"Мы не ожидали настолько высокого интереса к мероприятию, — признался Алексей Асафьев, руководитель программы ЭРА-ГЛОНАСС компании "Навигационно-информационные системы". — Пришлось ограничить регистрацию и сократить количество выступлений".

Всего за один день, который проходила конференция, прозвучало более 40 докладов разработчиков навигационных систем и поставщиков оборудования.

Система ЭРА-ГЛОНАСС, как следует из ее названия (ЭРА — "Экстренное Реагирование при Авариях") предназначена для уменьшения количества ДТП и для ускорения ликвидации их последствий. По замыслу ее создателей, при аварии терминал системы, установленный в автомобиле, будет автоматически или вручную включаться и передавать информацию о транспортном средстве, включая его точные координаты, на диспетчерский пункт "Системы 112". Диспетчер получает возможность разговаривать с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования. Начиная с 2013 года терминалами ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащаться все новые автомобили. Разработчики также рекомендуют в обязательном порядке устанавливать алкотестер, системы контроля скоростного режима и работоспособности водителя. Технология А-ГЛОНАСС (аналогична A-GPS) увеличивает чувствительность приемника в сложных условиях.

Если учесть, что спрогнозировать и обеспечить готовность к стихийным бедствиям, по оценкам экспертов, в 15 раз дешевле, чем ликвидировать причиненный ущерб, становится понятным стремление государства массово внедрить навигационно-информационные системы во всю дорожно-транспортную инфраструктуру России. На сегодняшний день в мире действуют системы GPS и ГЛОНАСС, на стадии развития европейская Galileo и китайская Compass (Beidou-2). GPS пользуется 30 спутниками (24 работающих и 6 резервных), у ГЛОНАСС их 26 (24 и 2 соответственно). Galileo войдет в строй в 2014-2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (из них три резервных). В системе Compass будет 35 спутников, из них пять на геостационарной орбите и 30 на средних круговых орбитах.

"Подобные системы смогут предупреждать о надвигающихся стихиях за время от 15 минут до двух суток", — заявил Юрий Урличич, генеральный директор и конструктор "Российских космических систем".

Особое внимание будет уделено спасательным системам. С 1977 года на территории России, США, Канады и Франции действует спутниковая система Cospas-Sarsat, устанавливаемая на судах и самолетах; за время своего существования она спасла более 30 тыс. жизней. В 2000 году система стала распространяться на персональные радиобуи. Для России, имеющей около 60% территории без надежной и доступной связи, использование таких радиобуев особенно актуально для своевременного оказания помощи людям, попавшим в ДТП. Радиобуй Cospas-Sarsat вмонтирован и в терминалы ЭРА-ГЛОНАСС.

С помощью ЭРА-ГЛОНАСС разработчики предлагают решить и транспортную проблему в Москве. По данным сервиса "Яндекс-Пробки", москвичи ежегодно теряют в пробках по 340 часов. Ущерб столице, по оценкам экспертов, составляет 38-40 млрд руб. в год. Кроме того, создана система "Социальный ГЛОНАСС", призванная решать вопросы транспортной безопасности инвалидов.

По мнению Александра Гурко, генерального директора НИС, главной тенденцией навигационного рынка являются мультисистемные решения. По его словам, разработки чипсетов, одновременно поддерживающих GPS и ГЛОНАСС, уже ведутся. В будущем к ним присоединятся Galileo и Compass. Также развивается технология Connected Car, соединяющая по беспроводной связи бортовое оборудование и носимые устройства водителя.

"Таким образом, вместо набора разнородных устройств в машине будет один предустановленный терминал ЭРА-ГЛОНАСС и необходимые дополнительные модули, — заключил Гурко. — Важна также единая техническая политика внедрения навигационных систем, решающая проблему разрозненности инфраструктур, предоставляемых разными операторами".

Одним из шагов к созданию единого европейского пространства безопасности на транспорте стала гармонизация системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall, европейской интегрированной автомобильной системы, предназначенной для оперативного информирования экстренных служб о ДТП.

"Любой автомобиль, приезжающий из Европы в Россию, должен иметь доступ к ЭРА-ГЛОНАСС, — заявил Юхани Яаскеляйнен, представитель Еврокомиссии. — Так же как и российский автомобиль, приезжающий в Европу, должен иметь поддержку стандартов eCall".

По подсчетам специалистов, вызовы по системе eCall позволяют ежегодно спасать в Европе до 2,5 тыс. жизней и сократить на 15% количество серьезных травм.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями