Геннадий Орлов директор МИАЦ Санкт-Петербурга
Геннадий Орлов: «Мы считаем, что другого способа управлять внедрением МИС в медицинских организациях не существует»

Судя по недавно опубликованной Минздравом РФ дорожной карте развития Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), установленные на 2015 год показатели утилизации основных федеральных сервисов не слишком высоки. В электронной регистратуре собирается расписание лишь 25% врачей амбулаторного звена, доля медицинских организаций, выгружающих данные пациентов из своих электронных медкарт в интегральную ЭМК, составляет всего 20%, а доля медучреждений, передающих финансово-экономическую информацию в подсистему анализа хозяйственной деятельности, – 40%.

Ключевая проблема информатизации здравоохранения сегодня – финансовая. Возможно, cправиться с дефицитом финансирования помогло бы частно-государственное партнерство или софинансирование несколькими субъектами отдельных сервисов, но пока в этой области вопросов больше, чем ответов, признали участники конференции «ИКТ в здравоохранении: успехи и препятствия», организованной компанией Cnews.

Ярославская область

Несмотря на то что каждый субъект федерации теперь самостоятельно решает проблему финансового обеспечения информатизации отрасли, представители регионов, традиционно докладывающих о своих достижениях на конференциях по медицинской информатике, не теряют оптимизма. Один из таких регионов, продолжающих активно развивать ИКТ, – Ярославская область, в системе обязательного медицинского страхования которой работают 40 больниц, диспансер, шесть амбулаторий и четыре стоматологические клиники, а также центр медицины катастроф и психиатрическая больница. ИТ-ландшафт этих организаций неоднороден, что типично для большинства регионов. В структуру регионального сегмента ЕГИСЗ Ярославской области входит 51 медучреждение, где используются пять видов локальных медицинских информационных систем (МИС) и три вида лабораторных систем, два вида систем архивирования и передачи медицинских изображений (PACS), два региональных сервиса записи к врачу, а также модуль обмена сообщениями с территориальным ФОМС и система учета лекарственного обеспечения. К областному ЦОД подключено свыше 5 тыс. компьютеров и 646 тонких клиентов. Сегодня ярославский сегмент ЕГИСЗ содержит данные 110 тыс. граждан и продолжает наполняться. В настоящее время в нем реализовано только три типа электронных документов – направление на лабораторные исследования, результаты исследований и выписной эпикриз стационара, но в ближайшем будущем ожидается появление еще 12 видов документов. Кроме того, планируется подключение диагностических систем, реализация электронной подписи, а также обеспечение взаимодействия с федеральным сегментом ЕГИСЗ в режиме реального времени.

Северная столица

Еще один регион, уверенно движущийся по пути информатизации здравоохранения, – Санкт-Петербург. В отличие от популярного московского проекта, об успехах Северной столицы на ниве медицинской информатики известно гораздо меньше. Между тем, как рассказал Геннадий Орлов, директор Медицинского информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, к единой мультисервисной телекоммуникационной сети органов исполнительной власти подключено уже 95% всех медучреждений города, 75% централизованно обеспечены серверами и 79% рабочих мест медработников (17,4 тыс.) оснащены средствами автоматизации лечебно-диагностического процесса.

Конечно, картина не совсем радужная: около 21% ПК морально устарели, 14% не оснащены необходимым программным обеспечением и 9% не подключены к локальной сети. Интегральные показатели использования ИКТ, достигающие по электронной записи к врачу и льготному лекарственному обеспечению 87 и 89% соответственно, по другим важным задачам значительно ниже. Например, по управлению экстренной госпитализацией (когда стационары передают информацию о свободных койках службе скорой помощи) такой показатель составляет 62%. Крайне низким до сих пор остается уровень использования ИТ при автоматизации лечебного процесса.

Единую городскую МИС в Санкт-Петербурге строить не стали, ограничившись созданием нескольких региональных сервисов. В медучреждениях города функционируют решения десяти разработчиков, о поддержке и развитии локальных систем в своих клиниках главные врачи заботятся сами. В 52% медорганизаций внедрены базовые функции МИС, около 20% врачей начали вести электронные медкарты. При этом основное финансирование информатизации осуществляется за счет бюджетов самих медицинских организаций, только 40% ресурсов выделяется на эти цели из городского бюджета. В то же время, как сообщил Орлов, в 66% медучреждений МИС интегрированы с подсистемой взаиморасчетов ТФОМС и в 76% – с региональным сегментом ЕГИСЗ. Такого уровня сумели достичь лишь в немногих регионах.

Впрочем, контролем количественных показателей в Северной столице не ограничиваются, здесь разработали собственную методику оценки уровня информатизации в лечебных учреждениях. В настоящее время значение индекса, характеризующего «cодержательное использование» МИС, составляет 8,8%, это на 1% выше, чем в конце прошлого года. К 2015 году планируется довести его значение до 15%, а к 2020 году — до 50%. Санкт-петербургский МИАЦ предлагает свою методику расчета индикатора содержательного использования другим регионам, где МИС внедряются децентрализованно, и готов безвозмездно предоставить коллегам веб-портал для мониторинга показателей, необходимых при его расчете. На основе индекса строятся рейтинги лечебных учреждений и решаются вопросы о приоритетном выделении средств лидерам этих рейтингов. «Мы считаем, что другого способа управлять внедрением МИС в медицинских организациях не существует», – заявил Орлов.

Он также отметил несколько важных тенденций, которые отражают изменения, происходящие в медицинских ИТ города. Информатизация помогает перейти от ручного управления здравоохранением к управлению по целевым показателям на основе оперативной первичной информации и регулярного мониторинга. Если раньше для решения приоритетных задач создавались отдельные информационные ресурсы, то теперь в центре внимания оказались решения, интегрирующие информацию об объемах медицинской помощи, пациентах, ресурсах здравоохранения и ОМС, поэтому заметно растут требования к МИАЦ, отвечающему за этот процесс. Но главное — информатизация перестала быть самоцелью и уже оказывает непосредственное влияние на улучшение медицинской помощи жителям города.

В числе приоритетов ее дальнейшего развития Орлов назвал обеспечение доступа к таким сервисам ТФОМС, как поиск действующего полиса и прикрепление к поликлиникам, запись к врачу и прочим услугам через единый региональный портал, предоставление страховым компаниям доступа к электронным медкартам для проведения экспертизы, а также интеграцию с единым информационным ресурсом ТФОМС.

Юг России

Еще один оазис, где информатизация не обделена вниманием и финансами, — ведомственная медицина. К примеру, как рассказал Михаил Бессольцев, начальник отдела АСУ Южного окружного медицинского центра Федерального медико-биологического агентства, в этой крупной организации информационные технологии сегодня играют стратегическую роль, большая часть бизнес-процессов без ИТ просто невыполнима. Более 90% рабочих мест врачей автоматизировано, а МИС использует даже клининговая служба. В медцентре внедрена система электронного документооборота, применяются мобильные телемедицинские комплексы, создан личный кабинет пациента, используются диалоговые голосовые сервисы, позволяющие не только записаться на прием к врачу в любое время суток, но и организовать обзвон пациентов с напоминанием о предстоящем визите к доктору. Кроме того, пациенты могут получать SMS-уведомления о готовности результатов анализов и отмене приема, а также напоминания о необходимости пройти диспансеризацию. По словам Бессольцева, в результате внедрения голосовых сервисов повысилась явка на прием и удовлетворенность пациентов, загрузка врачей стала оптимальной, а рабочее время регистраторов и медсестер используется более рационально.