Дэнис Макколи:

Исследование, проведенное при поддержке SAP, состояло из серии интервью и опроса 944 руководителей со всего мира, 587 из которых проживает в развитых странах и 357 - в странах BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В нашей стране было опрошено 59 человек. 41% всех респондентов занимали должности генерального, финансового директора или директора информационной службы. Их компании, 60% которых имеют годовую прибыль более полумиллиарда долларов, принадлежат 19 отраслям. Наиболее широко представленной оказалась отрасль финансовых услуг (20% респондентов). В отрасли ИТ работает 8% опрошенных, в телекоммуникациях - всего 2%.

Но, несмотря на такой общий географический охват, полученные результаты сильно напоминают ситуацию, сложившуюся в отечественной отрасли ИКТ. Подавляющее большинство респондентов ожидает, что в ближайшие три года привлечение и удержание сотрудников станет немного или значительно сложнее. Такие ответы дали 64% респондентов из развитых стран, 80% - из развивающихся и 69% - из России. Главной причиной грядущего кризиса в России и развивающихся странах участники опроса считают несоответствие программ высшего образования требованиям бизнеса и "утечку мозгов". В развитых странах преобладают проблемы другого рода: старение населения и смена жизненных приоритетов.

Но преграды к пополнению штата квалифицированными кадрами у всех одни и те же. Респонденты, которым предлагалось выбрать несколько вариантов ответов, в первую очередь отметили неспособность предложить кандидатам желаемый размер оплаты труда (55%) и отсутствие у этих кандидатов требуемых навыков (50%). Удержанию кадров, по мнению опрошенных, скорее всего, помешает неконкурентный уровень зарплат (55%) и отсутствие перспектив карьерного роста (48%). Высокая заработная плата воспринимается и как главное орудие борьбы за специалистов. По мнению респондентов, выйти из кризиса, вероятнее всего, поможет привлекательный оклад в совокупности с выгодным социальным пакетом (73%), а также обучение сотрудников внутри компании (65%) и предложение гибких условий труда с точки зрения графика и места работы (53%).

Один из распространенных способов "борьбы за выживание" - сотрудничество с третьими сторонами. По результатам опроса, 58% компаний работают с высшими образовательными учреждениями с целью найма и 41% - с целью обучения. При этом 8% опрошенных заявили, что занимаются обучением совместно с конкурентами. Многие отправляются на поиски за рубеж. Исключительно из жителей своей страны укомплектовывать штат собираются менее половины (46%) респондентов. Наиболее вероятными источниками иностранных работников считаются Восточная Европа (36%), Северная Америка (31%), Восточная (20%) и Юго-Западная Азия (18%).

Каких же специалистов не хватает компаниям? По результатам опроса, знания в области информационных технологий очень важны (43%) или в некоторой степени важны (46%) для успешного бизнеса. Однако вовсе не они пользуются наибольшим спросом на мировом рынке. Респонденты отметили, что ключевую роль в успехе их организации в ближайшие три года будут играть сотрудники, умеющие управлять изменениями (67%), мыслить стратегически (52%), работать с людьми (37%), управлять проектами (33%), работать в виртуальной команде (30%), анализировать и решать проблемы (27%), разрабатывать процессы и управлять ими (16%). В этом списке на самом последнем месте оказались навыки работы с информационными системами (15%) и знание технологии производства (13%).

При этом респонденты отметили, что сложнее всего им будет найти людей, умеющих мыслить стратегически (50%) и управлять изменениями (47%). А вот трудности с поиском ИТ-специалистов предвидят всего 17% респондентов.

Директор по мировым технологическим исследованиям Economist Intelligence Unit Дэнис Макколи, представлявший результаты проделанной работы, завершил свое выступление, дав компаниям несколько советов. Он порекомендовал сделать карьерные пути более прозрачными для молодых работников, заметив, что следует не столько предлагать высокие зарплаты, сколько показывать наличие возможности быстрого продвижения, работы за рубежом. Макколи указал, что необходимо тесно сотрудничать с образовательными учреждениями и другими фирмами с целью обучения, а также возложить часть ответственности за работу с персоналом на руководителей подразделений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями