Не случайно ежегодная конференция «Решения 1С для корпоративных клиентов», прошедшая в середине июня в Сочи, стала самой массовой: она приняла почти 500 участников, более половины из которых являлись клиентами.

Объявленный руководством страны курс на импортозамещение, безусловно, добавил «1С» серьезных заказчиков, хотя решающим этот фактор вряд ли стал. Гораздо более важным был выпуск все более мощных решений и развитие функционала в сторону потребностей производственных предприятий, в итоге приведшее к вступлению в клуб поставщиков ERP.

«Раньше многие организации стеснялись использования решений '1С', а теперь назначили менеджеров по импортозамещению и с гордостью делятся своим опытом», — отметил Борис Нуралиев, директор «1С».

Прошел год с начала первой волны внедрений флагманского продукта «1С: ERP управление предприятием 2.0». Как показала практика, общей тенденцией является использование типового функционала с минимальными доработками. Согласно оценкам пользователей, качество системы «вполне приемлемо для нового продукта», что впрочем не отменяет потребности в дальнейшем его улучшении.

В целом функционал системы оценивается как востребованный, а порой даже избыточный. Впрочем, потребности клиентов – а значит и их оценки – заметно отличаются, и наиболее спорным направлением, по которому мнения разделяются, стал модуль «Управление производством». Во многих случаях приоритетом является функционал оперативного управления производством (Manufacturing Execution System, MES), а также его «альтернативы» – простое пооперационное управление и другие упрощенные варианты. Во многом из-за этого решение 1C:MES было решено включить в состав ERP, однако развитие MES как самостоятельного решения также продолжится.

«Главной затратой при внедрении ERP становится время топ-менеджмента: руководители вместо выполнения основных обязанностей занимаются проектом, попутно тратя свои нервы», — подчеркнул Нуралиев и предположил, что с этой точки зрения проекты на «1С» отличаются от многих других в лучшую сторону, признав, впрочем, что данный параметр проектов трудно измерить.

Важную роль в развитии продукта и сотрудничестве с клиентами играют так называемые пилотные проекты, подразумевающие особые условия и форму взаимодействия. Они включают подробные отзывы, описание проблемных ситуаций и постановку задач для разработки нового функционала. Со стороны «1С» таким проектам оказывается максимальная поддержка: подробные консультации, предельно оперативное реагирование и эксклюзивная информация о планах.

Одним из ключевых направлений деятельности «1С» за прошедший год стал выход на рынок оборонных предприятий. Показательны ERP-проекты, реализуемые на «Мотовилихинских заводах» и НПО «Аврора». Как подчеркнул Нуралиев, старательность реализации этих проектов и надежды, с ними связываемые, вызывают восхищение.

Интерес к ERP-решению растет и со стороны коммерческого сектора.

«Взглянув на функционал 1С:ERP, мы поняли, что можем объединить все используемые инструменты на единой платформе», — подчеркнул Василий Харисов, генеральный директор компании «Юнимастер», разрабатывающей и производящей деревообрабатывающее оборудование. Стоит отметить, что в компании пока воздержались от внедрения управления производством, ограничившись пристальным наблюдением за этим функционалом. Главным результатом проекта Харисов считает упорядочение продаж – создание единых правил торговли.

Заметным достижением «1С» стало повышение квалификации консультантов. На данный момент 580 специалистов получили квалификацию «1С: Эксперт», экзамен на который, по словам Нуралиева, сдать очень непросто. Согласно оценкам, такое число экспертов позволит одновременно вести около сотни крупных проектов.

Развитие в сторону аутсорсинга

Очень важным направлением бизнеса «1С» становится аутсорсинг поддержки созданных решений (в терминах компании эта услуга обозначается как информационно-технологическое сопровождение, 1С:ИТС). Поддержка создаваемых решений – сложный процесс; она всегда многоуровневая, и далеко не все готовы доверять ее партнеру.

Первый уровень поддержки почти всегда остается на стороне клиента. Второй, в зависимости от наличия и уровня штатных специалистов, уже имеет много оснований для передачи внешнему поставщику. Третий уровень – поддержка платформы «1С», операционной системы и аппаратной среды – требует высокой экспертизы. Людей, способных заниматься поддержкой платформ, на рынке очень мало, и именно поэтому это направление аутсорсинга представляет большие возможности.

Одним из первых клиентов услуги ИТС стала управляющая организация «АЭМ-технологии», (входит в структуру «Атомэнергомаш»), стремившаяся минимизировать риски взрывообразно растущего функционала систем. Антон Думин, директор по ИТ «АЭМ-технологии», главным результатом использования аутсорсинговых услуг считает оптимизацию производительности решений и устранение ошибок СУБД. В рамках развития сотрудничества он рассчитывает решить проблемы интеграции решений «1С» с внешними системами.

Среди прочих озвученных векторов развития «1С» – поддержка многоплатформенности (в том числе открытых платформ), дальнейшее развитие мобильных решений, а также облачных технологий. Например, собственное облако «1С», предлагающее продукты по модели SaaS под брендом «1С: Фреш», за год показало трехкратный рост.

Как признает Нуралиев, велика вероятность, что все проекты, сейчас реализуемые на площадках заказчиков, вскоре будут перенесены в облака. С этим связан и интерес «1С» к поставщикам облачных сервисов. Последним из приобретений стал сервис онлайн-бухгалтерии «Небо», поглощенный в апреле.

Наконец, в планах компании вывод на рынок услуг аутсорсинга расчета зарплаты, кадрового и бухгалтерского учета, ориентированных на крупные предприятия. С этой целью весной были приобретены несколько заметных игроков рынка бухгалтерского аутсорсинга, в том числе «Норд Аутсорсинг», UCMS и WiseAdvice.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями