Среди систем автоматизированного управления SAP R/3 вызывает сегодня, пожалуй, наибольший интерес. Наличие более тысяч инсталляций в мире делает систему R/3 одной из самых распространенных. Технологические особенности, заложенные в систему изначально и достижения последнего времени вывели ее в число лидеров среди интегрированных систем управления.

Система R/3 состоит из набора прикладных модулей (рис. 1), которые поддерживают различные бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального времени.

Финансы (FI). Модуль предназначен для организации основной бухгалтерской отчетности, отчетности по дебиторам, кредиторам и вспомогательной бухгалтерии. Он включает в себя: Главную книгу, Бухгалтерию дебиторов, Бухгалтерию кредиторов, Финансовое управление, Специальный регистр, Консолидацию и Информационную систему учета и отчетности.

Контроллинг (CO). Модуль обеспечивает учет затрат и прибыли предприятия и включает в себя: Учет затрат по местам их возникновения (центры затрат), Учет затрат по заказам, Учет затрат по проектам, Калькуляцию затрат, Контроль прибыльности (результатов), Контроль мест возникновения прибыли (центров прибыли), Учет выработки, Контроллинг деятельности предприятия.

Управление основными средствами (AM). Модуль предназначен для учета основных средств и управления ими. Ключевые элементы модуля: Техническое управление основными средствами, Техобслуживание и ремонт оборудования, Контроллинг инвестиций и продажа активов, Традиционный бухучет основных средств, Замена основных средств и амортизация, Управление инвестициями.

Управление проектами (PS). Прикладной модуль PS поддерживает планирование, управление и мониторинг долгосрочных проектов с высоким уровнем сложности. Ключевые элементы прикладного модуля PS: Контроль финансовых средств и ресурсов, Контроль качества, Управление временными данными, Информационная система управления проектами, Общие модули.

Производственное планирование (PP). Модуль используется для организации планирования и контроля производственной деятельности предприятия. Ключевые элементы прикладного модуля: Спецификации (BOM), Технологические карты, Рабочие центры (места), Планирование сбыта (SOP), Производственное планирование (MPS), Планирование потребности в материалах (MRP), Управление производством (SFC), Производственные заказы, Калькуляция затрат на изделие, Учет затрат по процессам, Серийное производство, Канбан (Just in time), Планирование непрерывного производства.

Управление материальными потоками (MM). Модуль поддерживает функции снабжения и управления запасами, используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг, Информационная система закупок и информационная система управления запасами.

Сбыт (SD). Модуль решает задачи распределения, продаж, поставок и выставления счетов. Ключевые элементы: Предпродажная поддержка, Обработка запросов, Обработка предложений, Обработка заказов, Обработка поставок, Выставление счетов (фактурирование), Информационная система сбыта.

Управление качеством (QM). Этот модуль включает в себя информационную систему и систему управления качеством. Он обеспечивает поддержку планирования качества, проверку и контроль качества при производстве и закупках. Ключевые элементы: Проверка качества, Планирование качества, Информационная система контроля качества (QMIS).

Техобслуживание и ремонт оборудования (PM). Модуль помогает учитывать затраты и планировать ресурсы на техобслуживание и ремонт. Ключевые элементы: Незапланированный ремонт, Управление сервисом, Планово-профилактический ремонт, Ведение спецификаций, Информационная система техобслуживания и ремонта.

Управление персоналом (HR). Полностью интегрированная система для планирования и управления работой персонала. Ключевые элементы: Администрирование персонала, Расчет зарплаты, Управление временными данными, Расчет командировочных расходов, Льготы, Набор новых сотрудников, Планирование и повышение квалификации персонала, Использование рабочей силы, Управление семинарами, Организационный менеджмент, Информационная система персонала.

(1x1)

Рис. 1. Основные модули системы R/3

Управление информационными потоками (WF). Эта часть системы связывает интегрированные прикладные модули с общими для всех приложений технологиями, сервисными средствами и инструментами. Управление потоком операций (workflow) автоматизирует хозяйственные процессы в соответствии с заранее определенными процедурами и правилами. Модуль включает многофункциональную офисную систему с встроенной электронной почтой, систему управления документами, универсальный классификатор и систему интеграции с САПР. Когда происходит определенное событие, запускается соответствующий процесс, и диспетчер потока операций инициирует единицу потока операций (Workflow Item). Данные и документы объединяются и обрабатываются на каждом шаге в соответствии с определенной логикой.

Отраслевые решения (IS). Объединяет прикладные модули SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Сегодня имеются отраслевые решения для промышленности: авиационной и космической, оборонной, автомобильной, нефтяной и газовой, химической, фармацевтической, машиностроительной, товаров народного потребления, электронной и непроизводственной сферы: банки, страхование, государственные органы, телекоммуникации, коммунальное хозяйство, здравоохранение, розничная торговля.

Базисная система. Служит основой системы R/3 и гарантирует интеграцию всех прикладных модулей и независимость от аппаратной платформы. Базисная система обеспечивает возможность работы в многоуровневой распределенной архитектуре клиент-сервер. Система R/3 функционирует на серверах UNIX, AS/400, Windows NT, S/390 и с различными СУБД (Informix, Oracle, Microsoft SQL Server, DB2). Пользователи могут работать в среде Windows, OSF/Motif, OS/2 или Macintosh.

Необходимо отметить, что здесь перечислены только основные функции системы R/3 и не упомянуты обширные возможности работы в Internet/intranet, доступ внешних систем к логике R/3 через интерфейсы BAPI (Business Application Programming Interface) и т.д.

R/3 - конфигурируемая система

Даже самый краткий обзор функций системы R/3 показывает ее способность решать основные задачи, стоящие перед крупными организациями. SAP R/3 - это самая обширная система на сегодняшний день. Не случайно многие лидеры мировой экономики именно ее выбрали в качестве основной корпоративной системы. Тем не менее, статистика показывает, что более трети компаний, покупающих R/3 - это средние фирмы с годовым оборотом менее 200 млн долл. Дело в том, что R/3 - конфигурируемая система (рис. 2), поэтому, купив ее, предприятие будет работать с индивидуальной версией, настроенной именно под его параметры. Показателем технического уровня системы может служить способ ее настройки. Чем шире возможности конфигурирования и настройки системы без необходимости ее переписывания, тем выше технический уровень данной системы. Поэтому параметру R/3 также занимает лидирующее положение в мире.

 

 

Рис. 2. Конфигурирование системы R/3

Внедрение любой финансово-экономической системы преследует вполне определенную цель - повышение эффективности работы и, в конечном итоге, выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы. Чтобы выжить, предприятию необходимо перейти от традиционных, ориентированных на функции структур к более гибким формам, ориентированным на процессы. На практике такой переход может быть рассчитан и осуществлен только при наличии соответствующих инструментальных средств - для SAP R/3 это специализированный инструмент бизнес-инжиниринга Business Engineer. С его помощью можно сконфигурировать и настроить систему R/3 так, чтобы она удовлетворяла потребностям предприятия, поддерживать это соответствие в течение всего жизненного цикла системы.

Бизнес-инжиниринг в R/3

Благодаря открытому стандартному пользовательскому интерфейсу Business-Engineer партнеры SAP и консультанты могут создавать предварительно сконфигурированные отраслевые решения на базе хозяйственных сценариев R/3 (рис. 3). Кроме того, открытые интерфейсы дают клиентам SAP возможность разрабатывать собственные шаблоны для внедрения системы R/3. Business-Engineer включается в стандартную поставку системы R/3 и состоит из трех главных компонентов: Бизнес-конфигуратор R/3, поддерживающий процедуры создания и ведения моделей предприятия с автоматической генерацией соответствующих задач и профилей настройки; Ссылочная модель R/3 - обширная метамодель внедрения R/3, включающая организационную модель, модель процессов, модель данных, модель распределения функций и модель бизнес-объектов; Репозитарий R/3 - основной банк данных для Ссылочной модели, отраслевых моделей и созданных моделей предприятия.

Рис. 3. Конфигурирование R/3 с помощью инструментария Business-Engineer

Система обеспечивает динамическое графическое моделирование бизнесс-процессов и может работать в диалоговом режиме. Инструмент Business-Engineer значительно ускоряет и упрощает процесс конфигурирования системы R/3. При создании модели предприятия могут использоваться типовые сценарии бизнес-процессов, поставляемые SAP и ее партнерами. Инструментарий бизнес-инжиниринга может применяться и для реализации собственных методов внедрения R/3, в том числе с использованием привычных инструментов динамического моделирования бизнес-процессов от других производителей.

AcceleratedSAP - путь к быстрому внедрению системы R/3

Если руководители организации заботятся о скорейшем повышении эффективности деятельности своего предприятия, они стараются свести к минимуму сроки внедрения системы управления. С этой целью в SAP была разработана программа ускоренного внедрения системы R/3, получившая название AcceleratedSAP (ASAP). Новая технология внедрения была опробована более чем на 100 предприятиях в США и позволила значительно ускорить внедрение системы. Сейчас программа AcceleratedSAP стала доступна во всем мире.

AcceleratedSAP как универсальное средство быстрого внедрения и непрерывной оптимизации системы R/3 имеет три составные части:

  • Маршрутная карта (Roadmap). Определяет последовательность действий по внедрению R/3, предлагая клиентам пояснения на всех фазах проекта и сопровождая их на всех этапах внедрения (рис. 4).
  • Ассистент. Инструмент внедрения, который используется для навигации по маршрутной карте и предоставляет клиентам модели, анкеты и контрольные листы, а также услуги в области сервисного обслуживания и поддержки. В состав инструментальных средств входит также средство оценки проектов (Project Estimator), позволяющее определить затраты времени, финансовых средств и людских ресурсов, необходимых при внедрении системы.
  • Система сервиса и поддержки. Среди прочего, эта система включает средства ранней диагностики (Early Watch), обеспечивает постоянную поддержку специалистов и оперативное решение возникающих проблем.

 

 

Рис. 4. Маршрутная карта ускоренного внедрения.

Компонентная архитектура

Для ускорения внедрения системы и удобства ее использования компания разработала новую компонентную архитектуру Business Framework. Эта интегрированная открытая, основанная на отдельных компонентах, архитектура объединяет приложения SAP и технологии других поставщиков. В результате система R/3 превращается в набор компонентов из собственно модулей R/3, имеющихся старых приложений и продуктов третьих фирм. Подобная фрагментация дает пользователям возможностьлегко обновлять прикладные компоненты, расширять функциональность и добавлять новые приложения, не затрагивая работающую систему.

В качестве примеров, подтверждающих работоспособность описанной архитектуры, можно привести решения, разработанные в компании Sterling Group. Суть их состоит в создании комплексного решения для нефтедобывающих предприятий на базе интеграции комплекса производственных приложений управления нефтедобычей "АСУ Добыча", разработанного Sterling Group и системы R/3. А также работы по интеграции системы аналитических исследований "Прогноз" с модулями системы R/3 по управлению финансами и сбытовой деятельностью предприятия.

Методология внедрения системы R/3

Следует отметить, что SAP развивает не только функциональные возможности системы R/3, но и уделяет внимание совершенствованию технологии её внедрения. Опираясь на имеющийся в системе R/3 инструментарий (Business Engineer) и технологические приемы (Accelerated SAP) специалисты Sterling Group разработали методологию внедрения системы R/3. В ее основе лежат принципы системного подхода к решению задач управления предприятием на базе интеграции аппаратных средств и модулей системы R/3.

Процесс создания информационной технологии управления предприятием согласно предлагаемой методологии условно разбивается на шесть этапов.

  • Обследование (инжиниринг) предприятия. Разработка функциональной модели.
  • Анализ объекта. Алгоритмизация выполнения финансовых и хозяйственных процессов.
  • Создание прототипа информационной системы. Разработка модели финансово-экономической и производственной деятельности предприятия.
  • Создание технической инфраструктуры (корпоративная вычислительная сеть, центр обработки данных).
  • Внедрение системы.
  • Сопровождение.

Используя инструментарий R/3 и методологию его применения, специалисты Sterling Group ведут ряд крупных проектов создания информационных систем управления предприятием на базе R/3: ОАО "Владивостокский морской торговый порт", "Астраханьгазпром", "Надымгазпром", ОАО "Варьеганефтегаз" (г.Радужный, Тюменская обл.).

Таким образом, есть основания надеяться, что последние изменения и дополнения, внесенные в систему R/3 вместе с новыми мощными средствами ее быстрого и эффективного внедрения, будут способствовать дальнейшему укреплению позиции SAP и в нашей стране, и во всем мире.

Игорь Зимненко Sterling Group (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями