В частности, она провела пресс-конференцию с презентацией двух крупных проектов, реализуемых в Северной столице.

О том, насколько и в какую сторону меняется объем продаж IBM в России, на форуме не говорилось. Глобальные ИТ-компании крайне редко раскрывают соответствующую информацию. В то же время Владимир Быков, руководитель представительства IBM в Северо-Западном регионе, сообщил, что в России по ряду направлений спрос на технологии корпорации растет. Одно из этих направлений — облачные вычисления.

Рост в этой области вполне может быть значительным, поскольку соответствующий сегмент российского ИТ-рынка расширяется даже в долларовом выражении. По данным IDC, совокупный рынок облачных сервисов в 2013 году в России вырос более чем на 70%, достигнув 353 млн долл. (более свежих данных пока нет), а его ожидаемый среднегодовой рост за период с 2013-го по 2017 год составит 27%.

Представленные на форуме два проекта также напрямую связаны с облачными вычислениями. Евгений Барбашин, начальник отдела информационных технологий Мариинского театра, на примере практического использования IBM Cloud рассказал, как осуществляется перенос оперы и балета в облако, а Анатолий Скородумов, начальник отдела информационной безопасности банка «Санкт-Петербург», поделился тем, как в его организации ведется контроль за использованием мобильных устройств банковскими сотрудниками.

Проекты не похожи друг на друга. Мотивы выбора решений также во многом различаются, но для банка и театра особенно важным было полноценное присутствие IBM в нашей стране. Предложения некоторых вендоров вполне устраивали технологически, но при этом отсутствовали локализация их программных продуктов и техническая поддержка на русском языке. «Мы изучили и попробовали различные технологии. Нас вполне удовлетворяло решение VMware vSphere. Однако его использование предполагало заключение соглашения с иностранным юридическим лицом, что было неприемлемо для государственного Мариинского театра», — пояснил Барбашин.

Мариинский театр предпочел организацию прямых интернет-трансляций балета и оперы на платформе IBM SoftLayer, которая, по словам Барбашина, обеспечивает приемлемый выбор дата-центров, минимальную задержку в передаче данных, а также гибкость конфигурации удаленного сервера. Последнее важно для театра в связи со значительно меняющейся загрузкой сервера, поскольку прямые трансляции спектаклей имеют сезонный характер. Большинство провайдеров облачных сервисов, к которым обращался Мариинский театр, требуют заключения дополнительного соглашения при каждом изменении серверной конфигурации.

Банк «Санкт-Петербург» подбирал систему под концепцию BYOD. «Практика показывает, что разница в защищенности между корпоративными и личными мобильными устройствами отсутствует. Поэтому мы решили, что будет удобнее и выгоднее, если позволить мобильным сотрудникам использовать свои собственные планшеты и смартфоны», — сказал Скородумов.

Для контроля использования мобильных устройств и обеспечения через них безопасного доступа к корпоративным ресурсам банк выбрал решение IBM MaaS360. Скородумов объяснил, почему не устроили предложения других вендоров. Прежде всего, неприемлемым было уже упоминаемое выше отсутствие локализации и русскоязычной технической поддержки. Кроме того, банк отказывался от предложений, которые предполагали наличие ограничений по используемым мобильным устройствам и установленным на них операционным системам. Также был недопустим запрет на свободную загрузку программного обеспечения. «Мы не могли пойти на то, чтобы ограничивать наших сотрудников в использовании их собственных смартфонов или планшетов», — говорит Скородумов.

Еще один существенный недостаток некоторых предложенных решений — большая загрузка вычислительных мощностей мобильных устройств, что требует иногда их подзарядки в течение рабочего дня, а такая возможность у сотрудников имеется не всегда.

Хотя ни банк «Санкт-Петербург», ни Мариинский театр в санкционный список российских организаций не входят, беспокойство по поводу использования американских программных продуктов и Барбашин, и Скородумов все же проявляют. Однако они надеются, что какие-либо ограничения не скажутся на технической поддержке уже внедренных решений.