Б.Хазин


Введение
Анализ проблемы
Подход к решению проблемы
Основные этапы методологии концептуального проектирования
Выводы

Становление и развитие управленческого консалтинга в России, под которым понимается решение совокупности проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности, сопровождается распутыванием сложнейшего клубка взаимосвязанных и противоречивых требований общества и личности, имеет достаточно глубокую философскую, гуманитарную и техническую основу и, естественным образом отражает уровень культуры, сознания и шкалы ценностей потребителей и производителей. При попытке организации любой человеческой деятельности в рамках определенной общественной формации, немедленно возникает вопрос, как выразить и в последующем формализовать требования к системе, организующей эту деятельность - грамотно поставить задачу. Формализация требований в большой степени затруднена из-за отсутствия полноценного диалога между заказчиком и разработчиком, в результате чего между ними образуется "пропасть". Для ее преодоления необходимо соорудить "мост" в виде концептуального проекта системы.

Введение

Технической основой организации любой деятельности является грамотное и рациональное построение системы информационного взаимодействия и управление этой системой в рамках определенной общественной формации. Сегодня в России создаются высокоэффективные интегрированные системы управления в различных прикладных областях, которые уже являются не роскошью и показателем престижа, а одним из средств выживания в условиях жесткой конкуренции и несовершенства законодательной базы переходного периода. И здесь на первый план выходит индустрия современных информационных технологий, призванная воспринять колоссальные информационные потоки, грамотно их сохранить, обеспечить быстрый доступ к данным, обеспечить их обмен по всем имеющимся каналам, обработать их в соответствии с определенными алгоритмами и представить потребителям.

Однако выяснилось, что эффект от внедрения современных информационных технологий оказался намного меньше ожидаемого. Оказалось, что при создании и внедрении системы почти совсем не затрагивается организационно-административная структура предприятия, в которой конфликтно сосуществуют две независимые структуры. Одна отражает сложившиеся годами традиционные и достаточно консервативные административно-хозяйственные связи, а другая структура, являющаяся информационной системой, представляет собой независимую вычислительную среду, решающую необходимый для производственной деятельности набор отдельных задач.

Результаты выполнения этих задач рассматриваются и анализируются средним и высшим руководящим составом предприятия в рамках традиционной организационной структуры, и решения принимаются чаще всего на основе конъюнктурных соображений. При оперативно меняющейся обстановке на рынках спроса и предложений, растущей насыщенности рынка, конкуренции и часто возникающих форс-мажорных ситуациях, существующая информационная система уже не в состоянии осуществить достаточно эффективную поддержку в принятии решения. На предприятии начинает происходить болезненный процесс адаптации к меняющимся условиям, выработка стратегии и тактики, заканчивающаяся очередной частичной реформацией устаревшей организационной структуры, выражающейся в ликвидации старых, создании новых, укрупненных и разукрупненных подразделений, перестановке кадров с не всегда четко очерченными функциями. Отсутствие ясно сформулированных прав и обязанностей отдельных подразделений, руководителей и исполнителей приводит к размытой ответственности персонала и серьезным конфликтам в процессе деятельности как внутри предприятия, так и во внешнем мире.

К большому сожалению острота проблемы осознается далеко не всеми, а попытки ее решения часто подменяются использованием достаточно больших возможностей для обработки информации, которыми обладают современные аппаратно-программные комплексы. Эти комплексы становятся не средством управления, а самоцелью, а их разработчиков принято называть системными интеграторами. С такой точкой зрения трудно согласиться.

Анализ проблемы

Основными причинами недостаточной эффективности существующих систем, с нашей точки зрения, являются:

  • Отсутствие системного подхода при постановке задачи создания системы и ее концептуальных основ, отсутствие достаточно корректных технических требований и заданий. Концептуальный проект системы практически нигде не выполняется, время и финансовые средства на него не выделяются. Заказчику, как правило, предоставляется стандартный набор задач автоматизации офиса и более или менее стандартная архитектура аппаратно-программного комплекса, на котором этот набор задач должен быть реализован. Все это является следствием нежелания и неумения ставить задачу. Экономия времени и средств на ее постановку и создание полноценного концептуального проекта, являющегося фундаментом системы, желание как можно быстрее и дешевле получить "картинку" на дисплее, приводит к более чем печальным результатам - к неэффективно потраченным средствам и к дискредитации информационных технологий.
  • Недостаточно совершенна организация взаимодействия пользователей с системой. Так например, информация выводится в виде таблиц, текстов, гистограмм, графиков и на каждом рабочем месте является лишь фрагментом бизнес-процесса, не дающим представления о состоянии бизнес-процесса в целом. Такая фрагментарность скрывает всю совокупность взаимосвязанных факторов, влияющих на ход процесса, и затрудняет принятие объективных и взвешенных решений.

В тех случаях, когда все-таки предпринимаются попытки корректно поставить задачу и разработать концепцию системы, возникает самая первая и самая главная проблема - потребитель и специалисты, разрабатывающие и внедряющие современные информационные технологии говорят на разных языках как в плане семантики, так и в плане терминологии. Потребителя интересует, как информационные технологии смогут помочь ему достаточно эффективно организовать свою деятельность, а следовательно, и выжить.

Разработчики немедленно просят потребителя сформулировать требования к организации информационного взаимодействия со своих позиций - грамотно поставить задачу. И здесь выясняется, что в подавляющем большинстве случаев потребитель этого сделать не может. Не может потому, что свои знания и опыт ему достаточно трудно объединить в одно целое, соответствующим образом формализовать и представить на языке, понятном разработчикам современных информационных технологий. Барьер языкового непонимания сегодня, с нашей точки зрения, не только не сглаживается, а стремительно растет, образуя "пропасть" и еще больше отдаляя в понимании сущности управления заказчика от разработчика.

Совершенно естественно, над этой пропастью необходимо сооружать мост, ибо без этого моста не сможет быть разработана и внедрена система. И вот за дело берутся сами разработчики информационных технологий, предлагая Заказчику помощь в постановке задачи и подкрепляя эту помощь большим количеством известных инструментальных средств автоматизации проектирования. Однако и этим надеждам тяжело сбыться, так как инструментальные средства не ставят задачу, а подхватывают уже поставленную задачу, формализуя ее в виде структур данных и диаграмм потоков данных, для последующего создания базы данных и клиентских приложений.

Создается только видимость этого "моста", а техническое задание формулируется не в виде понятий предметной области, а в виде понятий, принятых в среде разработчиков информационных технологий, и такие задания все чаще сегодня подвергаются критике со стороны заказчика за отсутствие концептуальной основы.

Подход к решению проблемы

Специалисты предприятия "Барс" в течение 25 лет занимаются данной проблемой в системном плане и предлагают методологию и комплекс технических решений, на базе которых может быть выполнен полноценный концептуальный проект. Областью применения этих методологий и комплекса технических решений являются крупные промышленные объекты и социальные системы на уровне регионов.

В состав предлагаемых технических решений входят:

  • формальный язык единого целевого информационного описания (UTD), на основе которого создается новый класс функционально-структурных моделей объекта в виде иерархии целей;
  • типовая функционально-алгоритмическая структура управления с распределенным интеллектом (DFS);
  • база для создания алгоритмов диагностики, прогноза и принятия решения, необходимых для реализации систем информационной поддержки;
  • человеко-машинный интерфейс, обеспечивающий новое качество организации деятельности коллектива пользователей по контролю и управлению сложным объектом.

Методология и технические решения базируются на функционально-структурном подходе к организации управления в сложных системах.

Как известно, формализация предметной области производится не одной, а достаточно большой совокупностью средств моделирования, каждое из которых имеет свою определенную область применения и ограничения. Эта совокупность в рамках функционально-структурного подхода дополнена еще одним средством, основанным на представлении системы с помощью специального формального языка единого целевого информационного описания (UTD) в виде иерархии целей. Модели предметной области, построенные с помощью UTD, позволяют производить анализ и синтез системы без потери целостности с учетом всего многообразия взаимосвязей элементов системы в статике и динамике, одновременно учитывая детерминированные и вероятностные свойства системы.

Указанный подход разрабатывался на базе известных работ в области программно-целевого планирования, организационного варианта информационных методов контроля и управления, а также работ по проблеме человек-машина. Ряд технических решений вошел составной частью в проекты автоматизации крупных энергетических объектов и, в частности, объектов атомной энергетики.

Данный подход является в большой степени альтернативным существующим, прежде всего в том, что сводит к минимуму ситуационный подход, на котором основаны большинство зарубежных средств проектирования.

Основные этапы методологии концептуального проектирования

Предпроектное обследование объекта

Целью данного этапа является сбор, предварительная обработка исходных данных об объекте деятельности и их систематизация. Этот этап является одним из самых ответственных и мало формализованных, поэтому проблемы, возникающие на этом этапе, необходимо осветить более подробно.

В интервью и собеседованиях с сотрудниками объекта деятельности необходимо получить следующие исходные данные:

  • назначение объекта деятельности, его роль и место в контексте внешних систем, цель и характер деятельности;
  • режимы функционирования объекта;
  • критерии функционирования объекта;
  • стадия жизненного цикла объекта (НИР, ОКР, проектирование, реализация, внедрение, эксплуатация, развитие, модернизация, реконструкция);
  • состав подразделений объекта, их функции, характеристики и краткое описание технологии деятельности (общие алгоритмы выполнения технологических функций);
  • структура объекта деятельности, краткое описание процессов технологического взаимодействия подразделений в рамках структуры;
  • информационное взаимодействие подразделений, степень автоматизации информационных и управляющих процессов, роль, место и функции информационно-управляющей системы;
  • комплекс аппаратно-программных средств, используемых в системе информационного взаимодействия, его краткие характеристики;
  • комплекс проблем, связанных с мотивацией деятельности людей в составе объекта, психологические и социальные аспекты взаимоотношений людей внутри коллектива и во внешнем мире, выявление шкалы ценностей, которыми руководствуются люди в своей деятельности, а также совмещение этих шкал при организации работы всего коллектива как единого целого;
  • культура технологии деятельности и методов управления, степень подготовленности технических средств и коллектива людей к совершенствованию, развитию объекта и использования для этих целей современных информационных технологий.

При проведении предпроектного обследования должна происходить "селекция интеллекта" - отбор формальных и неформальных лидеров, из которых должна быть сформирована рабочая группа экспертов заказчика. Эта группа должна активно и непосредственно участвовать во всех стадиях создания, внедрения, эксплуатации и совершенствования системы, адаптируя ее к специфике деятельности конкретного объекта, а иногда и конкретных людей.

В процессе бесед со специалистами заказчика можно предложить им ответить на некоторые общие вопросы:

  • устраивает ли вас существующая структура организации деятельности на предприятии и информационная система, ее поддерживающая? Если не устраивает, то в чем?
  • чего явно нельзя допускать в дальнейшем развитии и совершенствовании деятельности предприятия?
  • сложилось ли у вас мнение о том, как должны строиться процесс и структура управления предприятием и какие критерии вы закладываете в основу ее функционирования?
  • нужна ли "вертикаль" при организации управления предприятием? Если нужна, то какая? Как вы видите разделение функций, полномочий, прав и обязанностей между аппаратом управления и основными производственными и административными подразделениями?
  • какова разумная и рациональная степень централизации или децентрализации управления? Каким образом решить проблему мотивации деятельности людей в структуре?

Следует особо подчеркнуть, что беседы и интервью при предпроектном обследовании должны происходить в достаточно откровенной и непринужденной обстановке, при которой острота проблем не сглаживается, а, наоборот, выкристаллизовывается. Необходимо также, чтобы заказчик уже на первой стадии взаимоотношений четко осознал, что у него должна быть система, в которой сочеталось бы достаточно жесткое и упорядоченное информационное взаимодействие всех подразделений предприятия с комфортными условиями работы сотрудников в техническом, психологическом и социальном плане.

В дальнейшем содержание полученной информации должно постепенно раскрываться и детализироваться до той степени, которая необходима для выполнения концептуального проекта. Собранные в результате интервью и собеседований исходные данные анализируются, классифицируются и представляются как с помощью общеизвестных терминов, так и с помощью специфических терминов и понятий языка структурных отношений UTD. В дальнейшем, по мере раскрытия содержания этапов методологии концептуального проектирования, набор терминов и понятий будет постепенно расширяться.

Основным и принципиально важным моментом функционально - структурного подхода является рассмотрение всех компонентов системы не с точки зрения их физической и материальной природы, а с точки зрения выполняемых ими функций в процессе деятельности. Иными словами, для нас сущностью понятия является функция.

Постараемся несколько расширенно обосновать необходимость именно такого рассмотрения. Основой любой осмысленной деятельности является использование входного ресурса и преобразование его с помощью внутреннего механизма с целью получения конечного продукта, являющегося выходным потенциалом, который затем должен быть использован потребителем. Само преобразование, являющееся предметом деятельности, есть процесс, представленный в виде совокупности взаимосвязанных материальных и нематериальных потоков различных типов. Сами компоненты системы, осуществляющие процесс транспорта и преобразования потенциалов и потоков, называются функциональными компонентами (FC).

Теперь попытаемся представить разрабатываемую нами систему на самом верхнем уровне обобщения в виде связанных между собой функциональных компонентов в контексте внешних систем (рис. 1).

Picture 1 (1x1)

Рисунок 1.
Автоматизированный комплекс в контексте внешних систем.

Основными внешними системами по отношению к рассматриваемой нами являются:

  • естественные, природные и искусственные обеспечивающие системы (поставщики), реализующие функцию предложения;
  • естественные и искусственные обеспечиваемые системы (потребители), реализующие функцию спроса;
  • межгосударственные, государственные, региональные и местные органы всех видов власти, реализующие функции регулирования взаимоотношений в обществе;
  • рынок, реализующий функции аккумуляции и баланса между предложением и спросом.
  • Типами потенциалов и потоков являются:
  • природные ресурсы (NAT);
  • товары (COM);
  • услуги (SER);
  • финансы (FIN);
  • трудовые ресурсы (LBH);
  • информация (INF).

Эти потоки определенным образом организуются, связываются между собой и являются формализованной основой процессов в системе. Сама рассматриваемая нами система называется автоматизированным комплексом (АС), и представляет собой совокупность категорий: "Человек - Средства деятельности - Объект деятельности - Среда".

Автоматизированный комплекс состоит из двух крупных, связанных между собой функциональных компонентов:

  • объект деятельности, реализующий технологические процессы и бизнес-процессы. Объект деятельности является технологическим функциональным компонентом (TFC);
  • система управления процессами в объекте деятельности. Система управления является функциональным компонентом управления (CFC).

Эти два типа функциональных компонентов связаны между собой двумя общими потоками информации:

  • поток осведомляющей информации (INFk), обеспечивающий наблюдаемость процесса в объекте деятельности;
  • поток управляющей информации (INFc), обеспечивающий управляемость процессом в объекте деятельности.

В процессе функционирования типовые потоки связываются между собой механизмами преобразования, выполняемыми функциональными компонентами (TFC) по определенным технологическим алгоритмам.

Система управления в процессе функционирования реализует алгоритмы управления исполнительными органами процесса в TFC с целью выполнения определенной технологической функции или их связанной совокупности. Функциональные компоненты процесса в объекте деятельности и функциональные компоненты управления процессами в объекте деятельности в рамках UTD классифицированы, типизированы и являются инвариантными к предметной области.

Функциональная декомпозиция процессов

Целью данного этапа является деление процессов в объекте деятельности на компоненты, в совокупности представляющие его функциональный состав. Декомпозиция процесса производится в соответствии с определенными правилами, в основе которых лежит полнота и законченность единичной технологической функции или их совокупности.

В процессе декомпозиции выделяются уровни иерархии, на которых в определенной степени обобщения или детализации представлены функциональные компоненты, реализующие процесс в объекте деятельности. Уровни иерархии служат в дальнейшем основой для выбора уровня управления процессами в объекте деятельности. Указанная декомпозиция автоматически влечет за собой систему кодирования информации.

Разработка функциональной структурной модели

На этом этапе функциональные компоненты, выделенные при декомпозиции, соединяются между собой на каждом уровне иерархии с помощью формального аппарата, образуя иерархическую структуру функций компонентов процесса в объекте деятельности, или проще - иерархию функций.

О результатах и качестве выполнения функций можно судить по нахождению в определенном диапазоне существенных переменных, называемых показателями функционирования (PF), которые формализуют данную функцию. Формализованная иерархия функций представляет собой связь между этими показателями. Если показатель функционирования интерпретировать как параметр цели, то структурная модель представит собой иерархию целей функционирования, а процесс деятельности в объекте является ничем иным, как процессом достижения целей в иерархии.

При недостижении целей и подцелей иерархия превращается в свой инверсный вариант - причинно-следственную сеть, в которой недостижение цели означает полную либо частичную деградацию функции, выполняемой элементом - причина, и приводит к полному либо частичному недостижению вышестоящих целей - следствие.

Такая модель, представленная пользователю с разной степенью детализации, должна позволить ему наблюдать процесс функционирования объекта полностью, а следовательно, и повысить эффективность управления этим процессом, особенно в аномальных и экстремальных состояниях.

Разработка объема контроля процессов

Объем контроля представляет собой совокупность показателей функционирования, выявленных на предыдущем этапе, дифференцированных по уровням иерархии (степени обобщения) и "привязанных" к точкам получения информации на конкретном объекте, и является основой потока осведомляющей информации (INFk), необходимой для обеспечения наблюдаемости системы. При этом должны быть указаны наименование PF, единицы измерения, рабочий диапазон, метрологические характеристики источника и канала передачи информации, способ ввода информации и т.д. Объем контроля является основой для информационного сопровождения процессов в объекте деятельности.

Разработка объема управляющих воздействий

Управляющие воздействия на процессы в объекте деятельности могут быть произведены вручную, автоматически либо комбинированно. Команды управления воспринимаются исполнительными органами, регулирующими потоки в объекте деятельности. В качестве исполнительных органов могут выступать люди, механизмы, автоматы и их сочетания. Перечень управляющих воздействий в виде алгоритмов законов и команд управления в совокупности с перечнем исполнительных органов, привязанных к определенным точкам объекта составляет содержание потока управляющей информации (INFc). При этом объем контроля должен быть дополнен информацией о положении, состоянии и фактах работы исполнительных органов, подачи управляющих воздействий и соответствии положения исполнительных органов подаваемым командам, характеризующим обратную связь по управлению. Обратная связь по процессу осуществляется по динамике показателей функционирования.

Разработка функционально-алгоритмической структуры системы управления процессами в объекте деятельности

Функционально-алгоритмическая структура конкретной системы для конкретного объекта строится на базе типовой структуры (DFS), основанной на сочетании принципов иерархии при обработке информации и управлении, а также типовых, инвариантных к предметной области принципов, на которых основан процесс принятия решения на любом уровне иерархии. Структура содержит в себе сеть обмена данными, алгоритмические модули, реализующие функции обработки информации, необходимые для организации информационного взаимодействия, а также локальные совокупности данных, являющихся результатом работы указанных модулей. Типовая функционально-алгоритмическая структура удовлетворяет следующим требованиям:

  • обеспечивает возможность производить обоснованный и рациональный выбор комплекса аппаратно-программных средств для реализации функций контроля и управления;
  • обеспечивает переменную степень автоматизации контроля и управления в функции времени и состояния;
  • обеспечивает переменную степень централизации, децентрализации контроля и управления в функции времени и состояния;
  • обеспечивает возможность создания комплекса разделенных по семантике баз данных, программной развязки при работе модулей и асинхронный режим работы всей системы управления. Функции координации при этом определяются состоянием самого объекта - появляются предпосылки для реализации управления "по состоянию";
  • обеспечивает адаптивность системы управления по отношению к изменениям состава, структуры и свойств управляемого объекта и комплекса технических средств управления, благодаря инвариантности сети обмена данными на всех этапах жизненного цикла системы;
  • обеспечивает повышенную надежность и живучесть системы управления благодаря возможности резервирования модулей, а также за счет достаточной степени автономности модулей и возможности координации их работы человеком;
  • обеспечивает возможность поэтапного внедрения системы, начиная с элементарных функций, поддерживающих работоспособность и безопасность объекта и последующего наращивания этих функций.

Функционально-алгоритмическая структура, с одной стороны, служит базой для создания единой интегрированной структуры управления предприятием, включающим в себя все виды деятельности, а с другой стороны, она служит базой для создания аппаратно-программного комплекса, который на основе перспективных информационных технологий должен обеспечить современный уровень деятельности людей на предприятии. Таким образом, функционально-алгоритмическая структура является объединяющей основой для отождествления двух понятий: организационная структура предприятия и структура информационной системы. Иными словами, структура управления предприятием однозначно отображается в структуре аппаратно-программного комплекса системы управления и становится единым понятием.

Разработка единой структуры управления автоматизированным комплексом

На основании декомпозиции процессов в объекте деятельности и структуры (DFS) в автоматизированном комплексе должны быть сформированы, как минимум, 3 уровня иерархии управления:

  • первый уровень генерального управления стратегией функционирования предприятия (метауправление). Этот уровень работает на верхней части иерархии целей.
  • второй уровень - управление функциональными подразделениями предприятия. Этот уровень работает в средней части иерархии целей, обычно это финансово-хозяйственная деятельность.
  • третий уровень служит для управления технологическими и бизнес-процессами в функциональных подразделениях. Уровень работает на нижней части иерархии целей, являясь источником информации и местом приложения управляющих воздействий.

В зависимости от конкретного характера, вида и объема деятельности предприятия количество уровней иерархии управления может возрастать. Далее, в соответствии с функциональным назначением алгоритмических модулей в структуре должны быть сформированы подразделения AC (отделения, отделы, группы, цеха, и т.д.), выполняющие одну или несколько законченных функций по контролю и управлению процессами в объекте деятельности и его связи с внешним системами.

Выявление состава пользователей и их обобщенных функций

В соответствии с уровнями управления в структуре могут быть сформированы три типа конечных пользователей, осуществляющих информационное взаимодействие в рамках структуры управления:

  • руководители высшего звена управления, функциями которых является целеполагание, полный контроль и анализ деятельности в AC, принятие решения и осуществление управляющих воздействий по координации деятельности функциональных подразделений;
  • руководители среднего звена, функциями которых являются контроль деятельности вверенных им подразделений, анализ их состояния, подготовка информации для принятия решения и осуществление управления финансово-хозяйственной деятельностью подразделения;
  • исполнители, функциями которых является непосредственное управление процессами в объекте деятельности.

Информационное взаимодействие между пользователями происходит в рамках сети обмена данными в структуре управления автоматизированным комплексом. Состав конечных пользователей, их функции указаны примерно и подлежат уточнению и корректировке в связи со спецификой деятельности конкретного объекта.

Разработка требований к интерфейсам пользователей

В общем виде требования к интерфейсам должны определить содержание и формы представляемой информации, а так же регламент взаимодействия пользователя и системы. Эти требования должны вытекать из функций пользователей, находящихся на разных уровнях иерархии, а также стандартных требований законодательных и исполнительных органов к формам учета и отчетности, регламентам деятельности объекта, определяющим в совокупности внешний и внутренний документооборот.

Базовой формой описания технологических и бизнес-процессов должна являться сама схема процесса, представленная на разных уровнях иерархии с разной степенью детализации, на которой должны быть отображены взаимосвязанные технологические и функциональные компоненты процесса вместе с показателями функционирования, позволяющими судить о фактах и качестве выполнения функций.

Сервисными формами представления информации могут быть тексты, таблицы, графики, гистограммы, а также абстрактные образы, которые в сочетании с базовыми формами представляют полный спектр типов информирования пользователя о состоянии объекта деятельности. Для использования на объектах атомной энергетики был создан и апробирован прототип нового человеко-машинного интерфейса, на основе которого разрабатывается программно-инструментальный комплекс человеко-машинного взаимодействия. На базе такого инструментального комплекса могут быть созданы системы представления информации и диалога для широкого класса конкретных объектов и конкретных пользователей, предназначенные для информационной поддержки принятия решения.

С помощью комплекса на конкретном объекте обеспечивается формирование, редактирование и отладка данных для представления информации в базовых форматах - создание библиотеки видеограмм, проверка и апробирование работы видеограмм с помощью имитатора, а также работа пользователя с системой представления информации и диалога в штатном режиме с реальным объектом.

Новое качество интерфейса достигается путем реализации функций оперативного целеполагания, санкционирования, позволяющей перевести режим работы пользователя от "пассивного" к "активному", и от управления "по ситуации" к управлению "по состоянию". В результате резко уменьшается количество аномальных состояний, повышается безопасность, надежность и экономичность функционирования сложных объектов.

Формирование потоков данных в системе управления

Информационные потоки в функционально-алгоритмической структуре представляют собой сеть обмена данными - "каркас" системы, внутри которого размещены алгоритмические модули. Данные, содержащиеся в информационных потоках, классифицируются по двум категориям:

  • по степени детализации, определяемой уровнем иерархии управления;
  • по семантике, определяемой результатами работы конкретных алгоритмических модулей, реализующих стандартный инвариантный к предметной области типовой набор функций управления.

Конкретное содержание информационных потоков определяется алгоритмами взаимодействия пользователей в рамках структуры управления. Эти алгоритмы должны быть разработаны на основании типовых технологических операций, типовых функций управления и их типового документального оформления. На этой основе разрабатываются индивидуальные "маршруты" деятельности, соответствующие конкретной специфике предприятия и предметной области и соответствующий им документооборот.

Разработка технического задания на аппаратно-программный комплекс системы

  • В состав этого задания должно быть включено следующее:
  • перечень функций аппаратно-программного комплекса по обеспечению приема, хранения, обработки, обмена и выдачи данных и требования к выполнению этих функций;
  • требования к архитектуре аппаратно-программного комплекса;
  • требования к программной, аппаратной и сетевой платформе;
  • требования к информационному обеспечению разработки (составу проектной и эксплуатационной документации);
  • требования к администрированию и поддержке системы в процессе эксплуатации;
  • требования к организационному обеспечению разработки и внедрения (стадии, этапы, сетевой график);
  • бизнес-план (технико-экономическое обоснование разработки применительно ко всем стадиям жизненного цикла системы).

Следует отметить, что при разработке и внедрении аппаратно-программного комплекса необходимо учитывать, что у крупных заказчиков, как правило, уже есть информационная система, нуждающаяся в модернизации и реконструкции. Поэтому при внедрении новой системы и сопутствующему ей частичному изменению организационной структуры предприятия необходимо разработать и поэтапно осуществить плавный алгоритм перехода от старой системы к новой без ущерба для функционирования предприятия.

Выводы

Для создания эффективных интегрированных систем управления в различных сферах деятельности предлагается разработка концептуального проекта, позволяющего помочь заказчику грамотно и корректно с системных позиций осуществить постановку задачи и выразить свои требования на языке, понятном разработчику. Тем самым сделана попытка создать "мост" над "пропастью", разделяющей заказчика и разработчика.

Создание аппаратно-программного комплекса является не самоцелью, а средством для частичной автоматизации информационного взаимодействия в системе. Крупные корпоративные заказчики уже начинают это осознавать и все больше внимания уделяют полноценному проектированию системы, время и средства на проведение которого полностью окупаются в процессе эксплуатации.

Опыт нашей работы дает основание полагать, что при таком проектировании альтернативы функционально-структурному подходу к организации управления в сложных системах не существует. Подход основан на здравом смысле и следует логике мышления и действий людей, пытающихся рационально организовать свою деятельность в контексте внешних и внутренних объективных и субъективных факторов.

Предприятие "БАРС", Москва (095) 433-6121