Абулферз Абачев полагает, что многие локальные компании покинут рынок По мнению исполнительного вице-президента компании "Формоза" Абулферза Абачева, продажи ПК в текущем году упадут на 25-30%, ноутбуков – на 30-35%, серверов – на 50%. По крайней мере, в первом квартале ситуация выглядела именно так, и нет оснований полагать, что во втором она улучшится. В целом падение продаж "Формозы" в четвертом квартале 2008 года составило 20% относительно аналогичного периода 2007-го, а в первом 2009-го этот показатель достиг 25%.

Разумеется, падение неравномерно – корпоративный сегмент, например, "просел" меньше розничного. Если до кризиса продажи в них соотносились как 20:80, то сейчас соотношение приблизительно 50:50. Правда, компьютеры в корпоративный сегмент требуются в среднем более дешевые, чем в частный, предприятиям хватает системных блоков по 200-250 долл., частные лица готовы "разориться" на 350-400. Впрочем, по словам Абачева, в первой половине года и до кризиса покупали более дешевые компьютеры, а во второй – более дорогие.

Есть, впрочем, и регионы, где спрос почти не упал, например, довольно благополучен Южный федеральный округ. В нем, по словам Станислава Десятникова, главы компании "Дигитал лайф", представляющей интересы "Формозы" в Южном регионе, в четвертом квартале кризиса еще не почувствовали, да и в первом квартале падения не было. Правда, признал он, это было достигнуто за счет увеличения числа торговых точек и ухода с рынка ряда крупных локальных сборщиков, иначе снижение объемов продаж составило бы, по его оценке, 10-15%.

Снижение продаж обусловлено не только падением доходов граждан и ростом рублевых цен, но и резким падением предложения кредитов – до кризиса на заемные деньги совершалось до трети покупок. Граждане, покупающие "на свои", более внимательно относятся к предлагаемому товару, и в этом "Формоза" видит для себя дополнительные возможности. Излишне увлеклись развитием "в долг" и некоторые региональные компании. Они тоже, по мнению Абачева, уступят часть своего рынка "Формозе" и ее партнерам.

Теряют свою долю рынка и федеральные сети бытовой техники. В них много покупали в кредит, а поскольку компьютерная техника для них – не самое важное направление бизнеса, то и внимания в трудное время ей уделяется не слишком много, отчего страдает и ассортимент, и цены.

Пострадали и те компании, которые излишне увлеклись портативной техникой , падение ее продаж объясняется не только более высокой ценой "за единицу функциональности", но и тем, что ноутбуки хуже поддаются модернизации и менее ремонтопригодны.

Рост рынка в "Формозе" ожидают в третьем квартале. Для того чтобы встретить его во всеоружии, в компании намерены укрепить партнерскую сеть, особенно в тех регионах, где слабее ощущается кризис, увеличить продажи комплектующих мелкосерийным сборщикам, предложить пользователям услуги по модернизации ПК и изменить свой модельный ряд в соответствии с новыми экономическими условиями.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями