Основной темой европейского форума Sapphire 2008 стала трансформация бизнес-сети компании в глобальную сеть, ее оптимизация, и то, как продукты SAP и Business Objects могут помочь в этом На прошедшем в конце мая в Берлине форуме Sapphire 2008 руководители SAP постарались привлечь внимание своих клиентов и партнеров к глубоким изменениям, происходящим в концепции развития бизнеса современных предприятий.

"Будущее компаний - в трансформации их бизнес-сетей. Эту тенденцию, ставшую сегодня реальностью, отмечали еще в прошлом году, называя подобную трансформацию следующим шагом после реинжиниринга бизнес-процессов и внедрения ERP, а затем и сервис-ориентированных архитектур", - заявил Хеннинг Кагерманн, генеральный директор SAP, открывая форум.

Доходы и рынки

Анализируя результаты деятельности SAP за первый квартал 2008 года, Кагерманн отметил, что наиболее быстро растут рынки Индии и Китая. Бизнес в странах Европы, Ближнего Востока и Африки также достаточно доходен - причем не только за счет России, экономика которой, как отмечают в компании, быстро трансформируется, отходя от сырьевой модели. О динамике развития американского рынка говорит тот факт, что 50% оборота в этом регионе дают новые клиенты. США — разумеется, крупнейший рынок для SAP: здесь компания получает в среднем 30-35% своего дохода.

Сегодня большую часть клиентов SAP – около 70% - составляют предприятия среднего и малого бизнеса, которым компания предлагает, помимо хорошо известных SAP Business-All-in-One и SAP Business-One, решение нового класса - Business By Design. Число пользователей последнего продукта, своего рода "ERP по требованию", быстро растет, и компания намерена продолжать инвестировать в него средства в Германии, Великобритании, Франции, США, Китае и Индии (по оценке компании, на долю этих стран приходится около 70% потенциального рынка Business By Design). В ближайшее время в SAP планируют снизить стоимость этого сервиса на 10% за счет оптимизации его поддержки и доставки.

Развитию сегмента малого и среднего бизнеса SAP, который растет быстрее крупного бизнеса, будет способствовать и стратегическое партнерство с IBM и НР с целью создания на базе SAP Business All-in-One предустановленных преконфигурированных решений, которые позволили бы клиентам сократить время внедрения и снизить стоимость владения.

Новые возможности для завоевания большей доли рынка у SAP появились с покупкой компании Business Objects, которая, будучи одним из лидеров в области бизнес-аналитики, привела в SAP около 60 тыс. клиентов и около тысячи партнеров.

"Объединение портфеля решений Business Objects и SAP Business Process Platform позволяет осуществить прорыв в управлении бизнес-процессами предприятия, дает полную картину при переходе от стратегии к управлению и обратно к стратегии", - считает Лео Апотекер, разделяющий с Кагерманном пост генерального директора компании.

Четыре слоя бизнес-аналитики

Сегодня невозможно представить деятельность предприятий без построения сетей – как внутренних, так и связывающих их с клиентами и поставщиками. Бизнес быстро меняется, размываются границы отраслей, и сейчас, считают в SAP, важно не столько быстрое выведение новых продуктов на рынок, сколько внесение инноваций в бизнес-модель. Необходимость быстро трансформировать бизнес требует координации работы как внутри компании, так и за ее пределами, а следовательно, создания и развития бизнес-сетей, коллаборативных сообществ. Поэтому основной темой прошедшего форума стала трансформация бизнес-сети компании в глобальную сеть, ее оптимизация, и то, как программные продукты SAP и Business Objects могут помочь в этом.

За аналитическую работу с данными "отвечает", в первую очередь, набор решений Business Objects, эффективностью управляют программные продукты SAP, а обеспечение гибкости предприятия ложится на плечи обеих платформ.

О том, какие возможности предоставляет подобное комплексное решение, рассказал Джон Шварц, бывший генеральный директор компании Business Objects, отвечающий в SAP за системы бизнес-аналитики (см. также "Вершина платформы"). Решения Business Objects можно разбить на четыре "слоя" – EIM (Enterprise Information Management – "управление информацией предприятия"), IDD (Information Discovery and Delivery – "обнаружение и доставка информации"), GRC (Governance, Risk & Compliance – "руководство, управление рисками, соответствие правилам"), EPM (Enterprise Performance Management – "управление эффективностью предприятия").

"Около 80% данных предприятий являются неструктурированными, - отметил Шварц. - И Business Objects в состоянии помочь в их обработке, увеличивая долю доступной информации до 70%".

EIM-инструментарий позволяет собрать данные изо всех возможных источников. Существует отдельный инструмент для объединения данных; продукт для управления метаданными, который позволяет создать описание данных; инструмент управления качеством данных, который сравнивает информацию, идущую от различных источников, и в случае необходимости создает коллективный запрос на создание определения состава данных, а также позволяет отследить источник данных. Используя возможности EIM и интеграционной платформы SAP NetWeaver, создаются данные, которым можно доверять.

Доступность надежной информации позволяет осуществлять эффективный исследовательский поиск из множества источников данных за счет объединения возможностей Business Objects Information Discovery and Delivery и SAP Imbedded Analytics. Так, Information Discovery and Delivery дает бизнес-пользователям и аналитикам, руководителям и ИТ-персоналу множество инструментов, позволяющих с помощью запросов получать нужную информацию, должным образом визуализированную. Аналитические инструменты и инструменты отчетности позволят увидеть одновременно данные из нескольких источников и провести статистический анализ и прогнозирование.

Слой GRC предоставляет средства управления доступом, процессами, дает уверенность в соответствии бизнес-правилам. С помощью инструментов управления рисками определяются возможные воздействия и их влияние на показатели, которые характеризуют достижение предприятием намеченных целей. Увидев, какие воздействия приводят к выходу показателей за границы заданного диапазона, можно понять потенциальные проблемы сегодняшних воздействий. Governance – это правила, установленные руководством компании или извне, по которым бизнес определяет, правильные ли процессы используются для управления и взаимодействия с окружением. Это первый шаг в направлении от стратегии к управлению, позволяющий выявлять рассогласованность операционного управления и стратегии.

И наконец, верхний слой – EPM – дает финансовые инструменты, позволяющие быть уверенным, что стратегия предприятия действительно выполняется и управление ею соответствует намеченным планам. Набор метрик, систем показателей, инструментальных панелей позволяет планировать, предсказывать, моделировать, консолидировать, строить финансовые отчеты — другими словами, дает возможность контролировать и планировать, управлять бизнесом, измеряя и анализируя.

Программные продукты Financial Performance Toolset и Governance, Risk & Compliance интегрированы и позволяют финансистам собрать информацию воедино, связав планируемые, отслеживаемые и оперативные данные и изменения в процессах.

Комплексное решение, о котором рассказал Шварц, уже создано. Платформа Business Objects XI 3.0, выпущенная три месяца назад, была разработана специально в расчете на программные системы SAP. Поскольку в платформу интегрирован EIM-компонент, доступными становятся необходимые для принятия решений сведения и инструменты. Есть средства для запросов, поиска, анализа и отчетности, и все они собраны в одном решении – открытом, гетерогенном, работающем с самыми разными источниками данных и приложениями.