В России же путь к архитектуре клиент-сервер в некотором смысле специфичен. Рынок западных программных продуктов этого класса уже сформировался, четко выделены четыре типа бизнес-приложений (ПО для бухгалтерского учета, управления персоналом, управления сбытом/снабжением и производством), наблюдаются тенденции стабилизации в каждом направлении и есть абсолютные лидеры по внедрению комплексных решений. При разработке специалистами АйТи системы БОСС cтавка была сделана именно на создание системы управления для крупных предприятий. Поэтому в основе построения системы лежит архитектура клиент-сервер, модульность и средства работы в масштабе реального времени.

Создание полнофункциональной системы автоматизации предприятия осуществляется путем внедрения типовых модулей по автоматизации отдельных бизнес-процессов из состава системы БОСС и их интеграции со специализированными приложениями. Типовые модули легко настраиваются на специфику конкретного заказчика, при необходимости создаются специализированные подсистемы. В идеале все используемые на предприятии приложения интегрируются в единую автоматизированную систему и работают в едином информационном пространстве. Реализация такого проекта включает в себя:

  • обследование бизнес-процессов на предприятии;
  • консалтинг и реинжиниринг процессов управления, оптимизацию потоков деловой информации;
  • консультации по выбору и установке необходимых программных и аппаратных средств;
  • настройку и модификацию типовых модулей;
  • разработку специализированных рабочих мест, отраслевых модулей;
  • документирование системы, включающее подробное описание для пользователя и для программиста на каждое автоматизированное рабочее место;
  • интеграцию системы с существующими программными и аппаратными средствами;
  • обучение специалистов заказчика;
  • сопровождение на протяжении всего цикла функционирования системы.

Проект БОСС

Система БОСС представляет собой комплекс программ, автоматизирующих определенные бизнес-процессы. Каждый программный модуль может функционировать как отдельный продукт, но при необходимости его всегда можно дополнить любыми автоматизированными рабочими местами. На сегодняшний день более 300 модулей системы БОСС внедрено на предприятиях различных отраслей промышленности: нефтегазовой, химико-фармацевтической, пищевой, транспортной и др., а также в госбюджетных структурах и силовых ведомствах.

Четыре года назад в качестве сервера баз данных был выбран сервер Scalable SQL v3.01 (прежде Netware SQL) фирмы Pervasive Software (ранее Btrieve Technologies). В результате была создана простая в эксплуатации и открытая для модификаций комплексная система, включающая полный набор модулей для учета и управления. К сожалению, выбранный сервер баз данных не поддерживал распределенную и параллельную обработку, имел слабые возможности разграничения уровней доступа, практически не предоставлял возможностей выбора операционных систем и серверных платформ, созданные приложения имели DOS-интерфейс.

Поэтому возникла необходимость в разработке системы масштаба предприятия, позволяющей снять ограничения по количеству пользователей, не предъявляющей жестких требований к операционной системе и к серверной платформе заказчика. В 1995 г. было принято решение о поддержке двух продуктов в рамках проекта БОСС - систем БОСС-КОМПАНИЯ и БОСС-КОРПОРАЦИЯ.

Система БОСС-КОМПАНИЯ предназначена для автоматизации средних и крупных предприятий, в качестве сервера баз данных выбран MS SQL Server. На решение вопроса о развитии проекта БОСС-КОМПАНИЯ повлияло то обстоятельство, что сейчас в России серверная платформа NT стала одной из самых распространенных, а продукты MS Office часто можно встретить на ПК. Важным аргументом в пользу SQL Server является высокий уровень маркетинговой, технической и информационной поддержки со стороны корпорации Microsoft, оказываемой АйТи как партнеру, имеющему статус Microsoft Solution Provider. Работы по переводу системы БОСС-КОМПАНИЯ на Microsoft SQL Server начались в феврале 1997 г. Первыми на новую платформу были переведены модули управления персоналом БОСС-Кадровик и инструментальных средств разработки БОСС-Администратор. В ближайшее время и другие функциональные модули, такие как БОСС-Бухгалтер, БОСС-Продавец, БОСС-Кладовщик, БОСС-Снабженец и БОСС-Финансист будут переведены на платформу SQL Server.

БОСС-КОРПОРАЦИЯ - это основа корпоративной системы управления. Система обеспечивает возможности работы с удаленными филиалами и ведение консолидированного учета в реальном времени. В качестве системы управления базами данных, инструмента проектирования и разработки системы БОСС-КОРПОРАЦИЯ были выбраны программные продукты Oracle.

На всех этапах разработки системы используются стандартные CASE-средства, что позволяет вносить изменения в систему на уровне модели при меняющихся условиях бизнеса. В качестве средства моделирования используется Oracle Designer/2000. Для построения экранных форм, представления графической информации, генерации отчетов применяется Oracle Developer/2000. Часть программного кода системы разработана на Oracle Programmer/2000. Для реализации модулей по планированию и анализу бюджетов с успехом используется технология OLAP. Открытость и применение стандартных средств разработки позволяет интегрировать системы БОСС-КОМПАНИЯ и БОСС-КОРПОРАЦИЯ с различными программными приложениями, базами данных, системами коммуникаций и офисными пакетами.

Сегодня в компании АйТи создан инструмент управления предприятием - система БОСС:

  • учет специфики ведения бизнеса в России;
  • простота настройки и освоения;
  • надежность при работе с большими объемами данных, масштабируемость от решения уровня подразделения до решения уровня предприятия;
  • возможность внесения изменений и модификаций.

Единая технологическая цепочка, преимущества серверных платформ и средств разработки, отсутствие на отечественном рынке аналогичных по функциональности продуктов, развитая сеть партнеров компании АйТи и опыт реализации крупных проектов открывают неплохие перспективы для продвижения системы БОСС в России.


Химико - фармацевтический комбинат "Акрихин", АСУ управления предприятием,

Московская обл., пос. Старая Купавна.

Задачи: создание автоматизированной системы управления предприятием, модернизация существующей сетевой инфраструктуры.

Решение: комплексная автоматизированная система в архитектуре клиент-сервер БОСС-КОМПАНИЯ (локальная сеть предприятия на основе волоконно-оптического кабеля, сервер баз данных - Scalable SQL 3.01, сервер удаленного доступа Citrix WinView for NetWorks, коммутаторы для волоконно-оптических сетей Network Peripherals, концентраторы рабочих групп Allied Telesyn International.

Проблема: в 1993-1994 гг. используемое ПО и сетевая инфраструктура перестали удовлетворять потребностям системы управления ОАО "Акрихин", особенно в части учета реализации продукции. Необходимо было создать сквозную систему реализации от составления договоров до разнаряживания и отгрузки продукции, обеспечить возможность работы с информацией о движении и наличии товара в масштабе реального времени, стыковать бухгалтерский и оперативный учет, создать единую систему ведения НСИ, дать менеджерам возможность проводить анализ реализации и маркетинговые исследования, создать новую высокопроизводительную отказоустойчивую ЛВС масштаба предприятия.

Решение: для обеспечения нормального функционирования комплексной системы автоматизации БОСС-КОМПАНИЯ прежде всего необходимо было провести модернизацию существующей корпоративной ЛВС комбината. Специалистам компании потребовалось объединить несколько административных и производственных зданий в единую отказоустойчивую ЛВС, обеспечивающую высокую скорость передачи информации к серверу баз данных, установленному в заводоуправлении. Общее число сетевых рабочих мест - около 200. Заводоуправление, отдел АСУ и новый склад предприятия было предложено объединить с помощью двойного кольца FDDI. Это решение обеспечивало, во-первых, высокую скорость передачи данных (именно между этими подразделениями осуществляется максимальный трафик запросов к корпоративной базе данных), а во-вторых, двойное кольцо FDDI гарантирует сохранение работоспособности сети даже при обрыве одного из кабелей. Общая длина FDDI-кольца составила около 1 км. Дополнительную защиту сети обеспечивало использование кабеля с бронированным покрытием. Кроме того, отдельные участки FDDI-магистрали прокладывались по существующим на территории комбината эстакадам. К центральному коммутатору FDDI/Ethernet производства Network Peripherals, установленному в заводоуправлении, подключен сегмент сети Ethernet на волоконно-оптическом кабеле, объединяющий сети заводоуправления и отдела кадров, расположенного на расстоянии 150 м. В сети отдела кадров используется концентратор производства Allied Telesyn International. Связь между компьютерами, установленными на <старом> складе комбината, расположенном на расстоянии 2 км от заводоуправления, и корпоративной ЛВС осуществлялась по выделенной линии с помощью модемов и сервера доступа.

Программное обеспечение представляет собой заказную модернизацию на базе решения БОСС-КОМПАНИЯ. Сервер БД - РСУБД Scalable SQL 3.01 работает в среде Novell NetWare. Клиентская часть - MS DOS. В состав системы входят инструментальные средства, с помощью которых специалисты Заказчика могут самостоятельно разрабатывать запросы и новые предложения. Сегодня система включает несколько наименований АРМ:

  • управление материальными потоками и ТМЦ;
  • складской учет;
  • закупки и снабжение, договорная дисциплина;
  • учет реализации продукции;
  • управление расчетами с клиентами;
  • финансовая бухгалтерия;
  • сводный учет;
  • бухгалтерский учет.

В АРМ системы реализовано более 150 различных выходных документов и аналитических отчетов. За период эксплуатации в 1995-1997 гг. удалось обеспечить существенное снижение затрат в системе сбыта и своевременное получение информации для принятия решений.

Перспективы развития: ведутся работы по очередным подсистемам "Управление снабжением", "Учет затрат", "Производственное планирование". Предполагается в течение 1998 г. охватить сетью ряд цехов основного производства и установить в них основные АРМ операционного учета. В перспективе - перевод системы управления предприятием на Oracle и внедрение системы БОСС-КОРПОРАЦИЯ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями