По словам Владимира Тихомирова, на мировом рынке электронного обучения России принадлежит в лучшем случае 2%

По мнению ректора МЭСИ и председателя экспертного совета по электронному обучению при комитете Государственной Думы по образованию и науке Владимира Тихомирова, Россия пока еще серьезно отстает от других стран в области электронного обучения. И развитые, и развивающиеся страны осваивают обучение в Web 2.0 и соответствующие этой среде средства управления знаниями, следующим шагом за которыми будет наступление "экономики знаний". Однако наша страна, в которой нет ни законодательной базы для развития индустрии e-learning, ни реального мобильного обучения, находится, как заметил Тихомиров, на низшей ступени развития и рискует "свалиться" даже с нее.

Пока, по его словам, обучение на протяжении всей жизни (а в современных условиях оно может быть только электронным) интересно только частным компаниям, а не государству. Очерчивая общую картину, Тихомиров заявил, что потенциальный размер мирового рынка электронного обучения - 350 млрд долл. Пока он составляет 75 млрд, из которых Россия занимает всего 2%.

Ректор МЭСИ рассказал и о том, куда движутся вузы. Их задача - превратиться не в электронные университеты, а в "парки знаний", которые будут отдавать 70% своих ресурсов на передачу знаний малому и среднему бизнесу.

По данным профессора Университета Брэдли Владимира Ускова, в США основными потребителями электронных образовательных ресурсов являются люди в возрасте от 35 лет, ведь у них, в отличие от молодежи, нет времени садиться за парты. Усков отметил, что в лучшем случае бизнесмены пройдут 50% материала, а потому задача разработчиков - сделать его максимально запоминающимся, то есть использовать не только текст, но и аудио-, видеоматериалы, средства обеспечения интерактивности.

Молодые люди, впрочем, привыкли жить в мультимедийной и интерактивной среде и сочетать обучение с общением. Это новое подрастающее поколение предъявляет к e-learning еще больше требований. Так, учащиеся Университета Брэдли считают, что электронные образовательные ресурсы в среднем должны использовать шесть форм передачи информации. Генеральный директор Центра eLearning Елена Тихомирова отметила, что в условиях переизбытка информации и скорости ее устаревания формальное обучение неприемлемо. По ее словам, сегодня обучаемые хотят не получать поток информации со стороны, а отбирать то, что им нужно. Компаниям же следует так выстраивать коммуникации, чтобы сотрудники работали совместно и обменивались знаниями в процессе общения.

По мнению Ускова, из-за быстрого устаревания информации разработчикам электронных образовательных ресурсов приходится искать баланс между качеством продукта и скоростью и способностью разработать учебный модуль за несколько дней. Нужно предусмотреть и возможность его использования на мобильных устройствах, так как нельзя ожидать, что человек весь день будет находиться перед настольным ПК.

От лица отечественных разработчиков высказалась генеральный директор компании Competentum Наталья Соболева. Она заметила, что в нашей стране заказчики совершенно не умеют работать с поставщиками: в ходе проекта они часто меняют свои требования, в результате ужасаются возросшей стоимости услуг. Соболева добавила, что российские заказчики хотят получать очень красивые интерактивные курсы, и специалистам Competentum нередко приходится доказывать их экономическую невыгодность.

Дмитрий Береснев, менеджер по развитию отдела по работе с образовательными учреждениями Microsoft, полагает, что главная ошибка российских разработчиков в том, что они не "дисциплинируют" заказчика, руководствуясь принципом "клиент всегда прав". Отсюда - постоянные смены желаний и конечное недовольство. По мнению Березняка, разработчик должен требовать от клиента жесткого выполнения поставленных условий, только тогда он добьется к себе уважения. Менеджер по операциям консалтингового департамента Oracle СНГ Денис Волков уточнил, что клиент прав в постановке целей, но участие в процессе разработки - совсем иная деятельность.

Небольшой спор разгорелся вокруг вопроса мотивации сотрудников к обучению. На посвященном ему круглом столе сошлись на том, что мотивация зависит от поддержки желания учиться на уровне корпоративной культуры. Сотрудника предлагалось рассматривать как внутреннего клиента, к которому применимы привычные средства маркетинга. Тихомирова заявила, что взрослый человек будет учиться только при условии, если ему лично это интересно.

С этим мнением не согласен президент Redlab Руслан Смелянский, который считает, что о личном интересе не может быть и речи, так как нежелание учиться наносит ущерб эффективности бизнеса. По его мнению, каждую учебную программу необходимо строить обоснованно, исходя из целей бизнеса, а для этого в организации должна быть четкая система корпоративного обучения. Смелянский заметил, что нельзя ограничиваться электронным обучением, ведь иногда предпочтительнее очные или смешанные курсы.