Ольга Каледина:

Elisa Corporation основана в 1882 году, через шесть лет после изобретения телефона. Почти 130 лет ее деятельность ограничивалась финским рынком, на котором в настоящее время компания занимает лидирующие позиции. Elisa имеет 1,2 млн абонентов фиксированной связи, из которых более полумиллиона подключены через ее сеть к Internet. Число абонентов мобильной связи составляет 2,3 млн. Это при том, что в Финляндии около 5,5 млн жителей и не более 2 млн домохозяйств. Оборот Elisa превышает 1,5 млрд евро. Основной доход компания получает от предоставления телекоммуникационных услуг, но в то же время она является крупным системным интегратором.

Зарубежные представительства корпорации появились в 1997 году, а ее российский офис функционирует в Санкт-Петербурге с 1999 года. Однако вполне можно считать, что экспансия на новые рынки началась только год назад. Прежде офисы в Эстонии и России были ориентированы фактически на рынок Финляндии, поскольку предоставляли услуги только эстонским и российским "дочкам" финских компаний. Например, в Петербурге Elisa помогала строить сети связи таким компаниям, как Valio и Stockman.

С прошлого года корпорация начала предлагать свои услуги эстонским компаниям, а с апреля 2009 года приоритетом ее международной деятельности стала Россия.

"Будущее бизнеса корпорации Elisa связано с сектором SMB, рынками Прибалтики и России. Однако главным приоритетом становится российский рынок, поскольку он намного больше финского и прибалтийского", - заявил вице-президент по международным операциям Elisa Киммо Лааксонен.

Два направления

Целевой аудиторией корпорации в России являются предприятия всех секторов экономики. География деятельности также пока не ограничена.

Elisa планирует развиваться в России по двум направлениям. Первое предполагает увеличение штата уже функционирующего офиса в Петербурге, а также открытие представительств в других городах; особая роль отводится Москве.

Второе направление инвестиций в России – приобретение местных компаний. Менеджеры корпорации уже начали изучение возможных вариантов для слияний, но конкретные требования, которым должны соответствовать претенденты на покупку, они не раскрывают. По словам Лааксонена, интерес представляют те компании, которые располагают ресурсами, необходимыми для развития Elisa на российском рынке.

Поскольку корпорация не имеет в нашей стране своих каналов связи и не планирует их строить с нуля, то, скорее всего, основной ресурс приобретаемых компаний - это их собственные сети.

После первых приобретений корпорация сможет предоставлять комплекс различных телекоммуникационных услуг. Однако в настоящее время ее возможности ограничены. Поэтому она выходит на российский рынок в качестве провайдера услуг SaaS (Software as a Service — "программное обеспечение как сервис") и намерена предоставлять различные сервисы, арендуя каналы связи местных партнеров.

Среди первоочередных услуг генеральный директор Elisa Россия Ольга Каледина назвала обеспечение конференц-связи и работу с Microsoft Dynamics CRM без установки этой системы у себя.

Кроме того, корпорация начала предоставлять для малых и средних предприятий услуги коммуникации, которые основаны на хостинге корпоративной электронной почты, корпоративных порталов и систем обмена мгновенными сообщениями.

Под реализацию бизнес-модели SaaS корпорация, возможно, построит в России собственный центр обработки данных. Однако технический директор компании Elisa Россия Андрей Богорев считает, что острой необходимости в нем пока нет. Для предоставления услуг вполне можно использовать ЦОД в Хельсинки, а также ресурсы партнеров. Например, серверы Microsoft в США и Англии.

В Elisa считают, что российский рынок SaaS будет расти несмотря на кризис. По итогам 2009 года он должен обеспечить примерно половину продаж корпорации в России. Годовая выручка, согласно имеющимся планам, составит 2 млн евро.

Для Elisa Россия разработана трехлетняя программа развития, однако детали этой программы и объем планируемых инвестиций не раскрываются. Лааксонен заявил, что планы будут постоянно корректироваться в зависимости от различных обстоятельств – прежде всего, от ситуации на рынке и наличия подходящих вариантов приобретения местных компаний.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями