Йован Марьянович:

На круглом столе "Роль бизнес-аналитики в управлении предприятием в период экономической нестабильности", организованном компанией SAP, эксперты сошлись во мнении, что определенное преимущество получили компании, успевшие до наступления кризиса внедрить ERP-системы. С одной стороны, они смогли в некоторой степени оптимизировать свою деятельность, а с другой – подготовить платформу для осуществления точечных бизнес-ориентированных проектов.

"Около половины проходящих сейчас переговоров касаются внедрения аналитических систем", - заявил Йован Марьянович, генеральный директор SAP СНГ. После ухудшения экономических условий приоритеты клиентов резко изменились: помимо общей экономии, они стали предпочитать краткосрочные проекты, способные дать немедленный осязаемый эффект.

Почти везде урезаются бюджеты на маркетинг, сокращается персонал. И одной из первых жертв оптимизации расходов всегда становится ИТ-бюджет. Естественно, перед ИТ-руководителем при этом встает вопрос об управлении приоритетами ИТ-затрат. Существуют статьи расходов, от которых отказаться нельзя: например, автоматизация рабочих мест. Современная компания не может позволить себе принять на работу сотрудника, не обеспечив его инструментарием для работы. Однако есть и проекты, которые можно безболезненно отложить до лучших времен. Очень часто к таким необязательным системам руководство компаний пытается отнести и бизнес-аналитику.

Большинство руководителей смотрят на аналитические системы как на второстепенные из-за самоуверенности в своих способностях управлять бизнесом. Они просто не видят роли ИТ в процессе управления, получая отчеты из рук многочисленных помощников и аналитиков. Кроме того, проекты по внедрению средств бизнес-аналитики традиционно считаются весьма длительными и рискованными.

Между тем, как утверждает директор SAP СНГ по бизнес-решениям Илья Соловьев, представление о длительности проектов по внедрению аналитических приложений - миф. Существует большая разница между традиционными BI-проектами, необходимыми для функционирования в условиях роста, и теми, которые нужны сейчас. В настоящее время компании заинтересованы в средствах краткосрочного планирования, а также управления активами – в большинстве холдингов смутно представляют, чем реально обладают. И внедрение таких систем может быть весьма оперативным, при условии, что специалисты предприятия реально занимаются проектом, а не затягивают его. К примеру, по словам Марьяновича, в московском офисе SAP за три недели удалось полностью уйти от предоставления отчетности средствами Excel.

За счет чего может быть достигнута оперативность внедрения средств аналитики? В первую очередь за счет точечности решения. Например, в период кризиса реально нужны не все показатели эффективности, а лишь пять или шесть наиболее важных из них, собранных и визуализированных на одном экране. Кроме того, при внедрении средств аналитики обычно подразумевается, что на предприятии уже существует информационный фундамент в виде ERP-системы, которая сама по себе не способна выдавать информацию в удобном для управленцев виде и требует аналитической надстройки.

Что же делать компаниям, не успевшим до ухудшения экономической ситуации внедрить ERP-системы? Полнофункциональное внедрение ERP – стратегический и длительный проект, и эффект от него появится не ранее чем в среднесрочной перспективе. Как рекомендует директор департамента ИТ компании "Аэрофлот" Сергей Кирюшин, необходимо начинать с внедрения отдельных модулей, способных обеспечить быстрый экономический результат в виде сокращения издержек. В первую очередь речь идет о решениях в области логистики, складского учета и управления цепочками поставок – именно их внедрение дает на отечественных предприятиях наибольший эффект.