По мнению Леонида Беляева, в течение четырех лет AT Software должна войти в число трех, в крайнем случае, пяти, лидеров отечественного рынка заказной разработки программного обеспечения

Новая компания образовалась на базе двух относительно небольших аутсорсинговых структур - "ЛАНИТ-Терком" и "Артезио". На момент объединения обе эти компании контролировал ЛАНИТ.

"ЛАНИТ-Терком" появился на базе компании "Терком", основанной в 1991 году профессором Санкт-Петербургского государственного университета Андреем Тереховым. Название изменилось после вхождения "Теркома" в холдинг ЛАНИТ в 1998 году, с появлением нового собственника штат компании увеличился с 50 человек до более чем 300.

Московская компания "Артезио", основанная в 2000 году, перешла под контроль ЛАНИТ в 2005 году. После этого в холдинге образовалась софтверная группа. Однако объединения бизнеса "Артезио" и "ЛАНИТ-Терком" не произошло, они продолжали функционировать независимо друг от друга.

Такое положение дел не устраивало ни общего собственника, ни руководителей этих компаний. Все понимали, что необходимо укрупняться, чтобы иметь перспективы развития. В результате была создана объединенная компания - AT Software.

Взгляд со стороны

Андрей Терехов: Для того чтобы исключить влияние личных контактов на ход интеграции, на должность генерального директора AT Software пригласили человека со стороны – Леонида Беляева, работавшего ранее в ряде ИТ-компаний.

Терехов в AT Software занял должности председателя совета директоров и директора по научным исследованиям и разработкам. Бывший генеральный директор "Артезио" Павел Адылин стал директором по производству.

В новой компании работает более 600 разработчиков, ее годовой оборот приблизился к 20 млн долл. (если суммировать выручку "Артезио" и "ЛАНИТ-Терком" за четыре квартала, предшествующие объединению). Образовавшуюся компанию уже можно считать крупной, но все же она ближе к средним, чем к лидерам, у которых оборот превышает 100 млн долл.

Задача AT Software, по словам Беляева, состоит в том, чтобы в течение четырех лет войти в число трех-пяти ведущих аутсорсинговых компаний страны по всем показателям – обороту, количеству персонала, выручке на одного человека и т.п. В планах - набор сотрудников в существующие центры разработки, открытие новых центров и поглощение других компаний.

Как и многие другие компании, расположенные в двух столицах, AT Software не планирует осуществлять активный набор сотрудников в московские и петербургские подразделения. Зарплаты программистов в двух крупнейших городах России выросли настолько, что заказная разработка в них становится нерентабельной. Набор может осуществляться в центрах разработки AT Software, функционирующих в других городах – Минске, Витебске и Саратове. Рассматривается возможность открытия новых офисов в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах.

Догнать убегающих

На постсоветском пространстве конкурировать за человеческие ресурсы приходится, прежде всего, с такими компаниями, как Luxoft, Epam и Exigen Services, в российских центрах разработки каждой из этих компаний работает не менее 1000 сотрудников. Эта тройка оторвалась от всех остальных, и каждый ее представитель продолжает наращивать обороты. Поэтому более реальным для AT Software будет вхождение в пятерку лидеров, особенно если учесть, что в первые полгода-год существования новой компании ее роста не предполагается. Данный период времени будет посвящен интеграции "Артезио" и "ЛАНИТ-Терком". У AT Software будет единое управление, общие проекты и единая ИТ-инфраструктура.

Две компании хорошо дополняли друг друга, что учитывали в ЛАНИТ, покупая в 2005 году именно "Артезио", а не какую-нибудь другую софтверную компанию. "ЛАНИТ-Терком" имеет тесные связи с университетом, что дает доступ к очень хорошему "источнику" молодых специалистов и позволяет осуществлять научные исследования. Последнее, по мнению Терехова, необходимо для того, чтобы сохранить основное конкурентное преимущество на мировом рынке – способность реализовывать сложные наукоемкие проекты.

Кроме того, в "ЛАНИТ-Терком" производили не только программное обеспечение, но и телефонные станции, которые поставлялись в основном оборонным предприятиям. У "Артезио" сильная сторона – Java-технологии. Московская компания специализировалась на разработке программного обеспечения для телекоммуникационных компаний, центров обработки вызовов, банков, страховых компаний и здравоохранения, а также на ИТ-консалтинге.

Европа, Россия и продукты

Ключевым рынком для AT Software является Европа. Российский рынок руководство компании признает перспективным. В нашей стране Владимир Уфнаровский, директор компании по развитию, ожидает роста заказов от автомобильных производителей, поскольку автомобили становятся все более интеллектуальными и требуют более совершенного программного обеспечения. По мнению же Терехова, наиболее перспективны оборонные заказы: "Некоторые предприятия ВПК, никак себя не проявлявшие в течение 15 лет, вспомнили о наших разработках и готовы снова стать заказчиками".

Кроме заказных разработок AT Software планирует продвигать на мировом рынке собственные программные продукты. Поскольку продуктовый бизнес кардинально отличается от аутсорсингового, под готовые решения будут создаваться отдельные бизнес-единицы. В качестве партнеров и соинвесторов предполагается привлекать компании, которые имеют опыт продвижения таких решений. Продуктовые бизнес-единицы будут заниматься в основном маркетингом и продажами, а разработкой займутся специалисты AT Software. Продвижение одного программного продукта, карты идей Comapping силами одноименной компании, уже началось, и почти готов к выводу на рынок второй.

Под все начинания новой компании потребуются инвестиции. По словам Беляева, их источником может служить как ЛАНИТ, так и какие-либо другие структуры. Однако до тех пор, пока не завершится интеграция бизнеса, руководители AT Software никаких шагов по привлечению инвестиций предпринимать не намерены.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями