Цели построения понятийных моделей корпоративной деятельности
Понятийные модели промышленного производства
Понятийная модель деятельности консультационного центра
Литература

В предыдущем номере [1] была опубликована статья об информационном исчислении как инструменте создания понятийных моделей любой предметной области. Такие модели являются по существу информационными средами этих областей и используются для поиска и отработки новых идей и решений.

Основатель консалтинговой фирмы Martin & Co., специализирующейся на вопросах технологии и управления, Дж. Мартин особое внимание уделяет проблемам трансформации бизнеса при помощи информационных технологий [2]. При этом облик киберкорпорации будущего связывается, в частности со средствами, позволяющими предоставить нужную информацию по нужному адресу в нужное время. Одним из компонентов этих инструментальных средств являются понятийные модели, способствующие быстрому построению или модификации бизнес-приложений, но требующие более глубокого понимания использования человеческого фактора и более развитого чувства стиля.

Цели построения понятийных моделей корпоративной деятельности

Общеизвестно, что начиная с 50-х годов, процесс "проникновения" компьютеров в корпоративную деятельность человека прошел в своем развитии через несколько этапов. На Западе, например, уже обозначилась парадигма компьютеризированной информационной технологии промышленных и непромышленных производств, в основе которой лежит концепция MRP, насчитывающая уже три версии. Сегодня все заговорили об "информационной технологии", как об основном факторе повышения конкурентноспособности бизнеса.

Процесс компьютеризации корпоративной деятельности в промышленности начинался с разработки, широкого внедрения и развития компьютерных систем типа CIIM (Computer Interactive Integrated Manufacturing), а также компьютерных систем типа Office для непромышленных корпораций, систем документооборота. Вместе с этими системами началось развитие инструментальных средств их разработки типа CASE, затем сетей типа EDI (Electronic Data Interchange), позже Internet и intranet, а потом м распределенных объектных технологий типа OpenDoc.

На Западе уже идет вторая волна информационных технологий, связанная с появлением систем типа data warehouse и SAS (Statistical Analysis System), способных обрабатывать массивы данных в поисках закономерностей, помогающих вырабатывать новые решения в бизнесе. Пакеты CubiCalc и FuziCalc, основанные на методологии нечеткой логики, возвестили о приходе третьей волны искусственного интеллекта и также направлены на поиск закономерностей.

Конкретно для России парадигма компьютеризированной информационной технологии промышленных и непромышленных производств требует "стыковки" с также претерпевающей изменения парадигмой традиционного производства, с образованием парадигмы компьютеризированной корпорации рыночного типа. В свою очередь, эта новая парадигма предполагает изменение устаревшей парадигмы организационно-технологического проектирования, а также модернизацию или даже реорганизацию производства. Свое место в этих новых начинаниях может занять информационное исчисление как направление в информационной технологии, с помощью которого строятся, а затем отслеживаются понятийные модели любой предметной области.

Одной из первоочередных задач создания понятийной модели какой-либо конкретной предметной области (ПМ-ПО) является отображение нашего представления и понимания модели на компьютере, достоверность которого определяется путем итерационного процесса, аналогичного, например, созданию программных продуктов. Одновременно в процессе итераций уточняется понимание создателем ПМ-ПО самой предметной области и ее проблем как результат внешнего и внутреннего воздействия на нее.

Таким образом, процесс построения ПМ-ПО позволяет ее создателю вначале "увидеть" новые проблемы, потом искать и находить их решения, достраивая модель; а затем, наконец, проверять их эффективность путем моделирования в этой же среде и предлагать перспективные решения для их реализации уже в среде конкретной корпорации. При этом такой специалист имеет доступ к информации, демонстрирующей все плюсы и минусы уже реализованных предыдущих решений.

Не исключено, что для реализации такого решения необходимо затронуть сферы интересов других корпораций. В этом случае сначала достраивается модель, учитывающая деятельность этих корпораций (с привлечением знаний соответствующих специалистов), а затем в расширенной модели порождается новое решение или идет его поиск.

Данный механизм применения информационной технологии но без использования ПМ-ПО действует уже сейчас. Благодаря ему возникают и будут возникать такие объединения, интегрирующие финансовый и промышленный капитал, как финансово-промышленные группы (ФПГ) - территориально распределенные промышленные производства, пользующиеся преимуществами производства узлов изделия в различных местах земномго шара и их сборки - там, где зарождается новое изделие. Сегодня имеется уже множество примеров создания единых баз данных комплектующих изделий, организации прямой или через дилеров связи заказчиков продукции с производителями.

Применение информационного исчисления может существенно ускорить процесс как компьютеризации деятельности корпорации (в том числе и процесс освоения соответствующих программных систем), так и реорганизации этой деятельности. Правда, пока интерфейс между специалистом и системой далеко не в полной мере позволяет "разговаривать" с компьютером на языке предметной области.

При переходе к распределенной объектной технологии выбор программных компонентов и их последовательности в конечном итоге определяет специалист, "повинуясь" логике своей корпоративной деятельности, которая, собственно, и отображается в ПМ-ПО. Следовательно, выбрав и подсоединив в среде intranet к терминальным символам модели, соответствующие программные компоненты, специалист готов к навигации по ПМ-ПО с получением конкретных результатов на виртуальном, а затем и на реальном уровне. Таким образом, понятийная модель становится интегрированным "документом", воздействующим на специалиста, готового принимать соответствующие решения сразу на уровне понятий предметной области - без каких-либо промежуточных информационных инстанций и порожденных ими документов.

Понятийные модели промышленного производства

Как следствие появления серий работ по теме "Автоматизированный завод" в конце 80-х годов возникла потребность построения обобщенной понятийной модели промышленного предприятия. Она была выполнена вначале по работе [3], а позже развита и конкретизирована для проекта автоматизированного завода типа "Мехатрон" [4].

С целью компьютеризации этого предприятия на модели были выделены компактные в некотором смысле участки (по "входу" и "выходу"), которые, как правило, обычно совпадают с организационной структурой предприятия. С учетом "требований" таких участков был организован поиск соответствующего программного обеспечения их автоматизации. Далее, по описаниям кандидатов, в такие программы были созданы их понятийные модели, каждая из которых доведена по направлению "вниз" до микроуровня 3-го порядка [5] и по направлению "вверх" - до макроуровня 2-го порядка. Это позволило "состыковать" компоненты ПО с соответствующими областями понятийной модели производства, таким образом появилась возможность разговаривать с клиентами на их языке и наглядно убеждать их в необходимости приобретения соответствующих программ. Следует заметить, что сегодня такими известными CASE-средствами как ER-win можно строить пока только модели микроуровня 3-го порядка.

При наличии на рынке нескольких однотипных ПО возникла потребность в их выборе с точки зрения запросов клиента и перспектив развития как корпоративной деятельности самого клиента, так и прикладного программного обеспечения, соответствующего этой деятельности. В конечном итоге по системам типа CIIM была выполнена работа [5], модель которая оценивает состояние, направление развития и перспективы их внедрения, применения и развития в России на промышленных предприятиях.

Такие понятийные модели, готовые к модернизации, следует рассматривать еще и как виртуальные предметные области, которые помогают вначале находить новые решения, а затем их моделировать в тесной связи с конкретной предметной областью. Путевку в жизнь получают только решения, выдержавшие проверку моделированием.

На Рисунке 1 представлена понятийная модель финансово-промышленной группы. На этой модели новые понятия-подразделения информационно связаны между собой через соответствующие компоненты ПО типа CIIM (микроуровня 2-го порядка).

Picture 1(1x1)

Рисунок 1.
Понятийная модели финансово-промышленной группы.

Такая модель отображает по существу новое финансовое, организационно-технологическое и территориальное решение, в соответствии с которым уже давно функционируют все западные корпорации и ряд отечественных.

При создании этой модели также использован механизм понятийного масштабирования, когда понятия казалось бы самого верхнего уровня сами входят в качестве составляющих в понятия более высокого уровня. При этом внутри него располагаются в соответствии с их новыми причинно-следственными связями ранее созданные понятия, которые "повинуются" новым решениям, найденным специалистом.

Понятийная модель деятельности консультационного центра

В качестве примера работы с понятийной моделью можно рассмотреть модель деятельности консультационного центра при НИИ "Оргстанкинпром" (рисунок 2), во многом типичной для любой консалтинговой компании.

Кроме самого центра на модели представлены корпоративные организации, взаимодействующие с центром: фирмы информационных технологий, промышленные предприятия, экономические структуры. По фирмам представлен постоянно обновляемый список выпускаемых ими компьютерных систем, в использовании которых заинтересованы промышленные предприятия.

На рисунке 2 также представлена модель основных макрокомпонентов информационных технологий в виде некой "таблицы Менделеева", на "конечных" понятиях которой, таких, как "brainware" и "intranet", также предполагается применить информационное исчисление искусственного интеллекта [1]. В результате широкого внедрения в практику упомянутых систем формируется, по существу, компьютерная среда, в которой специалист конкретной предметной области мог бы создавать модель этой области.

Picture 2(1x1)

Рисунок 2.
Понятийная модель консультационного центра и его окружения.

Сам же консультационный центр, как показано на модели, совместно с предприятиями строит ряд понятийных моделей и на их основе ищет информационно-технологические решения, предлагая в качестве начального шага программы создание современного компьютеризированного предприятия. В соответствии с логикой развития любого образования, сформулированного в [1], центр в состоянии отслеживать эту логику на соответствующей модели и предлагать свои услуги не как разовое мероприятие, а постоянно, по мере определения на модели существенно новых решений как для информационной, так и для производственной составляющей корпоративной деятельности предприятия (рисунок 1).

Виктор Мартынюк Martinuk.a@g23.relcom.ru
НИИ "Оргстанкинпром", Москва


Литература

[1]. В.Мартынюк, Информационное исчисление. М.: Открытые Системы # 5, 1996. с. 66-69. http://www.osp.ru/os/1996/05/66.htm

[2]. Дж.Мартин, Происхождение видов. М.: Computerworld Россия, Август 30, 1995.

[3]. М.Грувер,Э.Зиммерс, САПР и автоматизация производства. М.: Мир, 1987.

[4]. НИИ "Оргстанкинпром", Аванпроект автоматизированного завода по выпуску мехатронных узлов движения для станков и робототехники. М.: 1992.

[5]. Мартынюк В.У. Компьютерные системы типа CIIM (Computer Interactive Integrated Manufacturing). Состояние, направления развития и перспективы их внедрения, применения и развития в России на промышленных предприятиях. М. 1994.