 4. Типичным примером ситуации, при которой применение систем APS является эффективным, может служить прием дополнительного срочного заказа на предприятии, где уже сформирована производственная программа «близкая к предельной по загрузке». При всей привлекательности для предприятия нового заказа, его принятие может повлечь за собой серьезные последствия, в частности привести к несвоевременному выполнению ранее принятых заказов, сбоям в производственных циклах и в конечном итоге - к материальным потерям. В этом случае необходимо принять решение: соглашаться ли на этот заказ вообще, а если соглашаться, то какова должна быть его стоимость


Таблица 1. Типовой ВОМ
Продукт: Настольная компьютерная система
Коли-чествоКомпонентСтандартный набор для OWN-1 (обязательные конфигурируемые компоненты)
1Материнская плата 
1Процессор 
1Корпус 
1Источник питания 
1Монитор 
1Видеокарта 
?Модуль памяти 
1Факс-модем 
1Винчестер 
1CD-ROM 
  Нестандартные (необязательные или пользовательские) опции, используемые в сборке
??Конфигурируемая Опция 1
??..........
??Конфигурируемая Опция N

Таблица 2. Производственный ВОМ сконфигурированного продукта
Продукт: Компьютерная система модели OWN-1
Коли-чествоКомпонентСтандартный набор для OWN-1
1Материнская плата Iw403 
1P III 400 MHz Процессор 
1Корпус Desktop OWN-DP-1 
1Источник питания 200 W 
1Монитор 17 дюймов XGA 
1Видеокарта 8MB ASUS 
2Модуль памяти 64 MB 
1Факс-модем 57,6 Internal Awaks 
1Винчестер 12 GB Fujitsu 
136 x CD-ROM 
1Дисковод LS-120 внутреннийКонфигурируемая Опция 1
1Windows 98 OEMКонфигурируемая Опция 2
2 часаУстановка MS W 95Конфигурируемая Опция 3, обязательная при Опции 2
1Карта SCSI 2 AdaptekКонфигурируемая Опция 4
4 часаТестирование компьютераКонфигурируемая Опция 5

Планирование и составление производственных графиков.

В 1997 году Symix приобрела компанию Pritsker, что дало возможность расширить функциональность программных продуктов в следующих направлениях:

  • возможность установки приоритетов расходов сырья и материалов;
  • «расшивка» узких мест и изменение производственных программ при планировании в условиях ограниченных мощностей с помощью графического интерфейса;
  • предвидение будущих узких мест и синхронизация заказов клиентов;
  • изучение реальных или гипотетических потоков заказов, исследуя как эти заказы потребуют резервирование различных производственных ресурсов, времени и материалов в течение процесса производства;
  • синхронизация поставок материалов в течении процесса производства - от запуска производственной программы до отпуска материалов в производство

Модуль SyteSelect, эксперт-конфигуратор выпускаемой продукции.

Интегрирован с системой SyteLine и предоставляет доступ к корпоративным базам данных с портативного ПК или через подключение к Internet. Осуществление заказа непосредственно у клиента или самим клиентом с возможностью оперативного запуска в производство. Позволяет выбирать или изменять:

  • опции, варианты, размеры, атрибуты выпускаемой продукции;
  • технологическую цель;
  • правила конфигурирования продукции;
  • управление производственными затруднениями

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями