Антон Никольский: Комментируя эту цифру, Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, отметил, что при обработке данных собственных исследований, а также информации от Росстата и Торгово-промышленной палаты РФ не принимались в расчет такие виды операций, как бронирование туров и авиабилетов через системы бронирования, электронные платежи между пользователями, мобильная коммерция (платежи за мобильную связь) и Internet-трейдинг. С учетом этих транзакций результаты российской электронной торговли за год были бы более впечатляющими.

Но даже с учетом приведенных ограничений методики исследования можно сделать вывод, что за последние три года рынок электронной торговли стабильно рос.

Если разделить весь объем электронной коммерции по типам, то окажется, что наибольшие рост и объем продемонстрировал сектор B2C, традиционная торговля через Internet-магазины. Объем этого направления в прошлом году составил 3,25 млрд долл. (в 2006 году было чуть более 2 млрд долл.), что означает рост на 56%. Рейтинг магазинов возглавляет широкопрофильный магазин Ozon, за которым следуют Exist (автомобильные запчасти) и Sunrise (компьютерная техника). Основная масса успешных магазинов специализируется на бытовой технике и электронике. Например, специализированный магазин по продаже программного обеспечения Softkey занял лишь 21-е место, а торгующий косметикой магазин "Ив Роше" находится практически в конце списка, на 24-м месте.

Объем торговли в госсекторе (B2G) занимает второе место с показателем 2,37 млрд долл., но этот сегмент рос наиболее медленными темпами. По сравнению с показателем 2006 года (2,27 млрд долл.) прирост составил всего 4%. Объяснение этому факту достаточно простое -- законодательное ограничение на максимальную сумму сделки на электронном аукционе в 1 млн рублей. Но, как считает Никольский, когда в 2010 году это ограничение снимут, сектор госсзакупок ждет бурное развитие.

Торговля между юридическими лицами, сегмент B2B, занимает третье место с оборотом 2,29 млрд долл. По сравнению с показателем предыдущего года (1,7 млрд долл.) рост этого бизнеса составил 32%. Такой результат аналитики связывают как с развитием имеющихся электронных торговых площадок (например, в области энергетики и сельского хозяйства), так и с созданием новых. В 2007 году начали функционировать ЭТП компаний ММК, Газпромнефть, Mirax и Сибур.

Отдельно были оглашены результаты рынка моментальных платежей. Оборот этого рынка в 2007 году составил 14,6 млрд долл., что на 29% больше, чем за предыдущий 2006 год (11,3 млрд долл.). При этом сегодня средний платеж составляет 83 руб. против 76 руб. годом ранее. А вот количество точек приема электронных платежей от населения увеличилось вдвое и достигло 300 тыс. аппаратов. Что касается структуры моментальных платежей, то лидирует оплата услуг мобильной связи (96% платежей). А на оплату доступа в Internet, кабельное телевидение, коммунальные платежи и погашение кредитов — приходится от 1 до 0,2%. Согласно прогнозам, рынок моментальных платежей будет развиваться пропорционально росту доверия пользователей и увеличению количества точек приема оплаты. Предполагается, что в этом году данный рынок вырастет на 37% и достигнет объема 20 млрд долл. А средний платеж превысит 150 руб. Возможно, скоро эти цифры будут значительно превышены, так как в столичной мэрии обсуждается проект размещения аппарата приема моментальных платежей в каждом подъезде московского дома. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями