Устойчивость государственного управления
Информационная безопасность
Правовая информатизация
Информационные закономерности либерализации и монополизации
Выводы

Об информационном оружии


"В гражданском обществе каждый для себя - цель..."
Г.Гегель

Историческая практика организации директивного государственного управления показывает, что "благое намерение" оградить общество от влияния внешней информационной пропаганды, замкнуть его информационную сферу на себя, подчинить средства массовой информации обслуживанию строгой и догматичной идеологии, стремление обеспечить жестко планомерное управление народным хозяйством - в силу каких-то латентных и во-многом непонятных пока причин необратимо способствует снижению стабильности, устойчивости государственного управления.

С другой стороны, способы управления хозяйством на основе полной открытости и свободы развития информационной сферы, без каких-либо ограничений, скоре всего, также противоестественны - сопровождаются анархией, ассоциируются с хаосом и бесцельным развитием. Достаточно вспомнить известную сентенцию Канта о том, что нет более деспотичного управления, чем чисто демократическое - тогда все против одного. Такое "свободное" устройство трудно себе представить - ведь всегда есть группы людей, единомышленников, плюрализм мнений, политические и научные элиты, общественные организации, национальные образования и др. Общество самоорганизуясь и структурируясь, как правило, само защищает себя от таких крайностей как деспотизм, тоталитаризм или анархия. Интуитивно понятно, что более естественно свободное развитие общества, целенаправленно саморегулируемое некоторыми информационными ограничениями, законами и нормами, культурными, религиозными и нравственными установками. Вопрос в мере накладываемых регуляторами ограничений: от этого зависит целенаправленность развития, действенность и адекватность используемых механизмов управления.

Например, в недавней советской действительности неустойчивость жестко директивного управления с однопартийной монополией и замкнутым развитием средств массовой информации как бы "накапливалась", неотвратимо подведя к кризисной черте и необходимости реформирования системы управления. Сейчас же, по прошествии нескольких лет, вырисовываются основные направления реформирования: реальная свобода и социальная справедливость, гражданское общество и правовой порядок, духовность, рыночное хозяйство, военная реформа, адекватность механизмов управления естественным закономерностям развития общества, информационная открытость в работе органов власти, развитие местного самоуправления.

Принципиальное место в этом реформировании занимает решение проблем, связанных с развитием информационной сферы общества, средств массовой информации и коммуникаций, использованием больших информационных систем для поддержки государственного управления. Принципиальность решения этих проблем связана с тем, что информационная сфера, обладая политической, экономической и социальной атрибутикой, является, прежде всего, средой и средством, в которых реализуется государственная политика, принимаются государственные решения, действует механизм управления обществом, формируются методы регулирования событиями, проводятся управляющие воздействия, комплексно оценивается их эффективность. От того, насколько развита информационная сфера, зависит открытость общественного устройства, действенность феномена общественного мнения, степень зрелости общества. Информационная сфера обеспечивает условия соучастия граждан в принятии общественно значимых решений, определяет уровень доступности граждан к правовой информации.

Для реформирования современной информационной сферы российского общества, естественно, показателен зарубежный опыт. Однако известные отечественные трудности и специфические условия не позволяют непосредственно взять этот опыт: имеется лимит времени и средств, велика неопределенность ситуации для принятия корректных решений, морально и физически устарел информационно-технологический базис, не сразу преодолевается догматичный менталитет. Все это требует расстановки приоритетов в государственной политике формирования информационной сферы общества. Каково влияние этого процесса на устойчивость государственного управления?

Устойчивость государственного управления

Важнейшим фактором, характеризующим успешность реализации государственной политики в области формирования механизмов управления различными сферами развития общества, является обеспечение постоянности ориентации этого развития на устойчивое и безопасное освоение социально значимых ценностей, обеспечение устойчивости государственного управления. Вместе с тем спады и подъемы, находки и разочарования, удачи и неудачи в социальном развитии естественны, главное, чтобы они не были катастрофичны и не имели негативных, опасных последствий для жизни людей.

Понятие устойчивости государственного управления не имеет общепризнанного и строгого определения. Его можно рассматривать как видовое к понятию устойчивого развития, синонимичным к понятию безопасного развития. В любом случае, это не мешает выделить фактор развития информационной сферы как один из основных индикаторов, через который явно определяется состояние устойчивости государственного управления и безопасности развития общества. Благо, понятие государства предполагает управление, а в теоретических основах создания систем управления понятия информации и устойчивости решения информационных задач имеют ясную определенность.

Предупреждение и оптимизированный выход из конфликтных и кризисных ситуаций в области социальной политики и экономики, доведение до населения общественно-значимых решений органов власти, исследование общественного мнения, повышение правовой грамотности граждан, оценка возможных последствий принимаемых государственных решений, выявление новых тенденций и закономерностей в развитии событий, контроль и оценка эффективности исполнения федеральных программ, "взвешивание" альтернативных вариантов государственных решений - такие вопросы решаются в рамках создания информационных систем поддержки процессов государственного управления.

Вместе с тем, информационная сфера, являясь средой и средством реализации государственной управленческой политики, предполагает ее целенаправленную определенность, наличие некоторой доктрины достаточно четких приоритетов развития общества. От четкости выделения этих приоритетов во многом зависит эффективность государственного управления. Однако, как показала практика, бывшая маниакальная направленность на обеспечение реализации догматичной идеологии с достижением "ясной перспективной" цели, которой страдала советская политика, имела катастрофически неустойчивые последствия. С другой стороны, жизнь показывает, что чрезмерно большая нечеткость целей развития общества также не может обеспечить эффективного управления - при этом возникают хаотичные тенденции, приводящие к тем же неустойчивым последствиям. Интуитивно напрашивается стремление к "золотой середине" между жесткой целенаправленностью управления и хаотичной неопределенностью развития.

Информационная безопасность

Никто не застрахован от просчетов в оценке закономерностей и тенденций развития общества в целом и его информационной сферы, в частности. Поэтому возможны ошибки в разработке государственной информационной политики, в организации регулирования развития средств массовой информации, формировании информационных ресурсов и услуг, выборе подходов к созданию государственных информационно-управляющих систем, учете "информационного взрыва", оценке динамики синтезирования интенсивно развивающихся средств массовой информации и электронных коммуникаций. Ясно, что одной из определяющих причин допущения просчетов в оценке закономерностей и тенденций развития общества является прежде всего слабая развитость его информационной сферы - ведь только на основе исследования особенностей развития событий можно выявить существующие закономерности, а это можно сделать только на основе исчерпывающего анализа информации, адекватно отражающей действительность.

Для обеспечения устойчивости управления развитием общества возможные последствия просчетов и ошибок в информационной политике не должны превышать определенной критической массы, "накопление неустойчивости управления" необходимо контролировать и предупреждать. Информационный фактор в этом контроле с определением "размера" критической массы прежде всего является предметом информационной безопасности.

Сейчас становится ясным, что информационная сфера общества - это достаточно самостоятельная природная стихия, развивающаяся по своим законам и требующая соответствующего государственного внимания. Так, например, недооценка важности процесса электронизации архивов, библиотечных хранилищ, материалов средств массовой информации с каждым днем делает все более трудоемким оперативное принятие эффективных стратегических государственных решений. Это вызвано невозможностью оценки динамики и прогнозирования развития сложных ситуаций "вручную" на основе обработки постоянно возрастающего потока информации из тысяч источников.

Другой пример - монополизация разработки информационных ресурсов и услуг. Сосредоточение в руках отдельной организации или ведомства права распоряжения информационным ресурсом или услугой порождает пресловутый диктат производителя, большую замкнутость управления развитием ресурса, неестественность распределения усилий разработчиков информационных продуктов, подавляет преимущества рыночного способа ведения хозяйствования. В конечном итоге, как показывает практика, монополизация, характеризующаяся замкнутостью процесса управления развитием некоторым информационным ресурсом или услугой приводит к его стагнации, деградации, даже при наличии в них актуальной рыночной потребности.

Информационные и информационно-управляющие процессы, развиваясь, сами по себе ищут и находят выход из неадекватно созданных ограничений, например, "теневым" способом. Эти закономерности являются самодавлеющими и их, естественно, необходимо исследовать и учитывать при организации государственного управления информационной сферой. Игнорирование закономерностей развития информационной сферы, в лучшем случае, снижает действенность государственных решений, уменьшает эффективность внедрения дорогостоящих информационных систем в работу органов государственной власти, способствуя "накоплению неустойчивости" и приводя к необходимости реформирования системы управления. Для декларирования целесообразности интенсификации развития информационной сферы эффектны известные метафоры типа вхождения мировой цивилизации в информационный XXI век, создания международного информационного сообщества. Однако, как известно, эффективность деклараций не всегда велика, да и место, отводимое вопросам развития информационной сферы российского общества, не безгранично, особенно в условиях большого дефицита ресурсов.

Более важно и целесообразно рассматривать информационную сферу общества как самостоятельный феномен, развитие которого подвластно, с одной стороны, определенным закономерностям, и, с другой - определенному государственному регулированию. Возможность достижения условий управляемости этим феноменом, использование закономерностей его поведения является важным фактором обеспечения устойчивости государственного управления, и, в конечном итоге, залогом обеспечения безопасности развития общества.

Очевидно, основным механизмом государственного регулирования развитием свободного гражданского общества являются законы и правовые нормы, которые являются базисом, на основе которого представляется, формируется и действует государственная информационная сфера. Поэтому попробуем инициировать более строгое рассмотрение механизмов государственного регулирования информационной сферой, опредметив ее через решение известной проблемы правовой информатизации.

Правовая информатизация

В России сегодня много говорят о правовой информатизации: законы должны быть предельно доступны гражданам и для этого, в частности, следует использовать все преимущества информационных технологий и коммуникаций. Стоит согласиться, что это немаловажный фактор на пути построения правового порядка в обществе. Вместе с тем не всегда можно строго объяснить, что этот фактор представляет из себя именно в сегодняшних российских условиях, когда на самом правовом поле очень много белых пятен. По числу компьютеров и телефонов на душу населения Россия стоит далеко не на первых местах, а промышленные монополии и налоги безжалостно давят предпринимательские попытки диверсифицировать телекоммуникационную и компьютерную насыщенность рынка услуг. Встают вопросы о возможности оптимизации государственного регулирования процессом правовой информатизации. В частности, вопрос: в какой степени этот процесс должен быть либерализован, да и что он собственно представляет с точки зрения устойчивости государственного управления и безопасности?

При бывшем, советско-тоталитарном, управлении, когда требование партийной принципиальности главенствовало при принятии важнейших решений различного уровня, а множество закрытых нормативно-правовых документов население и в глаза не видело, стоял только вопрос об использовании информационных технологий в юридических службах органов государственной власти и управления, формировалась автоматизированная общесоюзная информационно-справочная законодательная база данных. Но правовая грамотность населения далеко не была самоцелью, процесс этот не носил явно выраженного характера - в этом не было необходимости - за человека большинство его рядовых жизненных проблем директивно решали государственные органы. Система государственного управления была жестко замкнутой сама на себя, к рядовому человеку была привязана номинально и вопрос о правовой информатизации, в том виде, как он понимается сейчас, естественно, также не стоял.

Но немаловажна также и управленческая трактовка проблемы правовой информатизации: как динамика развития процесса правовой информатизации влияет на устойчивость управления обществом, насколько следует бояться временной монополизации рынка информационных ресурсов в области правовой информации, когда и "на сколько" можно либерализовать этот рынок, "отпустить" его от жесткой государственной опеки?

Очевидно, что государству, включая государственные организации, брать на себя полностью разработку информационных систем для обеспечения граждан правовыми знаниями малоэффективно - результат заранее известен. С другой стороны, полная либерализация процесса правовой информатизации, предоставление полной свободы развертыванию правовых информационных систем коммерческим организациям в условиях большого числа субъектов управления, неразвитости рынка и больших финансовых ограничений приводит к неоправданному дублированию разработок, распылению средств. Да и предпринимательские стимулы, определяемые осознанной потребностью населения в правовой грамотности, действенностью механизма судебной системы пока находятся в условиях становления.

Интуитивно ясно, что государство должно как-то регулировать процесс правовой информатизации с учетом множества факторов. Действенным механизмом регулирования является государственный заказ на разработку правовых информационных систем, но этот заказ должен быть предельно концептуально обоснован. Рассмотрим возможные управленческие факторы такого обоснования, имея, прежде всего, в виду обеспечение устойчивости государственного управления, информационную безопасность.

Переход от тоталитарного к правовому обществу с точки зрения решения вопросов управления представляет собой не что иное как информационное открытие системы управления - замена замкнутого на себя тоталитарно-иерархического механизма управления более информационно открытым государственным регулированием закономерно саморазвивающихся социально-политических и экономических процессов. Общественное развитие при таком информационном открытии, благодаря свертыванию ограничений механизма жесткого директивного управления, начинает самореализовываться, включаются механизмы самоуправления. Вместе с тем процессы самореализации и самоуправления не должны носить произвольного, хаотичного характера.

С одной стороны, при информационном "открытии" процессов управления обществом снижается жесткость управленческих механизмов достижения предустановленных целей. С другой стороны, эти процессы предоставляются сами себе, нарастает неопределенность ситуации, размываются цели развития. Чрезмерное информационное открытие системы государственного управления сопровождается нарастанием хаотичных тенденций, может недопустимо снизить уровень устойчивости государственного управления и социальной безопасности, возможна потеря контроля за развитием ситуации. При недостатке и слабой действенности правовой базы, начальном этапе развития правовой грамотности граждан, низком уровне информационно-технологической поддержки процессов управления хаотичные тенденции могут привести к негативным последствиям, конфликтам и кризисам.

Напрашивается введение стратегии развития механизмов управления, обеспечивающей "спадающую директивность" - с развитием правового поля снижается жесткость управления и монополизированность рынка информационных ресурсов. Либерализация нужна, но она должна сдерживаться либо естественными, либо искусственными приемами. Либерализация рынка информационных услуг не должна бежать впереди паровоза - для временной опоры нужны спадающие островки монополизма, в противном случае - возможна угроза устойчивости управления. Определение динамики этого "спадания" и изменения "величины островков" во времени в закономерно развивающемся гражданском и правовом обществе с рыночной экономикой должно подчиняться некоторым естественным закономерностям. Это один из наиболее фундаментальных научных и практических вопросов, и исчерпывающего ответа на него пока нет. Вместе с тем можно предложить ряд тезисов, наводящих на мысль о путях поиска строгого ответа на этот вопрос.

Информационные закономерности либерализации и монополизации

Либерализация и монополизация изначально существовали как атрибутика управления объектами живой и неживой природы, состоящими из большого числа элементов. Имеются сравнительно одинаковые методы и подходы к изучению процессов, происходящих в живых и неживых системах. Например, в основе любого исследования лежит системный подход, включающий следующие процессы: сложные системы представляют из элементарных, но достаточно представительных и имеющих смысловую нагрузку объемов или общностей (большие социальные группы людей, кластеры наименований объектов, политические партии, и др.);

Состояние каждого из выделенных элементов определяется некоторыми характеристиками, зависящими от его места в системе и времени; требуемый порядок в элементах системы задается ограничениями из-вне и сильно зависит от степени открытости взаимодействия исследуемой системы с окружающей средой. Предельно жесткое управление с введением большого числа ограничений в элементы неживой системы превращают ее в автомат, а живую систему - в механически рутинный, подчиненный неестественному диктату механизм, например, конвейер. С другой стороны, снятие управляющих воздействий и ограничений сопровождается ростом хаотичности протекания процессов в среде, повышением интенсивности беспорядочного движения, нарастанием энтропийных тенденций.

Принципиальное значение на изменения состояния системы, состоящей из большого числа свободных элементов, оказывает уровень ее открытости: замкнутые системы характеризуются нарастанием хаоса. Так утверждают законы термодинамики, да и попросту понятно, что в замкнутую неживую систему порядка из-вне не внесешь, а внутри системы этот порядок навести некому. Снизить уровень хаоса в развитии неживой системы, задать целенаправленность происходящим в ней процессам можно только ее "приоткрыв", введя некоторые ограничения и определив управляющие воздействия.

Живые, биологические, социальные системы функционируют, как правило, вдали от равновесия. Они характеризуются большим числом параметров и более устойчивы - в них априори заложена информационная открытость за счет инстинктов, накопления опыта, рефлексов, интеллекта. В живых системах наблюдаются сильные неоднородности, что лежит в основе таких, сугубо биологических и социальных процессов, как творческое мышление, создание и использование коммуникационных систем. Известно, что уже на амебном уровне для выживания биологических систем в сложных условиях происходит нарушение обычной однородности распределения клеток - при появлении ограничений в питании или угрозе жизни клетки не умирают, а начинают объединяться, агрегироваться, образуя многоклеточное тело. Это помогает им выжить в сложных условиях, а при наступлении более благоприятных условий - опять относительно однородно и хаотично "распределиться".

Такая агрегация на клеточном уровне лежит в основе понимания стимулов и процессов монополизации и либерализации в более сложных, социально-производственных системах. Для директивно тоталитарного управления монополизация экономики предельно велика. Эта директивность может только нарушаться теневой экономикой и подпольным плюрализмом мнений, благодаря которым, скорее всего, продлевается время жизни тоталитарных методов управления. Добившись определенных успехов, и, в силу своей замкнутости, подтачиваясь неявно накапливаемым хаотическим потенциалом, монолитная однородность директивной системы управления революционно или эволюционно разваливается, открывая дорогу рыночной стихии. При некорректном управлении таким переходом возможно появление нежелательных тенденций в развитии общества, например - сепаратизма, неопределенности целей и большой хаотичности управления.

Итак, развитие социального, живого всегда находится в неравновесном и переходном состоянии. Можно заметить, что как только развитию ситуации начинают благоприятствовать внутренние и внешние условия, происходит расслабление управленческих ограничений, начинают действовать либерализационные тенденции. Ухудшение или усложнение условий существования способствует сплочению общностей и начинают действовать монополистические тенденции. Все это направлено на реализацию главной функции социальной системы: обеспечение устойчивого существования, выживание в трудных условиях, а затем развитие. На эти процессы сильно воздействует фактор изменения уровня информационной открытости системы управления процессами.

Вместе с тем информационное "приоткрытие" процессов управления социальными объектами может оказать на развитие этих объектов различное воздействие. При жестко директивном управлении открытие объекта ухудшает уровень априорно заданной изнутри целенаправленности его развития, приводит к размыванию целей управления, снижению внутреннего порядка развития. Изучение фундаментальных закономерностей поведения сложных систем неживой природы позволяет высказать гипотезу, что степень проявления этих особенностей во многом определяется скоростью открытия системы управления: с ее ростом растет угроза устойчивости управления объектом.

В правовом обществе при либерализованно рыночной системе управления, когда развитие регламентируется правовыми нормами, нравственными установками и культурными традициями, информационное открытие объекта управления повышает уровень устойчивости его развития, обеспечивает компенсацию имеющейся внутренней хаотической неопределенности развития, снижение возможности ее нарастания.

Выводы

Предварительные исследования показывают, что большое значение на устойчивость государственного управления социальными объектами могут оказать такие факторы, как уровень и скорость наведения информационного порядка в объектах; число, размер, организованность и смысловая значимость управляемых декомпозиционных компонентов объектов; скорость информационного открытия или закрытия объектов; величина и скорость нагнетания информационного шума, включая противоречивой информация в объекты управления и др. Эти факторы оказывают влияние на эффективность процессов целеполагания и последующего целенаправленного управления объектами.


Об информационном оружии

Сейчас много говорят об информационном оружии и даже новом лице войны. Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и "цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, направляя в желательно для нападающего русло развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий. Например, благодаря пробелам в законодательной базе противника можно в отдельно взятом объекте управления (отрасли, регионе) некорректно ввести электронные деньги, и, тем самым, создать отдельный и достаточно замкнутый на себя рынок продуктов и услуг, породить возможность уклонения от налогов, создать нежелательную угрозу сепаратизма, а также нарушить систему валютного обращения, таможенные порядки.

Однако, при обсуждении проблемы создания информационного оружия в публикациях больше рассматриваются ее отдельные, технические аспекты: интенсивность информационно-технологической экспансии, обвальная компьютеризация, тенденции создания телекоммуникационных систем. Интересно также посмотреть на эту проблему с точки зрения возможностей обеспечения устойчивости управления объектами за счет, в частности, открытия или закрытия информационной сферы, в которой находится управляемый объект. Скорее всего, неумелое обращение с информационной стихией, неучет ее закономерностей может иметь такие же негативные последствия для развития объекта управления, как и неадекватное использование экономических закономерностей. Решение этой проблемы усложняется тем, что экономические закономерности изучаются уже не одну сотню лет, а к выявлению информационно-управленческих закономерностей приступили совсем недавно.

Информационные технологии сейчас привносят революционную и, по мнению ряда исследователей, не всегда безопасную волну в социально-экономические процессы - безопасность информационной революции для общества может быть гарантирована за счет корректного управления информационными процессами. Сейчас можно выделить несколько основных тезисов, вокруг которых идет обсуждение проблем безопасности, возникающих с внедрением информационных технологий в различные области деятельности общества:

  • внедрение информационных технологий скорее уменьшает число рабочих мест, чем улучшает показатель занятости населения;
  • разрушается непосредственный контакт между рабочим и работодателем, что приводит к беспрецедентно несправедливому распределению доходов;
  • теория сравнительных преимуществ, лежащая в основе свободы торговли, подмывается мобильными технологиями, делает более целесообразным распределенное размещение производств;
  • умирает инфляция - новые технологии освобождают экономику от бывших ограничений - центральным банкам нет необходимости вести чрезмерную монетаристскую политику;
  • интенсивное внедрение информационных технологий сопровождается конвергентными тенденциями, носящими монополистический характер, разрушается конкуренция - основа свободно-рыночной экономики.

Общая идея распространенных тезисов состоит в том, что привносимые информационными технологиями изменения таковы, что меняется сама парадигма развития общества: политика которая была губительна ранее по старой модели обеспечения устойчивости управления, сейчас уже может пригодиться. Вместе с тем каждый из приведенных тезисов, нося важный и принципиальный характер, отражает только отдельный аспект проблемы: экономический, экологический, финансовый, технический. Интересно также посмотреть на формирование информационной сферы в целом и найти общие основания для взаимоувязки этих тезисов.

Благодаря внедрению современных информационных технологий и международных информационно-телекоммуникационных систем можно уже говорить о целостности информационной сферы, об информационной стихии, развивающейся согласно предустановленным закономерностям. Поэтому чрезмерная информационная закрытость некоторого объекта сопровождается угрозой снижения устойчивости его управления и регулирования. Говоря об информационном оружии, искусственно созданная информационная блокада, например, некоторого региона противника может служить действенным средством разрушения его системы управления в этом регионе.