Сетевой гигант медицинской отрасли Kaiser Permanente и Управление по делам ветеранов США (U.S. Department of Veterans Affairs, VA) представили программу обмена электронными медицинскими картами пациентов, рабочая версия которой испытывалась последние несколько месяцев. Реализация проекта стала возможной благодаря первому соглашению подобного рода между государственной и частной организациями.

Программное обеспечение подключается к системе электронных медицинских карт Kaiser Permanente HealthConnect и к платформе VistA (Veterans Affairs Health Information Systems and Technology Architecture). На начальном этапе его опробовали пациенты центра Kaiser Permanente в Сан-Диего, лечение которых оплачивается Управлением по делам ветеранов. На базе управления создана крупнейшая в США интегрированная медицинская система, которая обслуживает 5,4 млн ветеранов из 7 млн действующих и бывших военнослужащих.

К числу сведений, на совместное использование которых пациент дает разрешение, относится информация обо всех ранее диагностированных у него заболеваниях, о проводимом лечении и о наличии аллергии.

Руководитель программы Healthcare System в Сан-Диего д-р Роберт Смит сравнил важность электронных медицинских систем с первым полетом на Луну, отметив, что "на президента Обаму возложена сегодня такая же ответственность, как в свое время на президента Кеннеди, а страна нуждается в быстром продвижении вперед в данной области".

Главный консультант Управления по делам ветеранов д-р Стивен Ондра сообщил, что три из четырех ветеранов армии США, принимавших участие в боевых действиях, получали медицинскую помощь вне учреждений, подчиненных Управлению по делам ветеранов при министерстве обороны. Интероперабельности систем федеральных агентств и частного сектора отводится важная роль в деле повышения качества медицинского обслуживания ветеранов, военнослужащих и членов их семей.

Обладая средствами обмена медицинской информацией, ветераны могут мгновенно обращаться к своим медицинским картам и получать необходимую помощь в любом центре Kaiser, принимающем участие в данной программе. Заметим, что и до начала реализации проекта пациенты, как правило, не высказывали никаких возражений в отношении передачи их карт другим врачам, но на получение бумажных документов у докторов уходили недели и даже месяцы.

"Благодаря реализации новой программы процедура передачи карт, занимавшая ранее недели, происходит в течение нескольких секунд, -- сообщил Ондра. -- Таким образом, в итоге мы получаем улучшение качества обслуживания, повышение уровня безопасности пациентов и значительный рост эффективности при организации обмена информацией и оказании медицинской помощи. Вместе с тем пока на том долгом пути, который нам предстоит пройти, сделан лишь первый шаг.

При появлении пациента, обслуживавшегося в другом учреждении, любой врач всегда задает ему три вопроса: на что тот жалуется, как проводилось лечение и имеются ли у него аллергические заболевания. Именно на эти три вопроса мы и постарались ответить в первую очередь".

Несмотря на то что обмен информацией осуществляется через Web, при реализации пилотной программы ставка делалась не на закрытые технологии, а на стандартные протоколы. Информация о пациентах будет передаваться между двумя компьютерами с помощью обычных сетевых механизмов. При этом неважно, какая операционная система и какое специализированное программное обеспечение установлены на компьютерах.

Обмен информацией будет осуществляться в сети NHIN (Nationwide Health Information Network). Строительство этой сети вот уже несколько лет ведется под руководством Управления национального координатора при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США (U.S. Department of Health and Human Services Office of the National Coordinator, ONC). В июне прошлого года Управление по делам ветеранов и Министерство обороны США официально согласились использовать единый стандарт NHIM.

В тестировании сети NHIM принимали участие почти два десятка государственных и частных медицинских учреждений, но первыми организациями, решившими осуществлять обмен данными на практике, стали Управление по делам ветеранов и Kaiser Permanente.

Из 1144 пациентов, опрошенных представителями VA, свое согласие на осуществление информационного обмена дали 40%. "Мы надеемся, что в дальнейшем эта доля будет расти и нам удастся убедить пациентов использовать открывающиеся преимущества", -- заметил Смит.

Сеть NHIN предоставляет технологический "шлюз" для поддержки стандартов и позволяет врачам вести обмен медицинской информацией на законных основаниях. По словам представителей министерства здравоохранения и социального обеспечения, сотрудники организаций, участвующих в эксперименте, в любое время могут получать безопасный доступ к информации пациентов, представленной в электронной форме. Используемые технологии обеспечивают точность, эффективность и безопасность. Кроме того, они позволяют избежать избыточности и дополнительных проверок.

По мнению Смита, необходимую отчетность можно получить с помощью тех же самых средств NHIN, которые отвечают за обмен информацией. При выполнении любой операции выборки данных в системе сохраняются сведения о том, кем соответствующая информация была запрошена.

Внедрение систем электронных медицинских карт проводится в рамках реализации национальной программы, призванной исключить необходимость предоставления пациентами своих бумажных карт при обращении в то или иное медицинское учреждение.

Согласно закону США о восстановлении экономики и инвестициях, на нужды системы здравоохранения будет выделено 19 млрд долл. Причем 17 млрд из них предполагается выплатить в качестве компенсаций за внедрение систем электронных медицинских карт. Деньги на соответствующие цели будут выделяться начиная с 2011 года. Однако на сегодняшний день системы электронных медицинских карт развернули у себя лишь около четверти медицинских центров и совсем небольшая часть практикующих врачей.

В определенной степени это связано с отсутствием стандартных методов организации обмена данными между различными системами, а также отсутствием четкого определения государственными органами "эффективности использования" технологии электронных медицинских карт. А ведь медицинские учреждения могут претендовать на получение компенсации лишь в случае выполнения данного условия.

По словам Смита, системы электронных медицинских карт должны обеспечить такой же уровень надежности и безопасности обмена информацией между различными лечебными центрами, какой сегодня существует между финансовыми институтами.

В первом квартале 2010 года к участию в обмене информацией планируется подключить систему здравоохранения Министерства обороны США. В конечном итоге соответствующие возможности станут доступны всем ветеранам, которых в настоящее время насчитывается около 5,4 млн человек, а также действующим военнослужащим.

 

Лукас Мериан ведет в журнале Computerworld рубрики, посвященные средствам хранения, механизмам восстановления работоспособности систем после сбоев и обеспечения непрерывности их функционирования, инфраструктуре финансовых служб, а также применению информационных технологий в сфере здравоохранения. Электронную почту ему можно направлять по адресу lmearian@computerworld.com.