К «трудоустройству» Джорджа причастны несколько компаний, факультет иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также комитет по образованию петербургского правительства. Однако его разработчиком считается компания «Метабург», которой принадлежит идея создания робота-преподавателя. Кроме того, она выступает интегратором технологий, необходимых для реализации этой идеи.

Пока Джордж выглядит мультяшным персонажем с небольшим набором выражаемых на лице эмоций. Иллюстрация: «Метабург»

Для диалога с роботом-педагогом из установленного на школьном компьютере ПО требуется только браузер. Базовые решения (прежде всего технология Cleverbo) разработаны английской компанией Existor, одним из мировых лидеров в области естественно-языковых интерфейсов и систем искусственного интеллекта. Предполагается, что англичане будут заниматься совершенствованием робота. Компании Existor и «Метабург» имеют давние партнерские отношения по различным направлениям деятельности.

Петербургское представительство Intel поддержало проект организационно. Корпорация имеет большой опыт по осуществлению крупных проектов в школах России. Кроме того, ее сотрудники способствовали «размещению» робота в дата-центре компании «Селектел» по соседству с серверами, обслуживающими социальную сеть «ВКонтакте». Джордж имеет «человеческий облик» только на картинке и является сложным программным решением.

Роль университета культуры и искусств заключается в разработке методологии преподавания английского с использованием возможностей искусственного интеллекта. К тому же для всех пяти сотрудников компании «Метабург» университет является основным местом работы.

В проекте приняли также участие компания ABBYY (предоставила свой англо-русский словарь Lingvo) и Комитет по образованию, обеспечивший роботу доступ в школы.

«Все отношения между участниками проекта — некоммерческие. Словарь, решения Existor, вычислительные мощности дата-центра «Селектел», технологию синтеза речи — все это мы получили бесплатно. Да и сам проект не является коммерческим, поскольку услуги робота-преподавателя предоставляются школам бесплатно», — отметил Илья Зайцев, директор компании «Метабург», соавтор и руководитель проекта LiveEnglish.ru.

Возможности Джорджа на данный момент довольно ограниченны. Слуха у него пока нет, поэтому воспринимать вопросы он способен только в письменном виде. Технологии распознавания английской речи создатели робота решили не использовать, посчитав, что они не подходят для российских детей, у которых произношение английский слов, как правило, не соответствует классическому варианту. А может быть, решение для распознавания речи просто никто не предложил бесплатно.

То, что проект не коммерческий, сказалось и на качестве речи Джорджа. Слитное произношение слов у него не получается. Тем не менее, понять его можно. В «Метабурге» использовали систему синтеза речи Festival, которая распространяется со свободной лицензией. Судя по всему, она хуже аналогичных платных решений. За последние, по словам Ильи Зайцева, нужно платить не менее 80 тыс. евро в год, но подобные вложения неоправданны.

К самостоятельной работе робот-преподаватель пока не готов. Индивидуальное общение с ним школьников предполагает участие реальных учителей, для которых специалисты компании «Метабург» подготовили соответствующие методические рекомендации. Возможно, в будущем робот научится давать задания ученикам и проверять их, но в настоящее время он может только вести с ними диалоги на разные темы.

Требуется поработать и над внешностью робота. На начальном этапе он выглядит мультяшным персонажем с небольшим набором выражаемых на лице эмоций. Его фотореалистичный образ в виде симпатичной девушки уже создан. Осталось данный образ встроить в созданную программу. Когда это случится, робот получит новое имя. Скорее всего, образов, голосов и имен будет несколько.

Несмотря на прогресс в создании искусственного интеллекта, только наивные дети могут принять Джорджа за реального человека. На вопросы он иногда отвечает невпопад или их игнорирует, задавая свои вопросы по другой теме. Так, например, Джордж не стал отвечать на детский вопрос «Где живет крокодил?». Тем не менее для начала и с учетом дальнейшего совершенствования технологий получилось неплохо. Общение с роботом как минимум может служить стимулом для изучения английского языка.