ЕГИСЗ
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА по построению ЕГИСЗ в 2014 году — наладить полноценный обмен медицинскими данными в автоматическом, а не в ручном режиме
Источник: Клиника «Медицина»

Процесс создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) вошел в нелегкую фазу — интеграционную. Одновременно с внедрением в государственных и муниципальных лечебных учреждениях электронных медкарт (ЭМК) идет интеграция локальных медицинских информационных систем (МИС) с региональными и федеральными компонентами ЕГИСЗ, а также с приложениями для многочисленных мониторингов. «Главная задача 2014 года — наладить полноценный обмен данными в автоматическом, а не в ручном режиме», — подчеркнул Роман Сафронов, замдиректора департамента ИТ и связи Минздрава России.

Наибольшие трудности вызывает обмен данными с системой ведения интегрированных электронных медкарт (ИЭМК), в ней должна аккумулироваться информация из электронных медкарт медучреждений. Для полноценного функционирования ИЭМК необходимо наполнить ее структурированной медицинской информацией, которую можно извлечь только из «зрелых» МИС. Однако большинство систем лечебных учреждений хранят данные в виде файлов, сформированных по аналогии с бумажными документами. В федеральные системы медицинская документация передается в виде PDF-файлов (либо PDF плюс частично структурированные данные), не пригодных для статистической обработки, анализа, использования в научной деятельности и в системах поддержки принятия решений.

К боевой готовности

Сейчас регионы и выбранные ими разработчики активно занимаются формализацией данных в МИС. «Первая версия ИЭМК была нежизнеспособна, и обмен данных с ней невозможен, но сегодня качество интеграционных интерфейсов, документации и технической поддержки стало адекватным, так что интеграция с федеральной электронной регистратурой и ИЭМК теперь вполне реальна», — утверждает Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы». По его оценке, в течение марта большинство разработчиков закончат доводку интеграционных интерфейсов, завершив этап тестирования и подготовки, и начнут вводить свои МИС в промышленную эксплуатацию, что обеспечит наполнение федеральных систем реальными данными. Владимир Островский, руководитель проектов по МИС корпорации InterSystems, рассказал, что в регионах, где внедрены платформы InterSystems HealthShare, основные задачи по интеграции с ИЭМК уже выполнены и идет подготовка к официальному тестированию, намеченному на март-апрель 2014 года.

По словам Владимира Соловьева, заместителя гендиректора «БАРС Груп», компания еще в прошлом году подготовилась к интеграции, провела работу с тестовыми пациентами и готова к передаче реальных данных, но ждет «сигнала сверху». «Такой сигнал поступит только после подготовки портфеля необходимой нормативной документации и его рассмотрения Госдумой», — пояснил он. На сегодняшний день еще не установлены правовые основания для передачи персональных данных граждан в федеральный сегмент ЕГИСЗ. Поторопившись в этом вопросе, можно спровоцировать большую волну негатива, заметил Соловьев.

Нужна ли интегрированная ЭМК?

Интеграционный процесс сдерживается прежде всего из-за отсутствия четкого понимания, для чего этот обмен организуется, заметил Вячеслав Кадников, руководитель группы по работе с госсектором ЕМС Russia & CIS. «Мы говорим о возможности ‘отвязать’ пациента от учреждения, в котором он обслуживается и где хранится его медкарта. Но на данный момент требования Минздрава к ЭМК не содержат всю информацию, необходимую врачу для полноценного обслуживания пациента», — указал он, поэтому технические помехи пока не имеет смысла обсуждать.

Григорий Шевченко, заместитель гендиректора по коммерции компании «Открытые Технологии», считает, что главная проблема в неверной постановке задачи. «Если бы Минздрав прекратил разрабатывать форматы обмена данными на все случаи жизни, а определил комплекс задач по информатизации, которые регионы должны решать самостоятельно, то вместо одной неработающей большой системы мы получили бы сегодня сотню автономно работающих систем, которые потом можно связать сетью и обязать предоставлять необходимые центру агрегированные (но не первичные) данные», — сказал он. Стричь под одну гребенку совершенно разные регионы, по мнению Шевченко, бесполезное и затратное дело.

Впрочем, работа над ЕГИСЗ в самом разгаре. Что получится из попытки поднять на федеральный уровень первичную информацию из медицинских организаций, мы скоро увидим.

Помехи общие и частные

При организации полноценного обмена данными между локальными, региональными и федеральными медицинскими ресурсами возникает целый комплекс методических, организационных и технических проблем. Главная методическая проблема в том, полагает Владимира Соловьева, заместитель гендиректора «БАРС Груп», что прямо в процессе информатизации «со страшной скоростью мутируют методические документы и рекомендации по организации форматов и сервисов», и это требует от разработчиков чрезвычайной оперативности. Унификация протоколов обмена и стандартов формирования информационных ресурсов не была проведена до начала интеграционных работ. И настраивать выгрузку данных в главные федеральные ресурсы — ФЭР и ИЭМК пришлось дважды, так как появившиеся в 2013 году свежие версии этих программных продуктов предъявляют новые требования к протоколам инфообмена. «Всем разработчикам приходится переделывать работу как минимум два раза за год, что дестабилизирует и без того не очень гладкую ситуацию с информатизацией и показывает невысокую квалификацию отвечающих за это направление», — заявил Тарас Баранюк, директор по развитию департамента «Госсектор и медицина» группы компаний «Корус Консалтинг».

Основная организационная проблема, по мнению Соловьева, состоит в отсутствии единого профессионального сообщества, собирающего и анализирующего различные мнения, способного формировать установки для министров здравоохранения и ИТ-директоров.

Интеграция требует стандартов, протоколов интероперабельности, которые обычно создаются либо государством, либо крупной ИТ-компанией, сказал Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий. В России нет таких ИТ-гигантов, как Microsoft, способных установить свои правила игры, а навязать рынку правила общественной организации не получается. Тем не менее Эльянов настроен оптимистично. «В других странах уже прошли этот путь, и мы его пройдем», — уверен он.

Наполнение федеральной ИЭМК невозможно без передачи информации из всех типов медучреждений, пока же уровень информатизации в регионах крайне неравномерен. Однако, как отметил Соловьев, технически ЕГИСЗ сегодня стала значительно ближе к реализации, так как в Минкомсвязью России инициирован проект «250+» по организации широкополосного доступа в Интернет во всех населенных пунктах с населением более 250 человек.

По мнению Александра Гусева, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», проблемы, тормозящие решение интеграционных задач в некоторых региональных проектах, носят частный, а не системный характер. Скорее всего, это либо технические трудности, либо незрелость отдельных решений, которые надо модернизировать или менять на более современные. Общее же напряжение в регионах обусловлено необходимостью выполнить интеграцию с ФЭР-2 и ИЭМК-2 в весьма жесткие сроки, что разработчики не всегда успевают сделать в полном объеме. «Сколько времени регионам и разработчикам ни давай, все равно основные работы будут вести в последний момент», — признал Гусев.

«Процесс разработки также замедляет долгая реакция техподдержки ЕГИСЗ на обращения, что не позволяет оперативно решать вопросы по интеграции, и частая недоступность сервисов ИЭМК», — добавил Баранюк.