Коллективы пользователей - коллективные средства
Индивидуалы
Резюме
Ситуация в России
Несколько слов о тестировании систем на базе X.400
Познакомтесь с обычной системой X.400

Проблема выбора чего-либо - старая и, как правило, трудная проблема. Проблема выбора электронной почты из пятидесяти предлагаемых не столь стара и не так уж безнадежно сложна. И, прежде чем начать чрезвычайно серьезное и плодотворное обсуждение того, какая же система электронной почты лучше, попробуем ответить на несколько сравнительно простых вопросов.

  1. Кто в настоящее время пользуется электронной почтой или другой системой обмена сообщениями (в любом ее варианте)?
  2. Дает ли использование электронной почты ожидаемый эффект хотя бы для большинства ее пользователей?
  3. Что может дать стандартизация для развития систем обмена сообщениями, не приведет ли необходимость поддержки все новых и новых стандартов на передачу сообщений к чрезмерному росту расходов?

Если пользоваться упрощенной терминологией, то сам факт и степень проникновения терминологии обмена сообщениями в наиболее массовые программные продукты способны вызвать удивление. Отечественным пользователям IBM PC достаточно вспомнить Norton Commander или Multy Edit, а из относительно новых продуктов - WordPerfect 6.0. Покупателей программ уже приучили к тому, что в любой момент работы должны иметь возможность обменяться информацией с внешним миром. Но, как правило, пользователи электронной почты, кроме Norton Commander, располагают и специальными средствами. Сделаем попытку классификации, конечно, достаточно условной, основных групп пользователей и используемых ими средств.

Коллективы пользователей - коллективные средства

Представим себе современный офис, редакцию газеты, вычислительный центр, банк или госпиталь. Как правило, используемые компьютеры объединены в одну или несколько локальных сетей. Применение для таких конфигураций (естественно, с учетом разнообразия платформ) стандартных систем - cc:Mail, Novell MHS, Microsoft Mail, DEC Mail, IBM Office Vision, Lotus Notes, WordPerfect Office и других - позволяет решить сразу несколько важных задач, в том числе унифицировать форматы обмена сообщениями внутри локальной сети и коллективно использовать один из компьютеров с коммуникационным оборудованием для обмена сообщениями с внешним миром. Для крупной компании может быть актуальной задача интеграции локальных систем обмена сообщениями, расположенных в разных городах или странах. Число пользователей подобных систем в мире может исчисляться миллионами. Применение электронной почты, локальной или глобальной, других систем обмена сообщениями для этой группы пользователей, очевидно, обусловлено их повседневными обязанностями и вполне оправдано.

Другой возможностью организовать обмен сообщениями внутри конкретной (но не обязательно ограниченной) группы пользователей является частная электронная почта, организованная на базе коммерческой общедоступной электронной почты какой-либо сети передачи данных, национальной или глобальной. Технология передачи сообщений, используемая в "материнской" электронной почте, переносится в частную.

Компании с повышенными требованиями к службе передачи сообщений могут заказать себе собственную систему, в которой будут учтены все их пожелания: протоколы обмена, поддержка имеющихся типов компьютеров и операционных систем, повышенная безопасность, методы администрирования.

Итак, служащие компаний, где обмен сообщениями электронным способом является частью общего документооборота, могут достаточно эффективно использовать электронную почту.

Студенты и сотрудники многочисленных учебных заведений, академические ученые, научные работники также активно пользуются службами электронной почты, как правило, некоммерческими. Иметь возможность оперативно получать интересующие их материалы, участвовать в многочисленных телеконференциях, обмениваться информацией с коллегами - эту категорию пользователей не нужно убеждать в полезности служб обмена сообщениями. Абоненты таких сетей, как EARN, Bitnet, FreeNet, объединения сетей Internet составляют сотни тысяч активно работающих пользователей, а общее число абонентов некоммерческих сетей во всем мире может составить несколько миллионов ( так как наличие почтового ящика в какой-либо системе не обязательно свидетельствует об активности пользователей, а точные данные о некоммерческих сетях получить почти невозможно, мы не беремся более точно определить количество реальных пользователей некоммерческих сетей).

Индивидуалы

Судя по последним публикациям, число пользователей служб Prodigy, American Online, CompuServe и GEnie в США в 1993г. уже увеличилось на 26% и составило 4.4 миллиона. Так как каждому пользователю полагается почтовый ящик, то большинство всех почтовых ящиков во всех коммерческих системах США находится именно в этой группе. Правда, очень многие пользователи работают с электронной почтой не более 1-2 часа в месяц, и насколько они эффективно ее используют - сказать трудно.

Резюме

В итоге мы видим, что миллионы пользователей так или иначе уже решают свои проблемы, пользуясь самыми различными службами доставки сообщений. Число пользователей электронных почт растет достаточно быстро. Каким же должен быть ответ на наш вопрос о необходимости и преимуществах стандартизации систем передачи сообщений? Разделим вопрос на части: что, собственно, подлежит стандартизации, что может являться стандартом, можно ли это реализовать, какие категории пользователей оказываются в выигрыше, влечет ли следование стандартам неизбежные дополнительные расходы для поставщиков услуг и их пользователей.

Попробуем переформулировать наш вопрос. Какая система передачи сообщений ближе всего к идеалу? Ответ прост и, на наш взгляд, примерно таков. В идеальной системе с полной гарантией доставки и абсолютной конфиденциальности можно послать и получить в ответ сообщение, содержащее данные всех мылимых в настоящем и будущем типов в любых сочетаниях, причем доставка происходит мгновенно. При этом не должно быть никаких ограничений на типы компьютеров у пользователей, а в качестве возможных получателей должны фигурировать все абоненты всех электронных почто в мире. Доступными для передачи сообщений, без сомнения, просто обязаны быть также и все факсимильные и телексные устройства, хорошо бы еще и телефоны. Чтобы не тратиться (при наличии почтового ящика) на факсимильные и телексные аппараты и линии, идеальная система могла бы принимать и переадресовывать своим абонентам и соответствующие факсимильные и телексные сообщения. Как все это происходит, абонента системы абсолютно не интересует. Он платит сравнительно небольшие деньги ( не больше, чем платил бы за телефон) и получает гарантированный результат. Уважаемый читатель, Вы хотели бы пользоваться услугами такой системы?

Мы бы, к примеру, хотели, и мы не одиноки. Разработчики стандартов еще в 1984 году выпустили первый сборник рекомендаций, в которых описывались прообразы подобных систем. В 1988 и 1992 годах рекомендации, более известные как протоколы семейства X.400, были переработаны и дополнены. Сделаем попытку более формального определения этого, немного таинственного, но очень часто упоминаемого сегодня термина - X.400, а также попробуем вкратце рассказать, что удалось достичь создателям служб передачи сообщений, взявшись X.400 за основу. Мы берем на себя эту смелость, так как по служебной необходимости уже несколько лет ежедневно пользуемся тремя системами X.400, посылая почту во многие другие службы, и накопили немало позитивной и негативной профессиональной информации.

Строго говоря, X.400 - это семейство рекомендаций Международного консультативного комитета по телеграфии и телефонии (МККТТ), в которых описываются системы пересылки электронных сообщений. Эти рекомендации опираются на модель Взаимодействия Открытых Систем (ВОС). Основной целью разработки модели ВОС являлась попытка упорядочить и, в какой-то степени, направить действия многочисленных разработчиков программного и аппаратного обеспечения. Важно было также сформулировать принципы, определяющие возможность взаимодействия совершенно разноплановых средств и систем. В соответствии с моделью ВОС все процессоры разбиты на семь функционально-развитых концептуальных уровней, причем каждый уровень функционально обслуживает или логически связан только с вышестоящим и нижестоящим.

Перечислим эти уровни:

  • физический (physical layer): определяет электрические, механические и другие параметры разъемов, интерфейсов и т.п. (например, RS-232 или X.21). Обслуживает уровень ЗВЕНА ДАННЫХ или КАНАЛЬНЫЙ.
  • канальный (data link layer): определяет процедуры обнаружения и исправления ошибок, возникших на физическом уровне, а также предоставляет услуги по обмену данными между логическими объектами СЕТЕВОГО уровня (формирует и передает кадры). Примером может быть известный протокол HDLC и его много численные разновидности.
  • сетевой (network layer): предоставляет услуги по обмену данными для объектов ТРАНСПОРТНОГО уровня, формирует пакеты и занимается маршрутизацией в сети передачи данных. Напомним о популярном протоколе X.25, используемом в сетях с коммутацией пакетов.
  • траспортный (transport layer): обеспечивает эффективное использование предыдущих уровней и предоставляет услуги по надежному обмену данными для объектов СЕАНСОВОГО уровня. На этом уровне еще раз осуществляется проверка, что данные действительно дошли по назначению и без потерь, хотя аналогичные проверки проводились и на нижних уровнях.
  • сеансовый (session layer): отвечает за организацию и синхронизацию диалога между объектами уровня ПРЕДСТАВЛЕНИЯ данных и управляет обменом данных между ними.
  • уровень предоставления данных (presentation layer): включает функции, обеспечивающие преобразование данных в стандартные форматы, например, сжатие текстов или преобразование графики, а также определяет синтаксис для единообразного представления данных, используемых прикладными программами.

И, наконец,

  • прикладной (application), обеспечивающий, собственно говоря, выполнение задач с точки зрения пользователя сети, например, пересылку файлов или электронной почты. Уровень выполняет роль интерфейса пользователя сети и предоставляет услуги по обмену данными с точки зрения конечного пользователя.

X.400 как раз и является образцом протокола седьмого уровня. По заложенным в стандарты возможностям и степени проработки различных аспектов передачи сообщений системам, поддерживающим X.400, равных нет и не предвидится. В частности ( мы не можем претендовать даже на конспективное изложение рекомендаций X.400 - это заняло бы сотни страниц), предполагается использование 12 типов тела сообщения, включая текст, двоичные данные, факсимильные сообщения, телексные сообщения, речь и т.д. Определены так называемые базовые и факультативные элементы услуг службы передачи сообщений. Базовыми элементами услуг (всего их 9) считаются, например, управление доступом, указание типа содержимого, уведомление о недоставке, указание отметки времени предоставления. Базовые элементы составляют неотъемлемую часть службы, всегда обеспечиваются и доступны для использования. Факультативных элементов в настоящее время 40, в том числе 10 существенных и 30 дополнительных. Дополнительные средства могут быть доступны для национального применения или международного применения на основе двусторонних соглашений. Главная же идея стандартов X.400, на наш взгляд, в том, что, при самых разных подходах к реализации конкретных систем передачи сообщений (с необходимостью учета возможностей и ограничений уже имеющихся почтовых систем и их пользователей, а также возможностей используемых платформ, сетевого оборудования и операционных систем), стыковка таких систем становится четко определенной и чисто технической проблемой. Тем самым пользователи различных систем получают возможность посылать информацию друг другу. Более того, через шлюзы на основе X.400 можно стыковать практически любые из известных в настоящее время почтовых систем, не поддерживающих X.400. А так как все системы, нормально взаимодействующие на прикладном уровне (то есть на уровне X.400), оказываются в каком-то смысле унифицированными с точки зрения предоставляемого пользователю услуг, возможностей и гарантий, то абоненту какой-либо конкретной службы доставки сообщений X.400 не приходится ломать голову, что, собственно, произойдет с его почтой при отправке в другую подобную систему. Нужно ли ориентироваться на X.400 в случае, если систему стыковать с другими не предполагается? Посмотрите, дадут ли Вам что-либо подобное другие технологии передачи сообщений.

Как правило (хотя это и не навязывается стандартами X.400), услуги X.400 предоставляются на базе имеющихся или развивающихся сетей X.25. Технически это абсолютно оправдано, так как в настоящее время только сети пакетной коммутации можно эффективно использовать для доставки сообщений в глобальном масштабе. Условия передачи данных между сетями и соответствующие базовые тарифные соглашения влияют и на стоимость доставки сообщений различных типов в конкретной службе X.400. Как правило, эта стоимость достаточно низка.

Безусловно, по сравнению с описанным выше идеалом, существующие системы передачи сообщений пока несколько проигрывают. Но кое-что уже сделано. В частности, передача данных различных типов в течение нескольких минут или в указанное время, доставка на факс и телекс, прем телексов, списки рассылки, уведомления о вручении или о недоставке, масса других услуг сетей пакетной коммутации, и это, конечно, не случайно. Электронные почты Advantis (базируется на сети IBM/Sears), Quick-Comm (GEIS), SprintMail (SprintNet), Notice (Infonet), Dialcom (BT), EasyLink (AT&T), MCI Mail и некоторые другие насчитывают десятки и сотни тысяч пользователей. Кроме этого, в мире есть еще более 50 не столь крупных систем X.400. Но вопрос о доступном адресном пространстве оставим пока открытым и вернемся к нему несколько позже.

Ситуация в России

Несмотря на сложности в экономике, в настоящий момент в России продолжается телекоммуникационный бум. Министерство связи России уже выдало более 60 лицензий компаниям, предоставляющим или планирующим в том или ином виде предоставлять телекоммуникационные услуги. На международном уровне зарегистрировано 9 (!) общедоступных сетей передачи данных пакетной коммутации. Не много стран в мире могут поспорить тут с Россией. По международному трафику Россия вышла на 10 место в мире, обогнав Бельгию. По темпам роста трафика мы на втором месте в мире, и впереди нас - только Китай. В Россию "пришли" практически все крупнейшие мировые сети передачи данных - IBM/Advantis, General Electric, Infonet, Sprint, SITA. Во многом темпы роста определяются все более широким распространением электронной почты как одного из самых доступных, достаточно быстрых и надежных способов обмена информацией. Иметь собственные выделенные местные или международные каналы телефонной и факсимильной связи могут позволить себе немногие, а базовая телефонная сеть требуемого качества передачи данных пока не обеспечивает. Резкий рост спроса на услуги передачи сообщений вызвал, естественно, рост предложения. Наряду с услугами электронных почт, почему-то называемых "некоммерческими" (возможно, правильнее было бы сказать "недорогими"?) и, к сожалению, доставляющих сообщения по назначению несколько реже, чем хотелось бы, предлагаются и услуги X.400. В случае, когда поставщиком услуги является IBM, можно надеяться, что все будет в порядке. Репутация фирмы тому порукой. В других случаях можно попросить документ, действительно ли стандарты X.400 выдерживаются. Если такой сертификат имеется - вправе ли Вы надеяться, что получите услугу нужного качества? Надеяться-то можно, но есть другая опасность - недооценка административно-бюрократической стороны проблемы. В этом месте мы возвращаемся к вопросу о доступном Вам адресном пространстве - чем оно больше, тем Ваша система (или предлагаемая Вам услуга) ближе к идеалу.

Представим себе такую ситуацию, к сожалению, встречающуюся в России все чаще. Вам продают услугу X.400 (или даже целиком почтовый хост-компьютер) и объявляют примерно следующее: можете работать по последнему международному стандарту, это высочайшее достижение и вообще последнее слово в мире коммуникаций (а это так и есть!), которое позволит Вам решить практически любые проблемы. Хотите послать с компьютера факс - пожалуйста! Хотите принять телексное сообщение - нет проблем! Может быть, Вам необходимо организовать систему по пересылке транзакций между вашими партнерами и филиалами в других странах - X.400 все сделает за Вас! Вы хотите в перспективе пересылать голосовую почту - так и это предусмотрено могучим стандартом X.400!!! Одним словом, стоит Вам купить наш новейший уникальный сверхмощный программно-аппаратный комплекс, реализующий все самые последние рекомендации X.400, - и Вы сделали гигантский шаг в Ваших коммуникациях.

Все это правда, но далеко не вся правда. Если Вы хотите стать ВЛАДЕЛЬЦЕМ службы X.400 и интенсивно обмениваться сообщениями со всем миром - Вам не хватает сущей безделицы. Зарегистрируйтесь в качестве подсистемы РАБОТАЮЩЕЙ службы X.400 - той, которая реально представляет услуги X.400 по передаче данных. В России таких служб (получивших официальное имя и зарегистрированных в Минсвязи России) две - служба REX400 Института автоматизированных систем (сеть X.25 ИАСНЕТ) и АО "Клуб 400", а также служба Rosmail компании "Русская Коммерческая Инициатива" (сеть X.25 РОСНЕТ). И то, если пользователи REX400 уже могут посылать и принимать сообщения (пока в текстовом режиме) пользователей системы Telebox/MAILNET (Финляндия), ADA 400 (Австрия) и Rosmail, то пользователям Rosmail доступна только служба REX400. Так что Вы можете купить самую последнюю версию программного обеспечения X.400 со всеми заложенными в стандарт возможностями и установить ее на самый отказоустойчивый сервер. Но если он не связан хотя бы с одной из уже зарегистрированных официально систем X.400, доступное Вам адресное пространство сжимается в точку. Это равносильно покупке последней модели Мерседеса 600 серии... и переброске ее в тундру. У Вас будет все - и автоматическая коробка передач, и 12-цилиндровый двигатель, и гидравлическая подвеска колес, изменяющийся просвет между корпусом и дорогие, обтянутые кожей кресла и т.п. - одним словом, последнее слово в мире автомобилестроения. У Вас будет все, что нужно, для получения 1001 удовольствия в дороге, за исключением пустяка - это самой дороги (или дорог) из тундры в какое-нибудь другое место на Земле.

Суть в том, что пользователи, работающие под управлением одной администрации X.400, могут посылать сообщения пользователям другой системы X.400 в том и только в том случае, если между этими администрациями действует специальное соглашения. При этом никакую систему X.400 невозможно использовать в качестве транзитной - для пересылки в третью систему. Поэтому, если Вы хотите получить "весь мир в кармане", Вам необходимо выбирать систему X.400, которая имеет соглашения по пересылке сообщений и большинство других, из имеющихся на свете, служб X.400.

Несколько слов о тестировании систем на базе X.400

Вы, конечно, вправе спросить (кстати, точно такой же вопрос задают некоторые поставщики комплексов и услуг X.400): ну ладно, зачем нас пугать? Если наше программное обеспечение реализует стандарты, купим каналы и быстро установим все нужные нам связи с другими системами. Долго ли соглашение подписать?

К сожалению, да. Подписание каждого соглашения в настоящее время в России может занять до года. Соглашению об обмене сообщениями предшествует несколько этапов, в том числе тестирование и регистрация службы на национальном уровне. Тестируемая система должна удовлетворять "Руководству МККТТ для разработчика серии X.400". Существует также отдельный стандарт семейства X.400 (X.403, 1988г.), определяющий методологию тестирования систем обработки сообщений. Так как полный текст стандарта X.403 занимает свыше 50 страниц, приведем лишь некоторые детали. В частности, система, претендующая на соответствие услугами ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ, должна обеспечивать:

  • элементы базовых услуг (определены в стандарте X.400),
  • факультативные средства пользователя, определенные как существенные в стандарте X.401, и
  • факультативные средства пользователя, определенные как дополнительные в стандарте X.401.

Мы упоминали выше, что всего элементов услуг в нестоящее время насчитывается 49. Система, претендующая на соответствие услугам СЛУЖБЫ НАДЕЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ (СНП), в свою очередь, должна правильно обеспечивать услуги СНП в соответствие с протоколом X.410.

В общем, процесс совместного тестирования систем X.400 и подписания соглашения о передаче сообщений совсем не прост.

Познакомтесь с обычной системой X.400

Позвольте поближе познакомить Вас с типичной глобальной службой передачи сообщений. Выберем для примера одну из крупнейших в мире служб - Notice 400, базирующейся на глобальной сети пакетной коммутации Infonet, доступной в 150 странах. Пользователь Notice 400 может работать практически на любом типе компьютера и в любой операционной системе, а также в различных конфигурациях на базе локальных сетей. Пересылка текстовых сообщений или двоичных данных, доставка сообщений на факс или телекс, групповая рассылка и посылка без указания, кому были посланы дополнительные копии - это лишь часть возможных режимов работы. Сообщения готовятся заранее и посылаются в автоматическом или полуавтоматическом режиме - так снижаются затраты на пользование системой. Не нужно тратиться на телекс - пользователю предоставляется телексный номер, и сообщения, пришедшие на этот телекс, просматриваются аналогично обычной почте. Тарифы, право же, невелики - послать факс, например, из Москвы в Лондон абоненту почты Notice 400 стоит втрое дешевле, чем обычным способом - по международному телефону. В таблице приведены последние, имеющиеся у нас, данные о связях Notice с другими службами X.400.

Добро пожаловать в мир X.400!


Страна
Поставщик услуги
ADMD
Австралия (c=au)
Telecom
telememo, textfile, otc
Австрия (c=at)
Radio Austria
ada
Бельгия (c=be)
RTT
rtt
Бразилия (c=br)
Embratel
embratel.intl, embratel
Канада (c=ca)
Worldlinx
telecom.canada
Чили (c=cl)
Enteldata S.A.
enteldata
Дания (c=dk)
Telecom Denmark
dk400, teldk
Финляндия (c=fi)
Telecom Finland
mailnet
Франция (c=fr)
Transpac
atlas
Германия (c=de)
Deutsche Bundespots
dbp
Гонконг (c=hk)
HK Telecom
telecom
Ирландия (c=ie)
Eirtrade
eirmail 400
Ирландия (c=ie)
PostGem
postgem 400
Италия (c=it)
Postel
ptpostel
Мексика (c=mx)
Telecomm
telecomm
Нидерланды (c=nl)
PTT Telecom
400net
Норвегия (c=no)
Telepost
telemax
Португалия (c=pt)
Marconi
marconi-sva
Португалия (c=pt)
Sevatel
goldmail
Сингапур (c=sg)
Singapore
sgmhs
Испания (c=es)
TSI
mensatex
Швеция (c=se)
Televerket
tede, 400net
Швейцария (c=ch)
Swiss PTT
arcom
Великобритания (c=gb)
BT
gold 400, bt
Великобритания (c=gb, us)
Mercury UK
cwmail
Великобритания (c=gb)
Sprint
tmailuk
США (c=us)
Используются также коды стран CA, GB, JP
AT&T
attmail
США (c=us)
AT&T
western union
США (c=us)
BT North America
dialcom bt (для c=jp)
США (c=us)
CompuServe
compuserve
США (c=us)
Используются также коды стран AU, CA, CH, DE, DK, FI, FR, GB, HK, NL, NO, NZ, SE
GE Information Services-GEIS
mark400
США (c=us)
Используются также коды стран AN, AR, AT, AU, BE, CA, CH, CL, CO, CS, DE, DK, EE, ES, FI, FR, GB, GR, HK, HR, HU, IE, IT, JP, KR, LI, LU, MC, MX, MY, NL, NO, NZ, PL, RU, SE, SG, SL, SP, SU, TH, TR, TW, UN, VE, YU, ZA
IBM - ADVANTIS Country codes
ibmx400
США (c=us)
MCI
mci
США (c=us)
Используются также коды стран AR, AU, AT, BE, BO, BR, CA, CL, CO, CR, DE, DK, IN, IT, JP, KU, MX, MY, NL, NO, NZ, PA, PE, PR, SG
U.S. Sprint
telemail
Notice определен как ADMD для стран со следующими кодами: AU, CA, GB, FI, SE и US
В таблице приводятся данные о связях службы NOTICE 400 с другими службами X.400 по состоянию на 15 ноября 1993 г. Указаны страны, поставщики услуг и название ADMD, с которыми поддерживаются коммерческие соединения.

СП "Инфоком"  infocom-3@telebox.tele.fi