Основная идея Вивека Ранадиве – создавать программное обеспечение по образу и подобию шинной архитектуры компьютеров

Сильные позиции TIBCO на мировом рынке – следствие прозорливости основателя компании Вивека Ранадиве. Три базовых инструмента, на которых строится бизнес компании, таковы: сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и оптимизация бизнеса (Business Optimization, BO). Показательно, что стратегическое направление Ранадиве избрал задолго до того, как появился термин SOA, который, напомним, первоначально ассоциировался исключительно с Web-сервисами, чье появление датируется примерно 1998 годом. Со временем от префикса Web потихоньку избавились, и сервисная архитектура заявила о себе в полную силу, она стала широко применяться в приложении к корпоративным информационным системам.

Ранадиве заинтересовался идеей создания модульных программных систем лет на 20 раньше. Его увлекла идея создания архитектуры программного обеспечения по образу и подобию шинной архитектуры компьютеров. В центр программной системы Ранадиве поставил не базу данных, как большинство, а обмен сообщениями. Этот подход можно назвать бионически, он ближе к естественным системах, к системам управления технологическими процессами, где нет никаких баз, куда бы данные сперва складировались и только потом использовались в целях управления. Руководствуясь шинной идеей, в 1985 году (а это, надо заметить, было время торжества аппаратной шинной архитектуры, перешедшей из PDP-11 в IBM PC и другие компьютеры) Ранадиве создал компанию Teknekron Software Systems. Через девять лет TSS была поглощена, как ни удивительно, английским информационным агентством Reuters. В 1996 году Ранадиве вернул себе компанию и переименовал ее в TIBCO (The Information Bus Company), назвав при этом ее основной продукт TIB (The Information Bus). Заметим, это было 13 лет назад, когда про SOA и Web-сервисы еще никто не догадывался.

Персональная история основателя TIBCO - пример классического сюжета со счастливым концом. Приехав в Америку из Индии семнадцатилетним юношей с запасом денег на два месяца, он смог пройти курс в Массачусетском технологическим институте, а позже еще закончить Гарвардскую школу бизнеса и с таким багажом сделать свой бизнес. Ранадиве – не только инженер и предприниматель, но и мыслитель, его книга The Power of Now ("Сила момента"), вышедшая в 1999 году — кстати, с предисловием Скотта Макнили, длительное время возглавлявшего Sun Microsystems, - была высоко оценена академической общественностью. В 2006 году вышла вторая книга – Power to Predict, опубликованная в прошлом году в России под названием "Предвидение. Новая эволюционная упреждающая модель бизнеса".

Московскую конференцию открыл Дерек Макдоннелл, региональный директор TIBCO в России, странах СНГ и Прибалтике, а с докладом, связывающим бизнес с технологиями, выступил Стефан Фарестам, директор по продажам в регионе EMEA. Процесс совершенствования бизнес-процессов он представил в виде замкнутого цикла с обратной связью, начинающегося с моделирования, за которым следует реализация, эксплуатация, измерение и на основании полученных результатов – оптимизация. После этого цикл замыкается и последовательность действий повторяется. Реализация этого цикла возможна на основе технологий BPM, поддержанных SOA.

Об особенностях технологических решений говорил Александр Лушников, эксперт TIBCO. Назвать представленное им каким-то откровением нельзя. Нового действительно много, но это новое есть не что иное, как восстановленное и изрядно забытое старое (см. "SOA + EDA = RTE", Computerworld Россия, № 5, 2005). Заслуга TIBCO в том, что все это реализовано. Идеология шины двадцатилетней давности получила успешное продолжение в новых технологиях виртуализации сервисов (Service Virtualization), распределенной SOA (Distributed SOA), динамической SOA (Dynamic SOA) и управления качеством выполнения сервисов (Service Performance Management, SPM). Инфраструктура, состоящая из этих компонентов, может объединять приложения управления бизнес-процессами и оптимизации бизнеса самой TIBCO, а также программные продукты других производителей.

Гибкость данной инфраструктуры позволяет включать в нее качественно новые подсистемы. В последнее время TIBCO уделяет внимание новому направлению, так называемому управлению сложными событиями (Complex Event Processing, CEP), развиваемому в нескольких университетах и постепенно открывающему себе дорогу к практическому применению. Можно предположить, что в конечном итоге, сочетая все перечисленные механизмы, удастся создать комплексную систему управления предприятием.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями