Владимир Долгов: К примеру, в России самыми крупными игроками контекстной рекламы являются компании "Яндекс" и Google. На третьем месте находится компания Begun, которая сотрудничает с поисковой системой Rambler.

"Контекстный поиск может победить на рынке только при наличии собственной поисковой системы", - уверен Владимир Долгов, генеральный директор российского представительства Google.

Притяжение поисковых систем и контекстной рекламы кроется в самой природе "контекста". Он представляет собой набор ссылок, показываемых на сайте-партнере и релевантных содержанию страницы. Только если рекламные ссылки являются связанными по содержанию с темой страницы, на которой расположены, пользователи начинают считать их частью самого сайта-партнера и переходят по предложенным URL. Взаимосвязь (точнее релевантность) между темой страницы и ссылками как раз и определяет поисковая система. Естественно предположить, что система показа контекстной рекламы, интегрированная с поисковой, может работать точнее, а, следовательно, эффективнее для рекламодателей и приносить больше прибыли владельцу.

В России, по оценкам Марии Черницкой, директора аналитической компании iConText, рынок контекстной рекламы составляет около 200 млн долл., при этом на долю Google, точнее, сервиса AdSense, приходится в нем более 40%. По оценкам Черницкой, услугами данного вида рекламы пользуются около 70 тыс. рекламодателей, в то время как потенциально воспользоваться этим видом рекламы могут примерно 1 млн компаний. Иными словами, сейчас контекстной рекламой пользуются только самые "прогрессивные", и до массового использования этого вида рекламы дело пока не дошло. По прогнозам, к 2010 году объем отечественного рынка контекстной рекламы должен перевалить за 1 млрд долл.

Специфика контекстной рекламы состоит в том, что достаточно большая доля средств рекламодателей передается на сайты-партнеры, где размещаются блоки рекламных ссылок. Поэтому в развитии контекстной рекламы заинтересованы как поисковые системы, так и сами Web-ресурсы, владельцам которых платят за коммерческие переходы по рекламным объявлениям.

Одной из проблем Google AdSense в России было финансовое взаимодействие с владельцами партнерских ресурсов. Дело в том, что Google по всему миру использует для перевода денег партнеру единый инструмент - банковский чек. В то же время именно в России этот финансовый инструмент банки практически не используют - с ним могут работать всего несколько российских банков. Поэтому Google пришлось выработать для России специфическое решение - пользоваться почтовыми переводами. В июне российское отделение Google заключило партнерское соглашение с платежной системой Rapida по организации почтовых переводов по всей стране.

Работает схема так: Google передает в Rapida реестр всех получателей, платежная система проверяет данные собственными силами и передает сверенный список получателей в "Почту России", которая и организует перевод денежных средств. Кроме того, Rapida конвертирует доллары, полученные от Google, в рубли, отправляемые по почте по курсу Центробанка на день получения реестра. При этом Google берет на себя расходы по переводу денежных средств, партнер получает ровно столько денег, сколько у него на счету в системе Google.

Решение было протестировано несколькими сотнями владельцами сайтов в разных регионах России. В результате тестирования время получения денег партнерами удалось сократить до пяти рабочих дней - по чекам деньги можно было получить только месяца через два. Теперь у владельцев сайтов-партнеров есть две возможности получить деньги за контекстную рекламу: по чекам или почтовым переводом. Компании также рассчитывают реализовать схему выплаты заработанных от рекламы средств с помощью прямого перевода денег на банковский счет компании-партнера или на ее корпоративную пластиковую карту.

Сотрудничество с Rapida упростит партнерам получение средств от Google и, возможно, расширит партнерскую сеть поисковой системы. Однако на объем рынка контекстной рекламы это действие Google скажется лишь опосредованно.

"Количество денег, получаемых от контекстной рекламы, определяется не числом площадок, на которых она показывается, а конкуренцией рекламодателей", - заметил Долгов. Тем не менее компания рассчитывает на расширение партнерской сети, составляющей базу для бизнеса контекстной рекламы.