По словам Сергея Нуралиева, одна из важнейших черт новой версии платформы Вторая международная конференция "Решения '1С' для корпоративных клиентов", прошедшая в июне в Турции, собрала представителей 118 компаний-клиентов. С ними прибыли сотрудники 56 партнерских фирм из сети "1С:Консалтинг", а также агентств KPMG и PriceWaterhouse Coopers.

По сравнению с 2007 годом состав участников оказался еще более более разнороден: если на прошлой конференции были представлены организации с парком не более 30 тыс. ПК, то теперь верхняя планка поднялась до 100 тыс. Почти половину всех компаний составили торговые и энергетические предприятия. 46% участников конференции составили ИТ-директора, 32% - финансовые директора, 10% - генеральные директора и только 13% - главные бухгалтеры.

В соответствии с этим было организовано две крупные секции: одна для ИТ-директоров и другая - для генеральных и финансовых. На последней центром внимания стал приложение для автоматизации внутрикорпоративной отчетности холдинговых структур "1С:Консолидация". С докладами о его использовании выступили представители компаний ЛСР, "Энергопром менеджмент", "Синергия". Для ИТ-директоров главным выступлением был рассказ руководителя отдела разработки экономических программ "1С" Сергея Нуралиева о новом шаге в развитии платформы "1С:Предприятие".

"Шаг в далекое будущее"

Бета-версия платформы 8.2, получившей название "управляемое приложение", будет представлена этим летом. Одно из ее самых ожидаемых нововведений - это появление тонкого клиента. Вследствие глубокой переработки конфигуратора "1С:Предприятия" появилась возможность автоматически создавать формы управляемого клиента на основе привычных объектов дерева метаданных. Правда, платой за это стало некоторое снижение функциональности форм в сравнении с текущей версией 8.1. Стандартный клиент станет также существенно более "легким", так как значительная часть бизнес-логики будет перенесена на сервер.

Основные архитектурные изменения новой платформы сосредоточены в области управления интерфейсом. Старое понятие "подсистема", которым ранее оперировали исключительно разработчики, расширено до так называемых "функциональных опций". Теперь внедренцы и конечные пользователи могут сами выбирать для отображения необходимые функции прикладного решения, не прибегая к изменению кода.

Кроме того, расширены возможности управления доступом. Развитие модели управления ролями привело к возникновению на платформе 8.2 двух новых понятий: управляемая форма, то есть отображение только тех реквизитов, данные о которых доступны пользователю в соответствии с его набором ролей, и управляемый отчет - выборочное отображение колонок отчета. При этом для обеспечения безопасности недоступные пользователю данные не только не отображаются, но и не передаются с сервера на клиент.

Клиенты положительно оценили представленный функционал. ИТ-директор фармацевтического холдинга "Аконит" Максим Белоусов заявил, что самым важным для его компании сейчас является возможность масштабируемости, и он готов приобрести 8.2 уже ради того, чтобы не "упереться в потолок". Заместитель директора по ИТ издательства "Просвещение" Денис Шестопалов отметил, что для него главное - это разделение кода на клиентскую и серверную части, а также новая схема распределения прав. "Система тонкого клиента тоже очень важна, - добавил он, - так как сейчас мы внедряем аналогичную систему параллельно с "1С", которая работает на тонком клиенте".

Начальник управления по развитию информационных систем ЗАО "Трансмашхолдинг" Анатолий Ушаков назвал новую платформу "шагом в далекое будущее", заметив: "Очень ждем 8.2 именно из-за тонкого клиента. Тем более что обещана стопроцентная совместимость по коду со всеми предыдущими платформами... ". Ушаков выразил надежду, что если и не вся, то существенная часть функционала сможет быть перенесена на Web-приложения.

От отраслевых решений к комплексам

Еще одним важным анонсом стал выпуск программно-методического комплекса "1С:Машиностроение 8", разработанный совместно с "Трансмашхолдингом". Взяв в за основу продукт "1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием", в "1С" добавили к нему отраслевые модули, разработанные компаниями-партнерами. Компоненты комплекса создавались с учетом как международных методик управления предприятием (APS, BI, BPM, CALS, C-Commerce, CMMS, CPM, CRM, E-Business, EAM, ECM, ERP, ERP II, HCV, HRM, KPI, ISO:9000, ITIL/ITSM, MRP II, PDM, PLM, PMBOK, PMO, QMS, RUP, SCM, SOA, WMS), так и особенностей автоматизации российских машиностроительных компаний. Например, в них встроена поддержка Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации.

В дополнение в комплекс включен пакет электронных и бумажных документов объемом более 3 тыс. страниц с описанием технологий и методик внедрения, должностных, функциональных и рабочих инструкций, отраслевого опыта партнерской сети, учебных ситуаций и списком дополнительной литературы. В стоимость входит также обучение рабочей группы клиента в центре сертифицированного обучения "1С" и стартовые проектные услуги на 100 человеко-часов.

Планируется выпустить шесть типовых поставок, в том числе для клиентов, уже внедривших "1С. Предприятие УПП". Версии "Стандарт" для средних предприятий будут стоить от 300 до 600 тыс. руб., а "Проф" (для крупных заводов) - от 600 тыс. до 1,3 млн руб. за 50 рабочих мест. Машиностроительным холдингам предлагается версия "Корп" стоимостью от 2 млн руб. В нее могут войти любые компоненты "Проф", а также дополнительные модули электронной коммерции, управления эффективностью корпорации, управления складской логистикой и ITIL/ITSM.

В "1С" утверждают, что весь комплекс обойдется на 20-30% дешевле, чем его компоненты в отдельности. Вскоре компания планирует выпустить подобные комплексы для металлургии и крупной розницы.

Другие разработки

В апреле "1С" выпустила решение для автоматизации небольших магазинов и сетей таких магазинов - "1С:Розница". Теперь на его основе предстоит создать новую линейку продуктов. К концу года будут готовы системы для автоматизации магазинов одежды и обуви, строительных и отделочных материалов и книжных магазинов. В первом квартале добавятся продукты для салонов оптики и ювелирных магазинов, а во втором - для аптек, магазинов автозапчастей и салонов сотовой связи. Разработкой продуктов займется дочерняя компания "1С-Рарус".

Кроме того, "1С" готовит к выпуску систему "1С:Архив" 8. Подробности о ней пока не разглашаются, но в компании опровергают слухи об утрате интереса "1С" к системам электронного документооборота.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями