Давид М. Смит,
Майкл Меленовски
International Data Corp., Фармингем, США

Перспективы открытых систем
Стандартизованные продукты/технологии
Открытая развивающаяся инфраструктура
Руководящие указания
Открытые системы против UNIX против клиент/сервер
Мириады определений
Открывающиеся возможности
Выводы Focus Group
Консультационные и плановые услуги
Услуги по внедрению
Услуги по поддержке
Отчет X/Open (август 1994)

Разрушение Берлинской стены и распад Советского Союза как метафоры уходящей эры закрытых компьютерных систем являются некоторым преувеличением. Однако близкая метафора, рисующая закоснелых политиков и бизнесменов, тщетно старающихся выстроить бетонные стены из абстрактных принципов, более насущна и поучительна. С тех головокружительных дней, когда пала Берлинская стена, а Советский Союз разошелся по швам, одни люди пытаются приспособиться к реалиям нового мира, а другие не оставляют надежды собрать распавшийся старый мир по кусочкам, как незадавшуюся головоломку.

То же самое происходит в корпоративном компьютерном мире. Слияния и приобретения, миниатюризация, консолидация баз данных возлагают на специалистов в области информационных систем представляющуюся неосуществимой задачу собрать воедино взаимодействующие переносимые системы при минимуме затрат и не попасть при этом в зависимость от одного-единственного поставщика. Потребность в открытых системах в бизнесе очевидна. Рушатся стены, которые когда-то разделяли направления бизнеса, области специализации и даже деловых партнеров. В то же время открытые системы, базирующиеся на промышленных стандартах, стимулируют конкуренцию среди поставщиков, что означает для потребителя лучшее соотношение ценя/производительность и больше инноваций.

Таков новый мир, и специалистам остается только приспособиться к нему. В семидесятых они жили в стеклянных домах. В восьмидесятых они разбили свои стеклянные дома и быстро перебрались в небольшие ленные владения. В девяностых профессионалы, желающие быть на уровне своей профессии, должны были выбраться из своих владений и установить контакты с другими направлениями бизнеса, с подразделениями, информационные серверы которых поддерживают жизненно важные для бизнеса базы данных, и с деловыми партнерами, для которых доступ и взаимодействие настолько же жизненно важны для успешного ведения дел.

Пресс цен отнюдь не исчез. Что-что, а он вырос. В девяностых на профессионалов ИС возлагается ответственность не только за обеспечение доступа к максимуму информации, но и за сведение к минимуу расходов на сопровождение и поддержку. Потенциал открытых систем в данной области весьма высок.

Цели открытых систем ясны - интероперабельность, переносимость и доступ к функциональности и средствам разработки для конструирования модульных, распределенных систем. Однако, далеко не ясно, какое направление надо выбрать, чтобы достичь этих целей. Не все придерживаются мнения, что открытые системы лучше закрытых. С другой стороны, нет единого мнения и по поводу того, что понимать под открытостью и как ее достичь.

Это только часть проблемы. Воспринимать открытые системы как конечную цель - значит не понимать сути проблемы. Слишком часто слышатся жалобы, в особенности от производителей, что нет общепринятого исчерпывающего определения "открытости". Открытые системы представляются нирваной - состоянием вечного блаженства.

Мы не согласны с таким представлением.

Представлять себе открытые системы наглядно - как бы организация их себе не определяла - не значит понимать все вопросы, которые необходимо решить, чтобы сделать их реальностью. Кроме того, мы уверены, что конкретные компоненты, из которых будут складываться открытые системы, будут меняться от одного конечного пользователя к другому (здесь под конечным пользователем понимается вся организация). В корне отличное понимание открытых систем основывается на том, что цели интероперабельности, переносимости, межплатформной интеграции и зффективного использования распределенной обработки будут пронизывать каждое информационное решение.

Сделать открытые системы реальностьню означает выяснить у поставщиков их обязательства и приверженность стандартам, что обеспечит гибкость, а также правильный выбор прикладных систем и платформы. Это означает понять направление, в котором идет стандартизация и выработать правильный подход к ней. Кроме того, это означает конструирование модульных систем и разработку и постоянное совершенствование профиля открытых систем организации.

Нам думается, что существующие возможности для профессионалов в области открытых систем можно разделить на три категории, значимость которых для корпораций, занятых в сфере бизнеса, постоянно растет: консультационные и плановые услуги, внедрение и поддержка. Эти открывшиеся возможности для профессионалов в области открытых систем варьируются в диапазоне от оценки функциональности систем и эталонного тестирования конфигурации и интеграции системы до управления компьютерными сетями и распоряжения активами. Таковы возможности для профессионалов в области открытых систем, как работающих внутри организации, так и для тех, кто занялся частной практикой и предпочитает предоставлять свои услуги в проведении экспертной оценки открытых систем на контрактной основе.

Вместо понимания открытых систем как статичного продукта или набора продуктов, мы предлагаем профессионалам в области открытых систем подходить к открытым системам как к динамическому процессу. Сегодня ощущается нехватка профессионалов в области открытых систем, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для проектирования, конструирования и поддержки систем, которые позволили бы пользователю получать данные и услуги, необходимые в работе, когда и где бы они того не пожелали. Стены рушатся. На их месте надо построить мосты. Теперь, более чем когда-либо прежде, необходимо новое ноколение профессионалов, что бы воплотить обещания и призывные речи в реальные открытые системы.

Перспективы открытых систем

Внутри информационных технологий идея открытых систем возникла в связи с требованиями прямого доступа к базам данных, интеграции между системами и доступности и переносимости прикладных систем. Конечно, специалисты каждой конкретной организации подходили к идее открытых систем с разных сторон: для одних важнее всего была переносимость прикладных систем, для других - доступность баз данных, для третьих - межплатформная интеграция.

Внутри сообщества поставщиков идея открытых систем исходила от UNIX, о чем свидетельствует упорная настойчивость, с которой утверждалось, что UNIX и открытые системы - синонимы; только недавно UNIX, кажется, решил отказаться от своих претензий. В самом деле, многочисленные реализации на основе UNIX появились с самого первого дня создания операционной системы. Наконец, с Общей Открытой Программной Средой (Common Open Software Environment - COSE), строке акронимов, которые когда-то ассоциировались с пропагандируемыми взаимодействием и переносимостью UNIX, приходит конец по мере того, как унификация начинает осуществляться на правильном уровне.

По мнению IDC, открытые системы 90-х будут конструироваться профессионалами, обладающими деловой и технической проницательностью. В то время как поставщики и органы стандартизации дают самые разные определения открытых систем, только профессионалы в области открытых систем, досконально знакомые с потребностями и проблемами конкретной организации в информационных системах, могут знать, какие технологии и стандарты подходят для выполнения стоящей перед ними задачи.

Перед профессионалами в области открытых систем стоит сложная задача, для решения которой необходимо учитывать многочисленные, часто противоречивые, аспекты применения информационной техники. Среди них традиционные проблемы информационных технологий, интересы поставщиков программного и аппаратного обеспечения, конечных пользователей, директоратов и индустриальных альянсов. Это означает, что профессионалы в области открытых систем должны не только разбираться в технике и стандартах, но должны уметь оценить технику с точки зрения конечного пользователя, то есть интеграцию и взаимодействие, и с точки зрения директората, то есть отдачу от инвестиций в информационные технологии. Самая крупная организация профессионалов в области открытых систем, UniForum Association, пропагандирует идею, что эти инвестиции позволяют сэкономить средства за счет повторного использования программного обеспечения, за счет возможнос ти выбора среди большего числа поставщиков и, следовательно, за счет снижения затрат на поддержку ин формационных систем и переподготовку персонала.

IDC уверена, что открытые системы являются методологией, которую разработают профессионалы в области открытых систем и которой они будут следовать в поисках гибкой, способной к наращиванию среды, чему продолжающееся соревнование между поставщиками программного и аппаратного обеспечения будет только способствовать. Среда открытых систем, чтобы иметь право таковой называться, должна включать три независимых компонента: стандартизованные продукты/технологии, открытую развивающуюся инфраструктуру и руководящие указания.

Стандартизованные продукты/технологии

В мире открытых систем 90-х годов существуют три потенциальные области для стандартизации, что соответствует трем основным архитектурным уровням компьютерных систем: стандартизация платформ, стандартизация прикладных систем и стандартизация API. Каждый подход к стандартизации имеет свои достоинства и недостатки; только один имеет своим основным преимуществом возможность выбора прикладных систем и платформ, что составляет суть любого определения открытых систем.

Хотя промышленные стандарты обеспечивают некоторый уровень взаимодействия и переносимости, необходимо помнить, что никакой уровень стандартизации никогда не гарантирует подлинно открытых систем. Открытые системы требуют определенного уровня специализации и гибкости, который может быть достигнут только в результате свободной конкуренции между поставщиками. Есть риск увязнуть в спорах, что следует считать "открытым", а что нет, и не понять самой сути открытых систем, которая состоит в том, что следует избегать "закрытых" систем, чтобы компания не попала в зависимость от какого-либо одного поставщика или стиля программирования.

Помните, что антонимом к слову "открытый" является "закрытый", а отнюдь не "частный". Частные системы вступают в конфликт с целями открытых систем, только когда они также являются закрытыми, то есть, когда они перекрывают дорогу интеграции и переносимости. Неспособность признать, что все реализации обладают некоторой степенью "частности", подвергает организацию риску - риску не заметить инноваций, которые могли бы дать действительные преимущества. Технические же решения с привлечением частных технологий ставят инновации на повестку дня. Каков должен быть уровень стандартизации и частных инноваций, должны решать профессионалы.

Открытая развивающаяся инфраструктура

Держа курс среди массы стандартов и частных технологий в направлении открытых систем, необходимо иметь карту, которая сама постоянно меняется с изменением окружакющего ландшафта. Большинство организаций не начинают с пустого места; поэтому профессионалы в области открытых систем должны создать такую информационную инфраструктуру, которая не только включает, интегрирует и налаживает взаимодействие с системами, доставшимися от прошлого, но и учитывает возможности будущего технологического развития.

Стандарты индустриальных альянсов и организаций до некоторой степени гарантируют непрерывность аппаратных и программных реализаций, однако они никоим образом не гарантируют оптимальпого соответствия меняющимся запросам организации. Этого можно достичь только изнутри. Специалисты, реализующие открытую развивающуюся инфраструктуру, стоят перед необходимостью свести воедино требования множества лиц, начиная конечными пользователями и кончая директоратом компании, что может привести компанию к закрытому решению и тупику. Необходимо взвесить сравнительные достоинства инноваций против потребности организации во взаимодействии и переносимости.

Информационные ресурсы становятся все более распределенными, поэтому профессионалы ИС должны давать руководящие указания о приобретении тех или иных технологий, имея в виду что при этом системы должны оставаться открытыми. Например, промышленные стандарты, такие как SQL, могут иметь несовместимые расширения у разных поставщиков. Различные сетевые ОС или даже различные версии одного и того же продукта могут привести к несовместимости между подразделениями организаций.

Профессионалы ИС должны предвидеть, что им придется работать при постоянно возрастающем трении между требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня к производительности, инновациям, гибкости и взаимодействию. Профессионалы в области открытых систем, не обладающие даром предвидения, могут быстро оказаться не у дел.

Руководящие указания

Степень участия профессионалов в области открытых систем в формулированиии стратегии компании в отношении открытых систем может быть различной. Вне зависимости от этого, не приходится сомневаться, что их мнение будет выслушано с вниманием. Это может касаться обзора содержания и структуры заявок в ответ на предложения, подаваемые различными подразделениями, организации обратной связи с конечными пользователями для выяснения требований к системам и доступности баз данных или реализации новых систем таким образом, чтобы навести мосты между островками автоматизации.

Ранее призывы о вовлечении информационных систем в общее дело оставались без внимания, потому что выгода от накопления информации перевешивала выгоду от интеграции и кооперации. Пресс конкуренции и бюджетные ограничения заставляли признать центральную роль информационных технологий, что возлагает новые обязанности на профессионалов информационных систем: им необходимо иметь представление о деятельности компании в целом.

Новые клиент/серверные и распределенные технологии создают иллюзию, что подразделения могут обойтись и без информационных технологий. Правда же состоит в том, что эти технологии делают зависимость подразделений друг от друга более сложной.

Открытые системы против UNIX против клиент/сервер

Открытые системы есть скорее процесс, чем продукт; поэтому ни одна операционная система не может быть синонимом открытых систем. Даже ОС UNIX не является синонимов открытых систем. В прошлом стандартизация на основе UNIX была главным образом платформной стандартизацией, что повлекло за собой все недостатки, свойственные такому подходу. Существуют альтернативные подходы к стандартизации, например, стандартизация передачи данных, стандартизация средств для разработки программ и баз данных. Короче говоря, альтернативные подходы к стандартизации равнозначны стратегиям API-стандартизации.

Имеются явные признаки того, что поставщики UNIX признали необходимость API-стандартизации как средства достижения открытых систем. После нескольких лет заигрываний с открытыми системами поставщики UNIX наконец отправились в путь для принятия родов у новой операционной среды, которая по многим признакам близка к открытым системам.

По мнению IDC, COSE нащупала правильный путь к стандартизации. COSE, вместе со Spec 1170, очерчивает эффективный набор API для общей настольной среды (CDE), сетей, графики, мультимедиа, объектных технологий и управления системой. Именно на этих уровнях, а не на базовом уровне операционной системы, должна проводиться унификация UNIX, если UNIX хочет соответствовать требованиям, предъявляемым к открытым системам. Несмотря на то, что все предыдущие усилия по унификации сосредотачивались на несущественных различиях между базами опереционных систем (например, BSD в сравнении с SVR4 в сравнении с Mach), IDC считает, что проблема поднялась до того уровня, где она должна быть - базисные API и API высокого уровня.

Для профессионалов в области открытых систем основной интерес представляет не то, как COSE повлияет на UNIX, а то как COSE повлияет на открытые системы. Spec 1170 - черновая спецификация для единого набора интерфейсов, команд и утилит, которая включает 926 операций API операционной системы, 70 файлов-заголовков (что чрезвычайно важно для переносимости) и 174 команды и утилиты. Spec 1170 представляет собой эффективный переносимый набор API, которые не обязательно опираются на традиционную базу UNIX. Таким образом, Spec 1170 действительно может стать исходной точкой методологии открытых систем.

По сравнению со спором между UNIX и открытыми системами, история с архитектурой клиент/сервер совсем другого рода. Тем не менее, кончается эта история той же моралью: клиент/сервер не является синонимом открытых систем.

Подобно понятию открытых систем, клиент/сервер относится к мощному набору концепций, однако на практике термином часто злоупотребляют. Определения архитектуры клиент/сервер в широком смысле включают все аспекты применения информационной техники, не ориентированные на мейнфрейм (а некоторые и часть последних). В действительности, понятие клиент/сервер относится к специфическому типу компьютерной инфраструктуры, которая может поддерживать, а может и не поддерживать цели открытых систем. Ничего в распределенной обработке между несколькими различными машинами и платформами (которые, конечно, могут включать мейнфреймы) не гарантирует того, что полученные системы будут открытыми. С другой стороны, ничто в открытых системах не гарантирует, что в конце концов получится система типа клиент/сервер. Теперь, когда рынок воспринял системы клиент/сервер как концепцию, настало время прояснить, что открытые системы гораздо больше чем просто клиент/сервер распределенная обработка (или UNIX, кстати).

Причины непонимания вполне ясны. В то время как UNIX и клиент/сервер не являются синонимами открытых систем, все три термина развивались вместе. Очевидно, что на практике существуют значительные различия между принципами устройства UNIX, клиент/сервер и открытых систем. Однако, любые отличия в концепциях только часть проблемы.

Мириады определений

Читателю должно быть уже ясно, что он не найдет определяющего определения открытых систем в данной статье. В IDC мы склоняемся к функциональному определению открытых систем, которое никакую конкретную аппаратную или программную платформу не принимает в качестве открытой. В самом деле, гораздо легче определить, что открытые системы делают, чем то, что они собой представляют.

Открытые системы делают доступными большой круг прикладных систем, позволяют компании сэкономить средства на документации и переподготовке персонала, а кроме того, делают независимыми от конкретного поставщика программного и аппаратного обеспечения. Открытые системы строятся на стандартизованных продуктах, что стимулирует конкуренцию среди поставщиков как относительно соотношения цена/производительность, так и относительно функциональности.

Старое анекдотическое определение открытых систем как "систем, позволяющих пользователю получить доступ к данным и услугам, которые им необходимы в работе, когда и где они того пожелают", несомненно, нуждается в распшрении. Оно должно включать элемент непрерывности, потому что открытые системы ориентированы как на настоящее, так и в будущее. Они обеспечивают организации доступ к любым функциональным улучшениям, появляющимся на рынке, которые заранее предвидеть невозможно. Кроме того, определение должно упоминать и отдачу от инвестиций, потому что открытые системы предполагают улучшение повторного использования програм, их переносимости и сопровождения.

Исследование Focus Group под эгидой IDC и UniForum показало, что администраторы информационных систем имеют представление о всем спектре определений открытых систем, и тем не менее чувствуют себя вполне комфортно, несмотря на их неоднозначность. Это не означает, что что-то делается, это просто указывает на то, что открытые системы означают разное для разных организаций. Опять же, единое мнение о том, что такое открытые системы, достигнуто относительно того, что открытые системы делают, а не относительно того, что они из себя представляют.

Роль профессионалов в области открытых систем будет состоять в том, чтобы дать определение открытых систем для конкретной корпорации. Большая часть их повседневной работы не будет отличаться от работы на поприще закрытых систем. Различия возможны только в направлении работы и директивах, согласно которым выполняется работа.

Открывающиеся возможности

Услуги предоставляются в три этапа: планирование, внедрение и сопровождение. Деятельность на каждом из этапов настолько отличается, что возникла тенденция к специализации в сфере услуг; профессионалы также стремятся к специализации.

Конечно, внутри какой-либо организации все три этапа осуществляются одновременно. Например, в то время как менеджер советуется с представителем консалтинговой фирмы о возможных усовершенствованиях системы, системный аналитик в информационном центре разрабатывает программное обеспечение для установления связи между офисами компании в Токио и Нью-йорке.

Услуги взаимно не исключают друг друга, различные услуги могут быть объединены и предоставляться как одна услуга. Например, при реорганизации делового процесса может потребоваться оценка состояния систем и изучение потребностей организации. Или при интеграции систем могут потребоваться такие услуги, как управление проектом, проектирование информационных технологий и разработка заказного программного обеспечения.

Согласно недавнему опросу IDC, респоденты, стремящиеся достичь открытости систем, испытывают большие потребности в помощи со стороны, чем те, кто таких целей не преследует. Очевидно, что большинство организаций, поставивших себе цель достичь открытости систем, быстро обнаруживают, что у них нет своих специалистов для планирования, внедрения и сопровождения собственных открытых систем.

Наибольшую нужду в независимой экспертизе открытых систем, как видно из рисунка, компании испытывают при интеграции систем и инсталляции и поддержке локальных и глобальных сетей. Теперь, когда бизнес испытывает потребность в осуществлении взаимодействия и доступа к данным между когда-то изолированными островками автоматизации, возможность сама стучится в дверь профессионалов в области открытых систем, которые могли бы объединить островки в единое целое, не ставя компанию в зависимость от какого-либо одного поставщика.

Профессионалы должны уметь не только инсталлировать сеть и поддерживать специализированные пакеты, но и обладать знаниями об отраслевых стандартах и API, которые поддерживают межплатформную интеграцию. Это возможность для тех профессионалов, обладающих знанием сетей и средств передачи данных, кто готов работать засучив рукава. Чрезвычайно важна работа по включению систем предыдущего поколения (которые могут оказаться закрытыми), имея в виду возможность доступа к будущим инновациям.

Те же самые данные указывают на возможности в сфере поддержки, переподготовки и программистского образования. Ясно, что открытые системы как процесс включают новое программное обеспечение и услуги (такие как UNIX , базы данных SQL и сетевые серверы), что открывает новые возможности для профессионалов в сфере переподготовки и образования. Умение думать по-новому требует образования, умение работать по-новому требует переподготовки. Открытые системы создают неограниченный спрос на то и другое.

Выводы Focus Group

IDC приводит темпы роста и подробные схемы затрат для сорока четырех американских корпораций, занятых в различных видах деятельности, на планирование, внедрение и поддержку по всему спектру информационных услуг. Основной рост затрат по данным видам услуг приходится на организации, внедряющие открытые системы.

Исследование Focus Group под эгидой IDC показало, что, по мнению администраторов информационных систем, профессионалы в области открытых систем, делятся на два различных лагеря: управленческий и технический. Как и в отношении различных видов услуг, эти категории не являются взаимно исключающими, и их деятельность осуществляется одновременно внутри организации. В то же время реальная управленческая и техническая ответственность может оказаться сосредоточенной в руках одного человека или возложена на группу информационных систем, отдана на откуп одному лицу или крупному консультационному агентству. Как бы то ни было, наиболее важные функциональные области для организации, следующей стратегии открытых систем, вполне ясны.

Консультационные и плановые услуги

Подобные услуги по внедрению открытых систем являются чисто управленческими. Однако управление не может обойтись без технической сметки, потому что изменение технических стандартов и приверженность поставщиков, а также взятое ими направление в отношении стандартов могут существенным образом повлиять на планы организации в отношении открытых систем. Ключевые консультационные и плановые услуги включают оценку функционирования, эталонное тестирование, реорганизацию делового процесса, управление изменениями, планирование емкости, а также планирование и проектирование информационной технологии. Желание двигаться в направлении инфраструктуры открытых систем пронизывает все эти области. Прежде всего компании необходимо знать текущее состояние информационных технологий (планирование емкости, оценка функциональности и потребностей). Так как открытые системы предоставляют выбор аппаратных и программных решений среди множества поставщиков, эталонное тестирование насущно необходимо. Если стоит вопрос, что предпочесть - открытость или производительность, необходимо оценить преимущества в производительности конкретной закрытой технологии в сравнении с производительностью открытой (например, стандартный SQL в сравнении с частной реализацией).

Наконец, реорганизация информационной системы - это процесс создания технологической инфраструктуры, адекватной новым процессам в бизнесе и новым способам ведения дел, что является ключевым функциональным преимуществом открытых систем.

Перед профессионалами в области открытых систем открываются грандиозные возможности: пятимиллиардный рынок услуг по планированию/выработке стратегии и проектированию информационных технологий - два наиболее крупных сегмента консультационной и плановой части общего рынка услуг. IDC прогнозирует рост рынка данных услуг до 7,6 миллиарда долларов к 1998 году.

Планирование и выработка стратегии информационных технологий - это процесс оценки будущих информационных потребностей организации и выработка стратегии перехода от имеющихся систем к открытым системам. При этом дается оценка тому, как различные архитектуры, такие как клиент/сервер и распределенные базы данных, вписываются в методологию открытых систем. Разрабатывается подробная спецификация открытой инфраструктуры, включая список необходимых технических компонентов, отбор технологий конкретных поставщиков, компоновка линий связи, планирование защиты от несанкционированного доступа и анализ затрат.

Две данные функции непосредственно соответствуют двум уровням технологического профилирования, указанным IDC. Проектирование информационной технологии следует за выработкой стратегии бизнеса, реорганизацией делового процесса и оценкой функционирования и потребностей, которые также являются частью консультационного и планового этапа. IDC прогнозирует, что рынок консультационных услуг по выработке стратегии бизнеса будет расти в два раза быстрее чем рынок консультационных услуг в целом. Ежегодные темпы роста затрат на выработку стратегии бизнеса в среднем за 10 лет, с 1988 по 1998 год, составят 31.3 процента, в то время как за 5 лет, с 1993 по 1998, - 25.7 процента. IDC прогнозирует близкие темпы роста услуг по оценке потребностей и реорганизации делового процесса.

Возможности открываются как для штатных, так и для независимых профессионалов в области открытых систем, которые помогут организации идентифицировать, а затем воплотить необходимые изменения в деловом процессе в соответствии с конкретными стратегиями информационных технологий и открытых систем.

Услуги по внедрению

Как только установлена инфраструктура открытых систем, организация обращается к персоналу, обладающему достаточными знаниями для их внедрения. Одной из наиболее крупных и быстро растущих категорий услуг по внедрению является управление проектами. Конструирование открытой инфраструктуры состоит в управлении сразу несколькими проектами (многочисленные профили среды прикладных систем или АЕР), в особенности при интеграции систем.

Для воплощения в жизнь идеи стандартизации и профилирования API в инфраструктуре открытых систем требуются профессионалы, которые способны осуществить интеграцию многочисленных технологий между многочисленными источниками. Например, отраслевые профили среды открытых систем (OSE), такие как общая среда прикладных систем компании X/Open, спецификация среды прикладных систем (OSE) OSF и переносимый профиль прикладных систем NIST (Национальный Институт Стандартов и Технологий), определяют различные решения в зависимости от "списка покупок". Интеграция частей не должна проводиться post hoc, необходима координация между различными проектами в управлении, пользовательском интерфейсе, интерфейсах систем и прикладных программ, информационных услугах и услугах связи.

Повторимся, что открытые системы должны обеспечивать включение как имеющихся систем, так и появляющихся на рынке новшеств на основе стандартизованных технологий.

IDC рассматривает управление проектом как административную деятельность, которая предполагает ответственность и контроль за поставками, определенными на этапе планирования, выработку стратегии и проектирования информационной технологии. Управление проектом может включать управление субподрядчиками, планирование и составление графика работ, управление рисками, приобретение оборудования, контакты с заказчиком и своевременное решение всех возникающих проблем. Сейчас рынок услуг по управлению проектами составляет более трех миллиардов долларов, а его ежегодные темпы роста в среднем 15.8 процента с 1993 по 1998 год.

Тестирование и отладка приобретают все большее значение для методологии открытых систем. Недавнее исследование IDC показывает, что администраторы информационных систем расценивают тестирование и отладку как наиболее важный вид деятельности отдела информационных систем. Так как открытые системы часто требуют использования новых API и интеграции систем между локальными и глобальными сетями, специалисты должны провести тестирование реальной производительности систем в сравнении с требованиями пользователей.

Хотя эта функция близко связана с эталонным тестированием, большинство усилий на этом этапе сосредоточено на таких задачах, как установка параметров, настройка экранов и оформление форматов отчетов.

Теперь мы хотим обратить внимание на то, что не является важным при движении к открытым системам. Несмотря на навязчивую рекламу в прессе, IDC обнаружила, что перепроектирование программного обеспечения котируется не слишком высоко среди услуг, в которых нуждается отдел информационных систем. Основной причиной является то, что несмотря на необходимость интеграции легативных систем, проекты развития открытых систем часто вовсе не являются миграциями. Это совершенно новые проекты, которые представляют собой нечто большее, чем косметическую подстройку имеющихся систем или миграцию к UNIX или клиент/сервер. Развивающаяся инфраструктура открытых систем есть всеобъемлющий процесс интеграции для удовлетворения запросов сегодняшнего дня, а также приверженность стандартам API, чтобы запросы завтрашнего дня не остались втуне.

Услуги по поддержке

Открытые системы означают умение думать по-новому и умение работать по-новому; поэтому поставщики и профессионалы в области открытых систем должны изыскать конструктивные пути для образования и переподготовки персонала.

Например, IDC установила наличие скромной, но постоянно растущей возможности для профессионалов в области открытых систем в разработке и поставке интерактивных образовательных баз данных и т.п. Здесь ключевыми областями являются UNIX, локальные и глобальные сети и средства передачи данных. Поддержка телефонной связи будет расти приемлемыми темпами порядка 8.5 процентов ежегодно в течение пяти ближайших лет и достигнет 7.9 миллионов долларов в 1998 году. Открытые системы по самой своей природе вступают в противоречие с продукцией многих поставщиков; для их поддержки требуется межплатформная, межфункциднальная экспертиза профессионалами, способными объединить многочисленные продукты в единую систему.

В то же время наиболее быстро растущей возможностью, которую предоставляет профессионалам сдвиг в направлении открытых систем, является управление активами. При интеграции систем на уровне API любая миграция или проект открытых систем требуют подробной инвентаризации наличных аппаратных и программных продуктов по сериям, версиям и моделям.

По ее завершении могут быть даны более точные рекомендации относительно политики стандартизации и расширения программного обеспечения и аппаратных средств.

Услуги по управлению модификацией программного обеспечения при планировании, координировании и управлении модификациями программного обеспечения будут расти столь же быстро. Темпы роста составят почти 40 процентов ежегодно в течение ближайших пяти лет.

Даже когда программное обеспечение базируется на отраслевых стандартах типа SQL, частные расширения и функциональные улучшения могут привести к несовместимости с существующими системами. При фокусировании инфраструктуры открытых систем на API-стандартизации компания может воспользоваться преимуществами от конкуренции между многочисленными поставщиками, придерживающимися того же API. Модификацию программного обеспечения следует оценивать с точки зрения взаимодействия, производительности, интеграции и затрат на переподготовку персонала.

Другая заметная тенденция на рынке услуг по поддержке также является прямым следствием движения к открытым системам. В то время как рынок услуг по выявлению аппаратных неисправностей на месте будет уменьшаться примерно на 5 процентов ежегодно с 6,5 миллиона долларов в 1993 году до 5,5 миллиона долларов в 1998 году, рынок на все виды услуг по сопровождению и поддержке будет постоянно расти в течение того же периода. В связи с тенденцией к универсализации аппаратных средств и децентрализации программного обеспечения в среде открытых систем возрастает значение управления системами и сетями - две сферы, в которых профессионалы в области открытых систем могут проявить себя во всем блеске.

Многообещающе то обстоятельство, что наконец-то многим стало ясно, то в мире открытых систем целостной системой - аппаратные средства, программное обеспечение и средства связи - является компьютер. Профессионалы, отдающие себе в этом отчет, преуспеют там, где другие потерпят неудачу

Стены рушатся по всему миру. Но настоящая работа только начинается. Решения и стратегии, которые работали в прошлом, не работают сегодня. Что когда-то гарантировало быстрый успех, теперь ведет в тупик. В открытом мире 90-х открытость означает ответственность. Эффективное владение ответственностью означает знание. Возможности открываются для тех профессионалов в области открытых систем, кто желает использовать стандартизованные продукты и технологии для того, чтобы разработать и внедрить OSE и АЕР спецификации технологий, отвечающих потребностям данной организации.


Отчет X/Open (август 1994)

Эволюция открытых систем, то есть компьютерных и коммуникационных систем, которые совместимы с согласованными стандартами и доступны более чем от одного независимого поставщика, направляется главным образом производителями информационных систем. Это вызвано множеством причин. Главная из них, конечно, состоит в том, что производители более готовы к тому, чтобы потратить ресурсы на стандартизацию. Однако, не менее важна и трудность определения преобладающей точки зрения многих тысяч профессионалов, работа которых так или иначе связана с использованием информационных технологий.

В 1994 году, с апреля по июнь, X/Open проводил всемирный опрос пользователей компьютеров. Это был третий по счету, самый крупный опрос. Вопросник распространялся среди членов около ста международных и национальных профессиональных групп пользователей. В их число входили такие авторитетные ассоциации, как UniForum, Usenix, EurOpen. Анкета распространялась и среди групп, действующих на территории России - Ассоциация групп пользователей ОС UNIX, БорАГ, НОВНЕТ, DECUS Россия, Ассоциация пользователей Oracle.

Результаты исследования были опубликованы в виде специального отчета, который суммирует ожидания (в период с 1994 по 1997 год) в развитии компьютерных технологий профессионалов всего мира.

Кажется безусловным сохранение в будущем (в период с 1994 по 1997 год) сильных позиций продуктов Microsoft в качестве платформы для настольных приложений Windows NT, NT Advanced Server и Windows 95. Им отдает предпочтение наибольшее число опрошенных. Вслед за ними упоминалась Общая Настольная Среда UNIX CDE.

В качестве наиболее популярной сегодня операционной системы называлась UNIX или ее варианты. Именно для нее предсказывался максимальный рост популярности и в будущем. Впрочем, одновременно с этим предсказывалось распространение OSF/1 и, что для кажется более неожиданным, OpenVMS.

С++, Visual Basic и Microsoft OLE формируют предполагаемое ядро среды разработки программного обеспечения. В течение следующих трех лет будет увеличиваться влияние спецификации Общей Архитектуры Обработчика Обьектных Запросов CORBA.

Самая популярная сетевая среда - конечно, Novell NetWare. Она используется в 62 процентах организаций, участвовавших в опросе. Последующие позиции заняли сетевые продукты, основанные на DECnet, AppleTalk и Microsoft LAN Manager. При этом преобладающим сетевым протоколом по данным опроса оказался TCP/IP.

В течение ближайших трех лет будет увеличиваться интерес к технологиям объектно-ориентированных систем управления базами данных. Одновременно с этим опрос выявил удивительное снижение популярности объектно-ориентированных инструментов разработки программ.

На вопрос о важности стандартизации различных аспектов информационных систем, как и следовало ожидать, участники опроса отвечали в соответствии с тем, насколько важным в ближайшие три года представляется им этот аспект. Наиболее же важными областями технологии были названы интегрированные инструменты системного управления, инструменты управления распределенными базами данных, интегрированные инструменты управления сетями, распределенные базы данных, инструменты распределенных вычислений. Прогнозируется бурный рост в ближайшие годы приложений мультимедиа.

Вне зависимости от уровня "доверия" к стандартизирующим организациям - многие участники опроса убеждены, что "настоящие" стандарты создаются самим рынком, а не организациями - большинство людей, так или иначе связанных с индустрией информационных технологий, считают, что наиболее существенные области этих технологий должны быть стандартизированы.

В качестве таковых названы следующие области: "переносимые операционные системы", "приложения клиент-сервер", "обмен сообщениями", "интегрированные инструменты управления сетью", "безопасность систем и сетей", "единый графический пользовательский интерфейс", "распределенные базы данных", "электронный обмен документами" и т.д.

Более четверти опрошенных используют в настоящий момент стандарты IEEE POSIX - 34% (предполагают перейти к их использованию к концу 1997 года 49%), ISO - 31% (35%), X/Open XPG - 26% (45%).

Некоторые аспекты технологий управления и обработки данных, затронутые в обзоре X/Open, отражены в первом номере журнала "СУБД" за 1995 год.


*)Эксклюкзивный доклад UniForum и International Data Corp. Copyright 1994 Uniforum. Печатается с сокращениями с разрешения Uniforum по Uniforum Monthly. September 1994.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями